РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
28 мая 2020 года г. Тула
Центральный районный суд г. Тулы в составе:
председательствующего Илларионовой А.А.,
при секретаре Акимовой Ю.Н.,
с участием административного истца Ахаевой Н.В., представителя административного истца по доверенности Шамонова А.Н., представителя административного ответчика Федеральной службы исполнения наказания России и заинтересованного лица Управления ФСИН России по Тульской области по доверенности Козловой К.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1166/20 по административному иску Ахаевой ФИО30 к Федеральной службе исполнения наказания России об оспаривании решения, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№, о возложении обязанности рассмотреть заявку на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ,
установил:
Ахаева Н.В. обратилась в суд с административным иском к Федеральной службе исполнения наказания России, Управлению ФСИН России по Тульской области об оспаривании решения, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№, о возложении обязанности рассмотреть заявку на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ.
В обосновании заявленных требований указывает на то, что ДД.ММ.ГГГГ в установленном порядке она обратилась с заявлением (рапортом) о принятии её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с предоставлением необходимых документов. Комиссией ФСИН России ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (протокол заседания комиссии ФСИН №). Не согласившись с вышеуказанным решением, она обратилась с исковым заявлением в Центральный районный суд г. Тулы о признании незаконным и отмене решения комиссии ФСИН России. Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ за ней признано право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом № 228-ФЗ от 30.12.2012 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ФСИН России с заявлением о выдаче причитающейся единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом вынесенного решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ на её электронный адрес поступил ответ от административного ответчика, в котором было указано на то, что согласно п. 23 Правил от 24.04.2013 №369 единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников. Так как она принята на учет с ДД.ММ.ГГГГ, представление ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет производиться в порядке общей очередности среди принятых на учет, но не ранее предоставления указанной выплаты сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в том же году. В настоящее время единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в 2014 году, а также сотрудникам и гражданам, принятым на соответствующий учет в январе 2014 года.
Полагает, что данным ответом нарушается её право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи ею рапорта ДД.ММ.ГГГГ.
В связи с отказом комиссии ФСИН в постановке её на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения ей пришлось в судебном порядке отстаивать свои права. Суд поставил её на учет с момента заседания комиссии ФСИН, то есть с ДД.ММ.ГГГГ.
Из полученного ответа следует, что комиссия ФСИН России не рассматривала её заявление, предложений о единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения директору ФСИН России не поступало, как и не поступал отказ от их выплат. Таким образом, полагала, что её заявление, адресованное на имя директора ФСИН России Калашникова А.П., не было рассмотрено в полном объеме. Ответ ей дан единолично Врио начальника УКСНЭР ФСИН России Тучиным Н.В., что нарушает требование Порядка формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.. . единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
На основании изложенного просит суд обязать административного ответчика рассмотреть заявку на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ.
В процессе рассмотрения дела от административного истца Ахаевой Н.В. поступили уточненные административные требования в соответствии с которыми Ахаева Н.В. просит суд признать незаконным и нарушающим её права ответ административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ №№ на её заявление от ДД.ММ.ГГГГ о рассмотрении вопроса о выдаче причитающейся ей единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья; обязать административного ответчика рассмотреть её заявление на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ. Административные требования предъявляет к административному ответчику ФСИН России, в качестве заинтересованного лица указывает Управление ФСИН России по Тульской области.
Административный истец Ахаева Н.В. заявленные административные требования поддержала в полном объеме, настаивала на их удовлетворении.
Представитель административного истца по доверенности Шамонов А.Н., административные требования поддержал в полном объеме, настаивал на их удовлетворении.
Представителя административного ответчика Федеральной службы исполнения наказания России и заинтересованного лица Управления ФСИН России по Тульской области по доверенности Козлова К.В. в судебном заседании заявленные требования не признала, просила отказать в их удовлетворении, представила письменные возражения, в которых указала на то, что ДД.ММ.ГГГГ Ахаева Н.В. обратилась с заявлением (рапортом) на имя директора ФСИН России о принятии её на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения. В заявлении Ахаева Н.В. указала состав семьи: дочь ФИО10 Решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ № Ахаевой М.С. было отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369. Не была предоставлена информация о регистрации дочери за пятилетний период, а также в связи с обеспеченностью общей жилой площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения).
