УИД 10RS0017-01-2022-001831-50
Дело № 2-105/2023 (2-1093/2022)
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
12 января 2023 года г.Сортавала
Сортавальский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Вакуленко Л.П.,
при секретаре Ефремовой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора г.Сортавала в интересах неопределенного круга лиц к Государственному автономному профессиональному образовательному учреждению Республики Карелия «Сортавальский колледж» об обязании совершить определенные действия,
установил:
иск заявлен по тем основаниям, что в ходе проведения прокуратурой г.Сортавала проверки исполнения образовательным учреждением требований законодательства в сфере противодействия терроризму в части антитеррористической защищенности объекта образовательного учреждения было установлено, что объекты, в которых расположено образовательное учреждение по адресам: <Адрес обезличен>; <Адрес обезличен>, в нарушение пп. «д» п.24 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006, не оборудованы системой экстренного оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Образовательная организация является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности зданий Колледжа. Данные меры являются профилактическими мерами, направленными на противодействие террористической деятельности. Невыполнение указанных требований антитеррористического законодательства в Колледже может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью учащимся, посещающим указанное учреждение.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил обязать Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Сортавальский колледж» устранить нарушения требований к антитеррористической защищенности, а именно: выполнить работы по оборудованию объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, предусмотренными пп. «д» п. 24 Постановления Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 «Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий)», на объектах, расположенных по адресам: <Адрес обезличен>; <Адрес обезличен>.
В судебном заседании помощник прокурора г.Сортавала Овчаров С.В. поддержал заявленные требования. Указал на то, что срок исполнения решения суда следует определить до мая 2023 года, с учетом того, что Колледжем уже запрошены денежные средства на реализацию мероприятий по антитеррористической защищенности и пожарной безопасности.
Представитель ответчика ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» – Дубина Ю.В., действующая на основании доверенности, относительно заявленных исковых требований не возражала. Просила учесть, что учредителем ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» является Министерство образования и спорта Республики Карелия (далее – Министерство), большая часть финансовых затрат Колледжа финансируется за счет средств, выделяемых Министерством. Колледж неоднократно обращался в Министерство о выделении денежных средств на устранение нарушений требований к антитеррористической защищенности. Просила установить срок исполнения решения суда до 30 июня 2023 г., поскольку Колледж является автономным учреждением, в связи с чем, имеются сложности в получении денежных средств.
Третье лицо Министерство образования и спорта Республики Карелия своего представителя в судебное заседания не направило, извещено о его времени, дате и месте надлежащим образом.
Заслушав объяснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
Согласно устава образовательного учреждения, утвержденного приказом Министерства образования Республики Карелия от 20.12.2013 №1229, учреждение является некоммерческой организацией, созданной Республикой Карелия для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий исполнительной власти Республики Карелия в сфере образования.
Функции и полномочия учредителя Колледжа осуществляет Министерство образования Республики Карелия, согласно постановлению Правительства Республики Карелия от 30 декабря 2010 года № 326-П «О порядке осуществления органами исполнительной власти Республики Карелия функций и полномочий учредителя государственного учреждения Республики Карелия», Положением о Министерстве образования Республики Карелия, утвержденным Правительством Республики Карелия, иными нормативными актами Республики Карелия. Права собственника имущества, закрепленного за Колледжем на праве оперативного управления, от имени Республики Карелия осуществляет Государственный комитет Республики Карелия по управлению государственным имуществом и размещению заказов для государственных нужд (Свидетельство о государственной регистрации права, выданного на основании Распоряжения Правительства Республики Карелия от 14.11.2008 № 466р-П на здание техникума по адресу: <Адрес обезличен>; Распоряжение Министерства имущественных и земельных отношений Республики Карелия № 413-Р от 16 июля 2020 года «О закреплении на праве оперативного управления за ГАПОУ РК «Сортавальский колледж» государственного имущества», нежилые помещения площадью 1021,6 кв.м по адресу: <Адрес обезличен>).
В соответствии с разделом 1, п.1.15 Устава, Колледж обладает автономией, под которой понимается самостоятельность в осуществлении образовательной, научной, административной, финансово-экономической деятельности, разработке и принятии локальных нормативных актов.
В соответствии с разделом 1, п.1.17, п.п.2 Устава, Колледж осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе: создает условия обучения в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников Колледжа.
В соответствии с разделом 2, п.2.34 Устава к компетенции учредителя (Министерство образования и спорта Республики Карелия) относится контроль за действием Колледжа и решение вопросов, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Республики Карелия в соответствии с полномочиями, возложенными на Министерство образования и спорта Республики Карелия законодательством Республики Карелия.
Исходя из положений ч. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей (зрителей), а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских организаций, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий; в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.
Согласно п.п. 2, 15 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся: материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, федеральными государственными требованиями, образовательными стандартами; создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации.
В соответствии с ч. 7 ст. 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за жизнь и здоровье обучающихся при освоении образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся, а также за жизнь и здоровье работников образовательной организации при реализации образовательной программы, в том числе при проведении практической подготовки обучающихся.
В силу п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.
Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» установлены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Согласно п. 12 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является минимизация и (или) ликвидация последствий проявлений терроризма.
Исходя из абз.7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму.
В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления (абз.29 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 августа 2019 г. № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорт безопасности этих объектов (территорий) (далее по тексту – Требования).
Настоящие Требования устанавливают обязательные для выполнения организационные, инженерно-технические, правовые и иные мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, включая проведение категорирования объектов (территорий), осуществление контроля за выполнением Требований и разработку паспорта безопасности, указанных объектов (территорий). Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителя органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).
Исходя из пп. «д» п.24 Требований в целях обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий), отнесенных к четвертой категории опасности, осуществляются мероприятия оборудование объектов (территорий) системами оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
По делу установлено, что <Дата обезличена> прокуратурой г.Сортавала проведена проверка антитеррористической защищенности вышеуказанных объектов ГАПОУ РК «Сортавальский колледж», расположенных по адресам: <Адрес обезличен>; <Адрес обезличен>.
В ходе проверки установлено, что <Дата обезличена> и <Дата обезличена> прокуратурой г.Сортавала проведено обследование и категорирование объектов (территорий) образовательной организации, в результате чего, объектам, расположенным по адресам: <Адрес обезличен>; <Адрес обезличен>, присвоена 4 категория опасности.
Указанные объекты, которое занимает образовательное учреждение, в нарушение пп. «д» п. 24 Требований не оборудованы системой экстренного оповещения и управления эвакуацией либо автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации.
Образовательная организация, исходя из абз.7 «Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации», утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, является субъектом противодействия террористической деятельности при реализации своих полномочий в области образования, поскольку на нем лежит обязанность исполнения требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности антитеррористической защищенности зданий Колледжа.
Данные меры являются одними из профилактических мер, направленными на противодействие террористической деятельности. Невыполнение указанных требований антитеррористического законодательства в образовательном учреждении может повлечь за собой угрозу жизни и здоровью учащихся, посещающих указанное образовательное учреждение и работников образовательного учреждения.
Таким образом, действующим законодательством на образовательные учреждения возложена обязанность по оборудованию объекта (территории) системой оповещения и управления эвакуацией или автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объекте (территории), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, предусмотренных пп. «д» п. 24 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006. В свою очередь, в соответствии с разделом 4 п.п. 4.7, 4.8 финансовое обеспечение деятельности Колледжа осуществляется за счет средств бюджета Республики Карелия в пределах установленного государственного задания. Расходы сверх установленного государственного задания Учреждение несет за счет предусмотренной Уставом приносящей доход деятельности.
При таких обстоятельствах, с учетом пояснений представителя ответчика ГАПОУ РК «Сортавальский колледж», суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме. В противном случае будет создана реальная угроза безопасности лиц, проходящих обучение и осуществляющих трудовые функции в образовательном учреждении.
Принимая во внимание организационно-правовой статус ответчика, его финансирование из бюджета Республики Карелия, подведомственность Министерству образования и спорта Республики Карелия, суд полагает необходимым применение пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ и освобождение ответчика от уплаты государственной пошлины.
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Иск удовлетворить.
Возложить на Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Республики Карелия «Сортавальский колледж» (ИНН 1007018256, ОГРН 1081035003543) обязанность в течение трех месяцев с момента вступления решения суда в законную силу, выполнить работы по оборудованию объектов (территорий), расположенных по адресам: <Адрес обезличен>; <Адрес обезличен>, системами оповещения и управления эвакуацией или автономными системами (средствами) экстренного оповещения работников, обучающихся и иных лиц, находящихся на объектах (территориях), о потенциальной угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации, предусмотренных пп. «д» п. 24 Требований, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006.
На решение суда может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Карелия через Сортавальский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Л.П. Вакуленко
Мотивированное решение изготовлено 17 января 2023 года.