К делу № 2-2743/2022
23RS0008-01-2022-003649-83
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Белореченск 07 ноября 2022 года
Белореченский районный суд Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Киряшева М.А.,
при секретаре Кудлаевой О.Ю.,
с участием истца Некрыловой Н.Г.,
представителя ответчика Парамоновой Т.А., представителя третьего лица Печкурова И.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Некрыловой Натальи Георгиевны к ГУ - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю о признании неправомерным решения руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (Отдел установления пенсий №6 ОПФР по Краснодарскому краю) об отказе зачете периодов работы в льготный педагогический стаж, обязании зачесть периоды работы в льготный педагогический стаж и назначении страховой пенсии с даты обращения с заявлением с 20.07.2022 года,
УСТАНОВИЛ:
Истец уточнила исковые требования, просит суд признать неправомерным решение руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (Отдел установления пенсий №6 ОПФР по Краснодарскому краю) № 220000128676/651556/22 от 29.07.2022 г. в части отказа в зачете в специальный льготный стаж следующего периода работы: с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитатель детского дошкольного учреждения №7 города Белореченска Краснодарского края, а также обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, назначаемой ранее установленного законом возраста в связи с педагогической деятельностью указанные периоды работы и назначить ей досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
В исковом заявлении истец указала, что 20 июля 2022 года она обратилась в Отдел установления пенсий № 6 ОПФР по Краснодарскому краю с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии, назначаемой ранее установленного законом возрастав связи с педагогической деятельностью в порядке подп. 19 п.1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ. Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан учреждения ответчика в назначении досрочной пенсии ей отказано. Из специального стажа исключены (не зачтены) следующие периоды ее работы (спорный период): -с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитатель детского дошкольного учреждения №7 города Белореченска Краснодарского края, так как Детские дошкольные учреждения (ДДУ) Списком № 463 от 06.09.1991 г., Списком № 1067 от 22.09.1999 г., Списком № 781 от 29.10.2002г. не предусмотрены. Считает указанное решение комиссии учреждения ответчика незаконным, ограничивающим ее право на пенсионное обеспечение, гарантированное статьей 39 Конституции Российской Федерации и установленное статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях». Ее право на досрочную трудовую пенсию по старости за выслугу лет вытекает не из наименования образовательного учреждения, а из самого факта занятия педагогической деятельностью в образовательном учреждении в должности, предусмотренной Списком.
Представитель Отделения Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю Парамонова Т.А. не согласна с исковым заявлением Некрыловой Н.Г., в своем возражении на исковое заявление пояснила, что при оценке периодов трудовой деятельности не может быть засчитан в специальный стаж в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781, а также в соответствии с нормами ранее действовавшего законодательства следующие периоды работы:с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитатель детского дошкольного учреждения №7 города Белореченска Краснодарского края.
Истица Некрылова Н.Г. и председатель Белореченской районной территориальной организации Профсоюза работников образования и науки РФ Печкуров И.Е. поддержали исковые требования в полном объеме и просили их удовлетворить.
Исследовав письменные доказательства, представленные сторонами, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» досрочная страховая пенсия по старости назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. № 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии но старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (Список от 29.10.2002г. № 781) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей (Правила от 29.10.2002г. № 781).
Часть 8 статьи 13 и части 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» предусматривают, что в целях определения права на страховую пенсию по выбору застрахованного лица в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ могут включаться периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу данного Федерального закона и засчитывались в стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа).
В целях реализации пенсионных прав педагогических работников при исчислении выслуги лет применялись следующие нормативные акты, регулировавшие порядок исчисления стажа:
- до 01.10.1993 г. - Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет и Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. № 1397;
с 01.10.1993 г. до 01.11.1999 г. - Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за. выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991г. № 463, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.09.1993г. № 953 (далее Список от 06.09.1991г. №463);
с 01.11.1999 г. до 01.01.2002 г. - Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Список от 22.09.1999г. № 1067) и Правила исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей (далее Правила от 22.09.1999г. № 1067), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999г. № 1067, в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2001 г. № 79;
-с 01.01.2002 г. - Списки и Правила от 29.10.2002г. №781.
Как установлено в судебном заседании, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, пенсионный орган не засчитал истице следующие периоды работы: с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитатель детского ясли-сада №7 г. Белореченска и в новой редакции от 28.08.2000 года муниципального ДОУ детский сад №7 г. Белореченска Краснодарского края. При оценке указанного периода трудовой деятельности истицы пенсионный орган руководствовался постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, а также нормами ранее действовавшего законодательства.
Так вышеуказанный период работы истицы не засчитан в специальный стаж, поскольку в соответствии с разделом «Наименование учреждений» Списка от 29.10.2002 г. №781, Списков от 06.09.1991 г. № 463, от 22.09.1999 г. № 1067, наименование учреждения «ДДУ» Списком не предусмотрено. Однако с указанными выводами пенсионного органа согласиться нельзя.
Как следует из материалов дела, в указанный период времени истица работала с детьми в должности воспитателя детсад-ясли № 7 г. Белореченска, выполняя функции согласно должностным инструкциям, соответствующим должностным обязанностям воспитателя. Факт работы в данном учреждении и в указанной должности подтверждается трудовой книжкой (л.д.17-20), карточкой-справкой за 1994-2000 годы, подтверждающей факт работы воспитателем и начислением заработной платы (л.д.46-57), уставом МДУ№ 7 г. Белореченска от 24.04.1994 года (л.д.37-45), уставом МДОУ детский сад № 7 г. Белореченска (новая редакция) от 28.08.2000 года (л.д.26-35).
Кроме того, в материалах дела имеется справка от 30.08.2022 г. № 167, выданная заведующей МБДОУ Д/С № 7Куличенко Е.А., согласно которой Некрылова Н.Г. в указанный период времени работала в детском саду № 7 г. Белореченска в должности воспитателя (л.д.21).
Таким образом, права истицы в части принятия в специальный стаж указанного периода работы вытекают не из наименования образовательного учреждения, а из выполняемых ею функций при её работе воспитателя с детьми.
Период работы истицы с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитателя детсад-ясли №7 «Ивушка» города Белореченска не засчитан пенсионным органом, т.к. наименование учреждения «МДУ» Списками не предусмотрено. Факт работы истицы в должности воспитателя детсад-ясли № 7 г. Белореченска подтвержден записью в трудовой книжке. По своему статусу и организационно-правовой форме, целям воспитательного, образовательного процесса, типу реализуемых программ Детское дошкольное учреждение № 7 г. Белореченска соответствуют типу дошкольного образовательного учреждения «детский сад», функцию которого фактически осуществляло в указанный период.
Ответчиком установлен и не оспаривается факт работы истицы в оспариваемый период с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г., с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. в должности воспитатель, однако, как указано в обосновании отказа, Списками, с учетом которых назначается данная пенсия, такие учреждения как ДУ предусмотрены. Запись № 1 трудовой книжки свидетельствует о приеме на должность «Воспитателя» в детский ясли-сад №7 Белореченского УНО. В 1960 году Министерством образования было издано «Временное положение о дошкольном учреждении ясли-сад», согласно которого детские сады имели наименование: дошкольное учреждение (сокращенно ДУ). Приказом Министерства просвещения СССР от 29.01.1985г. №. 16 было утверждено «Положение о детском дошкольном учреждении», согласно которого детские дошкольные учреждения могут быть: детскими яслями, детским садом, детским ясли-садом и имели полное наименование: детское дошкольное учреждение (сокращенно ДДУ). Постановлением Совета. Министров РСФСР от 23.02.1991 г. № 119 утверждено «Временное положение о дошкольном учреждении в РСФСР», согласно которого данный вид учреждений имеет наименование: дошкольное учреждение (сокращенно ДУ). Па основании «Типового положения о дошкольном образовательном учреждении», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.07.1995 г. № 677, детские сады имеют наименование дошкольное образовательное учреждение (сокращенно ДОУ). Данное положение действует в настоящее время.
