Дело № 12-848/2023
РЕШЕНИЕ
15 сентября 2023 года город Кызыл
Судья Кызылского городского суда Республики Тыва Ооржак А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу заместителя министра образования Республики Тыва ФИО1 на постановление №.30-161/2023 от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (далее – ФИО3 ФИО2) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя министра образования Республики Тыва ФИО1,
с участием заявителя представителя ФИО3 ФИО2 А.О.,
установил:
Заявитель обратилась в суд с жалобой на указанное постановление в отношении нее, в обоснование жалобы, указав о том, что в адрес ФИО3 ФИО2 поступили жалобы Общества с ограниченной ответственностью «Новая школа» на положения извещения о проведении электронного аукциона № «Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование». Согласно жалобе ООО «Новая школа» извещение о проведении электронного аукциона не соответствует требованиям законодательства о контрактной системе, а именно: 1) в описании объекта закупки содержит характеристики товара, не соответствующие выбранной заказчиком кода ОКПД2-32,99,53.130, а также закупаемое оборудование (видеодистант) имеет схожие характеристики с интерактивной панелью, имеющей код позиции КТРУ - 26.20,13.000-0000002, заказчик намерено не использовал этот подходящий код; 2) установленные в извещении о проведении электронного аукциона № требованиям к товару соответствуют только единственный товар. Согласно извещению о проведении электронного аукциона № предметом закупки является приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва, по которому в КТРУ отсутствует соответствующая позиция, в связи с чем, был использован Министерством код ОКПД2 32.99.53.130. Также по результатам изучения информации, размещенной в ЕИС, в том числе, КТРУ - 26.20.13.000-0000002, ФИО3 ФИО2 не установлено подходящая к описанию объекта закупки (характеристикам товара, указанных в извещении о проведении электронного аукциона №) позиция КТРУ в ЕИС отсутствует, в связи с чем, ФИО3 ФИО2 пришла к выводу о правомерности применения Министерством кода ОК11Д2 - 32.99.53.130 и довод подателя жалобы о том, что описание объекта закупки содержит характеристики товара, не соответствующие выбранной заказчиком кода ОКПД2 не нашли своего подтверждения. Как установлено ФИО3 ФИО2, в вышеуказанном извещении о проведении электронного аукциона требование к гарантии качества товара не установлено. Исходя из буквального толкования ч. 1 ст. 42 Закона о контрактной системе, законодательно не предусмотрено установление заказчиками в содержании извещений об осуществлении закупок, требований к гарантии качества товара, работы, услуги. Приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-д «О передаче полномочий» полномочия государственного заказчика Министерства образования и науки Республики Тыва переданы ГБУ РТ «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» (далее - Учреждение). Также, указанным приказом Учреждению поручено назначить ответственных контрактных управляющих. Приказом Учреждения Биче-оол А.К. с ДД.ММ.ГГГГ назначена исполняющим обязанности начальника отдела государственных закупок. Согласно должностной инструкции начальника отдела государственных закупок Учреждения, в трудовые функции начальника входит подготовка закупочной документации и разработка проектов контрактов, который обладает специальными знаниями. Согласно скриншоту из личного кабинета Региональной информационной системы в сфере закупок, документы электронного аукциона направлялись не заявителем, а Биче-оол И.Н. В связи с чем, просит признать постановление незаконным.
В судебное заседание заявитель ФИО1 не явилась, извещена. Судебная повестка направлялась по месту работы заявителя – в Министерство образования Республики Тыва по адресу: <адрес>, получено ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штемпелем. Также судебная повестка направлялась почтовой связью по месту ее регистрации (согласно адресной справке): <адрес>, конверт вернулся ДД.ММ.ГГГГ с отметкой «Истек срок хранения» (идентификатор 6670128695630). В соответствии с п. 6 Постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 5 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" является надлежащим извещением, срок 7 календарных дней хранения в отделении почтовой связи соблюден (с пунктами 3.6 и 3.7 Особых условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное", утвержденных Приказ ФГУП "Почта ФИО2" от ДД.ММ.ГГГГ N 423-п).
Представитель ФИО3 ФИО2 А.О. по доверенности не согласился с доводами жалобы, просил отказать, пояснил о том, что состав правонарушения доказан, процедура привлечения соблюдена.
Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, судья приходит к следующему.
Согласно ст. 30.1 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, может быть обжаловано в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела.
Согласно ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
Оспариваемое постановление вынесено ДД.ММ.ГГГГ, заявитель получила копию постановления ДД.ММ.ГГГГ. Жалоба поступила ДД.ММ.ГГГГ в Арбитражный суд Республики Тыва. Определением Арбитражного суда от ДД.ММ.ГГГГ материалы по жалобе и дело об административном правонарушении направлены в Кызылский городской суд. С учетом того, что жалоба направлялась в Арбитражный суд ДД.ММ.ГГГГ, соответственно срок обжалования заявителем не нарушен.
В соответствии с частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - пятидесяти тысяч рублей.
Объективная сторона состава административного правонарушения, ответственность за совершение, которого предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, состоит в размещении должностным лицом заказчика, в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, подлежащих размещению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.
Субъектами данного правонарушения являются должностные лица заказчика.
Согласно статье 2.4. КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальный полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций.
В соответствии со статьей 3, частью 1 статьи 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" муниципальные органы, а также муниципальные казенные и бюджетные учреждения являются заказчиками.
В соответствии с пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в извещении о проведении электронного аукциона, размещаемого в единой информационной системе или до, ввода в эксплуатацию ЕИС на официальном сайте, указываются единые требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона.
В соответствии со статьей 31 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки, указанные в пунктах 1, 3 - 5, 7, 9 и 10 части 1 данной статьи.
Из материалов дела об административном правонарушении следует, что постановлением №.30-161/2023 от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (далее – ФИО3 ФИО2) заместитель министра образования Республики Тыва ФИО1 признана виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, назначено ей административное наказание в виде предупреждения.
Основанием для привлечения к административной ответственности послужило то, что в адрес ФИО3 У ФАС ФИО2 поступили жалобы (вх. № от ДД.ММ.ГГГГ) Общества с ограниченной ответственностью «Новая школа» на положения извещения о проведении электронного аукциона № № «Приобретение оборудования (видеодистант) по созданию регионального центра выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи Республики Тыва в рамках федерального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование»», начальная (максимальная) цена контракта: 4 000 000,00 рублей. Жалоба была подготовлена в соответствии с требованиями и в сроки, установленные статьей 105 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе). В связи с чем, жалоба была принята Тывинским ФИО2 к рассмотрению. Вместе с тем, ООО «Новая школа» не представлены достаточные доказательства того, что установленным в извещении о проведении электронного аукциона № требованиям к товару соответствуют только единственный товар. Таким образом, довод ООО «Новая школа» о том, что в извещении о проведении электронного аукциона № установлены требования, указывающие на единственный товар (производитель), не нашел своего подтверждения.
По результатам проведенной внеплановой документарной проверкиФИО3 ФИО2 установлено следующее: в извещении о проведении электронного аукциона № требование к гарантии качества товара не установлено. Вместе с тем, в разделе 11 проекта контракта установлены требования к гарантийным обязательствам, в том числе, установлены требования к его сроку действия, размеру обеспечения. На основании изложенного, а также принимая во внимание, что потребностью государственного заказчика является наличие гарантии качества товара и гарантийных обязательств поставщика, ФИО3 ФИО2 приходит к выводу, что государственным заказчиком - Министерством образования Республики Тыва в нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона № и проекте контракта установлены противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств. Установление таких противоречивых сведений может привести к заблуждению потенциальных участников закупки при принятии решения об участии в рассматриваемой закупке, а также злоупотреблению заказчиком своих прав при приемке товара (часть 7.1 статьи 94 Закона о контрактной системе). Указанные действия государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва содержат признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Решением ФИО3 ФИО2 от ДД.ММ.ГГГГ № установлено в действиях заказчика - Министерства образования Республики Тыва нарушение части 1 статьи 34 и пункта 17 части 1 статьи 42 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» в части установления в извещении о проведении электронного аукциона № и проекте контракта противоречивых сведений в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств. Тывинским ФИО2 письмом от ДД.ММ.ГГГГ за исх. № ФХ/1576/23 запрошена от Администрации Главы Республики Тыва и Аппарата Правительства Республики Тыва информация об исполняющем обязанности министра образования Республики Тыва в марте 2023 года. Согласно распоряжению Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-р на заместителя министра образования Республики Тыва ФИО1 возложены обязанности министра образования Республики Тыва. Таким образом, должностное лицо - заместитель министра образования Республики Тыва ФИО1, разместив в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона № с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно, установив в извещении о проведении электронного аукциона № и проекте контракта противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ. Временем совершения административного правонарушения является дата размещения на официальном сайте ЕИС в сети Интернет www.zakupki.gov.ru извещения о проведении электронного аукциона №, то есть ДД.ММ.ГГГГ. Местом совершения административного правонарушения является местонахождение уполномоченного органа - Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок, то есть <адрес>. Постановлением Правительства Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № утвержден Порядок взаимодействия заказчиков и Министерства Республики Тыва по регулированию контрактной системы в сфере закупок при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Порядок). Подпунктом 4 пункта 5.2 Порядка предусмотрено, что заказчик разрабатывает и утверждает проект контракта (договора). С учетом изложенного ответственность за разработку и утверждение проекта контракта несет Заказчик. Согласно извещению о проведении электронного аукциона № государственным заказчиком является Министерство образования Республики Тыва. С учетом изложенного Министерство образования Республики Тыва является лицом ответственным за соблюдение законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки. Как установлено ФИО3 ФИО2, в извещении о проведении электронного аукциона № требование к гарантии качества товара не установлено.
Приведенные обстоятельства подтверждены собранными по делу доказательствами, получившими оценку на предмет относимости, допустимости, достоверности и достаточности по правилам статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вывод о наличии в деянии должностного лица состава административного правонарушения, предусмотренного указанной нормой, соответствует фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Требования статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении соблюдены, на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 названного Кодекса.
Таким образом, должностным лицом - заместителем министра образования Республики Тыва ФИО1 совершено административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
Вина должностного лица состоит в том, что она не выполнила установленные требования Закона о контрактной системе и не предприняла зависящие от нее меры по их соблюдению. Объективные обстоятельства, делающие невозможным исполнение установленных Законом о контрактной системе требований, при рассмотрении дела не установлены.
Следовательно, вина должностного лица в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, доказана и подтверждается материалами настоящего дела об административном правонарушении.
Довод должностного лица о том, что полномочия государственного заказчика - Министерства образования Республики Тыва по разработке извещений о проведении закупок, проектов контрактов и иных документов переданы в соответствии с приказом Министерства образования и науки Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-д подведомственному учреждению Государственному бюджетному учреждению Республики Тыва «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций» не принимается во внимание, поскольку приказ Министерства образования Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ №-д «О передаче полномочий» не имеет правового значения при определении субъекта административного правонарушения поскольку, в рассматриваемом случае, государственным заказчиком и получателем бюджетных средств выступает непосредственно Министерство образования Республики Тыва, а не Государственное бюджетное учреждение Республики Тыва «Центр учета и мониторинга деятельности образовательных организаций». Кроме того, в силу примечания к статье 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие функции члена ФИО3 по осуществлению закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, контрактные управляющие, работник контрактной службы, совершившие административные правонарушения. предусмотренные статьями 7.29 - 7.32, 7.32.5, частями 7, 7.1 статьи 19.5, статьей 19.7.2 КоАП РФ, несут административную ответственность как должностные лица.
Также не обоснован довод о том, что она не является надлежащим субъектом указанного административного правонарушения, не размещала в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона, опровергаются материалами дела.
Размещение на официальном сайте ЕИС в сети Интернет извещения о проведении электронного аукциона осуществлена ДД.ММ.ГГГГ, а распоряжением Правительства Республики Тыва №-р от ДД.ММ.ГГГГ на ФИО1 возложены обязанности министра образования Республики Тыва.
Вместе с тем, в материалы дела, не представлены доказательства о наличии уМинистерства образования Республики Тыва контрактного управляющего(контрактной службы), ответственного за подготовку извещения о проведениизакупок для нужд Министерства образования Республики Тыва.
Ссылка должностного лица о наличии ответственного лица за подготовку извещения о проведении закупок для нужд Министерства образования Республики Тыва - Биче-оол А-К.В. не может быть признана обоснованной, поскольку, врассматриваемом случае, Биче-оол Ай-кыс Владиславовна является сотрудникомГосударственного бюджетного учреждения Республики Тыва «Центр учета мониторинга деятельности образовательных организаций» (приказ от ДД.ММ.ГГГГ №/л) и в ее обязанности не входит разработка закупочной документациидля нужд Министерства образования Республики Тыва (должностная инструкция).
Скриншот с личного кабинета Региональной информационной системы всфере закупок, представленный ФИО1, не свидетельствует об отсутствии в еедействиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью1.4 статьи 7.30 КоАП РФ.
С учетом изложенного ответственность за разработку и утверждение проекта контракта несет Заказчик. Согласно извещению о проведении электронного аукциона № государственным заказчиком является Министерство образования Республики Тыва. С учетом изложенного Министерство образования Республики Тыва является лицом ответственным за соблюдение законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
Таким образом, должностное лицо - заместитель министра образования Республики Тыва ФИО1, разместив в ЕИС извещение о проведении электронного аукциона № с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, а именно, установив в извещении о проведении электронного аукциона № и проекте контракта противоречивые сведения в отношении требований к гарантии качества товара и гарантийных обязательств, совершила административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, назначено ей административное наказание в виде предупреждения.
Факт совершения административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, и виновность должностного лица ФИО1 в совершении административного правонарушения подтверждены вышеприведенными доказательствами, каких-либо неустранимых сомнений по делу, которые должны толковаться в его пользу, не усматривается.
При назначении наказания Тывинским ФИО2 в отношении должностного лица были учтены обстоятельства, отягчающие, смягчающие административную ответственность.
В качестве обстоятельства, смягчающего административную ответственность, учтено совершение ФИО1 административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, впервые.
Административное наказание назначено должностному лицу с учетом положений статей 3.1, 3.5, 4.1, 4.11, 4.2, 4.3 названного Кодекса.
Постановление о привлечении к административной ответственности вынесено в пределах сроков давности привлечения к административной ответственности, установленных частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел.
При таких обстоятельствах, постановление №.30-161/2023 от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (далее – ФИО3 ФИО2) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя министра образования Республики Тыва ФИО1, подлежит оставлению без изменения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.30.7 КоАП РФ, суд
решил:
постановление №.30-161/2023 от ДД.ММ.ГГГГ Управления Федеральной антимонопольной службы по <адрес> (далее – ФИО3 ФИО2) по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст. 7.30 КоАП РФ, в отношении должностного лица – заместителя министра образования Республики Тыва ФИО1 оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья А.М. Ооржак