Судья Горбань И.А. УИД 61RS0020-01-2024-000989-10
Дело № 33-18235/2024
Дело № 2-1210/2024
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 ноября 2024 г. г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:
председательствующего Панченко Ю.В.,
судей Иноземцевой О.В., Минасян О.К.,
при секретаре Раковой Д.Ю.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новошахтинска в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска «Управление городского хозяйства» о присуждении к исполнению обязанности и понуждении произвести обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, третьи лица: Администрация г. Новошахтинска, общество с ограниченной ответственностью «Комфорт Сервис», по апелляционной жалобе МКУ «Управление городского хозяйства» г. Новошахтинска на решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 июля 2024 г.
Заслушав доклад судьи Панченко Ю.В., судебная коллегия
установила:
Прокурор города Новошахтинска, действующий в интересах Российской Федерации, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к муниципальному казенному учреждению города Новошахтинска «Управление городского хозяйства» о присуждении к исполнению обязанности и понуждении произвести обустройство мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, третьи лица: Администрация г. Новошахтинска, общество с ограниченной ответственностью «Комфорт Сервис», указав в обоснование, что прокуратурой города Новошахтинска во исполнение задания прокуратуры области от 11.01.2024 № Вн-07/2-687-24, а также обращения ФИО10., поступившего 11.03.2024 проведена проверка исполнения на территории г. Новошахтинска требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами.
В ходе проверки установлено, что 08.06.2023 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, в котором содержатся актуальные сведения о всех контейнерных площадках, включая расположенную на АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (в реестре под номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) с 4 контейнерами, которая предназначена для временного накопления ТКО от 5 МКД, находящихся по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН, которая не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки. Из информации администрации города земельный участок, на котором располагается контейнерная площадка процедуру межевания не проходил, находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет не поставлена.
В соответствии с выводами экспертного заключения № 11.2-01/13915 от 26.10.2023 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в городе Шахты контейнерная площадка по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 3 контейнерами по санитарному содержанию не соответствуют п. 3, 4 и п. 17 Раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно расстояние между домами АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и указанной площадкой составляет менее 20 метров; отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие; ограждение, обеспечивающее предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки; наличие локальных свалочных очагов загрязнения по всему периметру.
В связи с выявленными нарушениями 21.11.2023 Главе Администрации г. Новошахтинска внесено представление, однако мер, направленных на обустройство данной площадки накопления ТКО, не принято. Данные факты создают антисанитарные условия, влекут нарушение прав и свобод человека, которые согласно ст.ст. 17, 18 Конституции Российской Федерации в России признаются и гарантируются.
В результате бездействия Администрации г. Новошахтинска нарушаются интересы неопределенного круга лиц - граждан, поскольку каждому гарантировано право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства на территории Российской Федерации, поскольку окружающая среда (земля, подземные воды), которая обеспечивает благоприятные условия жизни на Земле, и как неотъемлемая частью среды обитания человека является объектом охраны от загрязнения, а гражданам гарантировано государством право на благоприятную окружающую среду, на достоверную информацию о ее состоянии и возмещение ущерба, причиненного их здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Вынесенными в ходе судебных заседаний определениями Новошахтинского районного суда Ростовской области от 17.06.2024 и 09.07.2024 к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены Администрация г. Новошахтинска и ООО «Комфорт Сервис».
На основании изложенного истец просил обязать МКУ «Управление городского хозяйства» г. Новошахтинска в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работы по размещению контейнерной площадки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН соответствии с пунктами 3, 4 и 17 Раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21.
Решением Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 июля 2024 года исковые требования прокурора удовлетворены.
Суд обязал МКУ города Новошахтинска «Управление городского хозяйства» в течение 6 (шести) месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, провести работы по размещению (приведению) контейнерной площадки, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН соответствие с пунктами 3, 4 и 17 Раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21«Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
В апелляционной жалобе МКУ «Управление городского хозяйства» г. Новошахтинска просит решение суда отменить и вынести новое решение, которым отказать в удовлетворении требований.
В обоснование жалобы заявитель указывает на то, что не является надлежащим ответчиком, поскольку в указанных МКД заключены договора управления с управляющей организацией ООО «Комфортсервис», которая должна нести обязанность перед собственниками помещений по надлежащему содержанию общего имущества МКД, а содержание контейнерных площадок для ТКО является составной частью содержания общего имущества МКД, судом неверно определен круг лиц, участвующих в деле.
Апеллянт обращает внимание на то, что выделение денежных средств на финансирование работ по созданию мест ТКО, с учетом организационно-правовой формы ответчика может быть интерпретировано как нецелевое расходование средств, поскольку в полномочия МКУ «Управление городского хозяйства» г. Новошахтинска указанная деятельность не входит.
На апелляционную жалобу поданы возражения, в которых истец просит решение оставить без изменения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, возражений, выслушав представителя отдела прокуратуры Ростовской области Беллуяна Г.А., полагавшего, что решение суда является законным и обоснованным, представителя МКУ Управление городского хозяйства Василенко А.В., представителя Администрации г. Новошахтинска Беспалова Ю.А., поддержавших доводы жалобы и просивших отменить решение суда и отказать в удовлетворении исковых требований, посчитав возможным в порядке ст.ст. 167, 327 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, извещенных надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения суда первой инстанции, постановленного в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, прокуратурой города Новошахтинска во исполнение приказа прокурора области от 11.01.2024 № Вн-07/2-687-24, а также обращения ФИО6, поступившего 11.03.2024, проведена проверка исполнения на территории города Новошахтинска требований законодательства в сфере обращения с твердыми коммунальными отходами в частности при размещении контейнерной площадки для накопления твердых коммунальных отходов, расположенной по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН.
Указанной проверкой установлено, 08.06.2023 утвержден реестр мест (площадок) накопления ТКО, в котором содержатся актуальные сведения о всех контейнерных площадках, включая расположенную на АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН (в реестре под номером НОМЕР ОБЕЗЛИЧЕН) с 4 контейнерами, которая предназначена для временного накопления ТКО от 5 МКД, находящихся по ул. АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН которая не обеспечивает предупреждение распространения отходов за пределы контейнерной площадки.
Из информации администрации города, земельный участок, на котором располагается контейнерная площадка, процедуру межевания не проходил, находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, на кадастровый учет не поставлена.
В соответствии с выводами экспертного заключения № 11.2-01/13915 от 26.10.2023 филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Ростовской области» в городе Шахты контейнерная площадка по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН 3 контейнерами по санитарному содержанию не соответствуют п. 3, 4 и п. 17 Раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению населения, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», а именно расстояние между домами АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН и указанной площадкой составляет менее 20 метров; отсутствует твердое (асфальтовое, бетонное) покрытие; ограждение, обеспечивающее предупреждение распространение отходов за пределы контейнерной площадки; наличие локальных свалочных очагов загрязнения по всему периметру.
В связи с выявленными нарушениями, 21.11.2023 Главе Администрации г. Новошахтинска внесено представление.
Согласно ответу первого заместителя Главы Администрации города о рассмотрении представления от 01.12.2023, согласно Реестру мест площадок накопления ТКО г. Новошахтинска, указанной контейнерной площадкой пользуются жильцы многоквартирных жилых домов по АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН. Собственниками жилых помещений в указанных МКД заключены договора управления (содержания) с управляющей организацией. В соответствии с Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13.08.20069 № 491, обязанность по организации, созданию и содержанию мест (площадок) накопления ТКО является прямой обязанностью управляющей компании, то есть, ООО «Комфорт Сервис».
Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями Федерального закона от 06 октября 2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Федерального закона от 10.01.2002 № 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 3 которым утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий», Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 № 1039 «Об утверждении Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра», а также Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156.
Приняв во внимание положения Устава МКУ г. Новошахтинска «Управление городского хозяйства» утвержденного Постановлением Главы Администрации города Новошахтинска от 01.07.2016 № 616, которым на МКУ «Управление городского хозяйства» г.Новошахтинска возложена обязанности по оказанию муниципальных услуг, выполнения работ и исполнение муниципальных функций в целях обеспечения реализации полномочий органа местного самоуправления в сфере жилищно-коммунального хозяйства, транспорта и связи в соответствии с перечнем видов деятельности, установленных в разделе 5 Устава, к перечню основных видов деятельности МКУ «Управление городского хозяйства» г.Новошахтинска относится исполнение от имени учредителя функций муниципального заказчика по всему комплексу работ, связанных с жилищно-коммунальным обслуживанием, ремонтом, капитальным ремонтом, дорожным хозяйством; организация деятельности по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию объектов в пределах доведенных лимитов бюджетных обязательств: инфраструктуры и благоустройства, суд пришел к выводу о том, что МКУ «Управление городского хозяйства» г.Новошахтинска является надлежащим ответчиком.
Кроме этого суд также обратил внимание на то, что в соответствии с постановлением Администрации города Новошахтинска № 417 от 30.04.2021, МКУ «УГХ» наделено полномочиями на согласование создания мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Новошахтинск» и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО. Таким образом, суд пришел к выводу, что обязанность обустроить контейнерную площадку накопления ТКО, расположенную по адресу: АДРЕС ОБЕЗЛИЧЕН соответствии с пунктами 3, 4 и 17 Раздела 2 СанПиН 2.1.3684-21, лежит на МКУ г. Новошахтинска «УГХ».
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается.
Доводы апелляционной жалобы о том, что выделение денежных средств на финансирование работ по созданию мест ТКО, с учетом организационно-правовой формы ответчика может быть интерпретировано как нецелевое расходование средств, поскольку в полномочия МКУ «Управление городского хозяйства» г.Новошахтинска указанная деятельность не входит, являются необоснованными, поскольку обязанность по содержанию муниципальной собственности, возложена на ответчика, что прямо следует из постановлением Администрации города Новошахтинска № 417 от 30.04.2021, которым МКУ «Управление городского хозяйства» г.Новошахтинска наделено полномочиями на согласование создания мест (площадок) накопления ТКО на территории муниципального образования «Город Новошахтинск» и ведения реестра мест (площадок) накопления ТКО.
Необходимо также отметить, что отсутствие финансирования не исключает необходимости приведения указанного объекта в соответствие с требованиями действующего законодательства РФ.
Доводы о том, что надлежащим ответчиком является управляющая компания несостоятельны, поскольку как верно установлено судом первой инстанции данная контейнерная площадка расположена на земельном участке, который процедуру межевания не проходил, находится на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и соответственно, находится в распоряжении органов местного самоуправления на основании ст. 3.3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», в отсутствии относимых допустимых и достоверных доказательств того, что указанная площадка является общим имуществом МКД, судебная коллегия находит верными выводы суда об обоснованности предъявленных требований к МКУ «Управление городского хозяйства» г.Новошахтинска и их удовлетворении.
Фактически все доводы апелляционной жалобы были предметом исследования суда первой инстанции и по существу сводятся к несогласию с его выводами, не содержат фактов, которые не были проверены и учтены судом при рассмотрении дела, влияли на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
Доводы апелляционной жалобы не опровергают выводы суда первой инстанции, не свидетельствуют о неправильном применении закона, определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а сводятся к собственной оценке того, как должно быть разрешено дело, что основанием к отмене решения не является.
Руководствуясь ст.ст. 328-330 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
решение Новошахтинского районного суда Ростовской области от 25 июля 2024 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу МКУ «Управление городского хозяйства» г. Новошахтинска – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 15 ноября 2024 года.