Судья Барышева В.В. Дело №33а-5982/2021
УИД: 76RS0014-01-2021-001471-11
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по административным делам Ярославского областного суда в составе: председательствующего судьи Громовой А.Ю.,
судей Федотовой Н.П., Емельяновой Ю.В.,
при секретаре Марковой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Ярославле
21 сентября 2021 года
административное дело по апелляционной жалобе Смирнова А.С. на решение Кировского районного суда г. Ярославля от 28 июня 2021 года, которым постановлено:
«В удовлетворении требований административного искового заявления Смирнова А.С. отказать.»
Заслушав доклад судьи Федотовой Н.П., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Смирнов А.С. обратился в суд с административным иском к КУМИ мэрии г.Ярославля о признании незаконным приказа об отказе в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
В обоснование заявленных требований ссылался на то, что на основании приказа Агентства по делам молодежи Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии с уведомлением Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № семья истца, состоящая из четырех человек: истец Смирнов А.С., супруга Смирнова О.А., несовершеннолетние дети ФИО1, ФИО3., включена в список молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в 2015 году в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на 2014-2016 годы, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с распоряжением главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля № семья истца исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» в связи с достижением Смирновой О.А. 36-летнего возраста. С момента включения семьи истца в список молодых семей - участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» федеральной целевой программы «Жилище» и до момента достижения Смирновой О.А. возраста 36 лет, свидетельство о праве на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья семье истца не выдавалось, иных мер поддержки (социальных выплат) в целях улучшения жилищных условий не производилось. В соответствии с п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если граждане исключены из целевых программ, указанных в пункте 1 настоящей части, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, и со дня их исключения прошло не более 3 лет. 19.02.2021 года административный истец обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля с заявлением о принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, расположенного на территории г. Ярославля, для индивидуального жилищного строительства. Приказом КУМИ мэрии г.Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, расположенного на территории г. Ярославля, для индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность прошло более 3-х лет со дня достижения Смирновой О.А. возраста 36 лет. С указанным приказом административный истец не согласен, поскольку в силу положений п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» трехлетний срок для подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность исчисляется со дня исключения из целевой программы по поддержке молодых семей. Поскольку с момента исключения из участников программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» (22.02.2018 года) до момента обращения с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно прошло менее трех лет (19.02.2021), отказ в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства является незаконным.
Административный истец просил признать незаконным приказ председателя КУМИ мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отказе Смирнову А.С. в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства», возложить на КУМИ мэрии г. Ярославля обязанность в течение 10 календарных дней со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу принять Смирнова А.С. на учет а качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности», с даты первоначального обращения, с 19.02.2021 года и выдать на руки в течение указанного десятидневного срока приказ о принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Судом принято вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований в полном объеме. Доводы жалобы сводятся к неправильному определению обстоятельств, имеющих значение для дела, несоответствию выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, недоказанности установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушению норм материального права.
Проверив законность и обоснованность решения суда в полном объеме, заслушав объяснения Смирнова А.С. в поддержание доводов жалобы, изучив материалы дела, судебная коллегия считает, что апелляционная жалоба не содержит правовых оснований к отмене решения суда и подлежит оставлению без удовлетворения.
Отказывая в удовлетворении требований Смирнова А.С., суд исходил из того, что обращение Смирнова А.С. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» имело место за пределами установленного трехлетнего срока, в связи с чем отказ КУМИ мэрии г. Ярославля в принятии Смирнова А.С. на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства является законным.
С указанным выводом, мотивами, изложенными в решении, судебная коллегия соглашается, считает их правильными, основанными на материалах дела и законе.
По смыслу статей 218, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации решения и действия (бездействие) органа, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, могут быть признаны соответственно недействительными, незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действия (бездействия) закону и нарушения таким решением, действием (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
При недоказанности хотя бы одного из названных условий заявление не может быть удовлетворено.
Совокупности таких условий в рассматриваемом споре суд первой инстанции не установил.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 была утверждена федеральная целевая программа "Жилище" на 2015 - 2020 годы, а в качестве ее составной части - подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей», включающая Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования. Реализация мероприятий указанной программы, в том числе предоставление социальных выплат на приобретение (строительство) жилья с 1 января 2018 г. осуществляется в рамках основного мероприятия "Обеспечение жильем молодых семей" государственной программы Российской Федерации "Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2017 г. №1710.
Согласно изменениям, внесенным в акты правительства Российской Федерации указанным Постановлением, для предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья применяются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1050 (далее - Правила).
Согласно п. 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2010 года N 1050 (в редакции, действующей на момент исключения истца из числа участников Подпрограммы), участником Подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" Федеральной целевой программы "Жилище" на 2015 - 2020 годы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного ребенка и более, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного ребенка и более, соответствующие следующим требованиям:
а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет;
б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил;
в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Пунктом 24 Правил установлено, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий подпрограммы из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой государственным заказчиком подпрограммы (п. 26 Правил).
В соответствии с пунктом 27 Правил после утверждения Правительством Российской Федерации размера субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, и доведения государственным заказчиком подпрограммы этих сведений до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий подпрограммы, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации подпрограммы, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
В случае если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников подпрограммы в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Ярославской области от 17.03.2011 № 171-п было утверждено Положение о порядке предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья, которое действовало до 26.06.2020 года.
Согласно п.2.9 указанного постановления орган исполнительной власти на основании сводного списка и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в областном бюджете и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий задачи, при наличии средств, предоставляемых организациями, участвующими в ее реализации, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает список молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году и список молодых семей, включенных в резерв на получение социальной выплаты в соответствующем году.
В случае если на момент формирования исполнителем задачи списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году возраст хотя бы одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников мероприятия.
Пунктом 2.8 Постановления установлено, что исполнитель задачи на основании списков молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий мероприятия из областного бюджета и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году (далее - сводный список), а также список семей, не включенных в сводный список в связи с достижением одним из супругов 36-летнего возраста.
Таким образом, принятие решение об исключении молодой семьи из числа участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» относится к компетенции департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области.
Согласно п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам для индивидуального жилищного строительства в собственность бесплатно в случаях, если граждане исключены из целевых программ, указанных в пункте 1 настоящей части, в связи с достижением предельного возраста участников этих целевых программ, и со дня их исключения прошло не более 3 лет.
Судом установлено и из материалов дела следует, что семья Смирнова А.С. в составе четырех человек ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в улучшении жилищных условий, ДД.ММ.ГГГГ молодая семья включена в список участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле».
На основании приказа Агентства по делам молодежи Ярославской области от ДД.ММ.ГГГГ № и в соответствии с уведомлением Управления по молодежной политике мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № семья истца, состоящая из четырех человек: истец Смирнов А.С., супруга Смирнова О.А., несовершеннолетние дети ФИО1., ФИО3., включена в список молодых семей, включенных в резерв на получение социальных выплат в 2015 году в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» на 2014-2016 годы, как нуждающаяся в улучшении жилищных условий.
ДД.ММ.ГГГГ супруге административного истца Смирновой О.А. исполнилось 36 лет.
ДД.ММ.ГГГГ на основании приказа директора департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области № семья Смирновых включена в список молодых семей, изъявивших желание участвовать в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2016-2020 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище» на 2015-2020 годы», но не включена в сводный список молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, в связи с достижением 36-летнего возраста.
ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжения главы территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля № семья истца исключена из числа нуждающихся в улучшении жилищных условий в рамках муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей в городе Ярославле» в связи с достижением Смирновой О.А. 36-летнего возраста (л.д. 12).
Сообщением территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ административный истец был уведомлен о том, что его семья истца не включена в список молодых семей – участников Программы в связи с достижением 36-летнего возраста любым из супругов в молодой семье на ДД.ММ.ГГГГ – дату утверждения сводного списка молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы, изъявивших получить социальную выплату в 2018 году (л.д. 13). Данное обстоятельство административным истцом не оспаривается.
Таким образом, вопреки доводам жалобы, о дате исключения семьи Смирновых из сводного списка молодых семей - участников программы, изъявивших желание получить социальную выплату в 2018 году, в связи с достижением 36-летнего возраста любым из супругов в молодой семье на ДД.ММ.ГГГГ, административному истцу стало известно на основании полученного им уведомления территориальной администрации Кировского и Ленинского районов мэрии г. Ярославля от 26.02.2018 г.
Однако, с заявлением о принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, расположенного на территории г. Ярославля, для индивидуального жилищного строительства административный истец обратился в КУМИ мэрии г. Ярославля только 19.02.2021 года.
Приказом КУМИ мэрии г. Ярославля от ДД.ММ.ГГГГ № административному истцу отказано в принятии на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка, расположенного на территории г. Ярославля, для индивидуального жилищного строительства в связи с тем, что на дату подачи заявления о бесплатном предоставлении земельного участка в собственность прошло более 3-х лет со дня достижения Смирновой О.А. возраста 36 лет.
С учетом изложенного, поскольку принятие решения об исключении семьи Смирновых из числа участников муниципальной программы «Обеспечение жильем молодых семей» относилось к компетенции департамента по физической культуре, спорту и молодежной политике Ярославской области, и соответствующее решение принято уполномоченным лицом 27.11.2017 года, о чем административному истцу было известно, суд правомерно установил, что срок для подачи заявления о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» следует исчислять с момента исключения семьи из числа участников программы, то есть с 27.11.2017 года.
При указанных обстоятельствах, поскольку обращение Смирнова А.С. с заявлением о предоставлении земельного участка в собственность для индивидуального жилищного строительства в соответствии с п. 1<1> ч.2 ст.2 Закона Ярославской области от 27.04.2007 № 22-з «О бесплатном предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности» имело место за пределами установленного трехлетнего срока, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ КУМИ мэрии г. Ярославля в принятии Смирнова А.С. на учет в качестве имеющего право на бесплатное предоставление в собственность земельного участка для индивидуального жилищного строительства является законным, в связи с чем основания для удовлетворения административного иска отсутствуют.
В целом доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными, основанными на неправильном толковании норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.
Материальный закон судом истолкован и применен правильно. Нарушений норм процессуального права, которые могут быть основанием к отмене решения, судом не допущено.
По изложенным мотивам оснований для отмены решения суда в апелляционном порядке, в том числе по доводам жалобы, не имеется.
Руководствуясь ст. 309 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
о п р е д е л и л а:
Решение Кировского районного суда г. Ярославля от 28 июня 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Смирнова А.С. – без удовлетворения.
Кассационная жалоба (представление) на апелляционное определение может быть подана во Второй кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи