6 декабря 2018 года город Кызыл
Кызылский городской суд Республики Тыва в составе председательствующего судьи Иргита Н.Б., при секретаре Монгуш Ч.С., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению ФИО13 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список,
УСТАНОВИЛ:
ФИО14 обратилась в суд с административным иском к ответчику о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список.
В обоснование иска указано, что она обратилась с заявлением о включении ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ ей отказано, так как на момент обращения ей исполнилось <данные изъяты> лет. Согласно контрольной карточке она совместно с матерью ФИО6 была поставлена в очередь на получение жилья. Но по неизвестным причинам, после смерти ее матери ее перевели в очередь как малоимущая. А как ребенок-сирота ее никуда не включали. Не согласившись с решением Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, она подала административное исковое заявление в суд. Решением Кызылского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ году административное исковое заявление к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> оставлен без удовлетворения. Апелляционным определением от ДД.ММ.ГГГГ указанное решение отменено и дело направлено на новое рассмотрение.
Решением суда от ДД.ММ.ГГГГ вышеуказанный административный иск удовлетворен частично. Решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ признано незаконным. На ответчика возложена обязанность принять решение по обращению ФИО2 в установленный <данные изъяты>-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу.
Распоряжением от ДД.ММ.ГГГГ № Агентство по делам семьи и детей РТ во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем на территории РТ, отказало повторно, ссылаясь на то, что на момент обращения ей исполнилось <данные изъяты> года.
Длительное время проживает в <адрес>, получала профессиональное образование в техникуме <адрес>, была намерена воспользоваться правом на получение специализированного жилья по договору найма <адрес>.
С повторным отказом административного ответчика, не согласна, так как отказ незаконный и необоснованный. Фактически за разрешением вопросов обеспечения жильём обращалась до истечения возраста <данные изъяты> лет, однако их разрешение затянулось по причинам, от нее не зависящим. Когда обучалась в <данные изъяты>», она уже имела статус ребенок-сирота и являлась лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения, так как отец умер ДД.ММ.ГГГГ, а мать являлась <данные изъяты>. И на тот момент у нее было право состоять на учете детей-сирот и детей, оставшихся без попечения. Так как она знала, что имеет статус ребенок-сирота, она думала, что органы опеки попечительства и <данные изъяты>» включили ее в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва. Тем более согласно свидетельству о смерти ее мама ФИО6 умерла ДД.ММ.ГГГГ. На этом основании у нее имелись достаточные основания и права для включения меня список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Считает, что льготное обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа, предусмотрено федеральным законодательством. Такое обеспечение должно осуществляться на территории всего государства. Обязанность надлежащего исполнения обязательств по учёту категории лиц, к которым относится, лежит на органах опеки. Названный орган по месту жительства нарушил ее права.
Какого-либо жилья на праве собственности либо на праве пользования по договору социального найма не имеет. Полагает, что она вправе ставить вопрос об обеспечении жильём административного ответчика, исходя из того, что является социально-незащищённым лицом, самостоятельно приобрести жильё не в состоянии. Своевременно не была поставлена на учёт по вине органов опеки. Поэтому исполнение 23 лет фактором отказа являться не может. В период несовершеннолетнего возраста она не имела попечения родителей. Обладала правом на социальную поддержку и получения жилья после окончания попечительства. Право не реализовала.
Просит признать незаконным распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложить на административного ответчика обязанность включить ее в список.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Жилищная комиссия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва.
Административный истец ФИО15 в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, просила удовлетворить.
Представитель административного ответчика Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО8, действующая на основании доверенности, административный иск не признала, просила отказать, в удовлетворении.
Представители заинтересованного лица Жилищной комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом, ходатайств и заявлений не подавал.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со свидетельством о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО3 и ФИО2 заключили брак ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ. После заключения брака супругам присвоены фамилии ФИО16».
Из свидетельства о перемене имени № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ФИО4, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, переменила имя на ФИО1, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о перемене имени №.
Согласно пункту 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - дети-сироты), на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ), который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.
Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Жилищное законодательство предусматривало заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означал констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны осуществлять контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений. Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее - список).
В список включаются лица, указанные в абзаце первом пункта 1 настоящей статьи и достигшие возраста 14 лет.
Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Статьей 8 Закона Республики Тыва от 26.11.2004 N 918 ВХ-1 (ред. от 15.03.2013) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти Республики Тыва, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отношении семьи и детей (далее - уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва), на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном статьей 8.3 настоящего Закона, однократно предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений. Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва осуществляет контроль за использованием жилых помещений и (или) распоряжением жилыми помещениями, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых являются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечением надлежащего санитарного и технического состояния этих жилых помещений.
Уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в порядке, установленном статьей 8.1 настоящего Закона, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи (п.3).
В соответствии с Постановлением Правительства Республики Тыва от 30.12.2014 N 625 «О наделении Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда, и об утверждении Порядка формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда» Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва наделено полномочием по предоставлению жилых помещений, предназначенных для проживания в них детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, входящих в состав специализированного жилищного фонда.
Пунктом 2 указанного Постановления утвержден прилагаемый Порядок формирования специализированного жилищного фонда Республики Тыва для обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и предоставления жилых помещений из указанного фонда.
Как следует из содержания п. 3 ст. 8 Закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 26 ноября 2004 года № 918 ВХ-1 уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва в порядке, установленном статьей 8.1 настоящего Закона, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии с частью 1 настоящей статьи. Предоставление детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений в соответствии с частью 1 настоящей статьи является основанием для исключения указанных лиц из списка.
Согласно ч. 1, 6, 7 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Поскольку обжалуемое решение об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вынесено ДД.ММ.ГГГГ, то трехмесячный срок обращения в суд административным истцом не пропущен.
Из материалов дела следует, что решением комиссии по принятию решения о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ ФИО17. отказано во включении в указанный список, так как на момент обращения ей исполнилось <данные изъяты> лет.
В распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва указано, что ФИО2 повторно отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем на территории Республики Тыва.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 направлено уведомление о повторном отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жильем на территории Республики Тыва.
Согласно свидетельству о смерти ФИО18, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умер ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Согласно свидетельству о смерти ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умерла ДД.ММ.ГГГГ в <адрес>, о чем ДД.ММ.ГГГГ составлена запись акта о смерти №.
Из контрольной карточки видно, что ФИО2 поставлена на очередь на получение жилой площади на основании постановления мэрии № от ДД.ММ.ГГГГ, как малоимущая.
Согласно контрольной карточке ФИО6 поставлена на очередь на получение жилья в Правительственной комиссии по предварительному рассмотрению заявлений по жилью среди <данные изъяты>, в особых отметках указано <данные изъяты>, <данные изъяты>.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 поставлена в очередь на получение коммунальной квартиры по решению горисполкома № от ДД.ММ.ГГГГ. Имеются отметки о прохождении регистрации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа ФКУ «Главное МСЭ по РТ» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ДД.ММ.ГГГГ ФИО6, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, установлена <данные изъяты>. В дальнейшем ежегодно инвалидность подтверждалась. ДД.ММ.ГГГГ ей установлена <данные изъяты> (справка №).
Согласно ответу ФКУ «Главное МСЭ по РТ» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО2 освидетельствовалась для определения инвалидности с ДД.ММ.ГГГГ – установлена категория <данные изъяты> При освидетельствовании ДД.ММ.ГГГГ инвалидность не установлена (акт № от ДД.ММ.ГГГГ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, приказом Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва № от ДД.ММ.ГГГГ создана Комиссии по принятию решения о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (далее Комиссия).
В соответствии с Положением о Комиссии утвержденной приказом от ДД.ММ.ГГГГ.(действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ), она является коллегиальным совещательным органом для принятия решения о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам социального найма (п. 1.1.).
Комиссия рассматривает и проверяет документы законных представителей детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями (п. 2.1) Решение о включении (об отказе во включении) в список принимается Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва в течение 30 календарных дней со дня регистрации заявления с приложенными документами о включении в список (п. 2.4). Решения Комиссии о включении в список (об отказе во включении) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, оформляется протоколом заседания Комиссии (п. 2.7). На основании протокола Комиссии Агентство по делам семьи и детей РТ как уполномоченный орган исполнительной власти Республики Тыва по формированию списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, направляет решение о включении в список либо мотивированный отказ во включении в список заявителям (п. 2.8).
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление ФИО2 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Комиссии по принятию решения о включении (от отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями о признании незаконным решения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, возложить обязанность осуществить включение в список детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес>, удовлетворено частично. Решение Комиссии по принятию решения о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО2 об отказе во включении в указанный список, признано незаконным.
На Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва возложена обязанность принять решение по обращению ФИО2 в установленный 30-дневный срок со дня вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части административного иска отказано.
Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ.
В оспариваемом распоряжении № от ДД.ММ.ГГГГ директора Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ФИО9 указано, что оно принято во исполнение Закона Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ № «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», решения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, решения суда от ДД.ММ.ГГГГ и заявления ФИО2.
Вместе с тем, заседание Комиссии по принятию решения о включении (об отказе во включении) в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Республики Тыва, проводилось, а также протокол комиссии составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Таким образом, при вынесении распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ учитывалось решение Комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, которое признано незаконным вступившим в законную силу решением суда от ДД.ММ.ГГГГ, что является недопустимым. Кроме того в п.2. 4 Положения о комиссии, указаны основания для принятия решения об отказе во включению в список учета, который является исчерпывающим, и такого основания как превышение возраста <данные изъяты> лет не имеется. Тем самым распоряжение № от ДД.ММ.ГГГГ является не законным.
При этом, суд в рамках рассмотрения данного административного иска не вправе предрешать вопросы о законности и обоснованности основания принятого оспариваемого решения, поскольку данный спор подлежит рассмотрению в порядке искового производства как спор, связанный с реализацией гражданина прав на получение жилого помещения. В это связи, требования истца в части возложения обязанности на ответчика осуществить включение в список детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории <адрес> не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление ФИО19 к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва о признании незаконным распоряжения об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, возложении обязанности включить в список, удовлетворить частично.
Признать незаконным распоряжение Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от ДД.ММ.ГГГГ об отказе ФИО20 во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.
Обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва принять решение по заявлению ФИО21 в 30-дневный срок со дня вступления решения в законную силу.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Тыва в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения – ДД.ММ.ГГГГ, путем подачи апелляционной жалобы через Кызылский городской суд.
Судья Иргит Н.Б.
Копия верна: Иргит Н.Б.