УИД 10RS0001-01-2023-000074-74
Дело № 2-109/2023
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
20 апреля 2023 г. г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи | Захаровой М.В., |
при секретаре судебного заседания | Сидоровой Н.А., |
с участием представителя истца прокурора | Журавлева Б.Г., |
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», муниципальному образовательному учреждению Беломорского муниципального района «Пушнинская ООШ» о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность территорий учреждения,
у с т а н о в и л:
прокурор Беломорского района Республики Карелия, действующий в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд иском к администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район», муниципальному образовательному учреждению Беломорского муниципального района «Пушнинская ООШ» (далее – МОУ БМР «Пушнинская ООШ») о возложении обязанности обеспечить антитеррористическую защищенность территории учреждения.
В обоснование заявленных требований указал, что проведенной прокуратурой района проверкой установлено, что МОУ БМР «Пушнинская ООШ» относится к четвертой категории объектов опасности по критерию антитеррористической защищенности, между тем не по всей территории школы имеется периметральное ограждение в виде забора, вход на территорию свободный, в связи с чем школа не защищена от несанкционированного допуска третьих лиц и транспортных средств. Территория школы не в полной мере оснащена системой наружного освещения. Прокурор полагает, что указанные обстоятельства свидетельствуют о неполном выполнении требований п.п. «и» и «м» Постановления Правительства РФ от 2 августа 2019 г. № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов». Учредителем МОУ БМР «Пушнинская ООШ» и главным распорядителем бюджетных средств применительно к финансированию школы является администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район».
По указанным фактическим основаниям с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (стр. 7-8, 145-147) прокурор просит:
- обязать МОУ БМР «Пушнинская ООШ» в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на (объекте) территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе установить периметральное ограждение территории (забор), отвечающее установленным требованиям, обеспечить территорию школы достаточным наружным освещением;
- администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование указанных мероприятий.
В судебном заседании помощник прокурора исковые требования поддержал в полном объеме.
Ответчики представителей в судебное заседание не направили, извещены о рассмотрении дела надлежащим образом, против иска возражают со ссылками на отсутствие финансирования, а также полагая, что перечень мероприятий по исключению бесконтрольного доступа на территорию может быть определен ответчиком самостоятельно, реализуемые мероприятия в сфере антитеррористической защищенности являются достаточными. Доказательств того обстоятельства, что освещение является недостаточным суду не представлено.
Исследовав письменные материалы дела и заслушав помощника прокурора, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.6 ст.28 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ) образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создавать безопасные условия обучения, а также безопасные условия воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
Согласно п.8 ч.1 ст.41 Федерального за Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя, в том числе, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.
В силу подп. «а» п.4 ст.3 Федерального закона от 6 марта 2006 г. № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму – это деятельность, в том числе, органов местного самоуправления, а также юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2019 г. №1006 утверждены требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее – Требования № 1006).
Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации (п. 1 Требований № 1006).
В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом возможных последствий совершения террористического акта проводится категорирование объектов (территорий) (п. 6 Требований № 1006).
Устанавливаются следующие категории опасности объектов (территорий): объекты (территории) четвертой категории опасности, в том числе объекты (территории), в результате совершения террористического акта на которых прогнозируемое количество пострадавших составляет от 100 до 500 человек и которые расположены в населенных пунктах с численностью населения менее 100 тыс. человек (п.п. «г» п. 13 Требований № 1006).
На каждый объект (территорию) в течение 30 дней после проведения обследования и категорирования объекта (территории) комиссией составляется паспорт безопасности объекта (территории) (п. 43 Требований № 1006).
В силу пункта 17 Требований № 1006 антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается путем осуществления комплекса мер, направленных:
а) на воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории);
б) на выявление нарушителей установленных на объектах (территориях) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта.
Согласно пункту 18 Требований № 1006 воспрепятствование неправомерному проникновению на объекты (территории) достигается посредством:
б) организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов, контроля их функционирования;
г) обеспечения охраны объектов (территорий) и оснащения объектов (территорий) инженерно-техническими средствами и системами охраны;
Как установлено п. 24 Требований № 1006 в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются следующие мероприятия:
в) обеспечение пропускного и внутриобъектового режимов и осуществление контроля за их функционированием;
и) исключение бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);
м) оснащение объектов (территорий) системой наружного освещения.
При этом Требования № 1006 не устанавливают конкретный перечень мероприятий по реализации п.п. «и» и «м» п. 24, тем самым оставляют решение данного вопроса как на разрешение самой образовательной организации, так и на предмет проверки контрольно-надзорных органов, которые осуществляют проверочные мероприятия в порядке, установленном разделом 4 Требований № 1006.
Так, воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию объекта должно осуществляться посредством установления периметрального ограждения по границе территории школы (забора), а также установлению достаточного количества наружных освещающих элементов в пределах территории школы.
Судом установлено, что МОУ БМР «Пушнинская ООШ» является образовательной организацией, имеет лицензию на осуществление образовательной деятельности, реализует различные образовательные программы.
Согласно пунктам 1.4, 1.5, 4.3, 4.6, 5.2 Устава МОУ БМР «Пушнинская ООШ», утвержденного постановлением администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район»: учредителем школы является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район», функции и полномочия учреждения осуществляет администрация муниципального образования «Беломорский муниципальный район», финансовое обеспечение учреждения осуществляется в порядке, установленном администрацией муниципального образования «Беломорский муниципальный район», финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется в виде субсидий из бюджета муниципального образования «Беломорский муниципальный район», имущество учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления, собственником имущества является муниципальное образование «Беломорский муниципальный район». Таким образом, администрация района как учредитель ООШ обладает исключительной компетенцией по утверждению плана финансово-хозяйственной деятельности, финансовому обеспечению деятельности учреждения.
МОУ БМР «Пушнинская ООШ» на праве оперативного управления наделено зданием детского сада и школы по адресу: Республика Карелия, Беломорский район, п. Пушной, ул. Калинина. Территория ООШ является единой, ограждена забором частично.
Согласно паспорту безопасности МОУ БМР «Пушнинская ООШ» объекту присвоен четвёртый класс опасности по критерию антитеррористической защищенности.
Из паспорта безопасности, утвержденного в 2020 году, усматривается, что на территории объекта освещение обеспечивается 5 фонарями, физическая защита объекта не обеспечивается, КПП не имеется, электронной системы пропуска не имеется.
Паспортом утвержден перечень мероприятий по антитеррористической защищенности, которые должны быть реализованы в течение 12 месяцев по мере поступления денежных средств, в том числе, запланированы мероприятия предусмотренные п. 24 Требований № 1006, исходя из того, что на момент составления паспорта не реализованы мероприятия по обеспечению пропускного и внутриобъектового режима, исключению бесконтрольного пребывания лиц и транспортных средств на территории.
Согласно акту категорирования объекта от 15 октября 2019 г. территория объекта в полной мере не защищена: имеется частичное ограждение территории – забор, состоящий из металлических и деревянных элементов, светильников в рабочем состоянии – 3 шт.
Актом категорирования предписано исключить бесконтрольное пребывание посторонних лиц на территории школы, оснастить объекты системой наружного освещения.
Согласно ФГИС ЕГРН площадь земельного участка под объектом (кадастровый номер 10:11:0030105:9) составляет 9804 кв.м.
По итогам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных в августе 2022 г. на предмет готовности к очередному учебному сезону, в том числе в части соблюдения требований антитеррористической защищенности, начальником ПЦО Кемского ОВО – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» Крыловым Н.А. составлена справка, в которой отражен ряд замечаний, применительно к ненадлежащей реализации на территории СОШ мероприятий, установленных п.п. «и», «м» п. 24 Требований № 1006:
– требуется в целях обеспечения воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию) установить периметральное ограждение, отвечающее требованиям по антитеррористической защищенности,
– обеспечить достаточное освещение.
В судебном заседании Крылов Н.А. был допрошен в качестве специалиста и дал суду устную консультацию по вопросу выполнения на территории в ООШ мероприятий по исключению бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и транспортных средств. Показал, что проверка требований антитеррористической защищённости образовательного учреждения входит в компетенцию войск нацгвардии, при очередной проверке школы в августе 2022 г. им было установлено, что территория школы оснащена забором лишь частично, вокруг территории школы забор есть, а в садике – нет. Территория единая, поэтому в школу свободный проход через детский сад. Освещение для площади земельного участка объективно недостаточное. Подтвердил суду, что реализуемые школой в порядке п.п. «и», «м» п. 24 Требований № 1006 мероприятия не являются достаточными, в связи с чем не исключена возможность доступа третьих лиц на территорию. После проверки он изготовил справку, в которой рекомендовал школе установить забор и обеспечить достаточное освещение. Школа не отказалась выполнить данные мероприятия, однако ссылались на отсутствие финансирования.
Оснований не доверять консультации специалиста, в полномочия которого входит проверка соблюдения требований антитеррористической защищенности, в части его позиции о недостаточности реализуемых школой мер по исключению беспрепятственного доступа на территорию, а также необеспечению достаточного освещения территории у суда не имеется.
Поскольку нарушения, отражённые в справке не были устранены, прокурор Беломорского района 27 сентября 2022 г. внес в адрес директора МОУ БМР «Пушнинская ООШ» представление об устранении нарушений законодательства об антитеррористической защищенности образовательного учреждения.
Согласно ответу МОУ БМР «Пушнинская ООШ» от 20 октября 2022 г., а также 20 января 2023 г., направленному в адрес прокурора, нарушения не устранены в полном объеме. Для устранения нарушений в январе 2023 г. от ООО «Гарант» было запрошено коммерческое предложение по ограждению территории дошкольной группы, стоимость работ определена в 750 000 руб., а также по освещению территории, стоимость работ определена в 40 000 руб. Гарантировали устранить нарушения по мере поступления фиксирования из отдела образования, соответствующие заявки сделали.
При рассмотрении дела прокурором совместно с начальником ПЦО Кемского ОВО – филиала ФГКУ «ОВО ВНГ России по Республике Карелия» Крыловым Н.А. проведен осмотр территории ООШ, составлен акт от 29 марта 2023 г., которым подтверждается, что территория школы по периметру не полностью ограждена забором, вход свободный, территория не по всему периметру оснащена светильниками. Суду представлены материалы фотосьемки.
Из представленных прокурором в материалы дела доказательств, в том числе переписки с МОУ БМР «Пушнинская ООШ» в течение 2022 – 2023 гг., усматривается, что ООШ не возражает реализовать мероприятия по установке забора и освещения, более того, уже совершило конкретные действия для устранения нарушений, а именно: составило смету, заложило денежные средства в сумме 790 000 руб. в план финансово-хозяйственной деятельности на 2023 год.
Суд приходит к выводу о том, что заявленные требования об обязании МОУ БМР «Пушниская ООШ» выполнить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, а именно установить забор и достаточное освещение) являются обоснованными и подлежат удовлетворению. Поскольку администрация района является учредителем школы и реализует финансирование её деятельности, суд полагает обоснованными также и требования, предъявленные к администрации района, о возложении обязанности обеспечить финансирование мероприятий.
Доводы школы и администрации о том, что освещение является достаточным, суд отклоняет. Материалами дела подтверждается, что на территории школы имеется только три наружных светильника, что с учетом площади земельного участка объективно недостаточно. Кроме того, суд принимает во внимание, что факт недостаточного освещения территории установлен актом категорирования объекта, который ни школа, ни администрация не оспаривали, а доказательств выполнения данных мероприятий в материалы дела не представлено. Факт отсутствия забора подтвержден в судебном заседании специалистом, актом осмотра территории и ответчиком не оспаривается.
Процессуальная позиция школы и администрации по настоящему делу противоречит их поведению вне рамок судебного спора, поскольку конкретные меры для реализации предложенных мероприятий ими на момент предъявления иска уже предприняты.
Отсутствие финансирования, как на то указывают ответчики, не является основанием к отказу в проведении мероприятий по обеспечению антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Безопасность обучающихся не может быть поставлена в зависимость от наличия либо отсутствия в бюджете района денежных средств.
Предложенные прокурором сроки с учетом положений ст. 206 ГПК РФ, позиции ответчика, по сути уже приступившего к реализации мероприятий, являются разумными, учитывают интересы обоих сторон, и позволят реализовать необходимые мероприятия в пределах 2023 года.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197-199, 206 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
исковые требования прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать муниципальное образовательное учреждение Беломорского муниципального района «Пушнинская ООШ» (ОГРН 1021000977381, ИНН 1011001255, КПП 101101001) в срок не позднее 9 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу организовать и выполнить мероприятия по исключению бесконтрольного пребывания на (объекте) территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе установить периметральное ограждение территории (забор), отвечающее установленным требованиям, обеспечить территорию школы достаточным наружным освещением.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (ОГРН 1021000977876, ИНН 1011000653, КПП 101101001) в срок не позднее 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу обеспечить финансирование мероприятий по исключению бесконтрольного пребывания на (объекте) территории посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе установить периметральное ограждение территории (забор), отвечающее установленным требованиям, обеспечить территорию школы достаточным наружным освещением.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд Республики Карелия.
Судья М.В. Захарова
Решение в окончательной форме изготовлено 20 апреля 2023 г.