УИД № 41OS0000-01-2021-000046-11
Дело № 66а-1122/2021
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
город Новосибирск 10 сентября 2021 года
Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В.,
судей Ячменёвой Т.П., Роженцевой Ю.В.
при секретаре Крикуновой Е.О.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Саркисяна А.А. на решение Камчатского краевого суда от 26 августа 2021 года
по административному делу № 3а-23/2021 по административному исковому заявлению Саркисяна А.А. о признании незаконным бездействия Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В., объяснения административного истца Саркисяна А.А., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, возражения представителя административного ответчика ФИО, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Довыденко Н.П., полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Саркисян А.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, о признании бездействия незаконным и возложении на административного ответчика обязанности зарегистрировать административного истца в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.
В обоснование административных исковых требований указано, что Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссией принято постановление от 01 августа 2021 года № 21/141 «Об отказе в регистрации кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва Саркисяна Андрея Ашотовича» (далее - Постановление № 21/141), с административным исковым заявлением об оспаривании которого Саркисян А.А. обратился в суд. Решением Камчатского краевого суда от 06 августа 2021 года в удовлетворении административного иска отказано. Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года решение Камчатского краевого суда отменено, по административному делу принято новое решение о признании незаконным и отмене Постановления № 21/141. Указанный судебный акт вступил в законную силу немедленно, в связи с чем основания для отказа административному истцу в регистрации кандидатом в депутаты устранены, но при этом по состоянию на 23 августа 2021 года решение о его регистрации не принято, что нарушает положения пункта 18 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основным гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).
Решением Камчатского краевого суда от 26 августа 2021 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить указанный судебный акт полностью и принять по административному делу новое решение об удовлетворении административных исковых требований, полагая, что, поскольку Постановление № 21/141 признано незаконным и отменено, то избирательная комиссия обязана была немедленно зарегистрировать его в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края. Пятый апелляционный суд общей юрисдикции не указал способ восстановления нарушенных прав административного истца, не обеспечил их восстановление, позволил оттянуть срок регистрации и лишил Саркисяна А.А. права на предвыборную агитацию, поставив его в неравное положение с другими кандидатами. Избирательная комиссия 23 августа 2021 года направила административному истцу извещение о том, что в подписных листах выявлено более 5 % недостоверных (недействительных) подписей. В эту же дату она могла составить итоговый протокол проверки подписных листов, вручить его Саркисяну А.А. и назначить заседание комиссии по вопросу регистрации, но сделала это только 24 августа 2021 года, назначив свое заседание на 27 августа 2021 года, с целью затягивания срока регистрации. Действия избирательной комиссии, на первый взгляд законные, стали следствием решения Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года. При этом предусмотренный пунктом 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ десятидневный срок не подлежит продлению, а решение вопроса о регистрации административного истца за пределами указанного срока нарушает гарантированный статьей 39 Федерального закона № 67-ФЗ принцип равенства кандидатов. Единственным способом восстановления нарушенных прав административного истца будет являться возложение обязанности на административного ответчика зарегистрировать Саркисяна А.А. в качестве кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2. Кроме того, Камчатский краевой суд при принятии решения по настоящему административному делу не учел постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 13 апреля 2017 года № 11-П и от 26 декабря 2005 года № 14-П, чем нарушил пункт 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу административный ответчик просил решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения административного истца и представителя административного ответчика, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела № 3а-23/2021, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены либо изменения обжалуемого решения.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (часть 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
16 июня 2021 года постановлением Законодательного Собрания Камчатского края № 1155 назначены выборы депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва на 19 сентября 2021 года.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года № 135/797 полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по подготовке и проведению выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва возложены на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию.
22 июня 2021 года административным истцом административному ответчику поданы документы для выдвижения своей кандидатуры в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края по одномандатному избирательному округу № 2 в порядке самовыдвижения, а 23 июля 2021 года им представлены все необходимые для регистрации кандидатом в депутаты документы, в том числе 502 подписных листа, в которых содержалось 532 подписи избирателей в поддержку выдвижения кандидата в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Постановлением № 21/141 Саркисяну А.А. отказано в регистрации кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
Решением Камчатского краевого суда от 06 августа 2021 года в удовлетворении административного иска Саркисяна А.А. об оспаривании Постановления № 21/141 отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года решение Камчатского краевого суда от 06 августа 2021 года отменено, принято по делу новое решение, которым административное исковое заявление Саркисяна А.А. удовлетворено частично, признано незаконным и отменено Постановление № 21/141. На Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложена обязанность разрешить вопрос о регистрации Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва.
При таких обстоятельствах судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец на основании части 1 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании незаконным бездействия административного ответчика, подав его в установленный срок - 23 августа 2021 года.
На основании части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом по ранее рассмотренному гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Правомочность состава Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, проверена судом апелляционной инстанции при рассмотрении административного дела № 3а-16/2021, о чем свидетельствует апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года (дело № 66а-1019/2021).
В силу пункта 8 статьи 351 Федерального закона № 67-ФЗ на выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации, депутатов представительного органа муниципального образования в поддержку выдвижения политической партией, на которую не распространяется действие пунктов 3 - 7 статьи 351 Федерального закона № 67-ФЗ, кандидата по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, списка кандидатов, в поддержку самовыдвижения кандидата должны быть собраны подписи избирателей в количестве, установленном статьей 37 Федерального закона № 67-ФЗ.
Пунктом 1.2 Федерального закона № 67-ФЗ предусмотрено, что на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, а для регистрации кандидата, выдвинутого по многомандатному избирательному округу, - 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме многомандатных избирательных округов, поделенного на число депутатских мандатов, но не может составлять менее 60 подписей.
Законом Камчатского края от 14 марта 2011 года № 565 «О выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края» (далее - Закон № 565) установлены порядок назначения, подготовки, проведения, установления итогов и определения результатов выборов депутатов Законодательного Собрания Камчатского, а также права и обязанности граждан, полномочия органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований в Камчатском крае, избирательных комиссий, права и обязанности кандидатов, зарегистрированных кандидатов и иных лиц и организаций - участников избирательного процесса.
Согласно части 1 статьи 35 Закона № 565 необходимым условием регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, краевого списка кандидатов на выборах депутатов Законодательного Собрания является поддержка выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов избирателями, наличие которой определяется по результатам выборов, указанным в настоящей статье, либо подтверждается необходимым числом подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата, краевого списка кандидатов.
В соответствии с частью 2 статьи 36 Закона № 565 количество подписей, которое необходимо для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу, составляет 3 процента от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего одномандатного избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 60 подписей.
Постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 17 июня 2021 года установлено, что для регистрации кандидата, выдвинутого по одномандатному избирательному округу № 2, на основании подписей избирателей необходимо представить в окружную избирательную комиссию избирательного округа № 2 не менее 494 и не более 543 подписей.
Количество подписей, подлежащих проверке в соответствии с требованиями части 3 статьи 39 Закона № 565 при проведении проверки подписных листов с подписями избирателей, представленных для регистрации кандидата, для избирательного округа № 2 составляет 370 подписей, что определено постановлением Избирательной комиссии Камчатского края от 24 июня 2021 гола № 138/859.
В силу пункта 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) - также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатурах для наделения полномочиями сенатора Российской Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации.
Суд, установив наличие нарушений законодательства о выборах и референдумах при принятии оспариваемого решения, совершении оспариваемого действия (бездействия) органом государственной власти, органом местного самоуправления, общественным объединением, избирательной комиссией, комиссией референдума, должностным лицом, удовлетворяет административный иск о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации полностью или в части, признает указанные решение, действие (бездействие) незаконными, определяет способ и сроки восстановления нарушенных прав, свобод и реализации законных интересов и (или) устранения последствий допущенных нарушений, а также указывает на необходимость сообщения об исполнении решения в суд и лицу, предъявившему административное исковое заявление, в течение одного месяца со дня вступления решения суда в законную силу (часть 1 статьи 244 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
В апелляционном определении от 20 августа 2021 года судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции дана оценка действий Петропавловск-Камчатской городской территориальной избирательной комиссии, осуществляющей полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, на дату принятия ею Постановления № 21/141. При этом незаконного бездействия последней судом апелляционной инстанции не установлено. Административный ответчик, проверяя соответствие порядка выдвижения Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты, в необходимом объеме и своевременно выполнял предусмотренные законодательством о выборах процедуры, оформляя их соответствующими правовыми актами.
После вынесения судебной коллегией по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции апелляционного определения от 20 августа 2021 года, в котором указано, что на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, возложена обязанность разрешить вопрос о регистрации Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 после повторной проверки подписей избирателей, собранных в поддержку его выдвижения кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, административный ответчик 20 августа 2021 года уведомил административного истца о том, что 21 августа 2021 года в 11 часов 00 минут состоится процедура проверки подписных листов с подписями избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата Саркисяна А.А. на выборах депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, 21 августа 2021 года - о том, что 22 августа 2021 года в 12 часов 00 минут состоится процедура проверки подписных листов с подписями избирателей с участием специалиста-эксперта, 23 августа 2021 года - о том, что 24 августа 2021 года в 18 часов 00 минут административный истец может ознакомиться и получить копии ведомостей проверки подписных листов с подписями избирателей.
23 августа 2021 года Петропавловск-Камчатская городская территориальная избирательная комиссия, осуществляющая полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, известила Саркисяна А.А. о том, что в результате проверки подписных листов с подписями избирателей рабочей группой выявлено более 5% недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей от общего количества подписей, отобранных для проверки, в связи с чем вопрос о регистрации, либо об отказе в регистрации кандидатом в депутаты административного истца будет рассматриваться 27 августа 2021 года в 18 часов 00 минут.
Совершение избирательной комиссией указанных действий подтверждается представленными в материалы административного дела доказательствами.
Таким образом, после вынесения апелляционного определения от 20 августа 2021 года в деянии административного ответчика не усматривается незаконного бездействия, а также нарушений сроков, установленных пунктом 18 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ, поскольку Петропавловск-Камчатская городская территориальная избирательная комиссия, осуществляющая полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, незамедлительно приступила к выполнению действий, возложенных на нее как законодательством о выборах, так и апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года, не превысив при этом десятидневный срок, установленный Федеральным законом № 67-ФЗ, в связи с чем, вопреки позиции апеллянта, затягивания избирательной комиссий сроков его регистрации не усматривается.
Утверждение в апелляционной жалобе о том, что административный ответчик должен был незамедлительно зарегистрировать административного истца кандидатом в депутаты Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, судебной коллегией отклоняется, поскольку ни актом апелляционного суда, ни законодательством о выборах на Петропавловск-Камчатскую городскую территориальную избирательную комиссию, осуществляющую полномочия окружной избирательной комиссии избирательного округа № 2 по выборам депутатов Законодательного Собрания Камчатского края четвертого созыва, такая обязанность не возложена.
Тот факт, что по состоянию на 23 августа 2021 года истек десятидневный срок для проверки соответствия порядка выдвижения Саркисяна А.А. кандидатом в депутаты с момента представления им документов для регистрации (23 июля 2021 года) с учетом изложенных обстоятельств не свидетельствует о незаконном бездействии административного ответчика как до, так и после принятия апелляционного определения от 20 августа 2021 года.
Согласно части 1 статьи 16 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты (решения, судебные приказы, определения, постановления) по административным делам являются обязательными для органов государственной власти, иных государственных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, комиссий референдума, организаций, объединений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Несогласие административного истца с апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 20 августа 2021 года со ссылкой на практику Конституционного Суда Российской Федерации не может быть предметом рассмотрения по настоящему административному делу. Апеллянт вправе обжаловать указанный судебный акт в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
В целом доводы апелляционной жалобы аналогичны позиции стороны административного истца в суде первой инстанции и являлись предметом рассмотрения, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом при разрешении административно-правового спора по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения, в связи с чем оснований для его отмены или изменения не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации,
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Камчатского краевого суда от 26 августа 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Саркисяна А.А. - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Камчатский краевой суд в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 10 сентября 2021 года.