Решение по делу № 2а-552/2020 от 08.06.2020

2а-552/2020

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

             23 июля 2020 года                                                                г. Северобайкальск

    Северобайкальский городской суд Республики Бурятия в составе судьи Рабдаевой Н.Г., при секретаре Марковой Е.В., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению главы администрации муниципального образования городское поселение «поселок Новый Уоян» к главному государственному инспектору по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору, Главному Управлению МЧС России по Республике Бурятия о признании предписания в части недействительным,

УСТАНОВИЛ:

Глава администрации муниципального образования городское поселение «п.Новый Уоян» Ловчая О.В. обратился в суд с вышеуказанным административным иском, просит о признать незаконным и отменить Предписание от 24.04.2020г. выданного главным инспектором по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору Ильиным Д.С.. В обосновании своих требований указывает, что главным инспектором по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору Ильиным Д.С. была произведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО ГП «п.Новый -Уоян» в период с <данные изъяты>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, составлен акт от 24.04.2020, выдано предписание , а именно, п.1- не обеспечивается очистка территории поселения, в том числе в пределах противопожарных расстояний между зданиями, от горючих отходов, мусора и сухой растительности; п. 2 не допускается на территории общего пользования поселения устраивать свалки горючих и бытовых отходов, сроком устранения нарушений до 25.05.2020г. Проведение указанных мероприятий истцу выполнить не предоставляется возможным, в связи с тем, что на территории поселка, указанной в Предписании, расположены дома аварийные и расселенные, собственником указанных домов является администрация МО «Северо-Байкальский район». Денежные средства для реализации программы по переселению граждан из ветхого жилья, сносу ветхого и аварийного жилья, рекультивация земельных участок выделяются из федерального и республиканского бюджетов. Данные обстоятельства не приняты во внимание главным инспектором Ильным Д.С., полагает, что предписание должно быть выписано собственнику домов. Администрация поселка не располагает средствами по сносу ветхого, аварийного жилья. Администрация неоднократно обращалась в Правительство РБ, главе района по выполнению требований предписания. Нарушения обжалуемого пункта предписания основываются на требованиях ст. 63 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» о первичных мерах пожарной безопасности, ст. 19 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» по полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности, п.77 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 № 390 «О противопожарном режиме» руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности. Согласно п.4ст. 4 Технического регламента, ст. 38 Закона о пожарной безопасности следует, что обязанность по соблюдению пожарной безопасности возлагается на собственника имущества (объектов). Таким образом, предписание нарушает права и законные интересы административного истца, является незаконным. Просит признать Предписания от 24.04.2020г. незаконным и отменить.

Определением суда от 02июля 2020г.в качестве заинтересованного лица по делу привлечена администрация МО «Северо-Байкальский район».

В судебное заседание участники процесса извещенные о месте и времени судебного заседания н явились, суд считает возможным рассмотрение дела.

        Изучив материалы дела, суд, считает, что данный административный иск подлежит рассмотрению в суде общей юрисдикции в порядке Кодекса об административном судопроизводстве и находит заявленные требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Необходимым условием для признания решения, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными является установление нарушений прав и интересов административного истца оспариваемым решением, действием (бездействием), а также несоответствие оспариваемого решения, действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту (пункт 1 части 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

В силу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ) должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право: выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, о проведении мероприятий по обеспечению пожарной безопасности на объектах защиты, территориях, земельных участках, на лесных участках, на опасных производственных объектах ведения подземных горных работ, при производстве, транспортировке, хранении, использовании и утилизации взрывчатых материалов промышленного назначения, в отношении пожарно-технической продукции, не соответствующей требованиям Федерального закона от 22 июля 2008 года N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", а также о предотвращении угрозы возникновения пожара.

В соответствии со статьей 1 указанного Закона под нарушением требований пожарной безопасности понимается невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности.

К нормативным документам данной нормой отнесены национальные стандарты Российской Федерации, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности, а также иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Как следует из материалов дела и установлено судом, главным инспектором по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору Ильиным Д.С. была произведена внеплановая выездная проверка в отношении администрации МО ГП «п.Новый -Уоян» в период с <данные изъяты>. В ходе проверки были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, составлен акт от 24.04.2020, выдано предписание , а именно, п.1- не обеспечивается очистка территории поселения, в том числе в пределах противопожарных расстояний между зданиями, от горючих отходов, мусора и сухой растительности; п. 2 не допускается на территории общего пользования поселения устраивать свалки горючих и бытовых отходов, сроком устранения нарушений до 25.05.2020г.

24.04.2020г. главным государственным инспектором ОНДПР по Северобайкальскому, Муйскому, районах и г. Северобайкальск УНДПР ГУ МЧС России по Республике Бурятия Ильиным Д.С. вынесено оспариваемое предписание об устранении нарушений обязательных требований пожарной безопасности.

Решением по делу об административном правонарушении от 16.06.2020г. постановление главного государственного инспектора ОНДПР по Северобайкальскому, Муйскому районах и г. Северобайкальск по пожарному надзору Ильина Д.С о 24.04.2020г. по делу об административном правонарушении по ч.1 ст. 20.4 КоАП РФ в отношении должностного лица –главы-руководителя Администрации МО ГП «поселок Новый Уоян» Ловчей О.В. отменено, производство по делу прекращено за отсутствием в ее действиях состава правонарушения.

Указанное предписание, как указывает административный истец, не исполним, ввиду того что требования, изложенные в нем, не относятся к полномочиям администрации МО ГП «п. Новый-Уоян», соответственно нарушают права истца.

По смыслу статьи 6 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ предписание выносится в случае установления при проведении контролирующим органом соответствующей проверки нарушений законодательства в целях их устранения. При этом предписание должно содержать только законные требования, то есть на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона.

Особенностью предписания является то, что оно содержит властное волеизъявление, которое носит обязательный характер и порождает правовые последствия для юридического лица, принимается уполномоченным должностным лицом в случае выявления в ходе проверки факта конкретных нарушений законодательства и в целях их устранения путем принятия отдельных мер. Следовательно, вынесение предписания влечет возникновение обязанности лица, которому оно адресовано, совершить определенные действия.

При этом критериями законности предписания являются конкретность, то есть фиксация в нем нарушений тех требований, соблюдение которых обязательно для юридического лица в силу закона, и исполнимость, поскольку оно обеспечивается мерами государственного принуждения, в частности, административной ответственностью за нарушение установленного в нем срока исполнения (статья 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Устанавливая требования об устранении нарушений пожарной безопасности в пункте 3 Предписания, главный госинспектор Ильин Д.С. руководствуется ст. 19 Федерального Закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» согласно которой к полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

К полномочиям органов местного самоуправления поселений, городских округов, внутригородских районов по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах городских населенных пунктов относятся:

создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов;

оказание содействия органам государственной власти субъектов Российской Федерации в информировании населения о мерах пожарной безопасности, в том числе посредством организации и проведения собраний населения;

установление особого противопожарного режима в случае повышения пожарной опасности.

Вопросы организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений, городских округов, внутригородских районов устанавливаются нормативными актами органов местного самоуправления.

Статьей 63 Федерального Закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ « технический регламент о требованиях пожарной безопасности», согласно которой первичные меры пожарной безопасности включают в себя:

1) реализацию полномочий органов местного самоуправления по решению вопросов организационно-правового, финансового, материально-технического обеспечения пожарной безопасности муниципального образования;

2) разработку и осуществление мероприятий по обеспечению пожарной безопасности муниципального образования и объектов муниципальной собственности, которые должны предусматриваться в планах и программах развития территории, обеспечение надлежащего состояния источников противопожарного водоснабжения, содержание в исправном состоянии средств обеспечения пожарной безопасности жилых и общественных зданий, находящихся в муниципальной собственности;

3) разработку и организацию выполнения муниципальных целевых программ по вопросам обеспечения пожарной безопасности;

4) разработку плана привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории муниципального образования и контроль за его выполнением;

5) установление особого противопожарного режима на территории муниципального образования, а также дополнительных требований пожарной безопасности на время его действия;

6) обеспечение беспрепятственного проезда пожарной техники к месту пожара;

7) обеспечение связи и оповещения населения о пожаре;

8) организацию обучения населения мерам пожарной безопасности и пропаганду в области пожарной безопасности, содействие распространению пожарно-технических знаний;

9) социальное и экономическое стимулирование участия граждан и организаций в добровольной пожарной охране, в том числе участия в борьбе с пожарами.

      Пунктом 77 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 "О противопожарном режиме" согласно которого руководитель организации обеспечивает очистку объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Не допускается сжигать отходы и тару, разводить костры в местах, находящихся на расстоянии менее 50 метров от объектов защиты.

Запрещается на территории поселений, городских округов и внутригородских муниципальных образований, а также на расстоянии менее 1000 метров от лесных массивов запускать неуправляемые изделия из горючих материалов, принцип подъема которых на высоту основан на нагревании воздуха внутри конструкции с помощью открытого огня.

    Исходя из системного толкования указанных норм, администрация поселка обязана применить первичные меры пожарной безопасности в виде очистки объекта защиты и прилегающей к нему территории, в том числе в пределах противопожарных расстояний между объектами защиты, от горючих отходов, мусора, тары и сухой растительности.

Однако, в соответствии с п. 15 ст. 2 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ объект защиты, это продукция, в том числе имущество граждан или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество (включая объекты, расположенные на территориях поселений, а также здания, сооружения, транспортные средства, технологические установки, оборудование, агрегаты, изделия и иное имущество), к которой установлены или должны быть установлены требования пожарной безопасности для предотвращения пожара и защиты людей при пожаре.

      В Предписании не указано какой именно противопожарный разрыв, между какими конкретно строениями, домами ( не указа нумерация домов, участков) должен быть очищен.

     Таким образом, ссылка в предписании на п. 77 Постановления Правительства РФ от 25.04.2012 N 390 не состоятельна. Содержащиеся в предписании формулировки должны быть конкретными и исключать возможность двоякого толкования; изложение должно быть последовательным, доступным для понимания всеми лицами с тем, чтобы можно было четко установить: какие нормы права были нарушены; в каких действиях выражены данные нарушения; что следует сделать для их устранения в целях приведения существующих правоотношений в соответствие с положениями действующего законодательства, а также во избежание неблагоприятных последствий, которые может повлечь неисполнение предписания.

В соответствии с ч. 2 ст. 55.26 Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений прекращается в случае их случайной гибели, сноса.

Часть 1 статьи 37 Федерального закона № 384-ФЗ от 30.12.2009 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» установлено, что при прекращении эксплуатации здания или сооружения собственник здания или сооружения должен принять меры, предупреждающие причинение вреда населению и окружающей среде, в том числе меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в здание или сооружение, а также осуществить мероприятия по утилизации строительного мусора.

В силу действующего законодательства ст.14 ЖК РФ, Федерального закона от 06.10.2003 3131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» снос расселённого аварийного жилищного фонда, вывоз мусора и рекультивация земельных участков относиться к полномочиям органов местного самоуправления, как собственник жилых домов. Собственником расселенных жилых домов, расположенных по улицам, указанных в предписании, согласно предоставленного списка, в рамках программы «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда с учетом развития малоэтажного жилищного строительства в РБ в 2013-2017, утвержденной постановлением Правительства РБ от 27.06.2012 № 332, является администрация муниципального образования «Северо-Байкальский район», что не отрицается стороной заинтересованного лица. Средства выделяет республика администрации района как собственникам данного аварийного фонда. Далее проводиться конкурс на проект сноса и уборки территории, потом аукцион для заключения соглашения. Полномочия по сносу аварийных домов, уборки, рекультивации, является обязанностью администрации района как собственника. Но администрация может передать полномочия на заключение контракта администрации поселка. Администрации района по данному факту предписание не выдавалось.

Данный факт подтверждается предоставленными документами: обращением истца от 17.07.2019 , обращением Министра Минстроя РБ от 08.07.20, ходатайством главе Правительства РБ от 10.06.2019 , списком аварийных домов, собственником которых является администрация МО «Северо-Байкальский район».

Таким образом, Предписание следует считать законным, если оно вынесено с соблюдением установленного порядка и содержит указания, позволяющие для юридического лица однозначно установить наличие допущенного конкретного нарушения, предусмотренного законодательством или нормативными документами и являющегося обязательным, и возможные действия по устранению выявленного нарушения. В противном случае предписание возлагает на лицо, которому адресовано, обязанности, не согласующиеся с требованиями закона и создающие для него необоснованные препятствия в осуществлении своей деятельности. Несоблюдение вышеуказанных требований влечет неисполнимость вынесенного предписания, и соответственно, его незаконность (недействительность).

При установленных обстоятельствах, суд приходит к выводу о незаконности оспариваемого предписания и его отмене, поскольку предписание не отвечает установленным требованиям, то есть не является конкретным, определенным, что влечет его неисполнимость, а так же в отсутствие полномочий администрации поселка по сносу ветхого аварийного жилья, уборке мусора после сноса, очистке территории, рекультивации земельных участков. В связи с чем, суд считает обоснованными требования истца.

На основании изложенного, и руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать Предписание от 24.04.2020г. главного государственного инспектора по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору Ильина Д.С. незаконным и отменить.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Бурятия в течение одного месяца через Северобайкальский городской суд РБ.

Решение принято в мотивированной форме 30.07.2020 года

        Судья                                                                                                Н.Г. Рабдаева

2а-552/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Администрация МО ГП "Новый Уоян" в лице главы Ловчей Ольги Владимировны
Ловчая Ольга Владимировна
Ответчики
Главное Управление МЧС России по Республике Бурятия
Главный государственный инспектор по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору Ильин Д.С.
Главный государственный инспектор по Северобайкальскому, Муйскому районам и г. Северобайкальск по пожарному надзору
Другие
АМО Северобайкальский район
АМО "Северо-Байкальский район"
Суд
Северобайкальский городской суд Республики Бурятия
Судья
Рабдаева Намсалма Гасроновна
Дело на странице суда
severobaikalsky.bur.sudrf.ru
08.06.2020Регистрация административного искового заявления
08.06.2020Передача материалов судье
11.06.2020Решение вопроса о принятии к производству
18.06.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
18.06.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
18.06.2020Подготовка дела (собеседование)
29.06.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
29.06.2020Судебное заседание
02.07.2020Судебное заседание
16.07.2020Судебное заседание
12.08.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.08.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
23.07.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее