Решение от 02.10.2024 по делу № 2-179/2024 (2-2747/2023;) от 09.03.2023

Дело № 2-179/2024

УИД 23RS0040-01-2023-001618-34

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

2 октября 2024 года                                                                            г. Краснодар

Первомайский районный суд г. Краснодара в составе:

председательствующего судьи                                                Кожевникова В.В.,

при секретаре                                                                             Крапивиной Ю.В.,

    рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Сербина А.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора – администрация муниципального образования г. Краснодар, филиал ППК «Роскадастр» по Краснодарскому краю, ФИО2, о снятии земельного участка с учета в едином государственном реестре недвижимости,

УСТАНОВИЛ:

Сербина А.А. обратилась в суд к Управлению Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с иском о снятии с учета Российской Федерации земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м., видом разрешенного использования «для эксплуатации здания филиала, для эксплуатации 4-х сараев и гаража» по адресу: <адрес>.

Требования мотивированы тем, что Сербина А.А. на основании договора купли-продажи квартиры от 16.04.2015 принадлежит квартира, назначение: жилое помещение, площадь: 38.3 кв.м., этаж 1, кадастровый , расположенная по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.05.2015. В целях формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом по <адрес>, истец обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодара с заявлением о разъяснении порядка и способа формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом. На что получила ответ, что ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м, видом разрешенного использования «для эксплуатации здания филиала, для эксплуатации 4-х сараев и гаража» по адресу: <адрес>, который является препятствием для проведения работ по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом. Истец обратилась в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением от 27.10.2022 о снятии с учета в ЕГРН указанного земельного участка. На указанное заявление был получен ответ, что только в судебном порядке можно снять указанный участок с учета в ЕГРН. Истец обратилась с заявлением на имя главы от 27.10.2022 о снятии с учета в ЕГРН указанного земельного участка. На заявление был получен ответ от 30.11.2022, в котором указано, что в границах участка с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м, расположено здание с кадастровым номером , соответственно у АМО г. Краснодара отсутствуют полномочия о снятии с учета в ЕГРН указанного земельного участка. Согласно выписки из ЕГРН от 12.01.2023 собственником нежилого здания кадастровый номер , расположенного по адресу:             <адрес> является ФИО2 Собственник нежилого здания указала, что никакого отношения к земельному участку с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м., расположенному по адресу: <адрес> не имеет.

Согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2023 земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, учтен в ЕГРН без границ, прав на него не зарегистрировано. Указано только на наличие аренды по состоянию на 03.11.2007 без указания арендатора. Соответственно, собственником земельного участка является АМО г. Краснодара, которая реальных действий для снятия с учета в ЕГРН земельного участка, препятствующего формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом не предприняла. Таким образом, иного способа, кроме как в судебном порядке снять с учета в ЕГРН участок не представляется возможным.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения в суд.

В судебном заседании представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности, поддержала доводы, изложенные в исковом заявлении, настаивала на удовлетворении требований.

Представитель ответчика - Управления Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю ФИО5, действующий на основании доверенности, в судебном заседании при вынесении решения полагался на усмотрение суда.

Представитель третьего лица АМО г. Краснодара – ФИО6, действующая на основании доверенности, при вынесении решения полагалась на усмотрение суда.

Представитель третьего лица ФИО2 - ФИО7, действующий на основании доверенности, в судебном заседании не возражал против удовлетворения требований.

Суд, выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, оценив их в совокупности, пришел к следующему.

В силу ч. 1 ст. 3 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

В соответствии с требованиями ст. 1 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом сведений.

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество - юридический акт признания и подтверждения возникновения, изменения, перехода, прекращения права определенного лица на недвижимое имущество или ограничения такого права и обременения недвижимого имущества.

Государственная регистрация прав осуществляется посредством внесения в Единый государственный реестр недвижимости записи о праве на недвижимое имущество, сведения о котором внесены в Единый государственный реестр недвижимости. Государственная регистрация перехода права на объект недвижимости, ограничения права на объект недвижимости, обременения объекта недвижимости или сделки с объектом недвижимости проводится при условии наличия государственной регистрации права на данный объект в Едином государственном реестре недвижимости, если иное не установлено федеральным законом.

Государственная регистрация права в Едином государственном реестре недвижимости является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное в Едином государственном реестре недвижимости право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.

Как установлено в судебном заседании, на основании договора купли-продажи от 16.04.2015 Сербина А.А. является собственником квартиры , площадью 38.3 кв.м., кадастровый , в многоквартирном жилом доме, расположенном по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права собственности от 08.05.2015 и Выпиской из ЕГРН от 12.03.2023.

Указанный многоквартирный жилой дом расположен на земельном участке с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м.

На основании п.4 ч.1 ст. 36 ЖК РФ собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, в том числе, земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности.

В целях формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, Сербина А.А. обратилась в Департамент архитектуры и градостроительства администрации МО г. Краснодара с заявлением о разъяснении порядка и способа формирования земельного участка под многоквартирным жилым домом.

По результатам рассмотрения заявления, истицей был получен ответ, что ЕГРН содержит сведения о земельном участке с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м., с видом разрешенного использования «для эксплуатации здания филиала, для эксплуатации 4-х сараев и гаража» по адресу: <адрес>, который является препятствием для проведения работ по образованию земельного участка под многоквартирным жилым домом.

Истец обратилась в Федеральную кадастровую палату Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Краснодарскому краю с заявлением от 27.10.2022 о снятии с учета в ЕГРН указанного земельного участка.

По результатам рассмотрения заявления, истицей был получен ответ, что снять указанный участок с учета в ЕГРН можно только в судебном порядке.

Поскольку собственником спорного земельного участка является администрация МО г. Краснодара, Сербина А.А. обратилась с заявлением от 27.10.2022 о снятии с учета в ЕГРН указанного земельного участка, в ответ на которое получила уведомление, что в границах участка с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м, расположено здание с кадастровым номером , соответственно у АМО г. Краснодара отсутствуют полномочия о снятии с учета в ЕГРН указанного земельного участка.

Согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2023 собственником нежилого здания кадастровый номер расположенного по адресу:               <адрес>, является ФИО2, однако согласно выписке из ЕГРН от 12.01.2023 земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м. расположенному по адресу:                    г. <адрес> учтен в ЕГРН без границ, прав на него не зарегистрировано, указано на наличие аренды по состоянию на 03.11.2007 без указания арендатора.

Указанное свидетельствует о том, что собственником спорного земельного участка является администрации МО г. Краснодара, которая реальных действий для снятия с учета в ЕГРН земельного участка, препятствующего формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом не предприняла.

Согласно ч. 1 ст. 79 ГПК РФ при возникновении в процессе рассмотрения дела вопросов, требующих специальных знаний в различных областях науки, техники, искусства, ремесла, суд назначает экспертизу.

Проведение экспертизы может быть поручено судебно-экспертному учреждению, конкретному эксперту или нескольким экспертам.

В силу ст. 84 ГПК РФ экспертиза проводится экспертами судебно-экспертных учреждений по поручению руководителей этих учреждений или иными экспертами, которым она поручена судом (часть 1).

В соответствии с нормами ст. 55 ГПК РФ, одним из источников сведений о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения гражданского дела, являются заключения экспертов.

В целях проверки доводов сторон, в ходе подготовки дела к судебному разбирательству, судом по ходатайству представителя истца, была назначена судебная строительно-техническая экспертиза, производство которой было поручено ООО «КАЭС».

Согласно заключению эксперта № 50/02-24 от 25.07.2024 установлено, что земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м., расположенный по адресу:                          <адрес>, препятствует (мешает) формированию земельного участка под многоквартирным жилым домом по адресу:                        <адрес>

Возможным вариантом устранения выявленного нарушения является снятие с государственного кадастрового учёта земельного участка с кадастровым номером .

Земельный участок с кадастровым номером , декларированной площадью 240 кв.м., расположенному по адресу: <адрес>, пересекает многоквартирный жилой дом с кадастровым номером .

Суд принимает во внимание данное заключение эксперта как надлежащее доказательство. Данная экспертиза обоснованная, логичная и последовательная. Оснований для назначения дополнительной, либо повторной экспертизы, судом не установлено, сторонами не заявлено.

Выводы эксперта, данные в заключении мотивированы, соответствует требованиям ч. 2 ст. 86 ГПК РФ, поскольку эксперт предупрежден об уголовной ответственности по ст. 307 УК РФ за дачу заведомо ложного заключения, а само заключение выполнено экспертом, обладающим специальными познаниями в указанной области, заключение эксперта содержит подробное описание проведенного исследования.

Как указано в п. 22 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 2 (2019) (утв. Президиумом Верховного Суда РФ дата), если сведения о земельном участке, внесенные в государственный кадастр недвижимости, не носят временного характера, то такой земельный участок может быть снят с кадастрового учета только вследствие его преобразования или в случаях, прямо предусмотренных законом.

В соответствии с установленными п. 33 ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 13.07.2015 (в ред. от 04.08.2023) №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» земельный участок, в отношении которого представлено заявление о его снятии с государственного кадастрового учета, не является преобразуемым и не подлежит снятию с такого учета в соответствии с законом о регистрации.

В соответствии с ч.7 ст. 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» временный характер сведений государственного кадастра недвижимости об образованных объектах недвижимости, предусмотренный статьей 24 Федерального закона от 24.07.2007 № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (в редакции, действовавшей до 1 января 2017 года) сохраняется, до момента государственной регистрации права на такой объект недвижимости либо до момента государственной регистрации, аренды, если объектом недвижимости является земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, но не позднее 1 марта 2022 года. По истечении указанного срока сведения об объектах недвижимости, которые носят временный характер, исключаются из Единого государственного реестра недвижимости в порядке, предусмотренном порядком ведения Единого государственного реестра недвижимости. В течении срока действия внесенных в Единый государственный реестр недвижимости сведений об объекте недвижимости сведения о таком объекте недвижимости могут быть исключены из Единого государственного реестра недвижимости по заявлению собственника объекта недвижимости или собственников объектов недвижимости, в результате преобразования которых был образован такой объект недвижимости. В случае, если земельные были образованы из земель или земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, исключение из Единого государственного реестра недвижимости сведений о соответствующих земельных участках, осуществляется по заявлению представителя уполномоченного на распоряжение такими земельными участками органа государственной власти или органа местного самоуправления.

По сведениям единого государственного реестра недвижимости земельный участок с кадастровым номером имеет статус «Актуальный» следовательно, не подлежит снятию в порядке, предусмотренном статьей 72 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в связи, с чем исключить из Единого государственного реестра недвижимости сведения об указанном земельном участке возможно только на основании вступившего в законную силу решения суда.

В соответствии с Федеральным законом от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» с 01.01.2017 право распоряжаться земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, перешло к органу местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», в соответствии с положениями которого, Единый государственный реестр прав на недвижимое имущество состоит, в том числе из реестра объектов недвижимости и реестра прав, ограничений прав и обременений недвижимого имущества (п. 2 ст. 7 Закона № 218-ФЗ).

С 01.01.2017 сведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним и сведения ГКН об объектах недвижимости считаются сведениями, содержащимися в ЕГРН, и не требующими дополнительного подтверждения, в том числе указанными в           ст. 4 Закона №    218-ФЗ участниками отношений, возникающих при осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав (п. 6 ст. 72 Закона № 218-ФЗ).

Порядок ведения ЕГРН установлен приказом Минэкономразвития России от 16.12.2015 № 943.

В соответствии с подпунктами 16, 17 пункта 22, пунктом 173 Порядка в записи кадастра недвижимости о земельном участке указываются, в том числе сведения: о возникших до вступления в силу Федерального закона от 29.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вещных правах на земельный участок, внесенные в государственный кадастр недвижимости до вступления в силу Закона                    № 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость; об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона № 218-ФЗ, если права на такой земельный участок не зарегистрированы в реестре прав на недвижимость; об ограничениях права на земельный участок, обременениях данного объекта, если такие ограничения прав и обременения объекта недвижимости не зарегистрированы и не подлежат государственной регистрации в реестре прав на недвижимость, в том числе ограничения и обременения, внесенные в ГКН до вступления в силу Закона № 218- ФЗ.

Законом о кадастре не предусмотрена процедура снятия с учета ранее учтенных земельных участков. Письмом Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.02.2011 № Д23-760 разъяснена дополнительная процедура снятия ранее учтенных земельных участков с государственного учета: на основании вступившего в законную силу судебного акта о снятии земельного участка с государственного кадастрового учета.

Таким образом, имеет место право лица, поставившего земельный участок на кадастровый учет, снять его с кадастрового учета.

При таких обстоятельствах, суд считает, что требования истца подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

    ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░░░░░░.

░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ , ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ 240 ░░.░., ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ «░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░░░░ 4-░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░» ░░ ░░░░░░: <░░░░░>.

░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.

░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.

          ░░░░░                                                                                   ░.░. ░░░░░░░░░░

░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 15.10.2024.

2-179/2024 (2-2747/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Сербина Анна Анатольевна
Ответчики
Управление Росреестра по КК
Другие
Никитина Юлия Ивановна
Администрация МО г. Краснодар
Филиал ППК Роскадастр по КК
Суд
Первомайский районный суд г. Краснодара
Судья
Кожевников Виталий Владимирович
Дело на сайте суда
pervomaisky.krd.sudrf.ru
09.03.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.03.2023Передача материалов судье
10.03.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.03.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.03.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
30.03.2023Судебное заседание
31.10.2023Производство по делу возобновлено
23.11.2023Судебное заседание
07.12.2023Судебное заседание
30.08.2024Производство по делу возобновлено
25.09.2024Судебное заседание
02.10.2024Судебное заседание
15.10.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
02.10.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее