Решение по делу № 2-3187/2018 от 13.09.2018

Гр.дело №2-3187/18

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

09 ноября 2018 года ...

Советский районный суд ... в составе судьи Матвеевой Н.А., при секретаре судебного заседания Цыдыповой О.Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ... Республики Бурятия в интересах неопределенного круга лиц к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Бичурского района Республики Бурятия обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц, требуя обязать Правительство РБ организовать мероприятия по приведению скотомогильников, расположенных на территории ... Республики Бурятия, в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.

В обоснование требований истец указал, в ходе проверки установлено, что на территории ... РБ имеется 5 действующих скотомогильников, которые не отвечают санитарным требованиям.

Так, скотомогильники в ... МО СП «...», ... МО СП «... у. ... МО СП «...», ... МО СП «...» представляют собой вкопанную в землю металлическую цистерну глубиной менее 8 метров, ограждение и навес над ямами в разрушенном состоянии, над ямами не имеется закрывающейся крышки, на территорию скотомогильников и в ямы имеется свободный доступ для диких, бродячих и домашних животных. Скотомогильник в местности у. ... МО СП «...» представляет собой биотермическую яму. Стены выложены силикатным кирпичом, покрыты бетонной смесью. Глубина ямы приблизительно 4 м, ширина неизвестна. Отсутствует крышка с замком. Ограждение и навес нал ямой в разрушенном состоянии. На территорию скотомогильника и в яму имеется свободный доступ для диких, бродячих и домашних животных.

Перечисленные скотомогильники являются бесхозяйными, право собственности на земельные участки, на которых расположены скотомогильники, и на сами скотомогильники не оформлено.

Вышеуказанные места утилизации биологических отходов в нарушение требований действующего законодательства ни у кого на балансе не числятся, ни за кем не закреплены и фактически никто не следит за их техническим состоянием, эксплуатация скотомогильников осуществляется с нарушениями «Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов», утвержденных Главным государственным ветеринарным инспектором РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... (далее - Правила), а именно, в нарушение п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Правил территории скотомогильников не огорожены, не обвалованы, нет аншлагов, указателей расположения объекта, отсутствует крышка на яме, на территории скотомогильников отсутствует навес над ямами, помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов.

Указанные нарушения законодательства создают угрозу возникновения и распространения инфекций, опасных для животных и человека, и, соответственно чрезвычайных ситуаций.

Определением суда в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечено МКУ Администрация МО «... Республики Бурятия».

В судебном заседании представитель прокурора Бичурского района РБ по доверенности Раднаева В.В. и Хаджаева Ю.А. требования, с учетом их уточнения в части срока исполнения до 01.11.2019г., поддержали по доводам, изложенным в иске.

Представитель ответчика Правительства Республики Бурятия Романова О.С., действующая на основании доверенности, просила в удовлетворении иска отказать. Суду пояснила, что Управлением Ветеринарии как уполномоченным органом заключено соглашение с Администрацией МО «...» на выделение денежных средств (субвенции) по приведению в соответствие скотомогильников. В отношении рассматриваемых скотомогильников, до предъявления иска прокурором, было принято распоряжение Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р, разработана дорожная карта, где предусмотрена ликвидация скотомогильников, не подлежащих восстановлению и ремонту, в том числе по .... В период с 2019 -2021г.г. запланирована ликвидация заявленных скотомогильников.

Представители Управления ветеринарии РБ по доверенности Молчанов А.С., Намжилон Т.Б. и Якимова А.А. также просили в иске отказать. Суду пояснили, что по факту указанные в иске объекты не являются скотомогильниками, приведение их в надлежащее состояние невозможно и нецелесообразно.

Представитель Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по ... и ... Баженова Н.В., действующая на основании доверенности, полагала исковые требования прокурора заявленными обоснованно и подлежащими удовлетворению.

Представитель МКУ Администрация МО «Бичурский район Республики Бурятия» в судебное заседание не явился, просила рассматривать дело в их отсутствие. В материалах дела имеется письменный отзыв.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Из обстоятельств дела следует, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки установлено, что на территории ... РБ расположены следующие скотомогильники не отвечающие требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ:

1. находится на ровной поверхности в 800 м с юго-
западной стороны от улуса ... МО СП «...». Географические
координаты местоположения: .... ...
огороженного участка составляет примерно 400 м2.;

2. находится на ровной поверхности участок находится на
возвышенности, в 2500 м с северо-восточной стороны от ... МО СП
«...». ... огороженного участка составляет примерно 600 м2.
Географические координаты местоположения: ....;

3.     находится на ровной поверхности в 468 м с юго-западной стороны от ... МО СП «...». ... огороженного участка составляет примерно 600 м2. Географические координаты местоположения: ....

4.     находится на возвышенной поверхности в 1,260 м с северо-восточной стороны от улуса ... МО СП «...». Географические координаты местоположения: .... ... огороженного участка составляет примерно 600 м2.

5.            находится на возвышенности, в 1350 м с северо­восточной стороны ... МО СП «...». ... огороженного участка составляет примерно 300 м2. Географические координаты местоположения: ...

Скотомогильники в ... МО СП «...», ... МО СП «...», у. ... МО СП «...», ... МО СП «...» представляют собой вкопанную в землю металлическую цистерну глубиной менее 8 метров, ограждение и навес над ямами в разрушенном состоянии, над ямами не имеется закрывающейся крышки, на территорию скотомогильников и в ямы имеется свободный доступ для диких, бродячих и домашних животных.

Скотомогильник в местности у.... МО СП «...» представляет собой биотермическую яму. Стены выложены силикатным кирпичом, покрыты бетонной смесью. Глубина ямы приблизительно 4 м, ширина неизвестна. Отсутствует крышка с замком. Ограждение и навес над ямой в разрушенном состоянии. На территорию скотомогильника и в яму имеется свободный доступ для диких, бродячих и домашних животных.

В нарушение п.п. 5.6, 5.7, 5.8 Правил территории скотомогильников не огорожены, не обвалованы, нет аншлагов, указателей расположения объекта, отсутствует крышка на яме, на территории скотомогильников отсутствует навес над ямами, помещение для хранения дезинфицирующих средств и стол для вскрытия трупов.

В судебном заседании сторонами не оспаривалось, что указанные в исковом заявлении объекты, расположенные на территории ... ранее на учет как скотомогильники поставлены не были, индивидуальные номера не присваивались, как и не оформлялись ветеринарно-санитарные карточки.

Как следует из материалов дела, при проведении проверки государственным инспектором представлен Акт от 03.09.2018г., согласно которого скотомогильники не отвечают требованиям Ветеринарно-санитарных правил сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденных ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Вместе с тем, оснований для возложения на Правительство РБ обязанности по организации мероприятий по приведению перечисленных выше скотомогильников в соответствие с Ветеринарно-санитарными правилами сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов, утвержденными ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ суд не усматривает исходя из следующего.

В соответствии со статьей 72 Конституции РФ осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» полномочиями в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения обладают Российская Федерация и субъекты Российской Федерации, осуществление мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения является расходным обязательством Российской Федерации, а осуществление мер по предупреждению эпидемий и ликвидации их последствий является расходным обязательством субъектов Российской Федерации.

Согласно подпункту 49 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов организации проведения на территории субъекта Российской Федерации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом «ц» пункта 2 статьи 26.11 данного Федерального закона для осуществления полномочий, указанных в пункте 2 статьи 26.3 данного Федерального закона, в собственности субъекта Российской Федерации может находиться имущество, необходимое для проведения мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, их лечению, защите населения от болезней, общих для человека и животных, в том числе скотомогильники (биотермические ямы).

В соответствии со ст. ст. 1, 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О ветеринарии» основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются реализация мероприятий по предупреждению и ликвидации заразных и иных болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства. Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.

Согласно ст. 8 Закона Республики Бурятия от ДД.ММ.ГГГГ N 1054-III "Об обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия в ..." к полномочиям Правительства Республики Бурятия в сфере обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия относятся участие в обеспечении эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия на территории Республики Бурятия; принятие в государственную собственность Республики Бурятия поставленных на учет в установленном федеральным законодательством порядке бесхозяйных скотомогильников (биотермических ям).

Ветеринарно – санитарные правила сбора, утилизации и уничтожения биологических отходов утверждены ДД.ММ.ГГГГ ... Министерством сельского хозяйства и продовольствия РФ (далее Правила) определяют требования к размещению, эксплуатации скотомогильников.

Как указано в п. 6.10 Правил ответственность за устройство, санитарное состояние и оборудование скотомогильника (биотермической ямы) в соответствии с настоящими Правилами возлагается на местную администрацию, руководителей организаций, в ведении которых находятся эти объекты.

Согласно информации, представленной МКУ Администрации МО «...», рассматриваемые скотомогильники являются бесхозяйными, отсутствуют биотермические ямы, конструкция которой обеспечивает оптимальные условия для жизни термофильних бактерий, которые обезвреживают биологические отходы нагревая их до 70 градусов по цельсию, что гарантирует отсутствие условий для жизнедеятельности термофильных бактерий, следовательно существует угроза загрязнения грунтовых вод и почвы; большинство из указанных «скотомогильников» для захоронения биологических отходов имеют железные бочки, емкости, железобетонные конструкции без дна, либо с таковым, но не герметичным глубиной менее 5 м, что свидетельствует о том, что для их приведения в соответствие с требованиями действующего законодательства необходимым условием является строительство биотермических ям.

Далее, как следует из представленных суду Актов обследования скотомогильников от ДД.ММ.ГГГГг., все перечисленные скотомогильники не соответствуют п. 5 Правил, в связи с чем их эксплуатация в соответствии с п. 7.2 Правил была запрещена.

Разделом 5 Правил предусмотрено, размер санитарно-защитной зоны от скотомогильника (биотермической ямы) до: жилых, общественных зданий, животноводческих ферм (комплексов) - 1000 м; скотопрогонов и пастбищ - 200 м; автомобильных, железных дорог в зависимости от их категории - 50 - 300 м. Территорию скотомогильника (биотермической ямы) огораживают глухим забором высотой не менее 2 м с въездными воротами. С внутренней стороны забора по всему периметру выкапывают траншею глубиной 0,8 - 1,4 м и шириной не менее 1,5 м с устройством вала из вынутого грунта. Через траншею перекидывают мост. При строительстве биотермической ямы в центре участка выкапывают яму размером 3,0 x 3,0 м и глубиной 10 м. Стены ямы выкладывают из красного кирпича или другого водонепроницаемого материала и выводят выше уровня земли на 40 см с устройством отмостки. На дно ямы укладывают слой щебенки и заливают бетоном. Стены ямы штукатурят бетонным раствором. Перекрытие ямы делают двухслойным. Между слоями закладывают утеплитель. В центре перекрытия оставляют отверстие размером 30 x 30 см, плотно закрываемое крышкой. Из ямы выводят вытяжную трубу диаметром 25 см и высотой 3 м. Над ямой на высоте 2,5 м строят навес длиной 6 м, шириной 3 м. Рядом пристраивают помещение для вскрытия трупов животных, хранения дезинфицирующих средств, инвентаря, спецодежды и инструментов.

Обосновывая требования прокурор ссылается в том числе и на указанные пункты Правил. Вместе с тем, эксплуатация указанных в иске скотомогильников запрещена уполномоченным на то органом, и фактическое приведение их в соответствие с требованиями Правил направлено на строительство нового скотомогильника. Однако, рассматриваемые скотомогильники расположены с нарушениями п. 5.4 Правил (в том числе скотомогильник в местности у.... МО СП «...» имеющий согласно представленным Актам биотермическую яму).

Доказательств тому, что при строительстве данных скотомогильников проводились экологическая и геологическая экспертизы, а также экспертиза санитарно-защитной зоны, суду не представлено.

В целях обеспечения эпизоотического и ветеринарно-санитарного благополучия, организации мероприятий по предупреждению и ликвидации болезней животных, защите населения от болезней, общих для человека и животных, а также охраны окружающей среды и предотвращения чрезвычайных ситуаций на территории Республики Бурятия Правительством Республики Бурятия принято распоряжение Правительства РБ от ДД.ММ.ГГГГ ...-р которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») по уничтожению биологических отходов на территории Республики Бурятия, утверждена Схема размещения скотомогильников на территории республики. Данным распоряжением поручено всем заинтересованным ведомствам, в том числе Управлению ветеринарии РБ, Министерству строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса РБ, Управлению капитального строительства Правительства РБ обеспечить реализацию «дорожной карты» в установленные сроки. Органам местного самоуправления муниципальных образований рекомендовано обеспечить реализацию «дорожной карты». В том числе, предусматриваются мероприятия по ликвидации, строительству новых скотомогильников, ремонту скотомогильников, приобретение передвижных утилизационных установок (мобильных инсинераторов для сжигания трупов животных).

Также, Правительством Республики Бурятия принято распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ ...-р, которым утвержден План мероприятий («дорожная карта») по ликвидации скотомогильников.

В Перечень скотомогильников подлежащих ликвидации, утвержденного Приказом Управления Ветеринарии от 29.08.2018г. ... включены, в том числе скотомогильники, расположенные в МО СП «...», МО СП «...», МО СП «...», МО СП «...», МО СП «...»

В соответствии с вышеуказанным Распоряжением, «скотомогильники», находящиеся на территории ... указанные в иске подлежат ликвидации в период с 2019г. по 2021 г. по причине запрета их эксплуатации, как не подлежащими восстановлению и ремонту.

В досудебном порядке истцом у ответчика не истребована документация о деятельности Правительства РБ по данному вопросу, не проведена проверка по данному вопросу, не доказано бездействие со стороны ответчика в осуществлении организационных мер.

Доводы стороны истца об отсутствии альтернативных способов утилизации биологических отходов судом обсуждены и не являются основанием для удовлетворения заявленных требований.

Разделом 4 Ветеринарно-санитарных правил установлено, что допустимыми способами уничтожения биологических отходов являются: обеззараживание в биотермических ямах (скотомогильниках) и уничтожение сжиганием, которое проводится под контролем ветеринарного специалиста, в специальных печах или земляных траншеях (ямах) до образования негорючего неорганического остатка в соответствии с требованиями и порядком, установленным в п. 4.3 Ветеринарно-санитарных правил.

Из протокола противоэпизоотической комиссии от ДД.ММ.ГГГГг., утвержденного Главой МО ...» следует, что было принято решение определить места на территориях поселений для утилизации биологических отходов сжиганием.

В соответствии с требованиями Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ ... «О судебном решении» резолютивная часть решения должна содержать исчерпывающие выводы, а именно в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен предпринять, должны быть разрешены судом и остальные вопросы, указанные в законе, чтобы решение не вызывало споров при исполнении.

Поскольку приведение в соответствие с ветеринарно-санитарными правилами указанных скотомогильников, противоречит разделу 5 Правил, при удовлетворении требований прокурора так как они заявлены в исковом заявлении, исполнение решения будет затруднительным.

Учитывая установленные по делу обстоятельства, суд приходит к выводу о том, что требования истца заявленные к Правительству Республики Бурятия о возложении обязанности по приведению в соответствии с ветеринарно-санитарными правилами скотомогильников подлежат оставлению без удовлетворения.

руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Бичурского района Республики Бурятия к Правительству Республики Бурятия оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Бурятия путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме через Советский районный суд ....

Решение суда в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГг.

Судья Н.А.Матвеева

2-3187/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор Бичурского района
Ответчики
Управление Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Иркутской области и РБ
Правительство РБ
Управление ветеринарии РБ
Другие
Администрация МО "Бичурский район"
Суд
Советский районный суд г. Улан-Удэ
Судья
Матвеева Н. А.
Дело на сайте суда
sovetsky.bur.sudrf.ru
13.09.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.09.2018Передача материалов судье
14.09.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
02.10.2018Подготовка дела (собеседование)
02.10.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
16.10.2018Судебное заседание
29.10.2018Судебное заседание
01.11.2018Судебное заседание
09.11.2018Судебное заседание
12.11.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.11.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
15.05.2020Передача материалов судье
15.05.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
15.05.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
15.05.2020Подготовка дела (собеседование)
15.05.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Судебное заседание
15.05.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
15.05.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2020Дело оформлено
15.05.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее