Мотивированное решение
изготовлено 20.08.2018 года
Дело № 2а-798/2018
РЈРР”: 66RS0028-01-2018-001133-97
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
16 августа 2018 РіРѕРґР° РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚
Ррбитский районный СЃСѓРґ Свердловской области РІ составе: председательствующего СЃСѓРґСЊРё Медведенко Рђ.Рќ., РїСЂРё секретаре судебного заседания Саламбаевой Р®.Рђ., рассмотрев РІ открытом судебном заседании административное дело РїРѕ административному РёСЃРєСѓ администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ Рє судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фирсовой Анастасии Владимировне, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Рѕ признании незаконным Рё отмене постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР°, вынесенного РїРѕ исполнительному производству в„–, освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Администрация Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ обратилась СЃ административным исковым заявлением, РІ котором РїСЂРѕСЃРёС‚ отменить постановление судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фирсовой Рђ.Р’. Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РІ обоснование РёСЃРєР° указав.
В судебном заседании представитель административного истца Шолохов А.П., действующий на основании доверенности, уточнил заявленные требования,
РїСЂРѕСЃРёС‚ признать незаконным Рё отменить постановление Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР°, вынесенное РїРѕ исполнительному производству в„– в„–, освободить администрацию РњРћ Рі. РСЂР±РёС‚ РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, РїСЂРё этом РґРѕРІРѕРґС‹ Рё основания, изложенные РІ административном РёСЃРєРµ подтвердил. Рсполнить решение СЃСѓРґР° РІ течение 5-дневного СЃСЂРѕРєР°, установленного судебным приставом-исполнителем РІ части проведения дополнительного обследования состояния жилого РґРѕРјР° невозможно.
Р’ судебном заседании помощник Ррбитского межрайонного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Швейцаров Р’.Рђ. возражал против отмены постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР°. Разрешение требований РѕР± освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР° оставил РЅР° усмотрение СЃСѓРґР°.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие административного ответчика судебного пристава-исполнителя Фирсовой А.В., административного ответчика УФССП России по Свердловской области, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела (л.д.42-43,48,69), заинтересованных лиц 1,2,3,4,5,6
От административного ответчика судебного пристава-исполнителя Фирсовой А.В. поступило ходатайство о рассмотрении дела без ее участия, с административным исков не согласна (л.д.60).
Выслушав представителя административного истца, прокурора, исследовав письменные доказательства, обозрев материалы гражданского дела № 2-1026/2015, материалы исполнительного производства, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и ч. 1 ст. 121 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» основанием для признания незаконными постановлений, решений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов-исполнителей является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора, предусмотренного ст. 112 Закона N 229-ФЗ. Срок для добровольного исполнения составляет пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено настоящим Федеральным законом (ч. 11,12 ст. 30 Закона N 229-ФЗ).
Рсполнительский СЃР±РѕСЂ устанавливается судебным приставом-исполнителем РїРѕ истечении СЃСЂРѕРєР°, указанного РІ настоящей статье, если должник РЅРµ представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных Рё непредотвратимых РїСЂРё данных условиях обстоятельств.
В силу ч. 3 ст. 112 Закона N 229-ФЗ в случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере пятидесяти тысяч рублей.
РЎСѓРґРѕРј установлено, что решением Ррбитского районного СЃСѓРґР° Свердловской области РѕС‚ 30.11.2015 РіРѕРґР°, вступившего РІ законную силу 13.01.2016 РіРѕРґР°, РЅР° администрацию Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ возложена обязанность РІРЅРµ очереди предоставить РІ течение РіРѕРґР° СЃ момента вступления решения РІ законную силу РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма благоустроенные жилые помещения РІ РІРёРґРµ квартир, отвечающие установленным санитарным Рё техническим требованиям, общей площадью Рё количеством комнат РЅРµ менее:
- 1– 3 комнаты площадью не менее 48 кв.метра,
- 2– 3 комнаты, площадью не менее 54,4 кв.метра,
-3– 2 комнаты площадью не менее 23,8 кв.метра,
4– 2 комнаты площадью не менее 35,1 кв.метра,
-5– 2 комнаты площадью не менее 30,4 кв.метра,
- 6 – 2 комнаты площадью 34,7 кв.метра (л.д. 115-117 гражданское дело 2-1026/2015).
01.02.2017 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП РїРѕ Свердловской области РІ отношении должника администрации Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ возбуждено исполнительное производство в„– в„–, предмет исполнения: обязать РІРЅРµ очереди предоставить РІ течение РіРѕРґР° СЃ момента вступления решения РІ законную силу решения СЃСѓРґР° жилые помещения РїРѕ РґРѕРіРѕРІРѕСЂСѓ социального найма (Р».Рґ.66).
Постановление Рѕ возбуждении исполнительного производства в„– в„– РѕС‚ 01.02.2017 РіРѕРґР° получено администрацией Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ – 03.03.2017 (Р».Рґ. 67). Р’ этот Р¶Рµ день представителем должника Агафоновым Р“.Рђ. РїРѕРґ СЂРѕСЃРїРёСЃСЊ получено предупреждение РѕР± ответственности РІ случае злостного неисполнения вступившего РІ законную силу решения СЃСѓРґР° (Р».Рґ.64).
Материалы исполнительного производства РЅРµ содержат ответ должника администрации Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ РЅР° вышеуказанное требование.
Материалы исполнительного производства РЅРµ содержат ответы должника администрации Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ РЅР° вышеуказанные требования. Судебному приставу-исполнителю должником информация РѕР± исполнении требований исполнительного документа, Рѕ мерах принятых должником РІ целях исполнения решения СЃСѓРґР°, Рѕ невозможности исполнения требований содержащихся РІ исполнительном документе, подробные объяснения СЃ подтверждающими документами РЅРµ предоставлялись. Административным истцом данный факт РЅРµ оспорен.
06.07.2018 РіРѕРґР° судебным приставом-исполнителем Фирсовой Рђ.Р’. вынесено постановление РѕР± окончании исполнительного производства в„– в„– РІ отношении должника администрации РњРћ Рі. РСЂР±РёС‚ РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ исполнением требований исполнительного документа РІ полном объеме (Р».Рґ. 61).
06.07.2018 РіРѕРґР° судебный пристав-исполнитель Фирсова Рђ.Р’. вынесла постановление Рѕ взыскании СЃ должника администрации Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 рублей, РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ тем, что исполнительный документ должником администрацией РњРћ Рі. РСЂР±РёС‚ РІ СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения, исполнен РЅРµ был. РљРѕРїРёСЏ постановления РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР° представителем административного истца получена 06.07.2018 РіРѕРґР°(Р».Рґ.65).
РЎСѓРґ находит, что оспариваемое постановление вынесено судебным приставом-исполнителем РІ соответствии СЃ требованиями Закона N 229-ФЗ, поскольку должник администрация Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ РІ 5-дневный СЃСЂРѕРє, установленный для добровольного исполнения, требования исполнительного документа РЅРµ исполнил, доказательств, подтверждающих уважительность причин его неисполнения, РїРѕ истечении 5-дневного СЃСЂРѕРєР°, установленного РІ постановлении Рѕ возбуждении исполнительного производства для добровольного исполнения, РЅРµ представил.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое постановление, вынесенное судебным приставом-исполнителем, является законным, учитывая, что сведений о наличии уважительных причин невозможности исполнить решение суда в пятидневный срок, установленный для добровольного исполнения судебному приставу-исполнителю представлено не было.
Вместе с тем, суд считает, что имеются основания для освобождения административного истца от взыскания исполнительского сбора.
Основанием для взыскания исполнительского сбора является наличие одновременно двух условий: невыполнение должником требований исполнительного документа в срок, установленный судебным приставом-исполнителем для его добровольного исполнения, и отсутствие у должника уважительных причин для такого неисполнения.
В соответствии с правовой позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в п. 74 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2015 года N 50 "О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства", суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, иных существенных обстоятельств уменьшить размер исполнительского сбора не более чем на одну четверть от размера, установленного ч. 3 ст. 112 Закона об исполнительном производстве, либо освободить должника от его взыскания не только при разрешении требований об уменьшении размера исполнительского сбора или освобождении от его взыскания, но и при разрешении требований об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора.
При этом основания ответственности за нарушение обязательства установлены ст. 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства. Отсутствие вины доказывается лицом, нарушившим обязательство.
По смыслу приведенных правовых норм освобождение должника от взыскания исполнительского сбора должно быть связано с отсутствием его вины в нарушении установленных сроков исполнения требований исполнительного документа.
Размещение закупки на выполнение работ по обследованию ветхого и аварийного муниципального жилищного фонда осуществляется органом местного самоуправления в соответствии с Федеральным законом от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", при этом соблюдение предусмотренной законом процедуры объективно исключает возможность провести обследование технического и санитарного состояния жилого помещения
в пятидневный срок.
РљСЂРѕРјРµ того, СЃСѓРґ учитывает, что 16.05.2015 РіРѕРґР° между администрацией РњРћ Рі. РСЂР±РёС‚ Рё РћРћРћ «СвердлоблЖилСтрой» заключен муниципальный контракт РЅР° приобретение 17 жилых помещений путем долевого участия РІ РіРѕСЂРѕРґРµ Ррбите Свердловской области для переселения граждан РёС… жилых помещений РІ домах, которые признаны аварийными Рё подлежащими СЃРЅРѕСЃСѓ или реконструкции РІ СЃРІСЏР·Рё СЃ физическим РёР·РЅРѕСЃРѕРј РІ процессе РёС… эксплуатации РЅР° территории РіРѕСЂРѕРґР° РСЂР±РёС‚ (Р».Рґ. 8-16). 19.01.2017 РіРѕРґР° администрацией Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ принято решение РѕР± одностороннем отказе РѕС‚ исполнения муниципального контракта РѕС‚ 16.09.2015 РіРѕРґР° РІ РІРёРґСѓ допущения существенных нарушений РћРћРћ «СвердлоблЖилСтрой» условий контракта, Р° именно нарушения графика выполнения работ более чем РЅР° 5 календарных месяцев (Р».Рґ. 17).
В период с 18.06.2017 года по 12.09.2017 года 1,2,3,4,5,6. и членам их семей были предоставлены по договору социального найма благоустроенные жилые помещения в соответствии с решением суда от 30.11.2015 года (л.д. 18-29).
Оценив представленные доказательства, СЃСѓРґ полагает, что Сѓ должника РїРѕ исполнительному производству имеются основания, которые объективно препятствовали исполнению судебного решения РІ определенный судебным приставом-исполнителем пятидневный СЃСЂРѕРє, РїРѕ причине длительности предусмотренной законом процедуры проведения обследования РЅР° предмет аварийности Рё оценки технического состояния жилого помещения, что позволяет сделать вывод РѕР± отсутствии РІРёРЅС‹ администрации Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ РІ несвоевременном исполнении исполнительного документа.
РќР° основании вышеизложенного, РІ силу положений С‡. 7 СЃС‚. 112 Закона в„– 229-ФЗ, СЃСѓРґ считает необходимым освободить должника – администрацию Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР°.
Согласно ч. 3 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
РР· пояснений представителя административного истца Рё административного РёСЃРєРѕРІРѕРіРѕ заявления, Рѕ нарушении СЃРІРѕРёС… прав административный истец узнал 06.07.2018 РіРѕРґР°(Р».Рґ.65), Рѕ чем имеется РїРѕРґРїРёСЃСЊ представителя, последний день РЅР° подач Сѓ заявления СЃ учетом выходных выпал РЅР° 16.07.2018 РіРѕРґР°. Вместе СЃ тем административное РёСЃРєРѕРІРѕРµ заявление поступило РІ СЃСѓРґ 23.07.2018 РіРѕРґР°. Административный истец РїСЂРѕСЃРёС‚ восстановить СЃСЂРѕРє для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ настоящим исковым заявлением. Р’ обоснование уважительных причин РїСЂРѕРїСѓСЃРєР° СЃСЂРѕРєР° для обращения РІ СЃСѓРґ СЃ административным РёСЃРєРѕРј указал что 16.07.2018 РіРѕРґР° жалоба РЅР° оспариваемое постановление была подана, однако РІ РІРёРґСѓ отсутствия РІ доверенности полномочий была возвращена 19.07.2018 РіРѕРґР°.
По мнению суда, указанные административным истцом причины пропуска срока для обращения в суд с административным иском, являющимся юридическим лицом, уважительными причинами не являются, поскольку административным истцом каких-либо обстоятельств, объективно исключающих возможность подачи административного иска в суд в ранее в установленный срок, и сразу после возвращения не приведено, административное исковое заявление подано с пропуском срока, что свидетельствует об отсутствии правовых оснований для восстановления административному истцу процессуального срока для обращения в суд.
В силу ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации требования административного истца об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя не подлежат удовлетворению и по основанию пропуска срока обращения в суд.
Руководствуясь ст. ст. 175, 177-179, 218, 219, п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШРР›:
Административные исковые требования администрации муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ Рє судебному приставу-исполнителю Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств Управления Федеральной службы судебных приставов Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Фирсовой Анастасии Владимировне, УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области Рѕ признании незаконным Рё отмене постановления Рѕ взыскании исполнительского СЃР±РѕСЂР° РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР°, вынесенного РїРѕ исполнительному производству в„– в„–, освобождении РѕС‚ уплаты исполнительского СЃР±РѕСЂР°, - удовлетворить частично.
Освободить администрацию Муниципального образования РіРѕСЂРѕРґ РСЂР±РёС‚ РѕС‚ взыскания исполнительского СЃР±РѕСЂР° РІ размере 50 000 рублей РїРѕ постановлению судебного пристава-исполнителя Межрайонного отдела РїРѕ исполнению особых исполнительных производств УФССП Р РѕСЃСЃРёРё РїРѕ Свердловской области РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР° в„– РѕС‚ 06.07.2018 РіРѕРґР°, вынесенного РІ рамках исполнительного производства в„– в„–.
В остальной части административные исковые требования оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано РІ апелляционном РїРѕСЂСЏРґРєРµ РІ судебную коллегию РїРѕ административным делам Свердловского областного СЃСѓРґР° РІ течение РѕРґРЅРѕРіРѕ месяца СЃРѕ РґРЅСЏ изготовления мотивированного решения, путём подачи жалобы через Ррбитский районный СЃСѓРґ Свердловской области.
Председательствующий (подпись)
Решение не вступило в законную силу.
Судья А.Н. Медведенко
<данные изъяты>
<данные изъяты>