Дело № 2-1591/2022
54RS0009-01-2022-001322-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«02» июня 2022 года г. Новосибирск
Советский районный суд г. Новосибирска в составе:
Председательствующего судьи Бабушкиной Е.А.
При секретаре Зиминой К.А., Школьниковой Е.Г.,
с участием представителя истца – ГЖИ Новосибирской области – Моргуновой Е.А.,
ответчика Нечаевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Государственной жилищной инспекции Новосибирской области к Нечаеву С. В. и Нечаевой О. Ю. об устранении препятствий в осуществлении государственных полномочий,
УСТАНОВИЛ:
Государственная жилищная инспекция Новосибирской области обратилась в суд с иском к Нечаеву С.В. и Нечаевой О.Ю. об устранении препятствий в осуществлении государственных полномочий.
Исковые требования обоснованы следующим. В государственную жилищную инспекцию Новосибирской области поступило обращение гражданина по факту самовольной перепланировки и переустройства жилого помещения, расположенного по <адрес>, принадлежащего на праве собственности Нечаеву С.В. и Нечаевой О.Ю.
Согласно поступившему обращению в жилом помещении № дома <адрес> «над жилым помещением квартиры № в жилом помещении 137 оборудована кухня».
В соответствии с письмом администрации Советского района г. Новосибирска от 02.03.2021 № разрешение на проведение работ по переустройству и (или) перепланировке указанного жилого помещения администрацией не выдавалось.
Представителям государственной жилищной инспекции по Новосибирской области по указанному адресу необходимо провести обследование жилого помещения с целью проверки факта самовольной перепланировки и переустройства квартиры. Однако, несмотря на неоднократные письменные уведомления ответчиков, представителям ГЖИ по НСО доступ в жилое помещение по <адрес>, получить во внесудебном порядке не представляется возможным.
Так, ответчикам заказным письмом с уведомлением о вручении направлялись уведомления о предоставлении представителю государственной жилищной инспекции Новосибирской области доступа в жилое помещение по <адрес> для проведения мероприятий по контролю за соблюдением жилищного законодательства от 02.04.2021 №, от 02.04.2021 №, от 05.03.2021 №, от 05.03.2021 №.
Уведомления от 02.04.2021 №, от 02.04.2021 №, от 05.03.2021 № ответчиками получены не были, почтовая корреспонденция вернулась за истечением срока хранения.
Уведомление от 05.03.2021 № вручено, о чем свидетельствует подпись ответчика Нечаева С.В. на уведомлении о вручении почтового отправления.
На момент проведения проверки ответчики отсутствовали в квартире по <адрес>, тем самым препятствовали инспектору ГЖИ НСО в осуществлении государственных полномочий по обследованию жилого помещения. О необеспечении доступа для обследования жилого помещения были составлены акты № от 27.04.2021 и № от 01.04.2021.
Указанные обстоятельства явились основаниями для обращения в суд с настоящим иском.
В судебном заседании представитель государственной жилищной инспекции Новосибирской области заявленные требования подержала в полном объеме.
Ответчик Нечаева О.Ю. возражала относительно заявленных исковых требований по доводам, изложенным в письменных возражениях (л.д.68). В возражениях, в частности, отмечается, что осуществление государственных полномочий не указано в ст. 3 ЖК РФ как случай, допускающий проникновение в жилище. В заявлении С.М. не содержится подтверждения тому, что она является собственником помещения по <адрес>, а также о причинении ущерба. ГЖИ Новосибирской области приводятся ссылки на утратившие силу статьи нормативных правовых актов.
Ответчик Нечаев С.В. в судебное заседание не явился, был извещен судебной повесткой.
Руководствуясь положениями ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд принимает решение о рассмотрении дела в отсутствие ответчика Нечаева С.В., надлежащим образом извещенного о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Выслушав пояснения участников процесса, проанализировав доводы иска, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
Судебным разбирательством установлено, что квартира, расположенная по <адрес>, принадлежит на праве собственности ответчикам Нечаеву С.В. и Нечаевой О.Ю., что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра недвижимости (л.д. 14-18).
В государственную жилищную инспекцию Новосибирской области поступило обращение гражданки С.М., в котором она указывала на то, что в результате размещения в квартире <адрес>, кухни над жилым помещением квартиры № по данному адресу, нарушены требования закона, права и законные интересы заявителя, существует угроза причинения ущерба заявителю в результате самовольных перепланировки и переоборудования (л.д.10-11).
В связи с поступившим обращением заместителем начальника ГЖИ НСО направлен запрос в администрацию Советского района г. Новосибирска, выдавалось ли администрацией района решение о согласовании перепланировки и (или) переустройства по квартире по <адрес> (л.д.19).
Согласно ответу администрации Советского района г. Новосибирска от 02.03.2021 разрешение на проведение работ по перепланировке и (или) переустройству жилого помещения по <адрес>, не выдавалось (л.д.20).
На основании поступившего обращения по факту нарушения требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме 25.02.2021 заместителем начальника инспекции издан приказ № о проведении внеплановой выездной проверки в отношении Нечаева С.В. и Нечаевой О.Ю., срок проверки определен с 01.04.2021 по 28.04.2021 (л.д.21-22).
В адрес ответчиков направлялись уведомления от 02.04.2021 №, от 02.04.2021 №, от 05.03.2021 №, от 05.03.2021 № о предоставлении доступа в жилое помещение (л.д. 23-31, 33-41).
Уведомление от 05.03.2021 № вручено Нечаеву С.В. 13.03.2021 (л.д.27-28), остальные уведомления были возвращены отправителю, не получены адресатом.
Доступ в жилое помещение представителям государственной жилищной инспекции обеспечен не был.
Согласно акту от 01.04.2021 № и акту от 27.04.2021 №, право входа в жилое помещение по <адрес>, для проведения истцом мероприятий по контролю собственниками Нечаевым С.В. и Нечаевой О.Ю. обеспечено не было (л.д. 32, 42).
Согласно ч. 2 ст. 1 Жилищного кодекса РФ, граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
В силу ч. 4 ст. 17 Жилищного кодекса РФ, пользование жилым помещением осуществляется с учетом соблюдения прав и законных интересов, проживающих в этом жилом помещении граждан, соседей, требований пожарной безопасности, санитарно-гигиенических, экологических и иных требований законодательства, а также в соответствии с правилами пользования жилыми помещениями, утвержденными уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 25 Жилищного кодекса РФ переустройство помещения в многоквартирном доме представляет собой установку, замену или перенос инженерных сетей, санитарно-технического, электрического или другого оборудования, требующие внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме. Перепланировка помещения в многоквартирном доме представляет собой изменение его конфигурации, требующее внесения изменения в технический паспорт помещения в многоквартирном доме.
Переустройство и (или) перепланировка помещения в многоквартирном доме проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления на основании принятого им решения (ч.1 ст.26 Жилищного кодекса РФ).
Согласно ч. 1 ст. 1 Жилищного кодекса РФ обеспечение органами государственной власти и органами местного самоуправления безопасности жилища является одним из основных начал жилищного законодательства.
В целях реализации указанного принципа на основании пунктов 6, 7 ст. 2 Жилищного кодекса РФ, органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства; обеспечивают контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства.
В соответствии со ст. 20 Жилищного кодекса РФ, предметом государственного жилищного надзора является соблюдение юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований, установленных жилищным законодательством, законодательством об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности в отношении жилищного фонда, за исключением муниципального жилищного фонда.
Государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации и общими требованиями к организации и осуществлению государственного жилищного надзора, установленными Правительством Российской Федерации.
Пунктом 2, пп. «а» пункта 7 общих требований к организации и осуществлению регионального государственного жилищного контроля (надзора), утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2021 № 1670, предусматривается, что государственный жилищный надзор осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с положением, утверждаемым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, и настоящим документом. Предметом государственного жилищного надзора является соблюдение контролируемыми лицами, в том числе гражданами, обязательных требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме.
Согласно Постановлению Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п «О государственной жилищной инспекции Новосибирской области» областным исполнительным органом государственной власти Новосибирской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, является государственная жилищная инспекция Новосибирской области.
Порядок осуществления регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области утвержден Постановлением Правительства Новосибирской области от 26.10.2021 № 436-п, согласно которому предметом проверок является соблюдение гражданами обязательных требований, в том числе, требований к порядку осуществления перепланировки и (или) переустройства помещений в многоквартирном доме (п.3).
Одной из задач государственной жилищной инспекции в соответствии с пп. 1 п. 8 Положения о государственной жилищной инспекции Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 23.04.2012 № 208-п, является предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований, установленных жилищным законодательством Российской Федерации, в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности.
Согласно пп. 1 п. 10 названного Положения инспекция проводит проверки соблюдения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами обязательных требований к жилым помещениям, их использованию и содержанию; требований к порядку переустройства и перепланировки жилых помещений.
В силу пп. 1, 3 п. 11 названного Положения должностные лица инспекции проводят мероприятия по контролю при осуществлении инспекцией регионального государственного жилищного надзора на территории Новосибирской области, принимают меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению и предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера.
В пп. 2 и пп. 3 п. 13 Положения установлено, что должностные лица инспекции, являющиеся государственными жилищными инспекторами, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) инспекции о назначении проверки посещать территории и расположенные на них многоквартирные дома, наемные дома социального использования, помещения общего пользования многоквартирных домов, а с согласия собственников жилые помещения в многоквартирных домах; проводить обследования, исследования, испытания, расследования, экспертизы и другие мероприятия по контролю на указанных в подпункте 2 настоящего пункта объектах.
В соответствии с ч. 13 ст. 20 Жилищного кодекса РФ основанием для проведения государственной жилищной инспекцией внеплановой проверки являются, в том числе, обращения и заявления граждан.
Из указанных норм закона следует, что на ГЖИ Новосибирской области возложены задачи по проверке соблюдения собственниками жилых помещений требований жилищного законодательства в части использования и сохранности жилищного фонда в целях обеспечения прав, свобод и законных интересов граждан, защиты личности, собственности и общественной безопасности.
В соответствии со ст. 30 Жилищного кодекса РФ собственник жилого помещения осуществляет права владения, пользования и распоряжения принадлежащим ему на праве собственности жилым помещением в соответствии с его назначением и пределами его использования. Собственник жилого помещения обязан поддерживать данное помещение в надлежащем состоянии, не допуская бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.
Нарушение установленных законом пределов осуществления права собственности на жилое помещение влечет применение к собственнику различного рода мер ответственности, предусмотренных законодательством.
Проверка органом государственного контроля соблюдения гражданином обязательных требований является превентивной мерой реагирования и проводится с целью выявления возможных нарушений жилищного законодательства.
Из указанных правовых норм следует, что на государственную жилищную инспекцию возложены задачи по проверке соблюдения лицами, занимающими жилые помещения, жилищного законодательства в части использования и сохранности жилищного фонда в целях обеспечения прав и свобод граждан, защиты личности, собственности и общественной безопасности.
Таким образом, целью получения разрешения суда на доступ в жилое помещение ответчика является осуществление государственного контроля в соответствии со статьей 20 Жилищного кодекса РФ.
Препятствуя доступу в квартиру сотрудникам государственной жилищной инспекции Новосибирской области для осуществления функций по контролю за несанкционированной перепланировкой жилых помещений, ответчики злоупотребили своими правами собственников жилого помещения.
Оценив совокупность представленных доказательств в контексте упомянутых правовых норм, суд полагает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Утверждение ответчика Нечаевой О.Ю. о том, что перечисленные в ст. 3 Жилищного кодекса РФ основания для проникновения в жилище без согласия проживающих в нем на законных основаниях граждан не относятся к квартире, расположенной по <адрес>, направлено на иное толкование действующего законодательства и иную оценку доказательств, представленных в дело при разрешении настоящего спора.
Отсутствие негативных последствий перепланировки либо иных ремонтных работ не является основанием для отказа в доступе в помещение должностных лиц органов, на которые законом возложены обязанности по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищных фондов, соблюдением жилищного законодательства.
Данных о том, что стороной ответчика была узаконена выполнена перепланировка (переустройство) в дело не представлено.
Правовых оснований оставить без внимания обращение гражданина в том случае, если он не является собственником жилого помещения по месту проведения перепланировки (переустройства), либо в отсутствие доказательств причиненного ущерба, у ГЖИ Новосибирской области не имелось.
Проверка органом государственного контроля соблюдения гражданином обязательных требований является превентивной мерой реагирования и проводится с целью выявления возможных нарушений жилищного законодательства.
Доводов ответчика об отсутствии таковых нарушений для принятия решения по результатам проверки недостаточно. Требование истца об обеспечении осмотра жилого помещения законно и обоснованно.
Ссылка ответчика Нечаевой О.Ю. на тот факт, что в исковом заявлении имеются ссылки на статьи утративших силу нормативных правовых актов, не является основанием к отказу в удовлетворении исковых требований, поскольку какой закон должен быть применен по данному делу определяет суд (ч.1 ст. 196 ГПК РФ). Таким образом, несмотря на то, что в исковом заявлении имеются ссылки на утратившие силу нормативные правовые акты, судом установлено наличие правовых оснований для удовлетворения заявленных требований.
При таких обстоятельствах, исковые требования о нечинении препятствий и возложении обязанности обеспечить доступ в жилое помещение являются надлежащим способом защиты, а доводы ответчика об обратном основаны на неверном толковании норм права.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ – ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░.░., ░ ░░░░░░░ ░. ░., ░░.░░.░░░░ ░.░., ░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░> ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 10.06.2022