Не согласившись с данным решением, Ахаева Н.В. обратилась с иском в суд. Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ахаевой Н.В. удовлетворены частично. Суд признал незаконным и подлежащим отмене решение комиссии, признал за Ахаевой Н.В. право на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, обязал ФСИН России поставить семью Ахаевой Н.В. в составе 2 человек на учет для получения единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ. Не согласившись с решением суда, Ахаевой Н.В. и ФСИН России были поданы апелляционные жалобы. Предметом жалобы Ахаевой Н.В. являлась дата постановки на учет для получения единовременной выплаты. Однако суд апелляционной инстанции оставил решение Центрального районного суда г. Тулы без изменения, апелляционные жалобы без удовлетворения.
Согласно выписке из протокола ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ Ахаева Н.В., составом семьи 2 человека, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением суда.
В соответствии с п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилого помещения, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 № 369, единовременная социальная выплата на приобретение или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Таким образом, законодательством не предусмотрены основания для осуществления единовременной социальной выплаты Ахаевой Н.В. ранее срока постановки её на учет, то есть ранее ДД.ММ.ГГГГ.
Относительно полномочий врио начальника УКСНЭР ФСИН России Тучина Н.В. на подписание обжалуемого ответа, указала на то, что управлением делами ФСИН России, поступившее заявление Ахаевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №№ и направлено для рассмотрения по компетенции в управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (УКСНЭР ФСИН России). На основании подпункта «е» пункта 1.19 Регламента ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п. 17.17 Положения об УКСНЭР ФСИН России начальник УКСНЭР ФСИН России обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных заявлений или жалоб граждан в части, касающейся деятельности управления, и подписывает ответы на них. Таким образом, врио начальника УКСНЭР ФСИН России Тучин Н.В. является уполномоченным лицом ФСИН России, который обеспечил рассмотрение заявления Ахаевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также подписал ответ от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, имеющиеся в материалах дела, материалы административного дела №, суд приходит к следующему.
В силу ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17 Конституции РФ).
Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18 Конституции).
Как указано в ст. 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суде.
Право на свободу и личную неприкосновенность является неотчуждаемым правом каждого человека, что предопределяет наличие конституционных гарантий охраны и защиты достоинства личности, запрета применения пыток, насилия, другого жестокого или унижающего человеческое достоинство обращения или наказания (статьи 17, 21 и 22 Конституции Российской Федерации).
Возможность ограничения указанного права допускается лишь в той мере, в какой оно преследует определенные Конституцией Российской Федерации цели, осуществляется в установленном законом порядке, с соблюдением общеправовых принципов и на основе критериев необходимости, разумности и соразмерности, с тем чтобы не оказалось затронутым само существо данного права.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд удовлетворяет административное исковое заявление, если оспариваемые решения, действия (бездействия) органов государственной власти не соответствуют нормативно-правовым актам, нарушают права, свободы и законные интересы административного истца и препятствуют их осуществлению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Ахаева Н.В. обратилась в УФСИН России с заявлением о выдаче причитающейся единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с учетом вынесенного решения Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ Ахаевой Н.В. был дан ответ №№ за подписью Врио начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России Тучина Н.В., в котором было указано на то, что решением комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) она поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты составом семьи 2 человека с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с решением суда. Единовременная социальная выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований, выделяемых на соответствующие цели. Согласно п. 23 Правил от ДД.ММ.ГГГГ № единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников. Так как она принята на учет с ДД.ММ.ГГГГ, представление ей единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения будет производиться в порядке общей очередности среди принятых на учет, но не ранее предоставления указанной выплаты сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в том же году. В настоящее время единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам и гражданам, имеющим 3 и более совместно проживающих с ними детей, принятым на соответствующий учет в 2014 году, а также сотрудникам и гражданам, принятым на соответствующий учет в январе 2014 года.
