Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
20 июня 2023 года пос. Саракташ
Саракташский районный суд Оренбургской области в составе председательствующего судьи Асфандиярова М.Р. при секретаре Шкондиной А.Р., с участием помощника Саракташского прокурора Сатановой А.К.,
рассмотрев в открытом судебном заедании административное дело по иску прокурора Саракташского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области о признании незаконными бездействия и обязании устранить допущенные нарушения,
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Саракташского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц в суд с названным административным иском к администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения требований законодательства о муниципальной собственности в деятельности администрации МО Саракташский поссовет, в результате которой установлено, что право собственности на автомобильную дорогу по <адрес> в <адрес> за кем-либо не зарегистрировано, данный объект фактически используются без правоустанавливающих документов, объект является бесхозяйным. Отсутствие факта регистрации данного объекта в качестве объекта транспортной инфраструктуры препятствует надлежащей организации обслуживания и ремонта автомобильной дороги, приведению данной дороги в соответствие с проектом организации дорожного движения, что не позволяет обеспечить должное содержание автомобильной дороги населенного пункта, создает угрозу нарушения прав жителей на безопасное дорожное движение. При указанных обстоятельствах неоформление администрацией МО Саракташский поссовет, на территории которого находится бесхозяйный объект - автомобильная дорога, является недопустимым. Просит обязать администрацию МО Саракташский поссовет в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на кадастровый учет объект транспортной инфраструктуры - автомобильную дорогу до <адрес>.
В судебном заседании помощник Саракташского районного прокурора Сатанова А.К. исковые требования поддержала по изложенным в иске основаниям.
Представитель ответчика администрации МО Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Представил заявление, в котором исковые требования признал. Последствия признания иска, предусмотренные ч.1 ст.157 Кодекса административного судопроизводства РФ ему разъяснены и понятны.
Выслушав истца, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В силу ста.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч.1 ст.228Кодекса административного судопроизводства РФ (далее- КАС РФ) гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п.1 ч.2 ст.227 КАС РФрешение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, таких как несоответствие этих действий, решений нормативно- правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Согласно п.3 ч.2 ст.62 КАС РФпо административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, административный истец не обязан доказывать незаконность оспариваемых ими решений, действий (бездействия), но обязан подтверждать факты, на которые он ссылается как на основания своих требований.
Охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства осуществляются путем предупреждениядорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Безопасностьдорожногодвижения - это состояние, отражающее степень защищенности его участников отдорожно-транспортных происшествий и их последствий. Обеспечение безопасностидорожногодвижения - деятельность, направленная на предупреждение причин возникновениядорожно-транспортных происшествий, снижение тяжести их последствий.
Обеспечение безопасностидорожногодвижения осуществляется, в том числе посредством установления полномочий и ответственности органов местного самоуправления, регулирования деятельности на автомобильном транспорте и вдорожномхозяйстве (ст.1,4,5Федерального закона от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ «О безопасностидорожногодвижения»).
Из ответа заместителя главы Саракташского района Оренбургской области Бессарабова А.С. следует, что выдать выписку из реестра муниципального имущества Саракташского района Оренбургской области на нижеперечисленный объект недвижимого имущества - автомобильную дорогу по <адрес> не представляется возможным, в связи с тем, что вышеназванный объект недвижимого имущества не числится в реестре муниципального имущества Саракташского района Оренбургской области.
Отсутствие надлежащего оформления права собственности на указанную автомобильную дорогу в пределах границ муниципального образования, предназначенных для использования неопределенным кругом лиц, создающее предпосылки к нарушению норм действующего законодательства в части осуществления государственного контроля за техническим состояниемдорог, их приведению в надлежащее состояние явилось основание для обращенияпрокурора в суд с настоящим административным иском.
Пунктом 1 ст.3Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ «Об автомобильныхдорогахи одорожнойдеятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 8 ноября 2007 года N 257-ФЗ) установлено, что автомобильнаядорога- это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильнойдорогии расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожноеполотно,дорожноепокрытие и подобные элементы) идорожныесооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитныедорожныесооружения, искусственныедорожныесооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильныхдорог.
Согласно п.25 ч.1 ст.16Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относитсядорожнаядеятельность в отношении автомобильныхдорогместного значения в границах муниципального, городского округа и обеспечение безопасностидорожногодвижения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильныхдорогместного значения в границах муниципального, городского округа, организациядорожногодвижения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильныхдороги осуществлениядорожнойдеятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно положениям ст.17Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ содержание автомобильныхдорогосуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильныхдорог, а также организациидорожногодвижения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильнымдорогами безопасных условий такого движения. Порядок содержания автомобильныхдорогустанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов России и муниципальными правовыми актами.
Осуществлениедорожнойдеятельности в отношении автомобильныхдорогместного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления (ч.3 ст.15Федерального закона от 08 ноября 2007 г. N 257-ФЗ).
Статьей 10 этого же Федерального закона предусмотрено формирование и ведение Единого государственного реестра автомобильныхдорог, в который вносятся сведения об автомобильныхдорогах, предоставленные собственниками данныхдорог.
Исходя из положений ст.50Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ, в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения.
При этом согласно ст.51Федерального закона от 06 октября 2003 г. N 131-ФЗ органы местного самоуправления ведут реестры муниципального имущества в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Из п. 5 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ следует, что к вопросам местного значения городского поселения относится, среди прочих вопросов, относится дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения,. алакже осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абз. 2 ст. 4 Закона Оренбургской области от 21.02.1996 «Об организации местного самоуправления в Оренбургской области» за сельскими поселениями
помимо вопросов, предусмотренных: ч. 3 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ, закрепляются вопросы, предусмотренные п.п. 4, 5, 6, 7, 7.1, 7.2, 8, 11, 13, 13.1, 15, 18, 20, 22, 24, 26, 27, 31, 32, 33.1, 33.2, 34, 37, 38 ч. 1 ст. 14 Федерального закона № 131-ФЗ - дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля на автомобильном транспорте, городском наземном электрическом транспорте и в дорожном хозяйстве в границах населенных пунктов поселения, организация дорожного движения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 225 Гражданского кодекса РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей утвержден приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 г. № 931.
Автомобильная дорога по <адрес> в реестре муниципального имущества Саракташского района Оренбургской области не числится.
По состоянию на 20.06.2023г. процедура государственногокадастровогоучетав отношении указанных автомобильныхдорогне пройдена, право муниципальной собственности не зарегистрировано, доказательств обратного суду не представлено.
Учитывая, что нарушения действующего законодательства в части обеспечения транспортной безопасности не устранены, а обязанность по регистрации имущества, владению, пользованию и распоряжению им в силу вышеприведенных положений закона возложена на администрацию МО Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области, суд удовлетворяет требования административного иска в полном объеме.
Руководствуясь ст.175-180,227Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Административный иск прокурора Саракташского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Саракташский поссовет Саракташского района Оренбургской области о признании незаконными бездействия и обязании устранить допущенные нарушения, удовлетворить.
Обязать администрацию МО Саракташский поссовет в течении 3-х месяцев с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить постановку на кадастровый учет объект транспортной инфраструктуры - автомобильную дорогу до <адрес>.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Оренбургский областной суд через Саракташский районный суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья М.Р. Асфандияров
Решение изготовлено в окончательной форме 25 июня 2022 года.
Судья М.Р. Асфандияров