Решение
Рменем Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации
г. Сочи 09 августа 2019 года
Центральный районный суд г. Сочи Краснодарского края в составе: председательствующего судьи Слука В.А., при секретаре судебного заседания Пятовой Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Деркач Н. Н. к администрации города Сочи об оспаривании решения,
установил:
Деркач Н.Н. обратилась в суд с административным исковым заявлением к администрации города Сочи, в котором просит признать незаконным отказ администрации города Сочи от 28.05.2019 г. в предоставлении ей в собственность земельного участка с кадастровым номером (Номер), площадью 400 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес), обязать Администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи предоставить данный земельный участок в собственность путем заключения договора купли-продажи, по цене в размере 12 % от кадастровой стоимости земельного участка, без проведения торгов.
В обосновании исковых требований административный истец указывает, что ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание, площадью 32,2 кв.м, с кадастровым номером 23(Номер), и нежилое здание, площадью 875,7 кв.м, с кадастровым номером (Номер), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер).
Указанные объекты недвижимого имущества, принадлежащие административному истцу, расположены на земельном участке с кадастровым номером (Номер), площадью 400 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Земельный участок находится в собственности Муниципального образования город-курорт Сочи.
29.04.2019 г. Административный истец обратился в администрацию города Сочи с заявлением (Номер) по вопросу предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером (Номер), в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
Письмом от 28.05.2019 г. № 13342/02-05-16 Департаментом имущественных отношений Администрации г. Сочи сообщено об отказе в предоставлении заявленной муниципальной услуги и предоставлении в собственность земельного участка. Основанием для отказа явилось частичное расположение спорного земельного участка в границах «красных линий», а также отсутствие права собственности административного истца на здание, площадью 32,2 кв.м, с кадастровым номером (Номер).
Административный истец считает отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, поскольку местоположение поворотных точек красных линий в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности внесено ошибочно. Фактически земельный участок с кадастровым номером (Номер) в границах «красных линий» не расположен.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в районе расположения спорного земельного участка установлены красные линии. Как следует из обжалуемого отказа, указанные красные линии установлены для обозначения территории общего пользования, не подлежащей приватизации. При этом общий контур красных линий в районе спорного земельного участка установлен таким образом, чтобы повторить контур трех смежных участков с кадастровыми номерами (Номер), (Номер), (Номер), что свидетельствует о том, что красные линии установлены не в отношении какой-либо улицы или дороги, а для конкретной территории, расположенной за пределами указанных земельных участков.
Таким образом, при установлении красных линий были учтены границы спорного земельного участка, однако при внесении сведений о координатах поворотных точек в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности произошло их ошибочное смещение (на незначительное расстояние менее 50 см только в одной части земельного участка), в результате чего контур красных линий был наложен на контур земельного участка, хотя фактически в границах участка размещение территории общего пользования не предусмотрено.
Также административный истец указывает на то обстоятельство, что собственником обоих объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (Номер), в том числе — нежилого здания, площадью 32,2 кв.м, с кадастровым номером (Номер), являлся административный истец.
В судебное заседание административные истцы, а также представитель, действующий на основании выданной ему доверенности, будучи надлежаще извещенными не явились.
Представитель административного ответчика так же в судебном заседании не явился.
Согласно п. 6 ст. 226 КАС РФ, лица участвующие в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, их представители, а также иные участники судебного разбирательства извещаются о времени и месте судебного заседания. Неявка в судебное заседание лиц, участвующих в деле, их представителей, надлежащих образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению и разрешению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
При таких обстоятельствах, в порядке п. 6 ст. 226 КАС РФ, суд счел возможным рассмотреть данное административное дело в отсутствие сторон и заинтересованного лица - Управления Федеральной службы государственно регистрации, кадастра и картографии по Краснодарскому краю.
Согласно ч.7 ст. 150 КАС РФ если в судебное заседание не явились все лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте его рассмотрения, явка которых не является обязательной или не признана судом обязательной, или представители этих лиц, суд рассматривает административное дело в порядке упрощенного (письменного) производства, предусмотренного главой 33 настоящего Кодекса.
Суд, изучив материалы гражданского дела и исследовав доказательства по указанному делу, считает, что заявленные требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объеме по следующим основаниям.
Согласно п. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализаций законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования спора.
Рзучив материалы дела Рё представленные сторонами доказательства РІ РёС… совокупности, заслушав лиц, участвующих РІ деле, СЃСѓРґ РїСЂРёС…РѕРґРёС‚ Рє выводу Рѕ том, что исковые требования Деркач Рќ.Рќ. подлежат удовлетворению РїРѕ следующим основаниям.
Как достоверно установлено судом из представленных административным истцом доказательств, ему на праве собственности принадлежат объекты недвижимого имущества: нежилое здание, площадью 32,2 кв.м, с кадастровым номером (Номер), и нежилое здание, площадью 875,7 кв.м, с кадастровым номером (Номер), расположенные по адресу: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес), что подтверждается выписками из Единого государственного реестра недвижимости от (Дата) (Номер), от (Дата) (Номер).
Указанные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке с кадастровым номером (Номер), площадью 400 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, расположенном по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Земельный участок находится в собственности Муниципального образования город-курорт Сочи.
29.04.2019 г. Административный истец обратился в Администрацию г. Сочи с заявлением (Номер) по вопросу предоставления муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» в отношении земельного участка с кадастровым номером (Номер) в порядке статьи 39.20 Земельного кодекса РФ.
Письмом от (Дата) (Номер) Департаментом имущественных отношений Администрации г. Сочи сообщено об отказе в предоставлении заявленной муниципальной услуги и предоставлении в собственность земельного участка. Основанием для отказа явилось частичное расположение земельного участка с кадастровым номером (Номер) в границах «красных линий», а также отсутствие права собственности Административного истца на здание, площадью 32,2 кв.м, с кадастровым номером (Номер).
Полагая отказ в предоставлении в собственность земельного участка незаконным, административный истец обратилась в суд с настоящим административным иском.
В соответствии с ч. 1 ст. 264 Гражданского кодекса РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством.
Согласно п. 5 ч. 1 ст. 1 Земельного кодекса РФ, одним из основных принципов земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
В соответствии со ст. 39.3 Земельного кодекса РФ, без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, перечисленных в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ. В данной статье в числе прочих приведены следующие основания для отказа в предоставлении публичного участка в собственность физических и юридических лиц:
указанный в заявлении о предоставлении земельного участка земельный участок является изъятым из оборота или ограниченным в обороте и его предоставление не допускается на праве, указанном в заявлении о предоставлении земельного участка (п. 6).
В соответствии с подп. 7 п. 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, предназначенные для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов морского транспорта, внутреннего водного транспорта, воздушного транспорта, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, а также автомобильных дорог федерального значения, регионального значения, межмуниципального значения или местного значения.
Согласно п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ, земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
В своем отказе (письмо от 28.05.2019 г. № 13342/02-05-16) Департамент имущественных отношений Администрации г. Сочи указывает на частичное расположении земельного участка с кадастровым номером (Номер) в границах «красных линий».
Как установлено судом при рассмотрении настоящего дела, местоположение поворотных точек красных линий в сведения информационной системы обеспечения градостроительной деятельности внесено ошибочно. Фактически земельный участок с кадастровым номером (Номер) в границах «красных линий» не расположен.
Согласно сведениям информационной системы обеспечения градостроительной деятельности в районе расположения спорного земельного участка установлены красные линии. Как следует из обжалуемого отказа, указанные красные линии установлены для обозначения территории общего пользования, не подлежашей приватизации.
Вместе с тем следует отметить, что общий контур красных линий в районе спорного земельного участка установлен таким образом, чтобы повторить контур 3 смежных участков с кадастровыми номерами (Номер), (Номер), (Номер), что свидетельствует о том, что красные линии установлены не в отношении какой-либо улицы или дороги, а для конкретной территории, расположенной за пределами указанных земельных участков.
Таким образом, при установлении красных линий были учтены границы спорного земельного участка, однако при внесении сведений о координатах поворотных точек в информационную систему обеспечения градостроительной деятельности произошло их ошибочное смещение (на незначительное расстояние только в одной части земельного участка), в результате чего контур красных линий был наложен на контур земельного участка, хотя фактически в границах участка размещение территории общего пользования не предусмотрено.
Как следует из письма Департамента архитектуры, градостроительства и благоустройства исх. № 21.01-18/21789 от 10.07.2019 г., накладка красных линий на земельные участки с кадастровыми номерами (Номер), (Номер) составляет 64 см и 32 см соответственно. С учетом сложившейся застройки данную накладку следует считать технической ошибкой.
РР· разъяснений РњРЈРџ Рі. Сочи «Муниципальный институт генплана» (РёСЃС…. в„– 2570/211-01-08 РѕС‚ 17.04.2019 Рі.) также следует, что Проект планировки территории Лазаревского района РіРѕСЂРѕРґР° Сочи выполнялся РІ соответствии СЃ имеющийся топографической РѕСЃРЅРѕРІРѕР№. РџСЂРё проектировании красных линий, как границ публичных территорий фактических Рё планируемых, учитывались контуры земельных участков Рё существующих строений. РџСЂРё этом, РїСЂРё выполнении графических работ РІ масштабе 1:2000, РїСЂРё толщине линии контура РІ 0,75 РјРј допускается пограешность РЅР° местности 1,5 РїРј.
Ограничение прав использования земельных участков в виде установления красных линий не являлось целью разработки и утверждения ППТ.
В связи с данными обстоятельствами МУП г. Сочи «Муниципальный институт генплана» указывает на необходимость устранения данной технической ошибки путем установления красных линий в информационной системе обеспечения градостроительной деятельности города-курорта Сочи без пересечения границ земельных участков с кадастровыми номерами (Номер) и (Номер).
Учитывая данные обстоятельства следует, что спорный земельный участок с кадастровым номером (Номер) фактически в границах красных линий не находится, и, соответственно, к земельным участкам общего пользования, занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, не подлежащих приватизации, не относится.
Наличие технических ошибок в сведениях информационной системы обеспечения градостроительной деятельности не может быть основанием ограничения прав административного истца, предусмотренных ст. 39.20 Земельного кодекса РФ, при решении вопроса о предоставлении ему земельного участка.
Гражданин, заинтересованный в приобретении земельного участка, не несет ответственности за действия государственных и муниципальных органов, равно как и не обязан устранять допущенные ими технические ошибки.
Тем не менее в результате указанной ошибки нарушены права и свободы административного истца, созданы препятствия к осуществлению его прав.
Основание отказа Департаментом имущественных отношений администрации города Сочи в предоставлении в собственность спорного земельного участка, связанного с отсутствием права собственности административного истца на нежилое здание, площадью 32,2 кв.м, с кадастровым номером (Номер), не нашло своего подтверждения, поскольку согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от (Дата) (Номер) собственником указанного объекта является административный истец. Таким образом, собственником обоих объектов недвижимости, расположенных на земельном участке с кадастровым номером (Номер), являлся административный истец, в связи с чем основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги «Продажа земельного участка, находящегося в муниципальной собственности, без проведения торгов» также отсутствовали.
Согласно пп. 3 п. 5 ст. 39.17 Земельного кодекса РФ, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.
Рные основания для отказа, РєСЂРѕРјРµ расположение красных линий РІ пределах территории испрашиваемого административным истцом земельного участка, Р° также отсутствие права собственности административного истца РЅР° нежилого здания, площадью 32,2 РєРІ.Рј, СЃ кадастровым номером (Номер) РІ РџРёСЃСЊРјРµ РѕС‚ 28.05.2019 отсутствуют.
При отсутствии оснований для отказа в предоставлении земельного участка, предусмотренных в ст. 39.16 Земельного кодекса РФ, отказ административного ответчика в предоставлении Административному истцу земельного участка с кадастровым номером (Номер) без проведения торгов не соответствует действующему земельному законодательству.
Таким образом, отказ администрации города Сочи в предоставлении в собственность земельного участка является незаконным и нарушает права и законные интересы административного истца, создает ему препятствия в предоставлении земельного участка.
В силу ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.
В силу ч. 4 ст. 445 Гражданского кодекса РФ, в случае если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом РФ или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.
При сложившихся правоотношениях и обстоятельствах обязательность заключения для ответчика указанного договора купли-продажи установлена ст. ст. 39.3, 39.4, 39.20 Земельного кодекса РФ.
Согласно п. 2 Порядка определения цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, утв. Решением Городского Собрания Сочи от 23.12.2009 № 181, цены земельных участков, находящихся в муниципальной собственности города Сочи, продаваемых собственникам зданий, строений, сооружений, находящихся на этих земельных участках, устанавливаются в размере:
- кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения, сельскохозяйственного использования собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений;
- 2,5 процента кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков гражданам, являющимся собственниками расположенных на них индивидуальных жилых, дачных и садовых домов, гаражей;
- 12 процентов кадастровой стоимости земельных участков при продаже земельных участков иным собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений.
Соответственно, выкупная цена земельного участка с кадастровым номером (Номер) составит 12 % от его кадастровой стоимости.
В силу ст. 2 Конституции Российской Федерации, человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Судебная защита нарушенных или оспоренные гражданских прав осуществляется в судебном порядке (ст. 11 Гражданского кодекса РФ).
Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса РФ земельные споры рассматриваются в судебном порядке.
На основании ст. 4 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с ч. 1 ст. 22 Кодекса административного судопроизводства РФ, административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
РР· материалов дела следует, что оспариваемое постановление принято 28.05.2019 РіРѕРґР°, РІ СЃСѓРґ административный истец обратился 22.07.2019 РіРѕРґР°, то есть РІ установленный СЃСЂРѕРє.
Учитывая изложенное, статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административное исковое заявление Деркач Н. Н. к администрации города Сочи об оспаривании решения – удовлетворить.
Признать незаконным отказ Администрации города Сочи от 28.05.2019 г. в предоставлении в собственность Деркач Н. Н. земельного участка с кадастровым номером (Номер), площадью 400 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, расположенного по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес).
Обязать Администрацию города Сочи в лице Департамента имущественных отношений администрации города Сочи предоставить в собственность Деркач Н. Н. путем заключения договора купли-продажи земельный участок с кадастровым номером (Номер), площадью 400 кв.м, категория земель — земли населенных пунктов, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Краснодарский край, г. Сочи, (Адрес), по цене в размере 12 % от кадастровой стоимости земельного участка, без проведения торгов.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Центральный районный суд города Сочи в течение одного месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Председательствующий: