Дело № 2-366\2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 апреля 2018 года г. Новочебоксарск
Новочебоксарский городской суд Чувашской Республики
под председательством судьи Красильниковой С.А.
при секретаре судебного заседания Леоновой Д.С.
с участием помощника прокурора города Новочебоксарска Фуражникова А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Новочебоксарска в защиту интересов муниципального образования « город Новочебоксарск» о прекращении действие трудового договора № 07\17 от 26.07.2017 года, заключенного между Муниципальным бюджетным учреждением « Центр финансового и бухгалтерского обслуживания города Новочебоксарска Чувашской Республики» ( МБУ «ЦФБО») в лице Скворцовой Н.В и Мубиновой Ольги Геннадьевны в качестве ведущего экономиста МБУ «ЦФБО» по основанию, предусмотренному п.11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
у с т а н о в и л:
Прокурор города Новочебоксарска обратился с иском в суд в защиту интересов муниципального образования «город Новочебоксарск» о прекращении действие трудового договора № 07\17 от 26.07.2017 года, заключенного между Муниципальным бюджетным учреждением «Центр финансового и бухгалтерского обслуживания города Новочебоксарска Чувашской Республики» (МБУ «ЦФБО») в лице Скворцовой Н.В и Мубиновой Ольги Геннадьевны в качестве ведущего экономиста МБУ «ЦФБО» по основанию, предусмотренному п.11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ.
Иск мотивирован тем, что прокуратурой проведена проверка исполнения требований статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» при трудоустройстве бывшего муниципального служащего в бюджетное учреждение. Проверкой установлено, что бывший муниципальный служащий Мубинова О.Г. при наличии конфликта интересов замещает должность ведущего экономиста МБУ «ЦФБО» без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
В судебном заседании помощника прокурора Фуражников А.Ю. исковые требования поддержал в полном объеме по изложенным в иске основаниям и вновь привел их суду.
Ответчик Мубинова О.Г. иск не признала, считает, что она трудоустроена в рамках действующего законодательства, при этом также предоставила суду письменные возражения.
Представитель МБУ «ЦФБО» города Новочебоксарска иск не признали, ссылаясь на то обстоятельство, что Мубинова О.Г. трудоустроена на законных основаниях, иск прокурора не подлежит удовлетворению.
Представитель администрации города Новочебоксарска в суд не явился, о дне и времени судебного процесса был извещен надлежащим образом, в предыдущих процессах иск поддержал.
Представитель финансового отдела администрации города Новочебоксарска решение оставила на усмотрение суда.
Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 46 Конституции РФ гарантирует каждому право на судебную защиту.
Статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что защита гражданских прав осуществляется, в том числе, путем пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.
Согласно статьей 3 и 4 ГПК РФ заинтересованное лицо вправе в порядке, установленном законодательством о гражданском судопроизводстве, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно п. 4 ст. 27 Федерального закона от 17 января 1992 г. N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца.
Как следует из материалов дела, прокурор города Новочебоксарска обратился в суд с иском, действуя в интересах муниципального образования «город Новочебоксарск».
В силу принципа состязательности сторон (статьи 12 ГПК РФ) и требований части 2 статьи 35, части 1 статьи 56, части 1 статьи 68 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. В случае, если сторона, обязанная доказывать свои требования или возражения, удерживает находящиеся у нее доказательства и не представляет их суду, суд вправе обосновать свои выводы объяснениями другой стороны.
В силу статьи 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.
Таким образом, избранный прокурором способ защиты гражданских прав соответствует требованиям Гражданского кодекса РФ и Трудового кодекса РФ, не препятствует разрешению заявленного спора по существу.
Согласно ч. 1 ст. 84 Трудового кодекса Российской Федерации, трудовой договор прекращается вследствие нарушения установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил его заключения (пункт 11 части первой статьи 77 настоящего Кодекса), если нарушение этих правил исключает возможность продолжения работы, в случаях, указанных в данном пункте и иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с п. 11 ст. 77 Трудового кодекса Российской Федерации одним из оснований прекращения трудового договора является нарушение установленных настоящим Кодексом или иным федеральным законом правил заключения трудового договора, если это нарушение исключает возможность продолжения работы (статья 84 настоящего Кодекса).
В силу ч. 1 ст. 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеют право замещать должности в организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, только с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работы (оказывать данной организации услуги) в течение месяца стоимостью более ста тысяч рублей на условиях гражданско-правового договора (гражданско-правовых договоров), если отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного или муниципального служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Как следует из исковых требований прокурора, бывший муниципальный служащий Мубинова О.Г. при наличии факта конфликта интересов замещает должность ведущего экономиста МБУ «ЦФБО» без согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Мубинова О.Г. приказом начальника Финансового управления администрации города Новочебоксарска от 24.08.2015 года № 4-к принята на должность ведущего специалиста – эксперта администрации города Новочебоксарска, при приеме на работу был оформлен трудовой договор № 40 от 24.08.2015 года.
11.01.2016 года Мубинова О.Г. назначена на муниципальную должность муниципальной службы заведующего сектором бюджетной политики Финансового управления администрации города Новочебоксарска.
Согласно приказа №-к от 25.07.2017 года Мубинова О.Г. уволена по собственному желанию, по инициативе работника пункт 3 части первой статьи 77 Трудового кодекса РФ.
26.07.2017 года ответчик Мубинова О.Г. трудоустроена в МБУ «ЦФБО» г. Новочебоксарска в финансово-экономический отдел, группа по труду и заработной плате на должность ведущего экономиста ( приказ №-к от 26.07.2017 года)
Согласно Положения о Финансовом отделе администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики принятие решений, обязательных к исполнению, подготовка проектов решений в отношении МБУ «ЦФБО» не входят в компетенцию Финансового отдела. Осуществление функций и полномочий учредителя, главного о распорядителя бюджетных средств города Новочебоксарска в отношении МБУ «ЦФБО» относятся к вопросам компетенции администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики.
Как следует из ответа заместителя главы администрации города Новочебоксарска от 06.04.2018 года Г.О.В. в должностные (служебные) обязанности муниципального служащего Мубиновой О.Г. отдельные функции государственного, муниципального (административного) управления муниципальным бюджетным учреждением «ЦФБО» г. Новочебоксарска за весь период ее работы в Финансовом отделе (управлении) администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики включая периоды исполнения обязанностей начальника отдела (управления) не входили.
Функции и полномочия учредителя в отношении МБУ «ЦФБО» осуществляет администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики (п.1.6 Устава МБУ «ЦФБО»)
Ответчик Мубинова О.Г. трудоустроена в муниципальное бюджетное учреждение, учредителем которого является муниципальное образование – город Новочебоксарск Чувашской республики ( п.1.5. Устава МБУ «ЦФБО»).
Из материалов дела следует, что 25 октября 2010 года постановлением главы администрации муниципального образования – города Новочебоксарска Чувашской Республики № 392, утверждено «Положение о комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов в администрации города Новочебоксарска Чувашской Республики».
Как следует из доводов прокурора в ходе судебного процесса приказом директора МБУ «ЦФБО» Скворцовой Н.В. от 26.07.2017 года № 126-К без согласия соответствующей комиссии Мубинова О.Г. принята на работу в МБУ «МФБО».
Гражданин, замещавший должность государственной или муниципальной службы, включенную в перечень, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной службы, как это предписано частью 1 статьи 12 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон о противодействии коррупции), имеет право замещать на условиях трудового договора должности в организации, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности государственного служащего, с согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов.
Аналогичные положения содержатся в статье 64.1 Трудового кодекса Российской Федерации и части 3.1 статьи 17 Федерального закона от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации".
Из содержания приведенных федеральных норм следует, что Мубинова О.Г. обязана в течение двух лет после увольнения с муниципальной службы получать согласие соответствующей комиссии на замещение на условиях трудового договора должности в организации при наличии двух условий одновременно, а именно, если замещаемая им ранее должность государственной службы включена в соответствующий перечень должностей и она осуществляла отдельные функции государственного управления в отношении данной организации во время прохождения государственной службы.
Для целей Федерального закона о противодействии коррупции в пункте 4 статьи 1 данного закона закреплено понятие функций государственного, муниципального (административного) управления организацией - полномочия государственного или муниципального служащего принимать обязательные для исполнения решения по кадровым, организационно-техническим, финансовым, материально-техническим или иным вопросам в отношении данной организации, в том числе решения, связанные с выдачей разрешений (лицензий) на осуществление определенного вида деятельности и (или) отдельных действий данной организацией, либо готовить проекты таких решений.
Утверждения прокурора о том, что преемственность функций, закрепленных за МБУ «ЦФБО», в котором Мубинова О.Г. замещает должность ведущего экономиста в группе по труду и заработной плате создают потенциальные риски для возникновения конфликта интересов и коррупционных факторов и свидетельствуют об обязанности Мубиновой О.Г. получить от соответствующей комиссии согласие на трудоустройство, являются по мнению суда несостоятельными.
Федеральный закон о противодействии коррупции устанавливает основные принципы, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Правовую основу противодействия коррупции наряду с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами составляют общепризнанные принципы и нормы международного права (статья 2 поименованного закона).
Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции, (принята резолюцией 58/4 Генеральной Ассамблеи ООН от 31 октября 2003 г., ратифицирована Российской Федерацией Федеральным законом от 8 марта 2006 г. N 40-ФЗ) закрепляет право государства в целях предупреждения возникновения коллизии публичных и частных интересов устанавливать ограничения в надлежащих случаях и на разумный срок в отношении профессиональной деятельности бывших публичных должностных лиц или в отношении работы публичных должностных лиц в частном секторе после их выхода в отставку или на пенсию, когда такая деятельность или работа прямо связана с функциями, которые такие публичные должностные лица выполняли в период их нахождения в должности или за выполнением которых они осуществляли надзор (подпункт "e" пункта 2 статьи 12).
Статья 12 Федерального закона о противодействии коррупции устанавливает такие ограничения, налагаемые на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора.
Таким образом, правовое регулирование приведенной федеральной нормы имеет целью устранение коллизии публичных и частных интересов.
Исследовав и оценив в порядке, предусмотренном ст. 67 ГПК РФ, представленные сторонами в обоснование своих доводов и возражений доказательства, исходя из предмета и оснований заявленных исковых требований, а также из достаточности и взаимной связи всех доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, то трудовой договор от 26.07.2017 года, заключен между Муниципальным бюджетным учреждением « Центр финансового и бухгалтерского обслуживания города Новочебоксарска Чувашской Республики» (МБУ «ЦФБО») в лице Скворцовой Н.В и Мубиновой Ольги Геннадьевны в качестве ведущего экономиста МБУ «ЦФБО» в рамках действующего законодательства и в иске прокурору следует отказать.
Руководствуясь ст.198 – ст. 199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
В иске прокурору города Новочебоксарска в защиту интересов муниципального образования « город Новочебоксарск» о прекращении действие трудового договора № 07\17 от 26.07.2017 года, заключенного между Муниципальным бюджетным учреждением «Центр финансового и бухгалтерского обслуживания города Новочебоксарска Чувашской Республики» ( МБУ «ЦФБО») в лице Скворцовой Н.В и Мубиновой Ольги Геннадьевны в качестве ведущего экономиста МБУ «ЦФБО» по основанию, предусмотренному п.11 ч. 1 ст. 77 Трудового кодекса РФ отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Чувашской Республики в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.
С мотивированным решением стороны могут ознакомиться 16 апреля 2018 года
Судья С.А. Красильникова