УИД 11RS0005-01-2022-002457-44
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе судьи Савинкиной Е.В., при секретаре Писаревой М.А., с участием представителя ответчиков Бугаева В.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Ухте Республики Коми 19 мая 2022 года административное дело № 2а-1994/2022 по иску Колбина С.В. к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №8 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», Федеральной службе исполнения наказаний России о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания,
установил:
Колбин С.В. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУ «ИК-8 УФСИН России по РК» (далее – ФКУ ИК-8) о взыскании денежной компенсации в размере 100 000 рублей за ненадлежащие условия содержания. В обоснование требований указал, что водворялся в ШИЗО с <...> г., где имелись ненадлежащие условия содержания, а именно: столы и стулья приварены к кроватям, отсутствует горячая вода, полы щитовые, отсутствует приточно-вытяжная вентиляция, подставка под бак для питьевой воды, сам бак отсутствуют, питьевая вода не выдается, дезинфекция постельных принадлежностей не проводится, в камере немного прохладно. В указанных условиях истца заставляли делать физическую зарядку, хотя, как полагает истец, данные действия администрации являются незаконными.
Истец в судебном заседании не присутствует, извещен надлежащим образом, при подаче иска заявил ходатайство о рассмотрении дела без его участия.
Определением суда при принятии иска к производству от 18.04.2022 в качестве соответчика привлечена ФСИН России.
Представитель ответчиков в судебном заседании с исковыми требованиями о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания не согласился. Но при этом не оспаривал, что горячая вода до настоящего времени не проведена, столы и стулья приварены к кровати, полы в камерах ШИЗО щитовые, а не цельные, вентиляция приточно-вытяжная без механического побуждения через окна и короб. Также пояснил, что бак, подставки под бак не предусмотрены в камерах ШИЗО, питьевая вода выдается по требованию, отопление от собственной котельной, дезинфекция матрацев, подушек, одеял производится после каждого осужденного, предписаний в адрес ИК-8 по указанным доводам истца не вносились. Медики осуществляют ежедневный обход камер.
Заслушав представителя ответчиков, исследовав материалы дела, суд пришел к следующему.
В соответствии со статьей 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В силу требований, содержащихся в постановлениях Европейского Суда по правам человека, условия содержания должны быть совместимы с уважением к человеческому достоинству. Унижающим достоинство обращением признается, в частности, такое обращение, которое вызывает у лица чувство страха, тревоги и собственной неполноценности. При этом лицу не должны причиняться лишения и страдания в более высокой степени, чем тот уровень страданий, который неизбежен при лишении свободы, а здоровье и благополучие лица должны гарантироваться с учетом практических требований режима содержания. Оценка указанного уровня осуществляется в зависимости от конкретных обстоятельств, в частности от продолжительности неправомерного обращения с человеком, характера физических и психических последствий такого обращения.
В соответствии со ст. 53 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 21 Конституции Российской Федерации никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.
В соответствии со ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН, каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния.
Частью 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Статьей 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрены права лиц, отбывающих уголовное наказание в виде лишения свободы, в том числе право на охрану здоровья, запрет на жестокое или унижающее человеческое достоинство обращение или взыскание. При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условия отбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Из материалов дела следует, что Колбин С.В. отбывает наказание в ФКУ .... с <...> г.. Ответчиком не оспаривалось, что истец водворялся в .... с <...> г. по <...> г. за нарушение условий отбывания наказаний.
Статьями 1,9 УИК РФ предусмотрено, что задачами уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации являются регулирование порядка и условий исполнения и отбывания наказаний, определение средств исправления осужденных, охрана их прав, свобод и законных интересов, оказание осужденным помощи в социальной адаптации. Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения. Основными средствами исправления осужденных являются: установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим), воспитательная работа, общественно полезный труд, получение общего образования, профессиональное обучение и общественное воздействие.
Согласно части 2 статьи 11 УИК РФ осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов.
В соответствии с частью 3 статьи 82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Осуждённые обязаны выполнять требования законов и настоящих Правил, соблюдать распорядок дня, установленный в ИУ, выполнять законные требования работников уголовно-исполнительной системы (пункт 16 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утв. приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295).
Согласно пунктам 20-22 Правил в каждом исправительном учреждении устанавливается регламентированный распорядок дня с учетом особенностей работы с тем или иным составом осужденных, времени года, местных условий и иных обстоятельств. Распорядок дня включает в себя время подъема, туалета, физической зарядки, приема пищи, развода на работу, нахождения на производстве, учебе, воспитательных, культурно-массовых и спортивно-массовых мероприятиях, отбоя.
Распорядок дня на основе примерного распорядка дня осужденных (приложение
№ 6), а также распорядок дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах, на основе примерного распорядка дня осужденных, содержащихся в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночных камерах (приложение № 7), утверждается приказом начальника ИУ, доводится до сведения администрации ИУ и осужденных и размещается в общедоступных местах в виде наглядной информации.
Приказом начальника ФКУ ИК-8 УФСИН России по Республике Коми от <...> г. .... утвержден распорядок дня осужденных, в том числе для осужденных, содержащихся в ....
Согласно приложению .... к приказу для осужденных, содержащихся в ...., утренняя физическая зарядка длится с .... час. до .... час.
Таким образом, вопреки доводу истца о незаконности действий администрации, выполнение комплекса физических упражнений в силу вышеперечисленных нормативных требований носит обязательный характер, поскольку проведение физической зарядки и обязательное участие в ней осужденных, является одной из форм воспитательной работы с осужденными, которая предусмотрена законом.
Приказом ФСИН России от 27.07.2006г. № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» предусмотрено, что камеры штрафного изолятора в исправительной колонии особого режима оборудуются откидной металлической кроватью с деревянным покрытием, столом для приема пищи, тумбой для сидения, умывальником (рукомойником).
Следовательно, довод истца об отсутствии бака для питьевой воды, подставки под бак признается судом несостоятельным, поскольку указанных предметов мебели в камере .... колонии особого режима, не предусмотрено.
Глава 4 п. 32 пп. 10 Приказа Минюста России от 04.09.2006г. № 279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы» предусматривает, что ПКТ и ШИЗО, ЕПКТ, одиночные камеры в исправительных колониях особого режима оборудуются откидными койками, закрываемыми в дневное время на замок, тумбами или скамейками для сидения (по числу содержащихся лиц) и столом, наглухо прикрепленными к полу.
В силу пп. 12.3 приказа Минюста РФ от 27.07.2017г. № 407 «Об утверждении Каталога «Специальные (режимные) изделия для оборудования следственных изоляторов, тюрем, исправительных и специализированных учреждений ФСИН России» (далее – Каталог), койка откидная КОД-2 устанавливается в ИУ и СУ в помещениях камерного типа.
Подпункт 12.4 Каталога полотно койки КОД-2 не предусматривает оборудование столиком либо табуретом. Койка КОД-1 состоит из верхней койки и нижней койки. Запирание каждой из этих коек в поднятом (вертикальном) положении и отпирание для откидывания их в горизонтальное положение осуществляется с помощью механизмов запора, которые монтируются в стену и управляются со стороны коридора. Расстояние между верхней и нижней койками 760 мм. Полотна верхней и нижней коек имеют каркасы из стального уголка сечением 45х45х4 мм с решетчатым заполнением из стальных полос сечением 50х4 мм. Габаритные размеры полотен 700х1900 мм.
Пунктами 13.1 Каталога предусмотрено, что камеры ПКТ также оборудуются столом камерным СТ-1 и скамьей камерной СК-1, которые, крепятся к полу на глубину 80 мм, табуретом камерным ТБ-3 и тумбочкой прикроватной.
Оборудование камер ШИЗО не соответствует вышеуказанным требованиям законодательства: столы и стулья, предусмотренные каталогом, в камерах не установлены, койка откидная не соответствует Каталогу.
Вместе с тем, отсутствие отдельно стоящих столов и стульев не свидетельствуют о существенных отклонениях от таких требований, являющихся основанием для компенсации за ненадлежащие условия содержания, поскольку администрацией учреждения созданы условия для приема пищи и сна осужденному, связанные с выявленными отклонениями, не нарушены.
Приказом Минстроя России от 20.10.2017 № 1454/пр утвержден свод правил «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования» (далее по тексту – Свод правил).
В соответствии с п. 19.3.6 Свода правил во всех спальных комнатах и спальных помещениях, одноместных помещениях безопасного места, камерах, палатах зданий медицинского назначения следует предусматривать:
- приточную вентиляцию с механическим или естественным побуждением, при этом естественный приток воздуха обеспечивается через регулируемые оконные створки, фрамуги, форточки, клапаны или другие устройства, в том числе автономные стеновые воздушные клапаны с регулируемым открыванием;
- вытяжную вентиляцию с механическим или естественным побуждением.
Из материалов дела, в т.ч. справки заместителя начальника С.., следует, что вентиляция в камерах .... естественная и осуществляется через оконные проемы (оборудованные окнами ПВХ с открываемо-запираемым механизмом), что соответствует требованиям СанПин 2645-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к жилым зданиям и помещениям». Камеры оборудованы вытяжной вентиляцией, представляющей из себя воздуховод типа короба, изготовленного из оцинкованного железа, подведенного к помещению. Доказательств нарушения микроклимата камеры в материалах дела не имеется.
В этой же справке указано, что во всех камерах ШИЗО предусмотрено отопление, подача тепла осуществляется за счет собственной котельной, которая расположена на территории производственной зоны ФКУ ИК-8. Температурный режим в учреждении соблюдается в соответствии с Санитарно-эпидемиологическими требованиями к жилым зданиям и помещениям.
На основании п. 19.2.1 и 19.2.5 Свода правил здания исправительных учреждений должны быть оборудованы, в том числе горячим водоснабжением согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.133330, СП 32.13330, СП 118.13330, а также действующих нормативных документов. Подводку горячей воды следует предусматривать к санитарным приборам, требующим обеспечения горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам, и др.).
Сводом правил определены нормы материально-бытового обеспечения осужденных улучшающие их положение в исправительных учреждениях, построенных до принятия Свода правил и уравнивает их с осужденными, находящимися в исправительных учреждениях, введенных в эксплуатацию после утверждения Свода правил.
Ухтинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях предъявлен иск в интересах неопределенного круга лиц о возложении на ФКУ ИК-8 обязанности обеспечить горячим водоснабжением помещения всех общежитий для проживания осужденных, карантинов, ПКТ ОСУОН, всех камер блока ШИЗО/ПКТ исправительного учреждения, где установлены санитарные приборы (умывальники, раковины, мойки, ванны, душевые, сетки) горячим водоснабжением в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу. Решением Ухтинского городского суда Республики Коми от <...> г. по делу ...., оставленным без изменения апелляционной и кассационной инстанциями от <...> г. (соответственно) без изменения, исковые требования удовлетворены, в настоящий момент не исполнены.
Между тем, доказательства предоставления истцу компенсационных мер, связанных с отсутствием в камерах горячей воды, в материалах дела отсутствуют.
Доводы истца о нарушениях его прав, связанных с отсутствием покамерного обхода сотрудниками медчасти, не нашел своего подтверждения, поскольку из журнала записи на амбулаторный прием осужденных в ШИЗО и ОК, следует, что обходы осуществлялись и велась запись осужденных на прием.
Доказательств того, что матрасы, подушки, одеяла, выдаваемые истцу в ШИЗО, были ненадлежащего состояния, что ему, по его требованию, не выдавалась питьевая вода, не имеется. Сведения о его обращениях в период его нахождения в ШИЗО к ФКУ ИК-8, Ухтинскую прокуратуру по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях по данным фактам у суда также отсутствуют.
В силу ст.12.1 УИК РФ, вступившей в силу 27.01.2020, лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Как следует из разъяснений, данных в пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая изложенное, суд полагает, что за нарушение, допущенное исправительным учреждением в виде отсутствия горячей воды, подлежит взысканию денежная компенсация, которую суд определяет исходя из непродолжительности периода нарушений (25 дней) и характера нарушений, в размере 1 500 рублей.
Требования о взыскании денежной компенсации за ненадлежащие условия содержания в соответствии с п.3 ст.158 Бюджетного кодекса РФ подлежат удовлетворению за счет казны РФ, от имени которой выступает главный распорядитель по ведомственной принадлежности – Федеральная служба исполнения наказаний России.
Руководствуясь ст. 175-180, 227.1 КАС РФ, суд
решил:
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний России за счет казны Российской Федерации в пользу Колбина С.В. денежную компенсацию за ненадлежащие условия содержания в размере 1 500 рублей.
В удовлетворении исковых требований Колбина С.В. к Федеральному казенному учреждению Исправительная колония №8 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми о взыскании денежной компенсации отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми через Ухтинский городской суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме составлено 23.05.2022
Судья Е.В.Савинкина