Ахаева Н.В. полагает, что данным ответом нарушается её право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения со дня подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ.
Рассматривая данные административные требования и доводы административного истца и её представителя, судом установлено, что в соответствии с ч. 1 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (п. 2 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу ч. 6 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 года № 283-ФЗ определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года № 369 «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» утверждены «Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации».
В соответствии с п. 23 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему 3 и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Судом установлено, что Ахаева Н.В. – майор внутренней службы инспектор отделения воспитательной работы с осужденными УФСИН России по Тульской области, 31.01.2014 года обратилась с рапортом на имя директора ФСИН России о принятии на учет на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 года №369 с составом семьи 2 человека (она и дочь – ФИО10, ДД.ММ.ГГГГ года рождения). На момент обращения с данным рапортом (заявлением) выслуга лет Ахаевой Н.В. в календарном исчислении составляла более 21 года.
Решением Комиссии ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ (выписка из протокола заседания №) Ахаевой Н.В. отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных п. 5 Правил (к заявлению не представлена информация о регистрации дочери за пятилетний период), а также в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения на одного члена семьи более 15 кв.м (заявитель является членом семьи собственника жилого помещения, ст. 31 Жилищного кодекса РФ).
Не согласившись с данным решением, Ахаева Н.В. обратилась с иском в суд. Решением Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования Ахаевой Н.В. удовлетворены частично.
Суд решил: «Признать незаконным и подлежащим отмене решение комиссии по рассмотрению вопросов предоставления начальникам территориальных органов ФСИН России, образовательных организаций ФСИН России, учреждений непосредственно подчиненных ФСИН России, а также сотрудникам уголовно-исполнительной систем, проходящим службу в ФСИН России, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Ахаевой ФИО20 в постановке на учет для предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Признать за Ахаевой ФИО21 право на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в порядке, установленном Федеральным законом №283-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Обязать ФСИН России поставить семью Ахаевой ФИО22 в составе двух человек (Ахаева ФИО23 и дочь – ФИО10) на учет для получения единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ.
В остальной части исковых требований Ахаевой ФИО24 отказать».
При этом, разрешая требования истца о возложении обязанности жилищной комиссии ФСИН России устранить нарушение ее прав и поставить ее семью в составе двух человек (она и дочь ФИО10) на учет для получения единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с момента подачи соответствующего рапорта, с включением в книгу учета сотрудников учреждений и органов исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, суд пришел к выводу, о том, что право на постановку на учет у Ахаевой Н.В. не могло возникнуть ранее рассмотрения ее заявления по существу уполномоченным органом, в связи с чем, она в составе семьи 2 человека подлежит постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ (л.д. №).
Как следует из материалов дела № на данное решение были поданы апелляционные жалобы Ахаевой Н.В. и ФСИН России.
При этом Ахаева Н.В. просила решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ изменить в части постановки на учет для получения социальной выплаты и вынести новое решение в этой части, а именно обязать ФСИН России поставить семью Ахаевой ФИО25 в составе двух человек (Ахаева ФИО26 и дочь – ФИО10) на учет для получения единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подачи заявления (рапорта) о постановке на учет для получения единовременной выплаты.
Апелляционным определением Судебной коллегии по административным делам Тульского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Центрального районного суда г. Тулы от ДД.ММ.ГГГГ оставлено без изменения, апелляционные жалобы административного истца Ахаевой Н.В. и административного ответчика ФСИН России – без удовлетворения.
При этом в апелляционном решении указано: «Разрешая требования истца о возложении обязанности жилищной комиссии ФСИН России устранить нарушение её прав и поставить её семью в составе двух человек (Ахаева ФИО27 и дочь – Ахаева ФИО28) на учет для получения единовременной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, то есть с даты подачи соответствующего рапорта, с включением в книгу учета сотрудников учреждений и органов исполнительной системы на получение единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилья, суд обоснованно указал на то, что право на постановку на учет у Ахаевой Н.В. не могло возникнуть ранее её заявления по существу уполномоченным органов, в связи с чем, она в составе семьи 2 человека подлежит постановке на учет с ДД.ММ.ГГГГ».
