УИД 11RS0001-01-2021-014150-81 дело № 2-7567/2021
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе судьи Машкалевой О. А.
при секретаре Ухановой М.С.,
с участием:
истца Корчина Д.А.,
представителя ответчиков Мартыновой Л.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре
28 октября 2021 г. гражданское дело по иску Корчина Дениса Александровича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
Корчин Д.А. обратился в суд с иском к УФСИН России по Республике Коми о взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей. В обоснование требований указал, что с 02.04.2020 по 15.02.2021 отбывал дисциплинарное наказание в ... 28.04.2020 им сотруднику отдела специального учета было передано для отправки исковое заявление в адрес Усть-Вымского районного суда и исковое заявление в адрес Ленинского районного суда, а также заявления на имя начальника ... о приобщении к исковым заявлениям справки об отсутствии на лицевом счете материальных средств. Однако сотрудник отдела специального учета не сообщил работнику канцелярии о необходимости приобщить к материалам исковых заявлений справок. Указанный факт нарушения был выявлен прокурором по надзору за соблюдением законов в ИУ. В результате ненадлежащего внутриведомственного контроля со стороны УФСИН России по Республике Коми за деятельностью должностных лиц ... были нарушены его права, что влечет выплату компенсации морального вреда.
Определением суда в качестве соответчика по делу привлечена Российская Федерация в лице ФСИН России, в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, - ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми.
В судебном заседании, начавшемся 21.10.2021 и продолжившемся 28.10.2021, истец требования поддержал. Представитель ответчиков с требованиями не согласилась.
Представитель третьего лица в судебном заседании отсутствует, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Выслушав объяснение явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что истец 28.04.2020 передал сотруднику отдела специального учета ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике ФИО2 для отправки исковые заявления, адресованные в Усть-Вымский районный суд и Ленинский районный суд г.Перми, а также заявления на имя начальника ИК-31 о приобщении к исковым заявлениям справки об отсутствии на лицевом счете денежных средств. Указанные исковые заявления истца и справки об отсутствии денежных средств на лицевом счете осужденного ФИО1 переданы в канцелярию ИК-31 для отправки адресату. При этом ФИО3 в нарушение ст. 15 УИК РФ и п. 13 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16.12.2016 № 295, не сообщено сотруднику канцелярии о том, что справки об отсутствии денежных средств необходимо приобщить к материалам исковых заявлений.
Указанное нарушение было выявлено Сыктывкарской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях. В адрес начальника ИК-31 17.06.2020 и 10.08.2020 прокуратурой было внесено представление об устранении нарушений уголовно-исполнительного законодательства.
Выявленное нарушение со стороны ИК-31 по отношению к истцу стороной ответчика и третьего лица не оспаривается.
Также установлено, что исковое заявление Корчина Д.А., направленное в Усть-Вымский районный суд, возвращено судом ему в связи с неподсудностью.
Исковое заявление Корчина Д.А., направленное в Ленинский районный суд г.Перми, первоначально было оставлено без движения для устранения недостатков (определить ответчиков в соответствии с заявленными требованиями, указать в чем заключается нарушение либо угроза нарушения прав, свобод или законных интересов истца со стороны ответчика УФК по Пермскому краю, доказательства, подтверждающие эти обстоятельства). В связи с неисполнением определения суда исковое заявление было возвращено Корчину Д.А.
Обращаясь в суд с иском, истец оспаривает именно действия УФСИН России по Республике Коми, которые ненадлежащим образом осуществляли внутриведомственный контроль за деятельностью должностных лиц ИК-31.
В соответствии со ст. 21 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации ведомственный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется вышестоящими органами и их должностными лицами.
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания, и следственных изоляторов осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (УФСИН) в соответствии с ч. 2 ст. 38 Закона Российской Федерации от 21.07.1993 № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы» и Положением о ФСИН, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13.10.2004 № 1314.
Приказом ФСИН России от 11.06.2015 № 518 утверждено Положение об управлении Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми.
В соответствии с Положением Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми является территориальным органом Федеральной службы исполнения наказаний, осуществляющим в пределах своих полномочий правоприменительные функции, функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, функции по содержанию лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, и подсудимых, находящихся под стражей, их охране и конвоированию, а также функции по контролю за поведением условно осужденных и осужденных, которым судом предоставлена отсрочка отбывания наказания, и по контролю за нахождением лиц, подозреваемых либо обвиняемых в совершении преступлений, в местах исполнения меры пресечения в виде домашнего ареста и за соблюдением ими наложенных судом запретов и (или) ограничений.
В полномочия УФСИН России по Республике Коми входит обеспечение в соответствии с законодательством Российской Федерации правопорядка и законности в подведомственных учреждениях, исполняющих наказания, и следственных изоляторах, а также безопасность лиц, находящихся на их территориях.
В пределах своих полномочий УФСИН России по Республике Коми осуществляет: контроль деятельности подведомственных учреждений за соблюдением законности и обеспечением прав осужденных, лиц, содержащихся под стражей, и лиц, к которым применена мера пресечения в виде домашнего ареста; проведение плановых и иных ревизий (проверок) деятельности подведомственных учреждений.
Приказом Минюста РФ от 22.08.2019 № 185 утвержден Порядок осуществления ведомственного контроля за соблюдением законодательства РФ о службе в уголовно-исполнительной системе РФ.
В соответствии с Порядком целями ведомственного контроля являются: проверка соблюдения учреждениями и органами УИС законодательства Российской Федерации о службе в УИС, обеспечение прав и законных интересов сотрудников УИС; выявление и устранение нарушений законодательства Российской Федерации о службе в УИС, допущенных при принятии учреждениями или органами УИС решений и совершении должностными лицами учреждений или органов УИС действий (бездействии); получение и использование информации о соблюдении законодательства Российской Федерации о службе в УИС.
Ведомственный контроль осуществляет ФСИН России.
Ведомственные проверки осуществляются на основании приказа (распоряжения) директора ФСИН России или его заместителей. В приказе (распоряжении) указываются объект, цели, задачи, срок проведения ведомственной проверки и ответственные за ее проведение сотрудники управления кадров ФСИН России.
Ведомственные проверки подразделяются на плановые и внеплановые.
Плановые проверки проводятся ежегодно на основании плана ведомственных проверок, разрабатываемого ФСИН России и утверждаемого приказом (распоряжением) ФСИН России. В течение календарного года в учреждении или органе УИС проводится не более одной плановой проверки.
Внеплановые проверки проводятся в случае получения ФСИН России информации от органов государственной власти, органов, осуществляющих прокурорский надзор за деятельностью учреждения или органа УИС, органов местного самоуправления, из средств массовой информации, а также в случае поступления обращений граждан или организаций о выявленных фактах несоответствия действий учреждения или органа УИС законодательству Российской Федерации о службе в УИС и нормативным правовым актам Минюста России и ФСИН России или их бездействия.
24.12.2019 УФСИН России по Республике Коми был утвержден план служебных командировок на 1 квартал 2020.
Однако в связи с распространением коронавирусной инфекции были введены ограничительные меры. На период с 30.07.2020 до 09.03.2021 в УФСИН России по Республике Коми были ограничены выезды и командировки, приостановлены плановые проверки.
Вместе с тем 17.07.2020 в рамках контрольной проверки сотрудник УФСИН России по Республике Коми провел проверку деятельности службы специального учета ФКУ ИК-31, о чем составлена справка.
Согласно статье 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае причинения гражданину морального вреда (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимание обстоятельства.
В соответствии со статьей 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов подлежит возмещению на общих основаниях, то есть при условии наличия вины в действиях причинителя вреда.
Обязательным условием наступления ответственности является совокупность элементов состава правонарушения: наличие вреда; вина причинителя вреда; причинная связь между наступившим вредом и действиями (бездействием) причинителя вреда; противоправность действий (бездействия). Отсутствие указанной совокупности элементов правонарушения является основанием отказа в удовлетворении требований о возмещении морального вреда.
Согласно части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В ходе рассмотрения дела не установлена противоправность действий ответчика по отношению к истцу.
Требование о ненадлежащем осуществлении УФСИН России по Республике Коми ведомственного контроля не доказано, никаких доказательств нарушений функций публичного органа по контролю за деятельностью подразделения ФКУ ИК-31 в суде добыто не было.
Также нет доказательств, что из-за виновных действий УФСИН России по Республике Коми должностные лица ИК-31 ненадлежащим образом исполняли свои обязанности.
С жалобами на действия должностных лиц ИК-31 истец в УФСИН России по Республике Коми не обращался.
Также не установлено нарушений прав истца на доступ к правосудию. В данном случае исковые заявления, направленные в адрес Усть-Вымского районного суда и Ленинского районного суда г.Перми, были возвращены судом истцу не в связи с отсутствием документов, подтверждающих отсутствие на лицевом счете денежных средств, а по иным основаниям.
При таком положении суд на основании вышеприведенных норм права не находит оснований для удовлетворения исковых требований истца о взыскании компенсации морального вреда.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Требования Корчина Дениса Александровича к УФСИН России по Республике Коми, ФСИН России о взыскании компенсации морального вреда в размере 150000 рублей оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения.
Судья О.А. Машкалева
Мотивированное решение вынесено 29.10.2021