Решение по делу № 33-1267/2022 от 15.09.2022

Судья Дядченко А.Х.                                    Дело № 33-1267/2022

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

г. Черкесск                                               12 октября 2022 года

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Карачаево-Черкесской Республики в составе:

председательствующего Байрамуковой И.Х.,

судей Адзиновой А.Э., Негрий Н.С.,

при секретаре судебного заседания Болуровой З.Л.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело            №2-2385/2022 по апелляционной жалобе РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» на решение Черкесского городского суда КЧР от 24 июня 2022 года по исковому заявлению прокурора Малокарачаевского района Карачаево-Черкесской Республики, действующего в интересах неопределенного круга лиц к РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор», Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики об обязании выполнить работы по ремонту автомобильной дороги.

Заслушав доклад судьи Верховного суда КЧР Адзиновой А.Э., объяснения прокурора Станкевич Г.А., представителя ответчика РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» - Шидаковой Р.А., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Малокарачаевского района КЧР, действующий в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением:

- обязать республиканское государственное казенного учреждения «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» в срок до 01 января 2023 года, на участке дороги км 26+500 по км 48+800 и км 42+570 по км 43+070 «Усть-Джегута - Терезе» выполнить работы по ремонту автомобильной дороги регионального значения;

- обязать Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики в срок до 01 января 2023 года, выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской республики для приведения республиканского участка автомобильной дороги «Усть-Джегута-Терезе», расположенного на территории Малокарачаевского муниципального района Карачаево-Черкесской республики, в соответствие с действующим законодательством с учетом требований указанных в настоящем исковом заявлении.

В обоснование заявленных требований истец указал, что по обращению МВД по КЧР прокуратурой Малокарачаевского района      КЧР        проведена проверка соблюдения законодательства в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. В процессе обследования в составе комиссии транспортно-эксплуатационного состояния дорожного полотна проезжей части участка автомобильной дороги «Усть-Джегута - Терезе», пролегающей по территории Малокарачаевского муниципального района КЧР выявлены нарушения требований пункта 13 Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденных Постановлением Совета Министров-Правительства РФ от 23 октября 1993 года №1090, несоблюдение требования по обеспечению безопасности дорожного движения    при содержании автомобильных дорог, выразившееся в непринятии мер к безопасности дорожного движения в нарушение п. 5.2, п.п.5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля» на участке дороги км 26+500 по км 48+800 и км 42+570 по км 43+070 «Усть-Джегута - Терезе». Между тем, перечисленные нарушения создают угрозу жизни и безопасности неопределенного круга лиц.

Извещенные надлежащим образом о дате, времени и месте судебного разбирательства стороны, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомили, об отложении судебного разбирательства не ходатайствовали.

В соответствии со статьёй 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся представителей третьих лиц.

Решением Черкесского городского суда КЧР от 24 июня 2022 года исковые требования прокурора Малокарачаеского района Карачаево-Черкесской Республики к Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики, РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» полностью удовлетворены.

На данное решение суда представителем ответчика РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» подана апелляционная жалоба, в которой они полагают, что решение суда незаконно и необоснованно, неправильно определены обстоятельства имеющие значение для дела, принято с нарушением норм материального и процессуального права, просят решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать прокурору в удовлетворении заявленных требований. Указывают, что РГКУ осуществляет свою деятельность в пределах размера денежных средств, выделяемых из республиканского бюджета. Денежные средства, выделяемые из республиканского бюджета на выполнение ремонта автомобильных дорог распределяются между ремонтными объектами по согласованию с Министерством строительства и ЖКХ, то есть РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» не правомочно распределять самостоятельно бюджетные средства на ремонт той или иной дороги.

Возражений на апелляционную жалобу не поступало.

В суде апелляционной инстанции представитель ответчика РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» Шидакова Р.А. поддержала доводы, изложенные в апелляционной жалобе, просила решение отменить, в иске отказать.

Прокурор Станкевич Г.А. просила решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о дате и месте рассмотрения дела, в суд апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили.

В соответствии с положениями ч.3 ст.167 и ч.1 ст.327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), предоставляющими возможность рассмотрения дела в отсутствие кого-либо из лиц, участвующих в деле, извещенных о времени и месте судебного заседания, судебная коллегия считает возможным разрешить заявленное стороной ответчика ходатайство о назначении повторной судебной экспертизы в отсутствие неявившихся лиц.

На основании положений ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе (ч. 1).

Удовлетворяя исковые требования прокурора Малокарачаевского района, суд первой инстанции, установив факт ненадлежащего выполнения РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» обязательств по соблюдению требований законодательства по надлежащему содержанию автомобильных дорог регионального значения, пришел к выводу о возложении обязанности на ответчика устранить выявленные нарушения требований законодательства о безопасности дорожного движения и привести автомобильную дорогу в соответствии с требованиями ГОСТ Р 50597-2017 «Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля», а Министерство строительства и ЖКХ КЧР выделить необходимые денежные средства из казны Карачаево-Черкесской Республики для устранения выявленных недостатков.

Оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции у судебной коллегии не имеется.

Так, судом установлено и материалами дела подтверждается, что автомобильная дорога «Усть-Джегута - Терезе» общей протяженностью 22,3 кв.м, расположенная в Малокарачаевском районе КЧР, в соответствии с постановлением Правительства КЧР от 16.12.2013 года №441 является дорогой общего пользования регионального значения, находящейся в государственной собственности Карачаево-Черкесской Республики.

Деятельность РГКУ «Карачаевочеркесавтодор»    регламентируется Уставом, Федеральным законом от 08.11.2007 года №257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ», Федеральным законом от 10.12.1995 года №196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» и иными нормативно-правовыми актами, регламентирующими вопросы осуществления дорожной деятельности органами государственной власти субъектов РФ.

В соответствии с уставом РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» его основными видами деятельности является содержание автомобильных дорог республиканского и межмуниципального значения, проведение их капитального и текущего ремонта.

Согласно акту выявленных недостатков в эксплуатационном состоянии автомобильной дороги (улицы), железнодорожного переезда (без даты) на участке автомобильной дороги регионального значения общего пользования «Усть-Джегута - Терезе», составленном старшим государственным инспектором дорожного надзора ОДН ОН УГИБДД МВД по КЧР Пушкарской И.Г., отражены: отсутствие состыковки отдельных блоков парапетных ограждений между собой, отсутствие стационарного электрического освещения на не регулируемых пешеходных переходах и автобусной остановке, отсутствие тротуаров на всем протяжении дороги, в нарушение требований пункта 4.5.1.1. и 4.5.1.3. ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», отсутствие дорожных знаков, отсутствие светофорных объектов, отсутствие ограждений, отсутствие освещения на мостах в соответствии с п. 4.6 ГОСТ Р 52766 «Усть-Джегута-Терезе» (а. Красный Восток), отсутствие ограничивающих пешеходных ограждений напротив остановок общественного транспорта, необходимость установления дорожных знаков 1.34.1 «Направление поворота» (с разделением на сегменты) согласно пункта 5.2.36 ГОСТ Р 52289-2019 «Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», с км 26+500 по км 48+800 м необходимо выполнить работы по капитальному ремонту автомобильной дороги регионального значения «Усть-Джегута-Терезе».

21.04.2022 года прокурором Малокарачаевского района КЧР по обращению МВД по КЧР принято решение о проведении в РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» проверки соблюдения требований законодательства о безопасности дорожного движения, о чем сообщено директору организации Смородину С.А.

РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» проинформировало прокуратуру Малокарачаевского района о планируемых работах по восстановлению проезжей части и земельного полотна дороги в нормативное состояние на межмуниципальной автомобильной дороге «Усть-Джегута-Терезе».

В соответствии со ст. 3 Федерального закона РФ № 196-ФЗ от 10.12.1995 года «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности.

Согласно положений ст. ст. 17, 18 Федерального закона РФ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание и ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог.

На основании ч. 1 ст. 33 данного Федерального закона дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств юридических лиц и физических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

При этом, в силу ч. 2 указанной нормы формирование расходов бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения осуществляется в соответствии с правилами расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели на основании нормативов финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения с учетом необходимости приведения транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения в соответствие с требованиями технических регламентов.

Нормативы финансовых затрат на капитальный ремонт, ремонт и содержание автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и правила расчета размера ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации на указанные цели согласно ч. 3 статьи 33, утверждаются высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

В соответствии с требованиями ч. 1 ст. 12 Федеральный закон от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог техническим регламентам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти.

Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным техническим регламентам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 указанного Закона).

Указанные мероприятия в соответствии со ст. 26.3 Федерального закона от 06 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» относятся к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляются данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации.

Разрешая спор с учетом приведенного правового регулирования, оценив представленные по делу доказательства, суд первой инстанции обоснованно указал, что выявленные прокуратурой Малокарачаевского района КЧР нарушения способствует увеличению количества дорожно-транспортных происшествий, чем нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности дорожного движения и личную безопасность.

Судебная коллегия приходит к выводу о том, что с учетом возникших между сторонами правоотношений, суд первой инстанции правильно определил юридически значимые по делу обстоятельства и надлежащим образом руководствовался при рассмотрении дела приведенными выше нормами законодательства, регулирующими возникшие между сторонами правоотношения. Выводы суда соответствуют требованиям закона и обстоятельствам дела.

Несогласие с решением суда первой инстанции, другая точка зрения стороны по делу о результатах рассмотрения данного дела, сама по себе, не является основанием для отмены или изменения судебного решения.

Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ, а также ч. 4 ст. 27 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1.

Согласно ч. 1 ст. 21 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» предметом надзора являются: соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации, представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, субъектами осуществления общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Органы прокуратуры не подменяют иные государственные органы. Проверка исполнения законов проводится на основании поступившей в органы прокуратуры информации о фактах нарушения законов, требующих принятия мер прокурором, в случае, если эти сведения нельзя подтвердить или опровергнуть без проведения указанной проверки (ч. 2 ст. 26 Федерального закона от 17.01.1992г. № 2202-1).

Выявленные прокурором Малокарачаевского района КЧР недостатки в состоянии автомобильной дороги «Усть-Джегута-Терезе» как правильно отметил суд первой инстанции, нарушают права граждан на безопасность дорожного движения, представляют угрозу их жизни, здоровью и имуществу, провоцируют аварийные ситуации на дороге.

В целях защиты жизни, здоровья и имущества неопределенного круга лиц прокурор правомерно, реализуя свои полномочия, предусмотренные ст. 45 ГПК РФ, обратился в суд с иском к ответчикам с требованием о соблюдении положений нормативных актов Российской Федерации в области безопасности дорожного движения и выделении на это необходимых денежных средств.

В соответствии с часть 4 статьи 17 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257 «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог.

Порядок проведения оценки технического состояния автомобильных дорог утвержден Приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 27 августа 2009 года № 150. В соответствии с пунктом 2 указанного Порядка оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении всех автомобильных дорог в Российской Федерации независимо от их форм собственности и значения.

Оценка технического состояния автомобильных дорог проводится в отношении автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения - органом государственной власти субъекта Российской Федерации в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности и (или) уполномоченным им государственным учреждением (пункт 3 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка, оценка технического состояния автомобильных дорог проводится не реже одного раза в год. При проведении диагностики автомобильных дорог должны использоваться измерительные приборы, передвижные лаборатории, имеющие свидетельства о поверке. Данное оборудование должно быть включено в Государственный реестр средств измерений либо должно быть метрологически аттестованным (пункт 5 Порядка).

Вместе с тем, коллегия принимает во внимание, что прокурор не является органом государственной власти субъекта Российской Федерации, который обязан согласно данным нормативно-правовым актам проводить диагностику и оценку технического состояния дорог.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец представил выявленных недостатков автомобильной дороги, железнодорожного переезда, который подтверждает недостатки в состоянии автомобильной дороги «Усть-Джегута-Терезе».

Согласно ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Судебная коллегия считает, что представленные прокурором доказательства соответствуют требованиям ст. ст. 59, 60 ГПК РФ, и ответчиками в порядке ст. 56 ГПК РФ не опровергнуты.

Согласно ФЗ от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность - деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог; содержание автомобильной дороги - комплекс работ по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценке ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.

В работы и мероприятия по содержанию автомобильных дорог входят разработка проектов содержания автомобильных дорог, организации дорожного движения, схем дислокации дорожных знаков и разметки, установка недостающих дорожных знаков (подпункт 1 пункта 9, подпункт 1 пункта 10 Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной приказом Минтранса РФ от 16.11.2012 № 402).

Как установлено материалами дела, Уставу РГКУ и не оспаривалось сторонами, что именно РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» создано для осуществления управления автомобильными дорогами общего пользования территориального значения, находящихся в собственности Карачаево-Черкесской Республики, основными и оборотными средствами и финансированием, предназначенным для их нормального функционирования и выполнение функции государственного заказчика от имени КЧР при размещении республиканских государственных заказов на выполнение работ по содержанию, ремонту, капитальному ремонту, строительству (реконструкции) автомобильных дорог общего пользования территориального значения и сооружения (п.1.2 Устава).

Согласно п.3.1.7. Указа Главы Карачаево-Черкесской Республики от 04.12.2017 № 235 «Об утверждении Положения Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики» Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Карачаево-Черкесской Республики осуществляет функции государственного заказчика по строительству, реконструкции, ремонту и содержанию автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения.

Учитывая, что единственным доводом апелляционной жалобы РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» является то обстоятельство, что судом не учтено что деятельность РГКУ полностью зависит от выделенных денежных средств Министерством строительства и ЖКХ, то коллегия полагает, что в силу вышеизложенных положений закона, к также Устава РГКУ «Карачаевочеркесавтодор» податель жалобы осуществляет контроль за транспортно-эксплуатационным состоянием автомобильных дорог и не освобождается от обязанности осуществлять контроль за качеством содержания дорог, обеспечением безопасности работ и движения, целевым использованием финансовых средств дорожными организациями, в связи с чем, не влечет отмену законного и обоснованного решения суда.

Таким образом, при рассмотрении данного дела судом первой инстанции не допущено нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы не являются основанием для отмены судебного решения.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Черкесского городского суда КЧР от 24 июня 2022 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу РГКУ «Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения «Карачаевочеркесавтодор» – без удовлетворения.

Председательствующий    /подпись/

Судьи: /подпись/           /подпись/

33-1267/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор Малокарачаевского района КЧР
Ответчики
РГКУ "Карачаево-Черкесское республиканское управление автомобильных дорог общего пользования территориального значения" "Карачаевочеркесавтодор"
Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства КЧР
Суд
Верховный Суд Карачаево-Черкесской Республики
Судья
Адзинова (Лиева) Альбина Эдуардовна
Дело на сайте суда
vs.kchr.sudrf.ru
12.10.2022Судебное заседание
12.10.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее