УИД 11RS0001-01-2021-007606-22 Дело № 2а- 5503/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Новиковой И.В.,
при секретаре Крутикове П.П.,
рассмотрев открытом судебном заседании в городе Сыктывкаре 21 октября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Гузюка Артема Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, ФСИН России о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
установил:
Гузюк А.А. обратился в суд с административным иском к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, ФСИН России о присуждении денежной компенсации за нарушение условий содержания в ФКУ ИК-25 в сумме 5 000 000 руб. за период с 2010 г. 1603.2021. В обоснование заявленных требований указал, что отбывал наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, где нарушались его условия содержания выразившееся в переполненности камер содержания, ненадлежащим санитарно - эпидемиологическим состоянии помещений в исправительном учреждении, отсутствии необходимого количества сантехнического оборудования, не соответствии площадей помещений, отсутствие принудительной вентиляции, плохой освещенности, низком качестве пищи, отсутствием горячей воды и т.п., в связи с чем, на протяжении всего времени его содержания, он находился в бесчеловечных и невыносимых условиях, унижающих его человеческое достоинство и испытывает физические и нравственные страдания.
Определениями суда к участию в деле привлечены: УФСИН России, ФКУЗ МСЧ -11 ФСИН России.
Участники процесса в судебном заседании не приняли, извещались надлежащим образом, суд определил рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ административное исковое заявление об оспаривании бездействия органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа либо организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 494-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» с 27.01.2020 введена в действие ст. 227.1 Кодекса административного судопроизводства РФ.
Поскольку нарушения, заявленные административным истцом в своем административном заявлении, носят длящийся характер, а с административным иском обратился в установленный законом трехмесячный срок, то срок для обращения Гузюком А.В. в суд с административным иском не пропущен.
На основании ст. 218 КАС РФ гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (часть 1).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5).
В силу статьи 21 Конституции Российской Федерации достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления (часть 1). Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (часть 2).
Данным положениям Конституции Российской Федерации корреспондируют нормы статьи 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, согласно которым, никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
В соответствии с пунктами 2, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания", под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
В соответствии с ч.1 ст. 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее – УИК РФ) лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Частью 2 статьи 10 УИК РФ предусмотрено, что при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Режим создает условия для применения других средств исправления осужденных.
В исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
Как следует из разъяснений пункта 2 и 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018чрда № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничении (далее - режим мест принудительного содержания) реализуются закреплённые Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного правя, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий.
Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Минимальные стандартные правила обращения с заключенными, принятые проведенным в Женеве а 1955 году первым Конгрессом ООН «По предупреждению преступности обращению с правонарушителями, одобренные Экономическим и социальным советом ООН резолюциях 31 января 1957 года и 13 мая 1977 года предусматривают, что все помещения, которыми пользуются заключенные, особенно се спальные помещения, должны отвечать всем санитарным требованиями, причем должное внимание следует обращать на климатические условия особенно на квадратуру этих помещений, на минимальную их площадь; на освещение, отопление и вентиляцию (пункт 10 Правил);
Санитарные установки должны быть достаточными для того, чтобы каждых заключенный мог удовлетворять свои естественные потребности, когда ему это нужно, в условиях чистоты и пристойности (пункт 12); банные установки и количество душей должно быть достаточным для того, чтобы каждый заключенный мог и был обязан купаться или принимать душ при подходящей для каждого климата температуре и так часто, как того требуют условия общей гигиены, с учетом времени года и географического района, то есть во всяком случае хотя бы раз в неделю в умеренном климате (пункт 13); от заключенных нужно требовать, чтобы они содержали себя в чистоте; для этого их нужно снабжать водой и туалетными принадлежностями, необходимыми для поддержания чистоты и здоровья (пункт 15).
Основные положения материально-бытового обеспечения осужденных регламентируются статьёй 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Положениями частей 1, 2, 3 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом сезона и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99).
Приказом ФСИН России от 27 июля 2006 хода № 512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» установлена расчетная величина количества умывальников и унитазов на осужденных: 1 умывальник на 10 осужденных и 1 унитаз на 15 осужденных (приложение 2 к Приказу ФСИН России от 27 июля 2006 года № 512).
Согласно пункту 20.1 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации; утвержденной приказом - Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня-2003 года № 130- ДСП, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий». Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует прёдусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях (пункт 205 Инструкции).
В силу пунктов 19:2.1, 19:2.5 Свода правил 308.1325800.2017 «Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования, утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года № 1454 пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам; требующим обёспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и.т.п.).
Согласно части 3 статьи 1.01 УИК РФ администрация исправительных учреждений несёт ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
В соответствии с пунктом 126, Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждённых Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года № 295, в исправительном учреждении обеспечивается выполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических норм и требований.
Установлено, Гузюк А.В отбывал меру уголовного наказания в ИК-25 с ...
Гузюк А.В. за время отбывания наказания в ИК-25 за нарушения требований уголовно-исполнительного законодательства согласно постановлениям начальника ИК-25 помещался в ШИЗО неоднократно. На основании постановления признан злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания и с 31.12.2011 года переведен из обычных условий в строгие условия отбывания наказания, где находился до 16.03.2021 года.
Как следует из представленных административным истцом сведений, ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в соответствии с приказом МВД Коми АССР от 16.10.1969 года № 097 организована Приказом МВД. Коми АССР от 11.11.1969 года № 0120 исправительно-трудовая колония № 2 УИТУ МВД Коми АССР переименована в исправительно-трудовую колонию № 25 ИТУ МВД Коми АССР строгого режима. Общежитие для проживания осужденных, на территории ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, построены в 1976-1977 годах в период действия «Указаний по проектированию и строительству ИГУ и военных городков войсковых частей МВД СССР» (ВСН 10-73/МВД СССР), действовавших до 2003 года. Здания построены в соответствии со строительными нормами и правилами.
Исправительная колония №25 расположена в микрорайоне города ..., рядом расположен комплекс, состоящий из жилых 2- 5 этажных бетонных, кирпичных и деревянных домов. Территория колонии, как внутри так и внешне облагорожена, болот вблизи нее не имеется.
Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Внутренние сети отопления выполнены в двух трубном исполнении со стояковой разводкой. В качестве нагревательных элементов в помещениях общежития используются чугунные радиаторы.
Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Подача холодной воды в ФКУ ИК-25 на жилые и производственные нужды осуществляет централизовано ОАО “...”, который подает эту воду и в город ..., и микрорайон ... для населения.
Качество воды, поступающей в водопроводные сети учреждения, соответствует требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 и ГН 2.1.5.1315-03. В соответствии с обязательными ежемесячными лабораторными анализами, проводимой химической и бактериологической лабораториями ОАО «Сыктывкарский водоканал» вода, поступающая в водопроводные сети учреждения, в том числе отряды, ШИЗО/ПКТ, банно-прачечный комплекс соответствуют требованиям СанПин 2.1.4.1074-01 «Питьевая вода...» и ГН 2.1.5.1315-03 «ПДК химических веществ в воде водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно- бытового водопользования». Сотрудниками медчасти ФКУЗ МСЧ-11 ФСИН России ежемесячно производится отбор воды из водопроводной системы учреждения на бактериологические показатели. Результаты анализов соответствует всем требованиям.
В отрядах, где проживают осужденные - воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы, наличие принудительной вытяжной вентиляции в отрядах законодательством не предусмотрено.
Ежегодно со специализированной организацией заключаются договора на проведение дератизации на объектах учреждения, что подтверждается договорами на дератизацию, дезинфекцию и дезинсекцию объектов учреждения №96 от 19.06.2019, от 13.04.2020 №51. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, а именно: столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.
В отряде СУОН имеется душевая, помывка осуществляется согласно правилам внутреннего распорядка учреждения.
Спальное помещение обеспечено одноместными кроватями двухъярусными металлическими (на два спальных места, с прикроватными тумбами (1 на двоих), табуретами в полном объеме. Естественное освещение спальных помещений обеспечивается окнами.
Помещения умывальных и туалетов находятся в противоположной части от спальных помещений отрядов.
Для помывки и стирки белья в учреждении имеется “Баня-прачечная”. Водоснабжение сетей отопления и горячего водоснабжения «Бани-прачечной» осуществляется от собственной котельной. Стирка вещей осужденных производится согласно “Графика стирки белья в прачечной учреждения”, утвержденного Приказом начальника учреждения. Грязное белье отдается в прачечную, где стирается, сушится, гладится и выдается обратно.
В 2017 году произведен капитальный ремонт здания «Баня-прачечная». Произведены работы по усилению и восстановлению фундаментов и наружных стен и внутренних перегородок. Отремонтировано покрытие кровли. Внутренние сети отопления, горячего и холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения и вентиляции помещений №10, №11, №12, №13 (тамбур, раздевалка, душевая, санузел) заменены. В этих помещениях проведены отделочные работы.
Курение в отрядах запрещено. Для этих целей организованы специальные места вне здания.
Согласно требованиям приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы» в состав общежития включаются, кроме спального помещения еще ряд помещений. А именно: комната отдыха, кухня, комната для хранения продуктов питания и приема пищи, камера хранения личных вещей повседневного пользования, кладовая для хранений обменного фонда постельных принадлежностей и спецодежды, комната быта, комната для умывания, сушилка, находящиеся в отдельном помещении санитарный узел, а так же соединяющие указанные помещения коридоры. К общежитию примыкает прогулочный дворик. По территории общежития и прогулочного дворика осужденные могут свободно передвигаться в течение дня.
Общая площадь учреждения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми составляет 227414м2 и включает в себя: Земельный участок для обслуживания очистных сооружений (земли населенных пунктов) -7567м2; Земельный участок (Земли населенных пунктов, под военными объектами: для обслуживания здании, строений, сооружений) - 138295м2; Земельный участок для обслуживания подсобного хозяйства (Земли населенных пунктов, для обслуживания подсобного хозяйства) -15812м2;
Земельный участок для обслуживания зданий, строений, сооружений (Земли населенных пунктов, для обслуживания зданий) - 59139м2; Земельный участок для обслуживания разведочно-эксплуатационной скважины (Земли населенных пунктов, для обслуживания разведочно-эксплуатационной скважины) – 1465м2; Земельный участок для обслуживания здания штаба с КПП (Земли населенных пунктов, под военными объектами) – 5136м2.
На территории учреждения, в частности в жилой зоне, размещены следующие здания и сооружения: Общежитие осужденных №1 515,3м2и локальные ограждения отрядов (двориков) 1304,6м2;(расположены отряды №8, 7), Общежитие осужденных№2 701,1м2и локальные ограждения отрядов (двориков) 722м2;(расположены отряды №5, 6); Общежитие осужденных№3 1654,9м2и локальные ограждения отрядов(двориков) 2250,1м2;(расположены отряды № 1, 2, 3, 4); Столовая и ПТУ 1197,3м2и локальное ограждение двориков 236,8м2; Медчасть 871,5м2 с локальным ограждением двориков 286м2; ШИЗО и ПКТ 519,5м2 и прогулочные дворики 48м2; Нежилые помещения (Штаб в жилой зоне) 539,2м2; Нежилые помещения (Обыскное помещение)555,6м2;Пождепо 65,5м2; Баня-прачечная 424,6м2.
Проводятся ежегодные текущие работы по ремонту зданий и помещений, согласно Приказу Минюста России от 28.09.2001 года № 276 «Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы».
Лимит наполнения ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми до 03.11.2017 года составлял 1205 осужденных, 03.11.2017 г лимит наполнения составлял 970 осужденных, с 2019 г лимит наполнения составляет 605 осужденных.
В силу части 1 ст.99 УИК РФ норма жилой площади в расчете на одного осужденного к лишению свободы в исправительных колониях не может быть менее двух квадратных метров.
Отряды №5, СУОН №9 ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, в которых проживал осужденный Гузюк А.В., как и ранее, размещены в здании “Общежития осужденных №2, столовая и ПТУ.
До 2020 в отряде № 9 СУОН проживали от 59 до 80 осужденных, в 2020 - 65 осужденных, в отряде № 5 количество осужденных максимальное – 92, минимальное – 60 чел. Площадь на одного осужденного: 4,33кв.м до 6,64 кв.м.таким образом при делении площади на количество осужденных на одного осужденного площадь составляла 2 более 2 кв.м., что подтверждается журналами учета пофамильной проверки осужденных и соответствует ст. 99 УИК РФ.
За периоды с 2010 г.г. по 2013 сведения о количестве приживающих осужденных в ИК-25 не сохранились.
Здание - кирпичное двухэтажное со скатной крышей, выполненной из профилированного листа с полимерным покрытием. Перекрытия железобетонные. В оконные проемы размерами 1,6х1,4м установлены деревянные оконные блоки с двойным остеклением, двух створчатые с открываемыми фрамугами. Здание обеспечено централизованными сетями электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Внутренние сети отопления выполнены в двух трубном исполнении со стояковой разводкой. В качестве нагревательных элементов в помещениях общежития используются чугунные радиаторы.
Для контроля температуры в помещениях на стенах закреплены термометры. Подача холодной воды в ФКУ ИК-25 на жилые и производственные нужды осуществляет централизовано ОАО “Сыктывкарский Водоканал”, который подает эту воду и в город Сыктывкар, и микрорайон Верхний Чов для населения.
В отрядах, где проживают осужденные - воздухообмен осуществляется естественным путем, через оконные и дверные проемы, внутристенные вытяжные каналы, наличие принудительной вытяжной вентиляции в отрядах законодательством не предусмотрено.
Ежегодно со специализированной организацией заключаются договора на проведение дератизации на объектах учреждения. За период с 2015-2020гг заключены и исполнены следующие договора на дератизацию, дезинфекцию и дезинсекцию объектов учреждения: договор дератизация от 12.01.2015 №191/50, договор дератизация от 14.09.2016 №191/154, договор дератизация от 26.05.2017 №56, договор дератизация от 16.10.2017 №120, договор дезинсекция от 12.09.2018 №164-Д, договор дератизация от 18.04.2018 №24, договор дератизация и дезинфекция №96 от 19.06.2019, договор дератизация от 13.04.2020 №51. Информация за период с 2010 по 2014 год в учреждении отсутствует, так как срок хранения истек. Дератизация проводится в жилых, коммунально-бытовых и административных зданиях, а именно: столовая, общежития для осужденных, здание ШИЗО ПКТ, медицинская часть, овощехранилище, продовольственный и вещевой склад, пекарня и других.
Душ в отрядах не предусмотрен действующими нормативными документами Российской Федерации. Помывка осуществляется в банно-прачечном комбинате. В отряде СУОН имеется душевая, помывка осуществляется согласно правилам внутреннего распорядка учреждения.
Все спальные помещения обеспечены одноместными кроватями двухъярусными металлическими (на два спальных места, с прикроватными тумбами (1 на двоих), табуретами в полном объеме. Естественное освещение спальных помещений обеспечивается окнами.
Помещения умывальных и туалетов находятся в противоположной части от спальных помещений отрядов. В помещении туалета организованы запираемые кабинки, в которых установлены унитазы и чаши Генуя. Кабинки каркасные с покрытием из пластикового материала. В умывальной комнате установлены умывальники и раковины для мытья ног.
Для помывки и стирки белья в учреждении имеется “Баня-прачечная”. в помещении которой, размером 68,9м2, установлены 8 душевых леек и 5 смесителей набора воды в тазы. Помывка осуществляется потрядно два раза в неделю группами до 20 осужденных, согласно “Графика помывки осужденных в бане учреждения”, утвержденного Приказом начальника учреждения.
Водоснабжение сетей отопления и горячего водоснабжения «Бани-прачечной” осуществляется от собственной котельной.
Стирка вещей осужденных производится согласно “Графику стирки белья в прачечной учреждения”, утвержденного Приказом начальника учреждения. Грязное белье отдается в прачечную, где стирается, сушится, гладится и выдается обратно.
Курение в отрядах запрещено. Для этих целей организованы специальные места вне здания.
Помещения содержатся и обслуживаются, согласно Приказу Министерства Юстиции Российской Федерации №276 от 28.09.2001 года “Об утверждении инструкции по технической эксплуатации зданий и сооружений учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации”.
Здание “ШИЗО и ПКТ” обеспечено централизованными сетями электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системой вытяжной вентиляции. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Контроль температуры в помещениях “ШИЗО и ПКТ” осуществляется ежедневно дежурным младшим инспектором по ШИЗО и ПКТ и заносится в “Журнал учета температурного режима в камерах блока ШИЗО и ПКТ”. Журнал ведется с 19.10.2015 года. Также температурный режим помещений “ШИЗО и ПКТ” контролируется медицинской службой и заносится в “Журнал контроля санитарного состояния и проведения медицинских осмотров ШИЗО и ПКТ” ежедневно. Дата начала ведения журнала 29.04.2016 года.
В здании “ШИЗО и ПКТ” для помывки осужденных содержащихся ШИЗО и ПКТ имеются помещения раздевалки и помывочной. Помывка осужденных “ШИЗО и ПКТ” проходит согласно Приложения №3 “Распорядка дня осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ, безопасном месте (БМ) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.” Приказа №75 от 08.03.2018 года ФКУ ИК-25 “Об утверждении распорядка дня осужденных учреждения, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в штрафном изоляторе, в помещениях камерного типа, в безопасном месте и в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми”.
В здании “ШИЗО и ПКТ” ежегодно проводятся текущие ремонты помещений. Искусственное освещение в камерах соответствует п.20.33 СГ1 17-02 Минюста России и составляет более 100 лк (люминесцентные лампы). В центре потолка имеются два светодиодных светильника по50 Ватт, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин.
Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.
В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.
В коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.
Спальные места в камерах ШИЗО оборудованы деревянным настилом согласно требованиям Приказа ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы».
Камеры штрафного изолятора, помещения камерного типа оборудуются санитарным узлом (унитаз, отделенный от остального помещения экраном высотой 1 м, и умывальник), окно - форточкой.
Температурный режим в камерах соблюдается. Ведется контроль за температурным режимом, что подтверждается журналом №68 «Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО. ПКТ».
В теплое время года – допустимая температура от 18 до 27 градусов, в холодное время года – допустимая температура от 17 до 23 градусов.
Гузюк А.В. также содержался в отряде со строгими условиями отбывания № 9 СУОН.
Данные запираемые помещения, оборудованы комплексом коммунально-бытовых объектов с обеспечением изоляции содержащихся в них лиц от осужденных, отбывающих наказание в других условиях.
Запрет нахождения в течение дня на спальных местах установлен положениями правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Минюста России от 16.12.2016 №295. Кроме того, нахождение в жилой секции в течение рабочего дня не предусмотрено распорядком дня осужденных, содержащихся в строгих условиях отбывания наказания, при этом соблюдение осужденными распорядка дня в соответствии с положением УИК РФ является обязательным условием.
Площадь жилых помещений отряда составляет 315 кв.м. (секция №4- 47 кв.м/22 чел., секция №2 -46,5 кв.м./21 чел., №3- 47 кв.м./21 чел, №1-44.5 кв.м/5 чел), количество содержащихся в СУОН в период нахождения истца – 69, что в расчете на одного осужденного составляет более 4 метров, что соответствует ст. 99 УИК РФ, что подтверждается журналами учета пофамильной и количественной проверки наличия осужденных
Также в отряде имеются следующие помещения: помещение №5 // Комната для разогрева и приема пищи (по тех.паспорту 4)– 47,3 м2, помещение №6// Комната воспитательной работы (по тех.паспорту 2) – 43,4 м2, помещение №7// кладовая и гардеробная (по тех.паспорту № 24) 36,6 м2. Также имеются кабинет (по тех.паспорту № 13) 2,3 м2, раздевалка (по тех.паспорту № 6) 4 м2, душевая (по тех.паспорту №5) 9,9 м2, коридор (по тех.паспорту №7) 3,6 м2, подсобное помещение ( по тех.паспорту №8) 11,4 м2, умывальная (по тех.паспорту №9) 10,4 м2, туалет (по тех.паспорту №10) 10,9 м2, коридор (по тех.паспорту №11) 11 м2.
В доступе осужденных постоянно имелся изолированный участок отряда №9, площадь которого составляет более 300 кв.м. В изолированном участке отряда оборудовано место для курения, спортивный городок с турником и брусьями. Все осужденные, находящиеся в отряде, имеют возможность посещать помещения, имеющиеся в отряде в свободное время, а также выходить в изолированные участки на определенное время, предусмотренное распорядком дня (1 час 30 минут согласно УИК РФ).
Согласно приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 «Об утверждении номенклатуры, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели и инвентаря» плиты электрические должны устанавливаться на кухне. Согласно СП 308.1325800.2017 кухня в общежитиях со строгими условиями отбывания наказания не предусмотрена.
Комната для хранения продуктов питания и приема пищи в отряде СУОН оборудована стеллажами для хранения продуктов питания (одна ячейка на человека). В общежитии отряда № 9 имеется помещение для хранения продуктов питания и приема пищи площадью 47,3 м2. Данное помещение оборудовано раковиной с подводом воды для мытья посуды, шкафами для хранения посуды, столами для раскладки продуктов и приема пищи, холодильным оборудованием, индивидуальными ячейками для хранения продуктов и другим необходимым оборудованием. Согласно Приказу ФСИН России от 27.07.2006 №512 в общежитиях допускается устанавливать 2-3 бытовых холодильника на один отряд.
Сводом правил СП 308.1325800.2017 предусмотрена комната воспитательной работы и групповой психологической работы с осужденными. Таким образом, данная комната совмещает в себе комнату воспитательной работы и групповой психологической работы с осужденными. При необходимости проведения индивидуальной психологической работы с осужденным, она проводится в данном кабинете.
Согласно СП 308.1325800.2017 в общежитиях со строгими условиями отбывания наказания число посадочных мест в комнате хранения продуктов питания и приема пищи следует предусматривать исходя из режима приема пищи в две посадки. В 9 отряде столы и стулья в комнате для приема пищи имеются в достаточном количестве для приема пищи всеми осужденными в две посадки. Кроме того, у осужденного имеется в спальном помещении табурет, которым истец может воспользоваться.
Пища в данный отряд доставляется в термосах, обеспечивающих поддержание необходимой температуры пищи на весь период ее раздачи осужденным.
Сводом правил СП308.1325800.2017 в мужских колониях предусмотрен 1 умывальник на 15 человек. Санитарные приборы ремонтируются по мере необходимости, находятся в исправном состоянии. В СУОН установлено 8 умывальников.
За состоянием отряда № 9 ежедневно следит принятый на работу дневальный отряда, который закреплен из числа осужденных.
Расход продуктов питания планируется на неделю начальником интендантского и хозяйственного обеспечения совместно с начальником ИУ. Закладка продуктов питания в котел производится в присутствии административного дежурного учреждения строго по массе, указанной в котловом документе, о чем делаются ежедневно отметки в Книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Медицинским работником совместно с оперативным дежурным и ответственным по учреждению учреждения регулярно проводится проверка качества приготовленной пищи. Медицинским работником контролируется энергетическая калорийность продуктов. Разрешение на выдачу пищи дает оперативный дежурный и медицинский работник, о чем делается соответствующая отметка в книге учета контроля за качеством приготовления пищи. Повара и кухонные рабочие состоят из осужденных. Согласно меню-раскладкам и меню-требованиям в рационе питания осужденных присутствуют блюда из мяса и рыбы. Меню-раскладки осуществляются с учетом разнообразия приготовляемых блюд, а также калорийности. При отсутствии одних видов продовольствия производится замена другими в соответствии с Постановлением № 205. Поступающие в столовую продукты питания выдаются осужденным только после их кулинарной обработки. Качество приготовления пищи контролируется путем снятия проб медицинским работником и оперативным дежурным ИК. Осужденные принимают пищу организованно в составе отрядов с № 1 по № 8, рабочих бригад в часы, отведенные распорядком дня, установленным администрацией ИУ. Осужденные, содержащиеся в СУОН, принимают пищу в помещении отряда. Пища доставляется из столовой учреждения.
Ежедневно медицинскими работниками осуществляется контроль за санитарным состоянием в ОСУОН, где также осуществляется медицинский контроль.
Условия содержания административного истца в ШИЗО/ПКТ были следующие.
Постановлениями начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми за нарушения условий порядка отбывания наказания административный истец водворялся в ШИЗО.
В состав здания «ШИЗО-ПКТ» входит 19 камер, для нужд ШИЗО отведено 16 камер, а именно камера 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, для нужд ПКТ -3 камеры, а именно №17, 18, 19.
Каждая камера оснащена санитарным узлом с чашей Генуя и умывальником. Санитарный узел выполнен в виде запираемой кабинки со стенами сплошного заполнения и дверцей, которая при использовании обеспечивает степень приватности. Кровати в камерах ШИЗО оборудованы деревянным настилом. Температурный режим в помещениях здания ШИЗО, ПКТ, составляет не ниже 18 гр. Цельсия. При проведении замеров параметров микроклимата (последнее проведено в марте 2020 г) параметры микроклимата соответствуют СаНПиН 2.1.2.2645-10 «Санитарно-эпидемические требования к условиям проживания в жилых зданиях и помещениях», а именно температура 18-20 гр. С, влажность 45%. Согласно СП308.1325800.2017 п. 34.2 «Требования к заполнению оконных проемов» с внутренней стороны на оконных проемах камер устанавливаются отсекающие оконные решетки. Допускается применять отсекающие оконные решетки с выступом от стены на 250-260 мм. Приказ МЮ РФ от 04.09.2006 №279 «Об утверждении наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов УИС» п.20.10 в камерах устанавливаются металлические решетки, преграждающие доступ к окнам со стороны камер, согласно п.32.8 окна в камерах ПКТ, ШИЗО с двойными оконными переплетами оборудуются форточкой, открывающейся вовнутрь. С внешней стороны устанавливаются металлические сварные решетки. Со стороны камер окна отгораживаются решеткой, исключающей доступ к стеклу.
Камеры ШИЗО и ПКТ оборудованы раковинами и Чашами Генуя. Канализация во всех камерах находится в работоспособном состоянии. Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО, моечной и раздевалки ШИЗО оценивается медицинскими работниками филиала «Медицинская часть №3» ежедневно, результат осмотра фиксируется в «Журнале санитарного состояния ШИЗО, ПКТ». Санитарно-гигиеническое состояние камер ШИЗО, моечной и других помещений ШИЗО удовлетворительное.
В соответствии с СП308.1325800.2017, полы в камерах ШИЗО и ПКТ ФКУ ИК-25 выполнены из фанеры, которая крепится к деревянным лагам, пространство между лагами в уровень верха лаг заполнено цементным раствором. Таким образом, конструкция полов выполнена согласно нормативной документации.
В здании ШИЗО имеются прогулочные дворики в количестве 4 штук, спроектированные и построенные в 1970 году.
Здание “ШИЗО и ПКТ” обеспечено централизованными сетями электроснабжения, отопления, холодного и горячего водоснабжения, водоотведения, системой вытяжной вентиляции. Отопление и горячее водоснабжение осуществляется от собственной котельной. Также температурный режим помещений “ШИЗО и ПКТ” контролируется медицинской службой и заносится в “Журнал контроля санитарного состояния и проведения медицинских осмотров ШИЗО и ПКТ” ежедневно. Дата начала ведения журнала 29.04.2016 года.
В здании “ШИЗО и ПКТ” для помывки осужденных содержащихся ШИЗО и ПКТ имеются помещения раздевалки и помывочной. Помывка осужденных “ШИЗО и ПКТ” проходит согласно Приложения №3 “Распорядка дня осужденных, содержащихся в камерах ШИЗО, ПКТ, безопасном месте (БМ) ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.” Приказа №75 от 08.03.2018 года ФКУ ИК-25 “Об утверждении распорядка дня осужденных учреждения, отряда строгих условий отбывания наказания, содержащихся в штрафном изоляторе, в помещениях камерного типа, в безопасном месте и в карантинном отделении ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми”.
Освещенность камер «ШИЗО, ПКТ» составляет более 100 лк, что соответствует нормативным требованиям предъявляемым к освещению для данной категории помещений (п.3.1.7, 3.2.1 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03). Освещенность обеспечена установкой светодиодных светильников в антивандальном исполнении и естественное через оконные проемы. В центре потолка имеются два светодиодных светильника по50 Ватт, искусственная освещенность на рабочих поверхностях столов соответствует нормативным показателям СанПин. Камеры ШИЗО оборудованы вентиляцией с естественным побуждением, что допускается требованиями СанПиН 2.1.2.2645-10. Имеется одно окно, оборудованное форточкой, позволяющей обеспечивать проветривание помещения.
В 2013 году в здании ШИЗО/ПКТ проведен капитальный ремонт кровли с установкой новой вытяжной вентиляции с естественным побуждением с выводом на крышу здания, что отвечает требованиям п.20.17 СП 17-02 Минюста России. В июне 2018 году произведена установка вентилятора.
В коридоре здания ШИЗО-ПКТ установлена вентиляция с механическим побуждением.
Температурный режим в камерах соблюдается. Ведется контроль за соблюдением температурного режима, что подтверждается журналом № 68 «Учет температурного режима в камерах блока ШИЗО. ПКТ».
В теплое время года – допустимая температура от 18 до 27 градусов, в холодное время года – допустимая температура от 17 до 23 градусов.
Как следует из представленной административным ответчиком информации, в здании «ШИЗО и ПКТ» в 2017 году проведены работы по замене магистралей системы отопления. Произведены работы по утеплению перекрытия здания. Проведена реконструкция принудительной вытяжной вентиляции в здании «ШИЗО и ПКТ». В 2018 году закончены работы по капитальному ремонту помещения №24 «душевой» и помещения №25 «раздевалки», а именно: усилены и восстановлены фундаменты и наружная стена; реконструированы сети отопления, электроснабжения, водоснабжения и водоотведения, выведена отдельная вытяжная и приточная вентиляция этих помещений. По указанным помещениям и помещению №15 проведены отделочные работы по потолкам, стенам и полам в полном объеме. Проводятся текущие работы по ремонту камер помещений ШИЗО и ПКТ. В помещении ШИЗО/ПКТ оборудован медицинский кабинет.
При этапировании осужденных в ФКУ ИК-25 их обеспечивают одеждой по сезону с учетом климатических условий на основании п. 2 ст. 99 УИК РФ и в соответствии с приказом Минюста России «Об утверждении норм вещевого довольствия осужденных к лишению свободы и лиц, содержащихся в следственных изоляторах» от 03.12.2015 № 216 (далее Приказ № 216).
Перед водворением в ШИЗО производится медицинский осмотр.
Согласно требованиям ПВР, а также приказа №216 утверждены Приказом ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми правила ношения одежды установленного образца осужденных в соответствии с проводимыми мероприятиями в исправительном учреждении.
При водворении осужденных в ШИЗО у них изымается нательное белье и рубашка (сорочка) в соответствии с пунктом 152 главы 24 ПВР ИУ.
Осужденные при приеме в ШИЗО проходят обыск, санитарную обработку, которая включает также помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (подменный фонд).
Одежда из подменного фонда предоставляется осужденным в чистом виде. Ношенная в ШИЗО одежда, предоставленная осужденному из подменного фонда, изымается и передается для обработки в БПК при колонии (согласно журнала).
Постельные принадлежности выдаются только на период сна согласно п.163 ПВР ИУ. При выводе за пределы помещения ШИЗО им выдается одежда по сезону.
Правилами внутреннего распорядка в ИУ В ШИЗО не предусмотрен бак для питьевой воды. Прием пищи осужденными, водворенными в ШИЗО, производится в камерах. Осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания, алюминиевая кружка остается у осужденного, посуда для приема пищи хранятся в специально отведенном месте и выдается осужденным только на определенное распорядком дня время, после чего грязную посуду собирают со всех камер ШИЗО и отвозят в столовую для осужденных для помывки, после чего чистую посуду возвращают в ШИЗО.
Согласно медицинской справки, представленной в материалы дела, медицинская помощь оказывалась административному истцу в полном объеме и своевременно.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными административными ответчиками доказательствами (письменными справками, актами, техническим паспортом здания и экспликацией помещений и т.п.).
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 12 апреля 1995 года N 2-П Конституция Российской Федерации презюмирует добросовестное выполнение органами государственной власти возлагаемых на них Конституцией и федеральными законами обязанностей и прямо закрепляет их самостоятельность в осуществлении своих функций и полномочий (статья 10).
Кроме этого, Европейский Суд по правам человека в Постановлении ЕСПЧ от 31 мая 2011 года "Дело "Ходорковский (Khodorkovskiy) против Российской Федерации" (жалоба N 5829/04) указал, что вся структура Конвенции основана на общем предположении о том, что публичные власти в государствах-участниках действуют добросовестно. Действительно, любая публичная политика или индивидуальная мера может иметь "скрытые планы", и презумпция добросовестности является опровержимой.
В то же время заявитель, утверждающий, что его права и свободы ограничены по ненадлежащим мотивам, должен убедительно доказать, что реальная цель властей расходилась с провозглашенной (или той, которая может быть разумно выведена из контекста). Одно лишь подозрение в том, что власти использовали свои полномочия для некой иной цели по отношению к тем, которые определены в Конвенции, не является достаточным для доказывания нарушения статьи 18 Конвенции.
С учетом приведенного правового подхода Конституционного Суда Российской Федерации, Европейского Суда по правам человека, суд принимает во внимание, что, как в Конституции Российской Федерации, так и в международном праве действует общая презумпция добросовестности в поведении органов государственной власти и государственных служащих.
Поскольку государственные служащие лишены какого-либо скрытого умысла в правоотношениях, участником которых являются, следовательно, лишены целесообразности умышленные и целенаправленные ограничения прав граждан. Преодоление действия данной презумпции в каждом конкретном случае не исключено, но допустимо только при представлении веских и убедительных доказательств тому, что действия органа государственной власти (должностного лица) расходятся с понимаемым добросовестным поведением.
В рамках настоящего административного дела административным истцом не представлено доказательств, которые бы свидетельствовали о недобросовестности действий должностных лиц ФКУ ИК-25 при подготовке представленных в дело доказательств.
Вместе с тем, следующие доводы административного иска заслуживают внимания в силу следующего.
По настоящему административному делу получены и другие доказательства - представление прокурора Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях № 17-02-2016 об устранении нарушений требований уголовноисполнительного законодательства в деятельности ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, внесенное указанным надзорным органом по результатам проверки 05.2016.
Из представления № 17-02-2016 следует, что в период отбывания Гузюка А.В. наказания в ФКУ ИК-25 в нарушение требований статьи 101 УИК РФ в раздевалке БПК отсутствовали резиновые коврики, в помещении мыльного отделения искусственного освещение составляет 60 люкс и 44 люкс, что не соответствует требованиям п. 90 таблицы № 2 СанПиН 2.2.1\2.1.1.1278-03. в помещении варочного цеха стена от пола на половину высоты с нарушением покрасочного покрытия в черных пятнах. В помещениях ШИЗО \ПКТ в нарушение п. 9.2 СанПиН 2.1.2.2645-10, верхние участки стен и потолок желтые, в санузле вокруг чаши Генуя необходима покраска, отсутствует покрытие на цементном полу, в оконном проеме отсутствует стекло, искусственное освещение имелось только в туалетной кабинке, искусственная вентиляция заварена металлическим листом, дверь в кабинке отсутствовала.
Из представления от 05.02.2016 за № 17-02-2016 следует, что в нарушение СаНПин 2.1.2.2645-10 в камерах ШИЗО, ПКТ имелось несоблюдение температурного режима.
Из представления от 12.04.2017 № 17-02-2017 следует, что в нарушение п. 20 ПВР помывка осужденных осуществлялась 1 раз в семь дней, кроме того, согласно вышеназванному акту прокурорского реагирования, в нарушение требований Приказа Минюста России от 02.06.2003 № 130-дсп, умывальники всех 4 общежитий, включая строгие условия содержания, не оборудованы подводом горячей воды.
Из представления от 15.09.2017 № 17-02-2017 следует, что в нарушение СанПин 2.3.6.1079-01, в производственных цехах столовой исправительного учреждения, в моечном отделении стены и потолки имеют дефекты окраски, плитка местами отсутствует, в камерах ШИЗО, ПКТ в нарушение п. 16.15 СП 1702 Минюста России стены и потолки в подтеках, искусственная освещенность не соответствует требованиям, умывальная раковина находится в неудовлетворительном состоянии.
Как следует из представления от 07.08.2018 за № 17-02-2018 в нарушение СанПин 2.3.6.1079-01, в столовой для осужденных нарушена целостность покрытия пола в варочном и моечном цехе – сколы кафельных плиток, на стенах и потолке имеются черные пятна, нарушена целостность покрытия пола в обеденном зале – частично сколы кафельной плитки. В помещениях БПК нарушена целостность стен – штукатурка со сколами, также во всех жилых секциях отрядов в общежитиях для осужденных имеется нарушение п. 4.3 санитарно - эпидемиологических правил СП 3.1\3.2.3146-13.
Сведений о признании незаконными и отмене указанных представлений прокурора, об исполнении в полном объеме в период отбывания истцом наказания в ФКУ ИК-25, суду не представлены, в связи с чем, при рассмотрении настоящего дела суд принимает их в качестве допустимых и достоверных доказательств.
Также из пояснений представителя административных ответчиков следует и материалами дела установлено, что в период содержания Гузюка А.В. в ИК-25 с по 20 г.г. горячего водоснабжения не имелось, что не соответствует приказу Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 20.10.2017 № 1454, требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330.
Также, судом учитывается, что доказательств опровергающих доводы административного истца о нарушении условий содержания в исправительном учреждении за период с 2010 по 2012 г.г. в части нарушения норм жилой площади, предусмотренных ст. 99 УИК РФ, административным ответчиком не представлено в виду отсутствия журналов пофамильного учета и количественной проверки наличия осужденных, которые были уничтожены по истечении срока хранения.
Согласно ст. 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации.
В уголовно-исполнительной системе для медицинского обслуживания осужденных организуются лечебно-профилактические учреждения (больницы, специальные психиатрические и туберкулезные больницы) и медицинские части, а для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, - лечебные исправительные учреждения.
Администрация исправительных учреждений несет ответственность за выполнение установленных санитарно-гигиенических и противоэпидемических требований, обеспечивающих охрану здоровья осужденных.
Проанализировав приведенные выше нормы права, разъяснения Верховного Суда Российской Федерации, обстоятельства, оценив установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела и доказательства, в том числе представление прокурора, суд приходит к выводу, что имело место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации условий содержания лишенных свободы лиц в исправительном учреждении – ФКУ ИК-25 УФСИН России по РК, что с учетом режима места принудительного содержания выражается в бездействии ФКУ ИК-25 в полном обеспечении надлежащих условий содержания и ограничении прав административного истца на обеспечение надлежащих жилищно-бытовых, санитарно-гигиенических условий, в период его содержания.
В силу пункта 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25.12.2018 N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" при разрешении административных дел суды могут принимать во внимание обстоятельства, соразмерно восполняющие допущенные нарушения и улучшающие положение лишенных свободы лиц (например, незначительное отклонение от установленной законом площади помещения в расчете на одного человека может быть восполнено созданием условий для полезной деятельности вне помещений, в
частности для образования, спорта и досуга, труда, профессиональной деятельности).
В данном случае факт нахождения в ФКУ ИК-25 в условиях, не соответствующих установленным нормам, сам по себе является достаточным подтверждением причинения им страданий или переживаний в степени, превышающей неизбежный уровень страданий, присущий лишению свободы.
Довод административных ответчиков о том, что административный истец не доказал ни одного обстоятельства, на которых основаны требования административных исков, является несостоятельным, так как не соответствует положениям ст. 226 КАС РФ, распределяющей бремя доказывания по административным делам.
В Постановлении от 12 мая 2010 года по делу «Косицын против Российской Федерации» Европейский Суд по правам человека напомнил, что независимо от причин переполненности камер государство-ответчик несет обязанность по организации своей пенитенциарной системы таким образом, чтобы обеспечить уважение достоинства заключенных, какие бы финансовые или материально- технические затруднения ни возникали.
В остальной части, с учетом изложенного выше, условия содержания Гузюка А.В., не являлись бесчеловечными и унижающими достоинство человека. Другие доводы административного истца, касающиеся ненадлежащих условий содержания в исправительном учреждении, являются безосновательными, ничем объективно не подтверждены, в том числе представлением прокурора, оспариваются административным ответчиком ФКУ ИК-25 и опровергаются представленными в дело доказательствами.
Доказательств, свидетельствующих об ухудшении состояния здоровья истца, в том числе об ухудшении ..., в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении, не имеется.
Исходя из положений п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ, суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права, свободы и законные интересы административного истца, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Указанная совокупность оснований, влекущая удовлетворение иска, по делу установлена.
Бездействие ФКУ ИК-25, выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Гузюка А.В. в исправительном учреждении, установленных законодательством Российской Федерации, является незаконным, нарушающим права административного истца, а требование административного иска в данной части подлежат удовлетворению.
При рассмотрении судом требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении интересы Российской Федерации представляет главный распорядитель средств федерального бюджета в соответствии с ведомственной принадлежностью органа (учреждения), обеспечивающего условия содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении (ч. 4 ст. 227.1 КАС РФ).
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель средств федерального бюджета отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств и согласно пункту 3 указанной статьи выступает в суде соответственно от имени Российской Федерации в качестве представителя ответчика по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту.
Согласно подп. 6 п. 7 Положения о Федеральной службе исполнения наказания, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, надлежащим административным ответчиком по выплате компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении является ФСИН России.
При вынесении решения по настоящему делу, судом учитываются разъяснения, изложенные в п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.05.2019 N 13 "О некоторых вопросах применения судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации, связанных с исполнением судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации", согласно которым при удовлетворении иска о возмещении вреда в порядке, предусмотренном статьей 1069 ГК РФ, в резолютивной части решения суд указывает на взыскание вреда с Российской Федерации в лице главного распорядителя бюджетных средств за счет казны Российской Федерации.
Принимая во внимание практику Европейского Суда по правам человека, требования Гузюка А.В., фактические обстоятельства настоящего дела, наличие ненадлежащих условий содержания в ФКУ ИК-25 и обстоятельств, частично восполняющих допущенные нарушения и улучшающие положение истца, характер и степень нарушения норм и правил содержания, продолжительность нарушения прав истца (более 10 лет) и значимость последствий для него, отсутствие доказательств каких-либо вредных последствий у истца из-за нахождения в исправительном учреждении, а также требования разумности и справедливости, суд считает, что требуемая административным истцом сумма компенсации за ненадлежащие условия содержания является чрезмерной, необоснованной и не отвечающей последствиям допущенных нарушений, и определяет размер компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении равным: 250 000 рублей, подлежащей взысканию с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации. Указанные размеры компенсации являются вполне обоснованными, пропорциональными, отвечающими принципам разумности и справедливости.
При этом суд, учитывая принципы разумности и справедливости, исходит из того, что соблюдение предусмотренных законом требований разумности и справедливости должно обеспечить баланс частных и публичных интересов с тем, чтобы выплата денежной компенсации в связи с ненадлежащими условиями содержания в исправительном учреждении одним категориям граждан не нарушала бы права других категорий граждан, учитывая, что казна Российской Федерации формируется в соответствии с законодательством за счет налогов, сборов и платежей, взимаемых с граждан и юридических лиц, которые распределяются и направляются как на возмещение вреда, причиненного государственными органами, так и на осуществление социальных и других значимых для общества программ, для оказания социальной поддержки гражданам, на реализацию прав льготных категорий граждан.
В связи с тем, что по настоящему административному делу совокупности таких правовых условий, позволяющих принять решение об удовлетворении заявленных требований в полном объеме, не установлено, суд полагает, что в остальной части требования о признании незаконными действий ФКУ ИК-25, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в большем размере, удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь ст. ст. 138, 175 - 180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
Административные исковые требования Гузюка Артема Владимировича к Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний, УФСИН по РК о признании действий (бездействий) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении – удовлетворить частично.
Признать незаконным бездействие Федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», выразившееся в частичном не обеспечении надлежащих условий содержания Гузюка Артема Владимировича в Федеральном казенном учреждении «Исправительная колония № 25 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республики Коми», установленных законодательством Российской Федерации.
Взыскать с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет средств казны Российской Федерации в пользу Гузюка Артема Владимировича в счет компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении 250 000 ( двести пятьдесят тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части административных исковых требований Гузюка Артема Владимировича – отказать.
Решение суда в части удовлетворения требования о присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении подлежит немедленному исполнению в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.
Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Верховный суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд в течение одного месяца.
Мотивированное решение составлено 21.12.2021.
Судья И.В. Новикова