Дело №а-876/2021
05RS0№-26
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Кизилюрт 08 декабря 2021 года
Кизилюртовский городской суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего – судьи Шамиловой Д.М., при секретаре – Идрисовой П.М., с участием : представителя административного ответчика Магомедова С.М. – Магомедова Ю.М., действующего на основании ордера №42 от 25.11.2021 г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению МРИ ФНС №8 России по РД к Магомедову Сагиду Магомедовичу о взыскании недоимки по транспортному налогу и пени,
УСТАНОВИЛ:
МРИ ФНС №8 России по РД обратилась с административным исковым заявлением в Кизилюртовский городской суд РД к Магомедову Сагиду Магомедовичу о взыскании с Магомедова Сагида Магомедовича, ИНН 054600792639 недоимки за 2016 год по транспортному налогу с физических лиц: налог в размере 31080 руб., пени в размере 233.10 руб., на общую сумму 31313.10 рублей.
В обосновании своих требований административный истец указал, что в налоговом учёте в Межрайонной ИФНС России №8 по РД состоит в качестве налогоплательщика Магомедов С.М. и в соответствии с п.1 ст.23 Налогового Кодекса Российской Федерации обязан уплачивать законно установленные налоги.
Согласно сведениям, представленным регистрирующими органами, за административным ответчиком на правах собственника зарегистрированы следующие транспортные средства: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: № Марка/Модель:ЛЕКСУСGX 460, VIN: №, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 29.01.2014 00:00:00.
Уведомлением №82804531 от 14.12.2017 года со сроком уплаты не позднее 12.02.2018 года налогоплательщику начислен налог на транспорт в размере 31080 рублей.
В связи с тем, что в установленные НК РФ сроки административным ответчиком налог уплачен не был, на сумму недоимки в соответствии со статьёй 75 НК РФ налоговым органом начислены пени.
Налоговым органом в отношении Магомедова Сагида Магомедовича выставлено требование от 15.03.2018 №24272 об уплате налога, в котором сообщалось о наличии у него задолженности и о сумме, начисленной на сумму недоимки пени. В случае неисполнения налогоплательщиком - физическим лицом в установленный срок обязанности по уплате налога налоговый орган вправе обратиться в суд с иском о взыскании налога за счет имущества в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога (ч.1 ст. 48 НК РФ).
Так, Инспекция обратилась в мировой судебный участок с заявлением о вынесении судебного приказа. Судьей данного участка вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам и сборам. Позже в Инспекцию поступило определение об отмене ранее вынесенного судебного приказа, в соответствии со ст. 123.7 КАС РФ, в связи с тем, что в установленные сроки от должника поступили возражения относительно его исполнения.
Представитель административного истца, надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, не явился на судебное заседание, однако в административном иске содержится ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие их представителя.
Административный ответчик Магомедов С.М., надлежаще извещенный о времени рассмотрения дела, что подтверждается отчетом об отслеживании отправлений с ПИ, не явился в суд. Представитель административного ответчика подтвердил его надлежащее извещение.
В соответствии с ч.2 ст.289 КАС РФ судом определено рассмотреть дело в отсутствие представителя административного истца и административного ответчика и признать явку последнего необязательной.
Представитель административного ответчика - Магомедов Ю.М., в ходе судебного заседания, исковые требования не признал и просил отказать в их удовлетворении в полном объеме, ссылаясь на то, что административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Нет доказательств, что его доверитель получал налоговое уведомление и требование об уплате налога. С настоящим административным иском налоговый орган обратился в мировой суд и после отмены судебного приказа в федеральный суд, после истечения установленных статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации сроков, в связи с чем, он утратил права на взыскание недоимки поналогом посредством обращения в суд. Мировой суд незаконно вынес судебный приказ, так как нарушен был срок обращения налоговым органом и они обязаны были возвратить их заявление о выдаче судебного приказа.
Выслушав представителя административного ответчика, изучив доводы административного искового заявления, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу об удовлетворении административного искового заявления, по следующим основаниям:
В соответствии с ч.1 ст.286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм, в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.4 ст.289 КАС РФ обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца.
В силу ст.57 Конституции РФ, ст.3, п.п.1 п.1 ст.23 Налогового кодекса РФ каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с п.1 ст.45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Пунктом 2 ст.45 НК РФ закреплено, что если иное не предусмотрено пунктом 2.1 настоящей статьи, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом.
Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 НК РФ.
Неисполнение обязанности по уплате налога является основанием для применения мер принудительного исполнения обязанности по уплате налога, предусмотренных настоящим Кодексом (ч.6 ст.45 НК РФ).
В соответствии со ст.2 Закона Республики Дагестан N88 от 29.11.2013 года, налоговые ставки устанавливаются в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства.
Из материалов дела следует, что за Магомедовым С.М. зарегистрировано за 2018 г. транспортное средство: Автомобили легковые, Государственный регистрационный знак: №, Марка/Модель:ЛЕКСУСGX 460, VIN: №, Год выпуска 2010, Дата регистрации права 29.01.2014 00:00:00
Налоговым уведомлением № 82804531 от 14.12.2017 года со сроком уплаты не позднее 12.02.2018 года налогоплательщику Магомедову С.М. начислен налог на транспорт в размере 31080 рублей за 2016 год.
В установленный законом срок налоги, начисленные в налоговом уведомлении, налогоплательщик не уплатил.
В связи с неуплатой транспортного налога налоговым органом в адрес Магомедова С.М. направлено требование №24272 об уплате налога, сбора, пени, штрафа по состоянию на 15.03.2018 г., с указанием срока для добровольной уплаты до 14.05.2018 года.
Однако в нарушение ст.45 НК РФ административный ответчик не исполнил установленную законом обязанность по уплате налога.
Доводы представителя ответчика в судебном заседании, о том, что Магомедов С.М. не получал уведомление и требование от налогового органа, суд считает несостоятельными, так как согласно представленному реестру заказных писем от 19.03.2018 г. и квитанции к извещению 12.02.2018 г. от 18.02.2020 года уведомление и требование направлялись заказным письмом в адрес Магомедова С.М..
Направление Магомедову С.М. уведомления и требования по почте заказным письмом является надлежащим способом извещения.
Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 8 апреля 2010 г. N 468-О-О указал, что, признав направление данных документов по почте заказным письмом надлежащим способом уведомления, федеральный законодатель установил презумпцию получения его адресатом на шестой день с даты направления. Такое правовое регулирование призвано обеспечить баланс частного и публичного интересов в налоговых правоотношениях и гарантировать исполнение налогоплательщиками конституционно-правовой обязанности по уплате законно установленных налогов и сборов.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о том, что административный ответчик был извещен о времени уплаты и размере транспортного налога за 2016 год. Доказательств обратного суду не представлено.
В связи с неоплатой задолженности в срок, должнику в соответствии со ст.75 НК РФ начислены пени по транспортному налогу и налогу на имущество.
Расчет задолженности по транспортному налогу за 2016 года произведен налоговым органом в соответствии с нормами налогового законодательства РФ, Законом Республики Дагестан N88 от 29.11.2013 года.
Сверив расчет задолженности по транспортному налогу составленным административным истцом - налоговым органом, который является правильным, суд считает, что налоговый орган обоснованно просит взыскать с административного ответчика недоимки по транспортному налогу за 2016 год в размере 31313,10 рублей. Альтернативного расчета задолженности административным ответчиком не представлено.
В своих доводах представитель административного ответчика ссылается на то, что налоговым органом был нарушен срок обращения, как в мировой суд, так и в суд после отмены судебного приказа.
Абзацем 4 пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации и частью 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Как следует из положений статьи 44 Налогового кодекса Российской Федерации, утрата налоговым органом возможности принудительного взыскания сумм налогов, пеней, штрафа, то есть непринятие им в установленные сроки надлежащих мер ко взысканию, сама по себе не является основанием для прекращения обязанности налогоплательщика по их уплате и, следовательно, для исключения соответствующих записей из его лицевого счета.
В требовании об уплате транспортного налога №24272 указан срок его исполнения до 14 мая 2018 года. 14 декабря 2020 года и.о. мирового судьи судебного участка № 31 г. Кизилюрт вынесен судебный приказ о взыскании с должника Магомедова Сагида Магомедовича, задолженности по транспортному налогу с физических лиц в размере 31080.00 руб., пени в размере 233.10 рублей.
Как разъяснено в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 декабря 2016 года N 62 "О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве", истечение сроков на судебное взыскание обязательных платежей и санкций, в частности срока, установленного в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации является препятствием для выдачи судебного приказа.
В рассматриваемом деле судебный приказ был вынесен мировым судьей, который не усмотрел правовых оснований к отказу в принятии заявления налогового органа (статья 123.4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации), тем самым фактически восстановив срок. 02 апреля 2021 г. указанный судебный приказ по заявлению Магомедова С.М. был отменен, при этом в причинах отмены не указано – пропуск срока для обращения в мировой суд.
Исходя из смысла положений ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, при рассмотрении вопроса о взыскании обязательных платежей и санкций в исковом порядке, правовое значение для исчисления срока обращения в Кизилюртовский городской суд имеет дата вынесения определения об отмене судебного приказа.
Судебный приказ отменен 02 апреля 2021 г., в Кизилюртовский городской суд административный истец обратился 25 сентября 2021 г., что подтверждается оттиском печати почтового отделения на конверте (ч.4 ст.93 КАС РФ), в связи с чем, налоговый орган обратился в суд с административным иском с соблюдением срока, предусмотренного частью 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, суд считает необходимым удовлетворить административные исковые требования.
Судебные расходы в соответствии со ст.103 КАС РФ состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела.
Согласно п.19 ст.333.36 НК РФ административный истец освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии со ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Вместе с тем, исходя из разъяснений, данных в абз.2 п.40 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», а также п.2 ст.61.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации суммы государственной пошлины по административным делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, зачисляются в местный бюджет.
Поскольку исковые требования административного истца подлежат удовлетворению, суд приходит к выводу о взыскании с административного ответчика государственной пошлины в доход местного бюджета в размере 1252, 52 рублей.
Руководствуясь ст.ст.175-180, ст.ст.289-290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административный иск МРИ ФНС №8 России по РД к Магомедову Сагиду Магомедовичу удовлетворить.
Взыскать с Магомедова Сагида Магомедовича в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы России №8 по России по РД задолженность по транспортному налогу за 2018 г. в размере 31080 (тридцать одна тысяча восемьдесят) рублей и пеню в размере 233 (двести тридцать три) рубля 10 копеек.
Взыскать с Магомедова Сагида Магомедовича государственную пошлину в доход местного бюджета в размере 1252 (одна тысяча двести пятьдесят два) рубля 52 копейки.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме.
Председательствующий: