ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 апреля 2020 года город Ханты-Мансийск
Судебная коллегия по административным делам суда Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в составе:
председательствующего судьи Волкова А.Е.
судей Симоновича В.Г., Начарова Д.В.
при секретаре Байзаковой А.В.
рассмотрела апелляционную жалобу Кирпина В.А. на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 декабря 2019 года по административному исковому заявлению Кирпина В.А. к УМВД России по ХМАО-Югре о сокращении Кирпина В.А. срока закрытия въезда в Российскую Федерацию
установила:
Решением Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 декабря 2019 года административное дело по административному иску Кирпина В.А. к УМВД России по ХМАО-Югре о сокращении Кирпина В.А. срока закрытия въезда в РФ, разрешено по существу. По апелляционной жалобе Кирпина В.А. на решение Ханты-Мансийского районного суда ХМАО-Югры от 26 декабря 2019 года возбуждено апелляционное производство, судебное заседание назначено на 14 апреля 2020 года.
В соответствии со статьями 7, 8 Всеобщей декларации прав человека, статьей 6 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и статьей 14 Международного пакта о гражданских и политических правах все равны перед законом и судом; каждый при определении его гражданских прав и обязанностей имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок компетентным, независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Статьей 3 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации регламентировано, что к задачам административного судопроизводства относятся обеспечение доступности правосудия в сфере административных и иных публичных правоотношений, а также правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
В силу части 1 статьи 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Согласно статье 6 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации к числу принципов административного судопроизводства относятся законность и справедливость при рассмотрении и разрешении административных дел; осуществление административного судопроизводства в разумный срок и исполнение судебных актов по административным делам в разумный срок; непосредственность судебного разбирательства; состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда.
Частями 1, 3 статьи 10 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации определено, что административное судопроизводство и исполнение судебных актов по административным делам осуществляются в разумный срок. Разбирательство административных дел в судах осуществляется в сроки, установленные настоящим Кодексом. Продление этих сроков допустимо в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом.
По смыслу вышеприведенных законодательных положений основополагающим принципом административного судопроизводства является справедливое публичное судебное разбирательство с соблюдением разумных сроков, что, в том числе, предполагает возможность участия сторон в судебных заседаниях с целью реализации гарантированных им законом процессуальных прав.
В связи с угрозой распространения на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), в соответствии со статей 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также в целях обеспечения соблюдения положений Федерального закона от 03 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», постановлений Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 24 января 2020 года №2 «О дополнительных мероприятиях по недопущению завоза и распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV», от 02 марта 2020 года №5 «О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)», на основании постановления Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 №808 ограничен доступ граждан в суды Российской Федерации, рассмотрению подлежат только категории дел безотлагательного характера, а также дела, разрешаемые в порядке приказного, упрощенного производства.
Настоящее административное дело к обозначенным категориям дел не относится.
В связи с угрозой возникновения чрезвычайной ситуации, в целях снижения риска распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019) постановлением Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 18 марта 2020 года №20 на территории Ханты-Мансийского автономного округа – Югры в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 1994 года №68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» введен режим повышенной готовности. На основании постановления Губернатора Ханты-Мансийского автономного округа – Югры от 27 марта 2020 года №23 введены дополнительные ограничительные меры по снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции (COVID-2019).
В силу положений части 4 статьи 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в случае отсутствия нормы процессуального права, регулирующей отношения, возникшие в ходе административного судопроизводства, суд применяет норму, регулирующую сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии такой нормы действует исходя из принципов осуществления правосудия в Российской Федерации (аналогия права).
Поскольку введенные меры по предупреждению распространения новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, являются причиной ограничения прав граждан и организаций на получение доступа к правосудию, основанному на принципах публичности, состязательности и равноправия сторон, судебная коллегия считает возможным применить в данном случае по аналогии закона положение пункта 3 части 1 статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, которой предусмотрено приостановление производства по делу, когда стороны не имеют реальной и объективной возможности принимать участие в судебных заседаниях по причине, в том числе, чрезвычайного положения.
При таких обстоятельствах производство по настоящему делу подлежит приостановлению на основании статьи 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации до отмены ограничений, утвержденных постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации и Президиума Совета судей Российской Федерации от 18 марта 2020 года №808.
Руководствуясь статьей 190 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия,
определила:
Приостановить производство по административному делу по административному иску Кирпина В.А. к УМВД России по ХМАО-Югре о сокращении Кирпина В.А. срока закрытия въезда в РФ, до устранения обстоятельств, вызвавших его приостановление.
Председательствующий Волков А.Е.
Судьи коллегии: Симонович В.Г.
Начаров Д.В.