Статьей 22 Закона РСФСР от 02.08.1974 г. «О народном образовании» предусмотрено, что в целях обеспечения наиболее благоприятных условий для воспитания детей дошкольного возраста и оказания необходимой помощи семье планомерно развивается сеть детских яслей, детских садов, детских яслей садов общего и специального назначения и других детских дошкольных учреждений, то есть ДДУ - это есть детское дошкольное учреждение детский сад № 7. В соответствии с п. 1 Положения о детском дошкольном учреждении, утвержденном приказом Минпроса СССР от 29.01.1985г. № 16 - детское дошкольное учреждение (детские ясли, детский сад, детские ясли сад) - является учреждением общественного воспитания детей.
Указанные обстоятельства подтверждаются такими первичными документами как: копия решения исполнительного комитета Белореченского районного Совета депутатов трудящихся от 10.08.1967 г. № 167 «Об открытии детского сада в г. Белореченске, Устава муниципального дошкольного учреждения №7 г. Белореченска Краснодарского края, зарегистрированного постановлением Главы администрации г. Белореченска Краснодарского края от 24.04.1994 г. № 430, Устава муниципального дошкольного образовательного учреждения детский сад №7 г. Белореченска Краснодарского края, зарегистрированного постановлением главы г. Белореченска Краснодарского края от 28.08.2000 № 1418, в соответствии с которыми согласно целям, задачам и предмету деятельности работа МДУ №7 осуществляется в соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» и создано в целях интеллектуального и личностного развития ребенка. В соответствии с п.1.1 Устава «Муниципальное дошкольное учреждение (в дальнейшем ДУ № 7) является дошкольным учреждением общеобразовательного типа с организационно-правовой формой муниципальное учреждение.
Таким образом, на протяжении всего оспариваемого периода истец работала в учреждения для детей именуемом «детский сад», следовательно, оспариваемый период подлежит включению (зачету) в специальный стаж.
Пунктом 1 статьи 11 Федерального закона «О страховых пенсиях» установлено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ.
Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Исходя из смысла ст. 19 Конституции РФ равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности.
В соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Таким образом, учитывая изложенное, а также установленные в судебном заседании обстоятельства дела, суд находит необходимым удовлетворить исковые требования Некрыловой Н.Г. и признать неправомерным решение руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (Отдел установления пенсий №6 ОПФР по Краснодарскому краю) № 220000128676/651556/22 от 29.07.2022 г.в части непринятия в специальный льготный стаж следующего периода работы: с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитатель детского дошкольного учреждения №7 города Белореченска Краснодарского края; обязать ответчика засчитать ей в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, указанные периоды работы и назначить ей досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Учитывая изложенное и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Некрыловой Натальи Георгиевны к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю(Отдел установления пенсий №6ОПФР по Краснодарскому краю) удовлетворить.
Признать неправомерным решение руководителя территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (Отдел установления пенсий №6ОПФР по Краснодарскому краю) № 220000128676/651556/22 от 29.07.2022 г. отказавшего Некрыловой Наталье Георгиевне в части непринятия в специальный стаж периода работы с24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней в должности воспитатель детского дошкольного учреждения №7 города Белореченска.
Обязать Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда РФ по Краснодарскому краю засчитать Некрыловой Наталье Георгиевне, 25.12.1974 года рождения, уроженке гор. Белореченска Краснодарского края, (паспорт серия 0319 № 505024, выдан 24.01.2020 г. ГУ МВД России по Краснодарскому краю, код подразделения 230-021), проживающей по адресу: Краснодарский край, г. Белореченск, ул.Луначарского, д. 145, кв.121, в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии, период её работы с 24.04.1994 г. по 20.09.1994 г. - 00 лет 04 месяца 27 дней, с 09.09.1996 г. по 27.08.2000 г. – 03 года 11 месяцев 18 дней работу в должности воспитатель детского дошкольного учреждения №7 города Белореченска Краснодарского края и назначить ей досрочную страховую пенсию с момента возникновения права.
Решение может быть обжаловано в Краcнодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Белореченский районный суд Краснодарского края.
Решение суда в окончательной форме принято 08 ноября 2022 года.
судья: подпись
Копия верна:
Судья М.А. Киряшев