Решение по делу № 2-465/2024 от 19.04.2024

УИД № 10RS0017-01-2024-000530-08

Дело № 2-465/2024

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    28 июня 2024 г.                                                                                г. Сортавала

Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:

председательствующего судьи Кустовой Е.С.,

при секретаре Павлюченя М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Жилищная служба» к Алешину Олегу Игоревичу об обязании совершить определенные действия,

установил:

        ООО «Жилищная служба» обратилось в суд с иском к Алешину Олегу Игоревичу по тем основаниям, что с 01 июня 2015 г. истец является управляющей организацией многоквартирного дома, расположенного по адресу: г. Сортавала, ул. Комсомольская, д.8. В данном доме на фасаде здания собственник нежилого помещения незаконно установил кондиционер на фасаде многоквартирного дома. Неоднократно ООО «Жилищная служба» собственнику направляла предписания о согласовании указанного кондиционера. В связи с тем, что ООО «Жилищная служба» является управляющей организацией многоквартирного дома и лицом, ответственным за надлежащее содержание общего имущества многоквартирного дома, то при выявлении несоответствия состояния общего имущества требованиям законодательства Российской Федерации именно на него возложена обязанность по принятию всех необходимых мер, направленных на устранение выявленных нарушений и несоответствий. В отсутствие согласования с собственниками многоквартирного дома размещение кондиционера на фасаде здания является нарушением требований действующего Законодательства и прав собственников многоквартирного дома.

На основании изложенного, истец просит обязать ответчика демонтировать кондиционер, расположенный на фасаде здания многократного дома № 8 по ул. Комсомольская, г. Сортавала в течение 10 дней с момента вступления решения в законную силу, взыскать с Ответчика государственную пошлину в размере 6000 руб.

Определением Сортавальского городского суда Республики Карелия от 22 мая 2024 г. к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору, Фонд капитального ремонта Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия», Управление по охране объектов культурного наследия РК.

В судебном заседании представитель истца Федотова З.А., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по изложенным в исковом заявлении основаниям.

Ответчик Алешин О.И. и его представитель Котрехова М.В., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражали против удовлетворения исковых требований.

Третьи лица Государственный комитет Республики Карелия по строительному, жилищному и дорожному надзору, Фонд капитального ремонта Республики Карелия, ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия», Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия в судебное заседание своих представителей не направило, о дате, времени и месте судебного заседания извещено надлежащим образом. Управление по охране объектов культурного наследия Республики Карелия и Фонд капитального ремонта Республики Карелия представили отзывы, из которых следует, что третьи лица поддерживают исковые требования.

Заслушав стороны, исследовав представленные материалы дела, суд приходит к следующему выводу.

В соответствии с п. 1 ст. 290 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) собственникам квартир в многоквартирном доме принадлежат на праве общей долевой собственности общие помещения дома, несущие конструкции дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и иное оборудование за пределами или внутри квартиры, обслуживающее более одной квартиры.

На основании положений ст. 246 ГК РФ распоряжение имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляется по соглашению всех ее участников. Аналогичные положения содержатся в ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах.

Согласно ч. 2 ст. 36 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее-ЖК РФ) собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения.

Частью 4 статьи 36 ЖК РФ закреплено, что по решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.

В силу п. 1 ст. 247 ГК РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при не достижении согласия - в порядке, устанавливаемом судом.

В соответствии с ч. 1 ст. 161 ЖК РФ управляющая организация должна обеспечивать благоприятные и безопасные условия проживания граждан, надлежащее содержание общего имущества в многоквартирном доме, решение вопросов пользования указанным имуществом, а также предоставление коммунальных услуг гражданам, проживающим в таком доме, или в случаях, предусмотренных статьей 157.2 настоящего Кодекса, постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, к предоставлению коммунальных услуг (далее - обеспечение готовности инженерных систем). Правительство Российской Федерации устанавливает стандарты и правила деятельности по управлению многоквартирными домами.

Пунктом 10 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 491 от 13 августа 2006 г. предусмотрено, что общее имущество должно содержаться в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации (в том числе о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, техническом регулировании, защите прав потребителей) в состоянии, обеспечивающем: а) соблюдение характеристик надежности и безопасности многоквартирного дома; б) безопасность для жизни и здоровья граждан, сохранность имущества физических или юридических лиц, государственного, муниципального и иного имущества; г) соблюдение прав и законных интересов собственников помещений, а также иных лиц; д) постоянную готовность инженерных коммуникаций, приборов учета и другого оборудования, входящих в состав общего имущества, для предоставления коммунальных услуг (подачи коммунальных ресурсов) гражданам, проживающим в многоквартирном доме, в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов; е) поддержание архитектурного облика многоквартирного дома в соответствии с проектной документацией для строительства или реконструкции многоквартирного дома.

Право на обращение в суд с иском об устранении нарушений прав собственников помещений многоквартирного дома основано на выполнении управляющей компанией обязанностей по оказанию услуг собственникам с учетом определенных нормативным актом стандартов, предусматривающим обязанность содержания общедомового имущества с учетом прав и интересов всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Судом установлено, что ООО «Жилищная служба» осуществляет деятельность по управлению многоквартирным домом, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Комсомольская, д.8 на основании договора управления многоквартирным домом от 01 мая 2013 г.

Алешин О.И. является собственником нежилого помещения с кадастровым номером <Номер обезличен>, расположенного по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Комсомольская, д.8, пом. 13-22, 60-63.

Многоквартирный дом №8 по ул. Комсомольской в г. Сортавала в соответствии с распоряжением Правительства Республики Карелия от 12 декабря 2015 года №3р-П является объектом культурного наследия регионального значения с наименованием «Дом жилой е общественными помещениями, 1930 г.».

Приказом Министерства культуры Республики Карелия от 17 сентября 2015 года №428 утверждено охранное обязательство собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включённого в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации «Дом жилой с общественными помещениями, 1930 г.» по адресу: Республика Карелия, г. Сортавала, ул. Комсомольская, д.8.

Из материалов дела следует, что на фасаде вышеуказанного многоквартирного дома, примыкающем к помещению ответчика, размещен блок кондиционера, что Алешиным О.И. не оспаривалось. Ответчик пояснил, что указанный кондиционер был размещен предыдущим собственником помещения до марта 2005 г.

16 апреля 2024 г. ООО «Жилищная служба» в адрес ответчика направило предписание о снятии кондиционера с фасада здания в срок до 18 апреля 2024г., которое осталось без исполнения.

До настоящего времени кондиционер не демонтирован, что также не оспаривалось.

Фасад жилого дома как ограждающая конструкция в силу ст. 290 ГК РФ, ч.1 ст. 36 ЖК РФ относится к общему имуществу собственников помещений в многоквартирном доме.

В соответствии с пунктом 3.5.8 Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных постановлением Государственного комитета Российской Федерации по строительству и жилищно-коммунальному комплексу от 27 сентября 2003 г. № 170, организации по обслуживанию жилищного Фонда, к которым в силу пункта 1.1 названных Правил относятся и управляющие организации, следят за недопущением крепления к стенам зданий различных растяжек, подвесок, вывесок, указателей, установки кондиционеров и спутниковых антенн без соответствующего разрешения.

Согласно правовой позиции, изложенной в пункте 39 Обзора практики разрешения судами споров, возникающих в связи с участием граждан в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости, утвержденного Президиумом Верховного Суда 4 декабря 2013 г. лицо, обладающее равными с другими собственниками правами владеть, пользоваться и распоряжаться общим имуществом многоквартирного дома, вправе реализовать данное право лишь в случае достижения соглашения между всеми участниками долевой собственности.

Органом управления многоквартирного дома, к компетенции которого относится принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в этом доме, является общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме (часть 1 и пункт 3 части 2 статьи 44 ЖК РФ).

Таким образом, действия собственника помещения в многоквартирном доме, выражающиеся в несоблюдении установленного порядка пользования общим имуществом и в размещении на общем имуществе многоквартирного дома личного оборудования без соответствующего на то решения общего собрания собственников помещений в доме, противоречат приведенным требованиям закона и подлежат признанию нарушающими права общей долевой собственности, принадлежащие всем собственникам помещений в многоквартирном доме (вопрос 3 «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 3 (2023)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 15 ноября 2023 г.).

При данных обстоятельствах суд исходит из того, что установка кондиционера на фасаде дома нарушает права и законные интересы собственников помещений многоквартирного дома, в том числе право пользования общим имуществом, право на безопасные и благоприятные условия проживания в многоквартирном доме, а также препятствует выполнению управляющей организацией функций по надлежащему содержанию общего имущества в многоквартирном доме.

Доказательств наличия соглашения по вопросу размещения на фасаде кондиционера между собственниками многоквартирного дома в силу ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) ответчиком не представлено.

Доводы ответчика о том, что кондиционер был размещен до марта 2005 г., то есть до введения в действие ч. 2 ст. 36 ЖК РФ, а потому не требуется разрешения собственников жилого дома, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии с п. 3 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ (в редакции от 29 декабря 2004 г.) к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме отнесено принятие решений о передаче в пользование общего имущества в многоквартирном доме.

Таким образом, на момент установки кондиционера ответчик должен был получить согласие собственников помещений в многоквартирном доме, что относится к исключительной компетенции общего собрания.

Сам по себе факт размещения спорного элемента благоустройства (кондиционера) кем-либо из предыдущих собственников спорного жилого помещения не является обстоятельством, освобождающим ответчика, как собственника помещения, от обязанности по содержанию данного имущества, поскольку переход права собственности на помещение не влияет на факт незаконности установки кондиционеров.

Кроме того, истец обращался к ответчику с предписанием о приведении работы кондиционеров в надлежащее состояние, но каких-либо действий ответчиком предпринято не было.

Ссылка ответчика на письмо Управления по охране объектов культурного наследия Республики Карелия от 20 мая 2024 г., из которого следует, что подобные работы (установка внешнего оборудования) не относятся к работам по сохранению объекта культурного наследия и не требуют наличие разрешительной документации, предусмотренной ст. 45 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятник истории и культуры) народов Российской Федерации», является несостоятельной, поскольку данные правоотношения регулируются жилищным законодательством.

Полномочия управляющих компаний предъявлять требования о демонтаже кондиционеров с фасадов многоквартирных домов предусмотрено вышеназванными положениями действующего законодательства.

Учитывая, что ответчик отказывается в добровольном порядке исполнить требование управляющей компании о демонтаже кондиционера, при этом, сама установка ответчиком креплений и кондиционера на фасаде многоквартирного жилого дома была произведена без согласия собственников помещений многоквартирного жилого дома, суд приходит к выводу, что требования истца о демонтаже законны и обоснованы, в связи с чем полагает их необходимым удовлетворить.

    Устанавливая срок, в течение которого подлежит исполнению решение суда о демонтаже кондиционера, учитывая объем работ, руководствуясь ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, суд приходит к выводу, что разумным сроком устранения допущенных нарушений является 10 дней со дня вступления в законную силу настоящего решения.

    Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования удовлетворить.

Обязать Алешина Олега Игоревича (паспорт серии <Номер обезличен>) выполнить работы по демонтажу кондиционера на фасаде здания многоквартирного дома, расположенного по адресу: Республика Карелия, г.Сортавала, ул. Комсомольская, д. 8, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в законную силу.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

    Судья                                                                                          Е.С. Кустова

    Решение в окончательной форме принято 05 июля 2024 г.

2-465/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
ООО "Жилищная служба"
Ответчики
Алешин Олег Игоревич
Другие
Управление по охране объектов культурного наследия РК
ГКУ РК «Республиканский центр по государственной охране объектов культурного наследия»
Государственный комитет РК по строительному, жилищному и дорожному надзору
Фонд капитального ремонта РК
Суд
Сортавальский городской суд Республики Карелия
Дело на странице суда
sortavalsky.kar.sudrf.ru
19.04.2024Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.04.2024Передача материалов судье
23.04.2024Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.04.2024Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.04.2024Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.05.2024Судебное заседание
05.06.2024Судебное заседание
28.06.2024Судебное заседание
05.07.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
05.07.2024Вынесено определение о назначении с.з. (после вынесения решения) для совершения процессуальных действий по инициативе суда
17.07.2024Судебное заседание
22.07.2024Дело оформлено
28.06.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее