Дело № 12-238/2018
Р Е Ш Е Н И Е
05 декабря 2018 года г.Печора Республики Коми
Судья Печорского городского суда Республики Коми Порохина О.Г., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу руководителя администрации ГП «Путеец» Горбунова С.В. на постановление **** по делу об административном правонарушении, вынесенное 22 октября 2018 года начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 в отношении должностного лица – руководителя администрации ГП «Путеец» Горбунова С.В., которым руководитель администрации ГП «Путеец» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением **** по делу об административном правонарушении от 22 октября 2018 года начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 должностное лицо –руководитель администрации ГП «Путеец» Горбунов С.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 руб.
01 ноября 2018 года руководитель администрации ГП «Путеец» Горбунов С.В. обратился в Печорский городской суд Республики Коми с жалобой на вышеуказанное постановление. В своей жалобе руководитель администрации ГП «Путеец» просит отменить вышеуказанное постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми, указывая, что земельный участок скрыт в лесополосе и с проезжей части автодороги «Печора-Луговой-Путеец» не просматривается, каких-либо обращений от граждан и юридических лиц по загрязнению данного земельного участка в администрацию ГП «Путеец» не поступало. Также в данном случае отсутствуют фактические границы земельного участка и целевым объектом землепользования таковой не является, но находится в границах территории МО ГП «Путеец». Также администрацией МО ГП «Путеец» было внесено предложение о выделении бюджетных ассигнований на осуществление соответствующий полномочий и организации мероприятий по ликвидации последствий загрязнения земельного участка неустановленными лицами, однако, Совет МО ГП «Путеец» отказал в выделении бюджетных средств.
В судебном заседании руководитель администрации ГП «Путеец» Горбунов С.В. на доводах жалобы настаивал.
Дело рассматривается в отсутствие представителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Судья, выслушав руководителя администрации ГП «Путеец» Горбунова С.В., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно протоколу об административном правонарушении **** от 12 октября 2018 года 13 августа 2018 года на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном на территории поселка Луговой ГП «Путеец» МР «Печора» Республики Коми, выявлено нарушение требований земельного законодательства, выразившееся в невыполнении установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия. Нарушение требований земельного законодательства выразилось в том, что на земельном участке сельскохозяйственного назначения, расположенном в п. Луговой пгт. Путеец г.Печора Республики Коми, в кадастровом квартале 11:12:0301001, географические координаты 65,14162°С.Ш., 57,11208° В.Д., 65,14196° С.Ш., 57,11200° В.Д., 65,14117° С.Ш., 57,11261° В.Д., 65,14146° С.Ш., 57,11277° В.Д., 65,14170° С.Ш., 57,11315° В.Д., 65,14146° С.Ш., 57,11301° В.Д., находящемся рядом с земельным участком сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером 11:12:0301001:1790 (предназначенном под пашни в составе мелиорированных земель, осушенных открытой сетью), несанкционированно размещены отходы производства и потребления, относящиеся предположительно или к отходах при обработке хозяйственно-бытовых и смешанных сточных вод (код 72200000000). Общая площадь захламления земельного участка составляет 0,2 га. Данная территория, согласно информации, предоставленной ФГБУ «Управление «Комимелиоводхоз» от 09.08.2017 №..., относится к землям сельскохозяйственного назначения. Земельный участок не сформирован, межевание границ не проведено, государственный кадастровый учет не осуществлен, государственная регистрация прав на земельный участок не произведена. МО ГП «Путеец» не является собственником земельного участка, но на него, как на публично-правовое образование, возложено исполнение ряда обязанностей в целях охраны окружающей среды, в том числе с целью защиты земельных участков сельскохозяйственного назначения от загрязнения отходами производства и потребления.
22 октября 2018 года начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 было вынесено постановление **** по делу об административном правонарушении в отношении руководителя администрации ГП «Путеец» Горбунова С.В., которым должностное лицо признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Статьей 24.1 КоАП РФ установлено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ч.2 статьи 8.7 КоАП РФ невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двадцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей; на юридических лиц - от четырехсот тысяч до семисот тысяч рублей.
Согласно пп.1 п.1, п.2 ст. 7 Земельного кодекса РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на категории, одной из категорий являются земли сельскохозяйственного назначения. Земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.
Согласно п.1 ст. 78 Земельного кодекса РФ земли сельскохозяйственного назначения могут использоваться для ведения сельскохозяйственного производства создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, а также для целей аквакультуры (рыболовства).
В соответствии со ст. 12 Земельного кодекса Российской Федерации целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Согласно ст. 13 Земельного кодекса РФ охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса.
Согласно ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
Как следует из ст. 13 и 13.4 Федерального Закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления» территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации.
Согласно статьям 42 и 51 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды» при эксплуатации объектов сельскохозяйственного назначения должна соблюдаться требования в области охраны окружающей среды, проводиться мероприятия по охране земель, почв, водных объектов, растений, животных и других организмов от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Отходы производства и потребления подлежат сбору, накопления, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации. Запрещается сброс отходов производства и потребления на почву.
На основании п.3 ст. 73 Земельного кодекса РФ органы местного самоуправления городских поселений осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городских поселений объектов земельных отношений.
Довод представителя Управления Россельхознадзора по Республике Коми, изложенный в письменных возражениях на жалобу о том, что в нарушение Постановления Правительства Российской Федерации от 26.12.2014 N 1515 "Об утверждении Правил взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих государственный земельный надзор, с органами, осуществляющими муниципальный земельный контроль" администрацией ГП «Путеец» в Управление Россельхознадзора по Республике Коми не направлялись для согласования проекты ежегодных планов муниципальных проверок, судом не принимается в силу следующего. Муниципальный земельный контроль, и соответственно составление плана проверок, осуществляется в отношении конкретных юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а земельный участок, на котором были обнаружены отходы производства, не поставлен на кадастровый учет, право собственности на него не разграничено, он не передан в пользование конкретным лицам.
Из материалов дела следует, что отходы производства на спорный участок земель сельскохозяйственного назначения вывозились МУП «****». В судебном заседании было установлено и не опровергнуто представителем административного органа, что о факте размещения отходов производства на земельном участке возле п. Луговой руководителю администрации ГП «Путеец» стало известно только в августе 2018 года.
Имеющиеся в деле космоснимки спорного земельного участка из сети Интернет за более ранний период времени не позволяют с достоверностью установить, что находится на спорном участке (видно темное пятно), а также не подтверждают факта осведомленности руководителя администрации ГП «Путеец» о данной свалке и не принятия соответствующих мер по охране земель от загрязнения.
Административный материал не содержит сведений о том, какие конкретно мероприятия по охране земель не были проведены руководителем органа местного самоуправления и в чем это выразилось, в материалах дела не имеется доказательств того, что должностные лица администрации знали о наличии указанной выше свалки отходов производства и не предпринимали мер для ее ликвидации и предотвращения дальнейшего загрязнения. Напротив, в судебном заседании было установлено, что о данной свалке стало известно только в августе 2018 года, при этом должностными лицами ГП «Путеец» предпринимались активные меры для установления лиц, виновных в образовании данной свалки, а также предпринимались меры по выделения денежных средств для ее ликвидации.
Довод жалобы о том, что постановление было вынесено за рамками административного расследования судом не принимается, т.к. в материалах дела об административном правонарушении имеется определении о продлении срока административного расследования до 12.10.2018, протокол об административном нарушении в отношении руководителя администрации ГП «Путеец» был составлен 12.10.2018, т.е. в пределах установленных законом сроков.
В соответствии со ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится одно из следующих решений, в том числе об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что достаточных доказательств невыполнения руководителем администрацией ГП «Путеец» установленных требований по защите земель и охране почв от негативного воздействия материалы дела об административном правонарушении не содержат, соответственно, постановление **** по делу об административном правонарушении подлежит отмене, а производство по дулу – прекращению.
Руководствуясь ст.30.6, 30.7 КоАП РФ, судья
Р Е Ш И Л:
Жалобу руководителя администрации ГП «Путеец» Горбунова С.В. удовлетворить.
Постановление **** по делу об административном правонарушении, вынесенное 22 октября 2018 года начальником отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Республике Коми ФИО2 в отношении должностного лица – руководителя администрации ГП «Путеец» Горбунова С.В., которым руководитель администрация ГП «Путеец» привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ – отменить, а производство по делу об административном правонарушении в отношении руководителя администрации ГП «Путеец»Горбунова С.В. по ч.2 ст. 8.7 КоАП РФ - прекратить.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Коми, через Печорский городской суд в течение 10 суток с момента получения копии решения.
Судья О.Г. Порохина