В соответствии со ст. 187 КАС РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу.
Вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам, а также законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и обращения судов являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 16 КАС РФ).
Согласно ч. 2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Обращаясь с данным административным иском в суд Ахаева Н.В. по сути вновь ставит вопрос о её праве на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с момента подачи ею рапорта ДД.ММ.ГГГГ, что направлено на пересмотр вступившего в законную силу решения суда.
Суд приходит к выводу, что вопрос о постановке административного истца на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения и строительства жилого помещения ранее был разрешен судом и на основании решения суда от ДД.ММ.ГГГГ Ахаева Н.В., составом семьи 2 человека, поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается представленной административным ответчиком выпиской из протокола ФСИН России № от ДД.ММ.ГГГГ.
Получение сотрудником ФСИН России единовременной социальной выплаты во внеочередном порядке законом не предусмотрено и приведет к нарушению прав и законных интересов других сотрудников, поставленных на учет ранее административного истца.
Ахаева Н.В., принятая на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения за счет средств федерального бюджета с ДД.ММ.ГГГГ, вправе получить соответствующую выплату исключительно в порядке очередности.
Поскольку административный истец не имеет права на внеочередное предоставление ему единовременной социальной выплаты, последняя должна быть предоставлена ему в соответствии с очередностью даты постановки на учет - с ДД.ММ.ГГГГ.
Суд принимает во внимание, что административный истец вправе получить единовременную выплату в порядке очередности, так как оснований и условий получения соответствующей выплаты вне очереди действующее законодательство не предусматривает, вместе с тем, осуществляя свои права, административный истец не вправе нарушать права и законные интересы иных лиц.
Оснований полагать, что УФСИН России нарушен порядок рассмотрения заявления Ахаевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, суд не находит.
Право любого гражданина Российской Федерации обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления гарантировано Конституцией Российской Федерации (статья 33).
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации такого права регулируются Федеральным законом №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», в силу части 1 статьи 9 которого, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией обращение, подлежит обязательному рассмотрению.
В силу ч. 1 ст. 10 указанного закона при рассмотрении обращений государственный орган, орган местного самоуправления или должностное лицо: обеспечивает объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение; запрашивает, в том числе в электронной форме, необходимые для рассмотрения обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц, за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия; принимает меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина; дает письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; уведомляет гражданина о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган, орган местного самоуправления или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.
Проверяя полномочия врио начальника Управления капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (УКСНЭР ФСИН России) В.Н. Тучина на рассмотрение обращения Ахаевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, поступившее в адрес ФСИН России, по вопросу получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, судом установлено, что данное обращение рассмотрено уполномоченным должностным лицом.
В соответствии с п. 1.8 Регламента Федеральной службы исполнения наказаний, утвержденного приказом ФСИН России от 19.05.2006 № 245, структура центрального аппарата ФСИН России включает в себя руководство ФСИН России и управления (далее структурные подразделения ФСИН России) по основным направлениям деятельности ФСИН России.
Согласно п. 1.9 Регламента ФСИН России сферы деятельности и компетенция структурного подразделения ФСИН России определяются в положении об этом подразделении, утверждаемом директором ФСИН России.
На основании п. 16.7 Положения об управлении делами ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от 10.10.2019 № 898, одной из функций управления делами ФСИН России является учет (регистрация) и направление поступивших в ФСИН России обращений граждан на рассмотрение по компетенции начальникам структурных подразделений ФСИН России.
Управлением делами ФСИН России, поступившее заявление Ахаевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ за №№ и направлено для рассмотрения по компетенции в управление капитального строительства, недвижимости, эксплуатации и ремонта ФСИН России (УКСНЭР ФСИН России).
В соответствии с п. 12.3 и п. 12.10.1 Положения об УКСНЭР ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, вопросы жилищного обеспечения сотрудников и пенсионеров уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, эффективного использования бюджетных ассигнований, направленных на предоставление единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения отнесены к компетенции УКСНЭР ФСИН России.
Согласно ч. 3 ст. 10 Федерального закона №59-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» ответ на обращение подписывается руководителем государственного органа или органа местного самоуправления, должностным лицом либо уполномоченным на то лицом.
На основании подпункта «е» пункта 1.19 Регламента ФСИН России, утвержденного приказом ФСИН России от ДД.ММ.ГГГГ №, а также п. 17.17 Положения об УКСНЭР ФСИН России, начальник УКСНЭР ФСИН России обеспечивает рассмотрение индивидуальных и коллективных заявлений или жалоб граждан в части, касающейся деятельности управления, и подписывает ответы на них.
Таким образом, врио начальника УКСНЭР ФСИН России Тучин Н.В. является уполномоченным лицом ФСИН России, который обеспечил рассмотрение заявления Ахаевой Н.В. от ДД.ММ.ГГГГ, а также подписал ответ от ДД.ММ.ГГГГ №№.
Суд приходит к выводу, что обращение Ахаевой Н.В. рассмотрено в установленном законом порядке, уполномоченным лицом, по существу поставленных в нем вопросов, заявителю подготовлен и направлен мотивированный ответ в установленные законом сроки.
Согласно ч. 8 ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст. 226 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лица, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействие);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия), если и такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в п.п. 1 и 2 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в п. п. 3, 4 ч. 9, 10 ст. 226 КАС РФ - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Исходя из вышеуказанных норм закона заявитель, обращаясь в суд с заявлением об оспаривании решения, действия (бездействия) незаконными, должен указать и доказать, какие именно его права и законные интересы нарушены оспариваемым решением, действием (бездействия) и указать способ их восстановления.
По смыслу закона оспариваемые решения, действия (бездействия) может быть признано незаконным, если в ходе судебного разбирательства установлено хотя бы одно из следующих условий; решение, действие (бездействие) вынесено (совершено) лицом, не имеющим полномочий на его принятие (совершение); существенное несоблюдение установленного порядка принятия решений, если такое требование установлено нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); несоответствие содержания оспариваемого решения, действия (бездействии) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.
При этом в судебном заседании должно быть установлено, что оспариваемые решения, действия (бездействия) нарушает права, свободы и законные интересы заявителя.
В круг обстоятельств, подлежащих установлению при рассмотрении дел данной категории, входит проверка соответствия оспариваемого решения, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и проверка факта нарушения оспариваемым решением, действием (бездействия) прав, свобод и законных интересов заявителя.
Основанием для признания решения, действия (бездействия) незаконным является одновременное наличие двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
В настоящем деле таких оснований не установлено, доказательств обратного не представлено, должностные лица ФСИН России действовали в рамках предоставленных им полномочий в соответствии с требованиями действующего законодательства.
Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу, что оснований и предусмотренной совокупности необходимых условий для признания действий (бездействий) должностных лиц ФСИН России незаконными не имеется, следовательно, оснований для удовлетворения требований административного истца у суда не имеется. Доказательств того, что действия (бездействия) административного ответчика привели к непосредственному нарушению принадлежащих заявителю прав и свобод, имеются негативные последствия, суду не представлено.
Проанализировав установленные по делу обстоятельства, оценив имеющиеся доказательства с учетом положений ст.ст. 60, 61 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в их совокупности, суд приходит к выводу, что в удовлетворении административных исковых требований Ахаевой Н.В. необходимо отказать.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
в удовлетворении административного иска Ахаевой ФИО29 к Федеральной службе исполнения наказания России об оспаривании решения, выраженного в ответе от ДД.ММ.ГГГГ №№, о возложении обязанности рассмотреть заявку на получение единовременной социальной выплаты на приобретение или строительства жилья в порядке очереди, с момента подачи рапорта ДД.ММ.ГГГГ, отказать.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Тульского областного суда путем подачи апелляционной жалобы через Центральный районный суд г. Тулы в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Председательствующий: