Решение по делу № 33-748/2023 от 11.01.2023

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-748/2023

Судья Иванова Т.В.

Дело № 2-920/2022

УИД 21RS0025-01-2021-006833-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Агеева О.В.,

при секретаре Андреевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Николаевой Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решений незаконными, возложении обязанности по включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Николаевой Н.А. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Николаева Н.А. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ОПФР по Чувашской Республике) о признании незаконными и отмене решений пенсионного органа от 25.10.2021 и от 23.05.2022, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:

- с 01.08.1987 по 15.10.1990 в должности медицинской сестры-анестезиста анестезиолого-реанимационной бригады в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев);

- с 01.11.1990 по 16.06.1995 в должности медицинской сестры в отделе автоматизированной компьютерной рефлексотерапии в Республиканском центре акупунктуры и традиционной медицины календарно;

- с 01.02.2015 по 13.10.2021 в должности медицинской сестры лечебно- диагностического отделения с дневным стационаром в ООО «Медик» и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик» календарно;

- с 01.06.1996 по 17.09.1996, с 21.09.1996 по 08.09.1998, с 11.09.1998 по 14.03.1999, с 01.07.2000 по 23.10.2000, с 04.11.2000 по 30.11.2000, с 02.12.2000 по 04.11.2001, с 06.11.2001 по 11.03.2004 в качестве медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере (ныне - БУ ЧР «Республиканская клиническая больница») - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев);

признании датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 27.09.2021.

Исковые требования мотивированы тем, что решением ОПФР по Чувашской Республике от 25.10.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При подсчете специального стажа не учтены указанные выше периоды. Фактическая продолжительность специального стажа истца определена 14 лет 8 месяцев 11 дней. Решением ОПФР по Чувашской Республике от 23.05.2022 внесены изменения в решение от 25.10.2021 № 408/8, фактическая продолжительность специального стажа истца определена – 10 лет 8 месяцев 10 дней. С указанными решениями ответчика истец не согласна, считает, что спорные периоды неправомерно не учтены при подсчете специального стажа, поскольку в оспариваемые периоды она осуществляла медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Николаева Н.А., ее представитель Яхваров С.Г., извещенные надлежащим образом не явились, представили заявление о рассмотрении дела без их участия. Ранее в судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Ответчик ОПФР по Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в возражении на иск исковые требования не признал.

Третьи лица - Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова», БУ «Первая Чебоксарская городская больница им. П.Н. Осипова», БУ «Республиканская клиническая больница», ООО «Медик», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. ООО «Медик» представило отзыв, в котором просил исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы истца в ООО «Медик» удовлетворить.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2022 года постановлено:

«Признать незаконным и отменить решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии от 25.10.2021 г. и от 23.05.2022 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы.

Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии (ОГРН <данные изъяты>) включить Николаевой Н.А. (СНИЛС <данные изъяты>) в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды:

- с 01.08.1987 г. по 15.10.1990 г. в должности медицинской сестры - анестезиста анестезиолого- реанимационной бригады в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев),

-с 01.11.1990г. по 16.06.1995г. в должности медицинской сестры в отделе автоматизированной компьютерной рефлексотерапии в Республиканском центре акупунктуры и традиционной медицины - в календарном исчислении.

В удовлетворении иска Николаевой Н.А. в части включения в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов:

- с 01.02.2015 г. по 13.10.2021 г. в должности медицинской сестры лечебно- диагностического отделения с дневным стационаром в ООО «Медик» и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик» - календарно,

- с 01.06.1996 г. по 17.09.1996 г., с 21.09.1996 г. по 08.09.1998 г., с 11.09.1998 г. по 14.03.1999 г., с 01.07.2000 г. по 23.10.2000 г., с 04.11.2000 г. по 30.11.2000 г., с 02.12.2000г. по 04.11.2001 г., с 06.11.2001 г. по 11.03.2004 г. в качестве медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере (ныне - БУ ЧР «Республиканская клиническая больница») - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев),

а также признании датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.09.2021 г., отказать».

С указанным решением суда не согласилась истец Николаева Н.А., которой подана апелляционная жалоба на предмет его отмены в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное страховой пенсии, признании датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.09.2021. Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ООО «Медик». Приводит доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности в учреждениях, организациях. В Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций) осуществляющих медицинскую деятельность. В силу положений Федерального закона от 21.11.2021 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям приравниваются даже индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Отмечает, что в Номенклатуре должностей медицинских работников нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности. Относительно периодов работы в должности медицинской сестры эндоскопического отдела и клинического отдела в Республиканском диагностическом диспансере указывает, что ее работа в спорный период фактически протекала в хирургическом подразделении, а сама истец фактически исполняла функции операционной медсестры, которая по своему характеру и специфике соответствовала уровню сложности и напряженности той, которая, по мнению законодателя, должна исчисляться в льготном порядке. Из представленных журналов учета операций (эндоскопическое отделение) следует, что истец принимала участие в эндоскопических операциях в отношении пациентов, находящихся на лечении в стационарном отделении лечебного учреждения. Полагает, что неполное соответствие наименование должностей, в которых работала истец наименованиям, предусмотренным законодателем, не должно отрицательно влиять на реализацию гражданином своих пенсионных прав.

Определением от 12 января 2023 года произведена процессуальная замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Николаеву Н.А., представителя ООО «Медик» Иващенко Я.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОПФР по Чувашской Республике Тамбову А.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону).

На основании с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, действующего на момент рассмотрения дела, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ОПФР по Чувашской Республике от 25.10.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа на день обращения за пенсией. При подсчете специального стажа не учтены указанные выше периоды. Фактическая продолжительность специального стажа истца определена 14 лет 8 месяцев 11 дней, при требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет.

Решением ОПФР по Чувашской Республике от 23.05.2022 внесены изменения в решение от 25.10.2021 , пункты 5 и 6 «Периоды, не подлежащие включению в специальный стаж» изложены в следующей редакции:

-с 01.02.2015 по 31.12.2020 - работа в ООО «Медик», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком. Работодатель индивидуальными сведениями не подтверждает выполнение лечебной деятельности;

-с 01.01.2021 по 13.10.2021 – работа в ООО «Медик», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком. На индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные нормами Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» (подлежит представлению работодателем).

Фактическая продолжительность специального стажа истца определена – 10 лет 8 месяцев 10 дней, при требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 01.08.1987 по 15.10.1990 в должности медицинской сестры- анестезиста анестезиолого- реанимационной бригады в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев) и с 01.11.1990 по 16.06.1995 в должности медицинской сестры в отделе автоматизированной компьютерной рефлексотерапии в Республиканском центре акупунктуры и традиционной медицины в календарном исчислении.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и не проверяется судебной коллегией в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.02.2015 по 13.10.2021 в должности медицинской сестры лечебно-диагностического отделения с дневным стационаром в ООО «Медик» и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик», суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицам, осуществляющим работу в учреждениях здравоохранения, к которым ООО «Медик» не относится.

Кроме того суд отказал в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.06.1996 по 17.09.1996, с 21.09.1996 по 08.09.1998, с 11.09.1998 по 14.03.1999, с 01.07.2000 по 23.10.2000, с 04.11.2000 по 30.11.2000, с 02.12.2000 по 04.11.2001, с 06.11.2001 по 11.03.2004 в качестве медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере, исходя из того, что обязательным условием для применения льготного порядка исчисления стажа работы в отношении истца должна являться работа в структурном подразделении учреждения здравоохранения, предусмотренном пунктом 1, и в должности, предусмотренной пунктом 1 указанного Перечня, а именно, в качестве операционной медицинской сестры, а также старшей операционной медицинской сестры в отделении хирургического профиля стационаров, в том числе, в эндоскопическом отделении. Занимавшая истцом должность медицинской сестры не предусмотрена Перечнем, ее тождественность с должностями операционной медицинской сестры, старшей операционной медицинской сестры не установлена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом «н» пункта 1, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ и исчислении периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила 2002 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, включая медицинских сестер, в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе "Наименование учреждений".

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно разъяснениям, данным в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 1920-О).

Из материалов дела следует, что Николаева Н.А. с 01.02.2015 по 13.10.2021 работала в должности медицинской сестры лечебно-диагностического отделения с дневным стационаром и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик» на полную ставку.

Из устава ООО «Медик», следует, что Общество создано в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности. Общество осуществляет следующие виды деятельности: деятельность лечебных учреждений, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных; врачебная практика, стоматологическая практика, прочая деятельность по охране здоровья, деятельность медицинских лабораторий, аренда медицинской техники, прокат предметов медицинского и санитарного обслуживания, прочие виды страхования, дополнительное медицинское страхование. Общество осуществляет все виды хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащих предмету и основным задачам деятельности Общества.

Таким образом, основной целью деятельности ООО «Медик» является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждениям. Общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии по старости периодов ее работы в должности медицинской сестры лечебно-диагностического отделения с дневным стационаром и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром, поскольку ООО «Медик» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы об обратном, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.

Относительно периодов работы истца с 01.06.1996 по 17.09.1996, с 21.09.1996 по 08.09.1998, с 11.09.1998 по 14.03.1999, с 01.07.2000 по 23.10.2000, с 04.11.2000 по 30.11.2000, с 02.12.2000 по 04.11.2001, с 06.11.2001 по 11.03.2004 в должности медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере, судебная коллегия отмечает следующее.

До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".

Действующим с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусмотрено:

- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического профиля стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";

в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры".

Соответственно для включения периода работы истицы с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев необходимо, чтобы в указанный период она работала либо в отделении хирургического профиля стационара в должности операционной медицинской сестры, либо в отделении реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры.

Действующим с 13 ноября 2002 года по настоящее время Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено:

- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического профиля стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";

- в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты".

Как следует из материалов дела, истец в спорный период операционной медицинской сестрой не работала, как не работала и в палате реанимации и интенсивной терапии, в связи с чем судом верно не применен льготный период исчисления специального стажа 1 год как 1 год 6 месяцев к периоду работы истца после 01.11.1999 г., поскольку наименование должности медсестры не предусматривает льготный порядок исчисления стажа в указанном отделении.

Что касается периодов работы истца с 01.06.1996 по 01.11.1999 г., то они также правомерно включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении, а требования в данной части обоснованно оставлены судом без удовлетворения, по следующим основаниям.

Так, эндоскопическое отделение в соответствии с Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 года N 28, является отделением хирургического профиля.

Как следует из материалов гражданского дела, истец работу в стационарном отделении хирургического профиля в спорные периоды не осуществляла, поскольку эндоскопический отдел и клинический отдел эндоскопии Республиканского диагностического диспансера не входят в перечень отделений хирургического профиля и работа в данных отделах не может быть отнесена к работе, связанной с выполнением истцом обязанностей операционной медицинской сестры.

Доводы жалобы о том, что истец фактически исполняла функции операционной медицинской сестры, принимала участие в эндоскопических операциях в отношении пациентов, находящихся, в том числе, в стационарном отделении лечебного учреждения, не могут быть приняты во внимание, поскольку участие Николаевой Н.А. в разовых эндоскопических операциях не может свидетельствовать о том, что она работала полный рабочий день в качестве операционной медицинской сестры, что является необходимым условием для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении.

Документов, подтверждающих, что истец участвовала при проведении операций в спорный период более 80% ее рабочего времени, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в материалы дела не представлено.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Николаевой Н.А. в спорный период предоставлялись Республиканским диагностическим диспансером только с кодом лечебной деятельности, без указания его льготного исчисления.

Установив, что с учетом включенных судом периодов работы Николаева Н.А. по состоянию на дату обращения необходимый специальный, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не выработала, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о признании права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.09.2021.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаевой Н.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

О.В. Агеев

Докладчик Александрова А.В.

Апелляционное дело № 33-748/2023

Судья Иванова Т.В.

Дело № 2-920/2022

УИД 21RS0025-01-2021-006833-43

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

6 февраля 2023 года г. Чебоксары

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Чувашской Республики в составе:

председательствующего Нестеровой Л.В.,

судей Александровой А.В., Агеева О.В.,

при секретаре Андреевой О.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Верховного Суда Чувашской Республики гражданское дело по исковому заявлению Николаевой Н.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии о признании решений незаконными, возложении обязанности по включении периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочное назначение пенсии по старости, поступившее по апелляционной жалобе Николаевой Н.А. на решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2022 года.

Заслушав доклад судьи Александровой А.В., судебная коллегия

установила:

Николаева Н.А. обратилась в суд с иском с учетом уточнений к Государственному учреждению – Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии (далее - ОПФР по Чувашской Республике) о признании незаконными и отмене решений пенсионного органа от 25.10.2021 и от 23.05.2022, обязании включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», периоды работы:

- с 01.08.1987 по 15.10.1990 в должности медицинской сестры-анестезиста анестезиолого-реанимационной бригады в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев);

- с 01.11.1990 по 16.06.1995 в должности медицинской сестры в отделе автоматизированной компьютерной рефлексотерапии в Республиканском центре акупунктуры и традиционной медицины календарно;

- с 01.02.2015 по 13.10.2021 в должности медицинской сестры лечебно- диагностического отделения с дневным стационаром в ООО «Медик» и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик» календарно;

- с 01.06.1996 по 17.09.1996, с 21.09.1996 по 08.09.1998, с 11.09.1998 по 14.03.1999, с 01.07.2000 по 23.10.2000, с 04.11.2000 по 30.11.2000, с 02.12.2000 по 04.11.2001, с 06.11.2001 по 11.03.2004 в качестве медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере (ныне - БУ ЧР «Республиканская клиническая больница») - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев);

признании датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» - 27.09.2021.

Исковые требования мотивированы тем, что решением ОПФР по Чувашской Республике от 25.10.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». При подсчете специального стажа не учтены указанные выше периоды. Фактическая продолжительность специального стажа истца определена 14 лет 8 месяцев 11 дней. Решением ОПФР по Чувашской Республике от 23.05.2022 внесены изменения в решение от 25.10.2021 № 408/8, фактическая продолжительность специального стажа истца определена – 10 лет 8 месяцев 10 дней. С указанными решениями ответчика истец не согласна, считает, что спорные периоды неправомерно не учтены при подсчете специального стажа, поскольку в оспариваемые периоды она осуществляла медицинскую деятельность в учреждениях здравоохранения.

В судебное заседание суда первой инстанции истец Николаева Н.А., ее представитель Яхваров С.Г., извещенные надлежащим образом не явились, представили заявление о рассмотрении дела без их участия. Ранее в судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.

Ответчик ОПФР по Чувашской Республике, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя, в возражении на иск исковые требования не признал.

Третьи лица - Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» им. академика С.Н. Федорова», БУ «Первая Чебоксарская городская больница им. П.Н. Осипова», БУ «Республиканская клиническая больница», ООО «Медик», извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились. ООО «Медик» представило отзыв, в котором просил исковые требования в части включения в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, периода работы истца в ООО «Медик» удовлетворить.

Решением Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2022 года постановлено:

«Признать незаконным и отменить решения ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Чебоксары Чувашской Республики-Чувашии от 25.10.2021 г. и от 23.05.2022 г. в части не включения в специальный стаж периодов работы.

Обязать ГУ-Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике–Чувашии (ОГРН <данные изъяты>) включить Николаевой Н.А. (СНИЛС <данные изъяты>) в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периоды:

- с 01.08.1987 г. по 15.10.1990 г. в должности медицинской сестры - анестезиста анестезиолого- реанимационной бригады в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев),

-с 01.11.1990г. по 16.06.1995г. в должности медицинской сестры в отделе автоматизированной компьютерной рефлексотерапии в Республиканском центре акупунктуры и традиционной медицины - в календарном исчислении.

В удовлетворении иска Николаевой Н.А. в части включения в специальный стаж, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. №400-ФЗ «О страховых пенсиях» периодов:

- с 01.02.2015 г. по 13.10.2021 г. в должности медицинской сестры лечебно- диагностического отделения с дневным стационаром в ООО «Медик» и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик» - календарно,

- с 01.06.1996 г. по 17.09.1996 г., с 21.09.1996 г. по 08.09.1998 г., с 11.09.1998 г. по 14.03.1999 г., с 01.07.2000 г. по 23.10.2000 г., с 04.11.2000 г. по 30.11.2000 г., с 02.12.2000г. по 04.11.2001 г., с 06.11.2001 г. по 11.03.2004 г. в качестве медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере (ныне - БУ ЧР «Республиканская клиническая больница») - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев),

а также признании датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.09.2021 г., отказать».

С указанным решением суда не согласилась истец Николаева Н.А., которой подана апелляционная жалоба на предмет его отмены в части отказа во включении в специальный стаж периодов работы, дающих право на досрочное страховой пенсии, признании датой возникновения права на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.09.2021. Автор жалобы выражает несогласие с выводами суда об отсутствии правовых оснований для включения в специальный стаж периодов работы в должности медицинской сестры в ООО «Медик». Приводит доводы о том, что действующее законодательство не предусматривает различий в пенсионном обеспечении лиц, осуществляющих лечебную или иную деятельность по охране здоровья в государственных, муниципальных и иной формы собственности в учреждениях, организациях. В Федеральном законе № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и Списках не содержится указания на форму собственности учреждений (организаций) осуществляющих медицинскую деятельность. В силу положений Федерального закона от 21.11.2021 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к медицинским организациям приравниваются даже индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность. Отмечает, что в Номенклатуре должностей медицинских работников нет разделения на должности в государственных и муниципальных заведениях и на должности в учреждениях частной формы собственности. Относительно периодов работы в должности медицинской сестры эндоскопического отдела и клинического отдела в Республиканском диагностическом диспансере указывает, что ее работа в спорный период фактически протекала в хирургическом подразделении, а сама истец фактически исполняла функции операционной медсестры, которая по своему характеру и специфике соответствовала уровню сложности и напряженности той, которая, по мнению законодателя, должна исчисляться в льготном порядке. Из представленных журналов учета операций (эндоскопическое отделение) следует, что истец принимала участие в эндоскопических операциях в отношении пациентов, находящихся на лечении в стационарном отделении лечебного учреждения. Полагает, что неполное соответствие наименование должностей, в которых работала истец наименованиям, предусмотренным законодателем, не должно отрицательно влиять на реализацию гражданином своих пенсионных прав.

Определением от 12 января 2023 года произведена процессуальная замена ответчика Государственного учреждения – Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Чувашской Республике-Чувашии.

Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность постановленного по делу судебного решения в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) в пределах доводов апелляционной жалобы, выслушав истца Николаеву Н.А., представителя ООО «Медик» Иващенко Я.А., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика ОПФР по Чувашской Республике Тамбову А.В., возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, придя к выводу о возможности рассмотрения дела без участия иных лиц, участвующих в деле, надлежащим образом извещенных о времени и месте рассмотрения дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к Федеральному закону).

На основании с п. 20 ч.1 ст.30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, действующего на момент рассмотрения дела, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, решением ОПФР по Чувашской Республике от 25.10.2021 истцу отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с отсутствием требуемой продолжительности специального стажа на день обращения за пенсией. При подсчете специального стажа не учтены указанные выше периоды. Фактическая продолжительность специального стажа истца определена 14 лет 8 месяцев 11 дней, при требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет.

Решением ОПФР по Чувашской Республике от 23.05.2022 внесены изменения в решение от 25.10.2021 , пункты 5 и 6 «Периоды, не подлежащие включению в специальный стаж» изложены в следующей редакции:

-с 01.02.2015 по 31.12.2020 - работа в ООО «Медик», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком. Работодатель индивидуальными сведениями не подтверждает выполнение лечебной деятельности;

-с 01.01.2021 по 13.10.2021 – работа в ООО «Медик», поскольку наименование учреждения не предусмотрено Списком. На индивидуальном лицевом счете отсутствуют сведения индивидуального (персонифицированного) учета, предусмотренные нормами Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе пенсионного страхования» (подлежит представлению работодателем).

Фактическая продолжительность специального стажа истца определена – 10 лет 8 месяцев 10 дней, при требуемой продолжительности специального стажа - 30 лет.

Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии правовых оснований для включения в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», периодов работы с 01.08.1987 по 15.10.1990 в должности медицинской сестры- анестезиста анестезиолого- реанимационной бригады в Чебоксарском филиале ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» имени академика С.Н. Федорова» - в льготном порядке (1 год работы за 1 год и шесть месяцев) и с 01.11.1990 по 16.06.1995 в должности медицинской сестры в отделе автоматизированной компьютерной рефлексотерапии в Республиканском центре акупунктуры и традиционной медицины в календарном исчислении.

В указанной части решение суда сторонами не обжалуется и не проверяется судебной коллегией в силу ч.2 ст.327.1 ГПК РФ.

Отказывая в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.02.2015 по 13.10.2021 в должности медицинской сестры лечебно-диагностического отделения с дневным стационаром в ООО «Медик» и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик», суд первой инстанции исходил из того, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности предоставляется лицам, осуществляющим работу в учреждениях здравоохранения, к которым ООО «Медик» не относится.

Кроме того суд отказал в удовлетворении исковых требований о включении в специальный стаж истца периодов работы с 01.06.1996 по 17.09.1996, с 21.09.1996 по 08.09.1998, с 11.09.1998 по 14.03.1999, с 01.07.2000 по 23.10.2000, с 04.11.2000 по 30.11.2000, с 02.12.2000 по 04.11.2001, с 06.11.2001 по 11.03.2004 в качестве медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере, исходя из того, что обязательным условием для применения льготного порядка исчисления стажа работы в отношении истца должна являться работа в структурном подразделении учреждения здравоохранения, предусмотренном пунктом 1, и в должности, предусмотренной пунктом 1 указанного Перечня, а именно, в качестве операционной медицинской сестры, а также старшей операционной медицинской сестры в отделении хирургического профиля стационаров, в том числе, в эндоскопическом отделении. Занимавшая истцом должность медицинской сестры не предусмотрена Перечнем, ее тождественность с должностями операционной медицинской сестры, старшей операционной медицинской сестры не установлена.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела.

В целях реализации положений ст. ст. 30 и 31 Федерального закона Российской Федерации «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение".

Подпунктом «н» пункта 1, пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 № 665 установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ и исчислении периодов работы в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Список 2002 года) и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (Правила 2002 года), утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 № 781.

В соответствии с разделом "Наименование должностей" Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, право на досрочную трудовую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, включая медицинских сестер, в учреждениях, перечисленных в указанном списке в разделе "Наименование учреждений".

В соответствии с п. 3 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном названными Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

Согласно разъяснениям, данным в п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 11.12.2012 N 30 "О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии", при разрешении споров, возникших в связи с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую или лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, периодов работы в организациях, не относящихся по своей организационно-правовой форме к учреждениям, судам следует иметь в виду, что в силу пп. 19 и 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона N 173-ФЗ право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с педагогической и лечебной деятельностью предоставляется исключительно работникам учреждений.

Федеральный законодатель, закрепляя право лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, учитывает не только специфику их профессиональной деятельности, но и особенности функционирования учреждений здравоохранения, организация труда в которых предполагает соблюдение специальных условий и выполнение определенной нагрузки, что само по себе не может рассматриваться как ограничение прав граждан на пенсионное обеспечение (Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 29.09.2015 N 1920-О).

Из материалов дела следует, что Николаева Н.А. с 01.02.2015 по 13.10.2021 работала в должности медицинской сестры лечебно-диагностического отделения с дневным стационаром и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром в ООО «Медик» на полную ставку.

Из устава ООО «Медик», следует, что Общество создано в целях получения прибыли от его предпринимательской деятельности. Общество осуществляет следующие виды деятельности: деятельность лечебных учреждений, деятельность больничных учреждений широкого профиля и специализированных; врачебная практика, стоматологическая практика, прочая деятельность по охране здоровья, деятельность медицинских лабораторий, аренда медицинской техники, прокат предметов медицинского и санитарного обслуживания, прочие виды страхования, дополнительное медицинское страхование. Общество осуществляет все виды хозяйственной и коммерческой деятельности, не запрещенных действующим законодательством и не противоречащих предмету и основным задачам деятельности Общества.

Таким образом, основной целью деятельности ООО «Медик» является извлечение прибыли, в связи с чем в силу пункта 1 статьи 50 Гражданского кодекса Российской Федерации названная организация является коммерческой и, следовательно, не может быть отнесена к учреждениям. Общество с ограниченной ответственностью и учреждение имеют разную юридическую природу и создаются для осуществления различных целей.

Исходя из приведенного выше правового регулирования отношений, связанных с включением в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, и установленных по делу обстоятельств, у суда отсутствовали предусмотренные законом основания для включения в специальный стаж истца для досрочного назначения пенсии по старости периодов ее работы в должности медицинской сестры лечебно-диагностического отделения с дневным стационаром и медицинской сестры эндоскопического кабинета отделения инвазивных технологий с дневным стационаром, поскольку ООО «Медик» по своей организационно-правовой форме является коммерческой организацией, созданной для целей извлечения прибыли, и не может быть отнесено к учреждениям здравоохранения, поименованным в пункте 2 раздела "Наименование учреждений" Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 781, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона Российской Федерации от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях».

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истца в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Доводы апелляционной жалобы об обратном, основаны на ошибочном толковании норм материального права, поскольку законодатель связывает право на досрочную страховую пенсию медицинским работникам с такой организационно-правовой формой юридического лица как учреждение (государственное, муниципальное, частное), у истца, работавшей в спорные периоды в организации, имеющей иную организационно-правовую форму, не возникло права на включение рассматриваемых спорных периодов работы в специальный стаж.

Относительно периодов работы истца с 01.06.1996 по 17.09.1996, с 21.09.1996 по 08.09.1998, с 11.09.1998 по 14.03.1999, с 01.07.2000 по 23.10.2000, с 04.11.2000 по 30.11.2000, с 02.12.2000 по 04.11.2001, с 06.11.2001 по 11.03.2004 в должности медсестры эндоскопического отдела, медицинской сестры клинического отдела эндоскопии в Республиканском диагностическом диспансере, судебная коллегия отмечает следующее.

До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".

Действующим с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года Перечнем структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусмотрено:

- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического профиля стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";

в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры".

Соответственно для включения периода работы истицы с 1 ноября 1999 года по 12 ноября 2002 года в специальный лечебный стаж в льготном порядке как один год за один год и шесть месяцев необходимо, чтобы в указанный период она работала либо в отделении хирургического профиля стационара в должности операционной медицинской сестры, либо в отделении реанимации и интенсивной терапии в должности медицинской сестры.

Действующим с 13 ноября 2002 года по настоящее время Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781, предусмотрено:

- в пункте 1 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения хирургического профиля стационаров", в разделе "Наименование должностей" - должность "операционные медицинские сестры";

- в пункте 2 раздела "Наименование структурных подразделений" - "отделения реанимации и интенсивной терапии", в разделе "наименование должностей" - должность "медицинские сестры палатные, медицинские сестры-анестезисты".

Как следует из материалов дела, истец в спорный период операционной медицинской сестрой не работала, как не работала и в палате реанимации и интенсивной терапии, в связи с чем судом верно не применен льготный период исчисления специального стажа 1 год как 1 год 6 месяцев к периоду работы истца после 01.11.1999 г., поскольку наименование должности медсестры не предусматривает льготный порядок исчисления стажа в указанном отделении.

Что касается периодов работы истца с 01.06.1996 по 01.11.1999 г., то они также правомерно включены ответчиком в специальный стаж в календарном исчислении, а требования в данной части обоснованно оставлены судом без удовлетворения, по следующим основаниям.

Так, эндоскопическое отделение в соответствии с Перечнем хирургических подразделений стационаров лечебно-профилактических учреждений, утвержденным приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 29 января 1999 года N 28, является отделением хирургического профиля.

Как следует из материалов гражданского дела, истец работу в стационарном отделении хирургического профиля в спорные периоды не осуществляла, поскольку эндоскопический отдел и клинический отдел эндоскопии Республиканского диагностического диспансера не входят в перечень отделений хирургического профиля и работа в данных отделах не может быть отнесена к работе, связанной с выполнением истцом обязанностей операционной медицинской сестры.

Доводы жалобы о том, что истец фактически исполняла функции операционной медицинской сестры, принимала участие в эндоскопических операциях в отношении пациентов, находящихся, в том числе, в стационарном отделении лечебного учреждения, не могут быть приняты во внимание, поскольку участие Николаевой Н.А. в разовых эндоскопических операциях не может свидетельствовать о том, что она работала полный рабочий день в качестве операционной медицинской сестры, что является необходимым условием для включения спорных периодов в специальный стаж в льготном исчислении.

Документов, подтверждающих, что истец участвовала при проведении операций в спорный период более 80% ее рабочего времени, как это предусмотрено Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 N 516, в материалы дела не представлено.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Николаевой Н.А. в спорный период предоставлялись Республиканским диагностическим диспансером только с кодом лечебной деятельности, без указания его льготного исчисления.

Установив, что с учетом включенных судом периодов работы Николаева Н.А. по состоянию на дату обращения необходимый специальный, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с п.20 ч.1 ст.30 Федерального закона «О страховых пенсиях» не выработала, суд первой инстанции правомерно отказал в удовлетворении требования о признании права истца на досрочное назначение страховой пенсии по старости с 27.09.2021.

Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции при разрешении спора правильно определил и установил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал всестороннюю, полную и объективную оценку доказательствам по делу в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, применил нормы материального права, подлежащие применению к спорным правоотношениям, нарушений норм процессуального права судом первой инстанции не допущено.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Московского районного суда г.Чебоксары Чувашской Республики от 21 ноября 2022 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Николаевой Н.А. – без удовлетворения.

Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) через суд первой инстанции в течение трех месяцев.

Председательствующий Л.В. Нестерова

Судьи: А.В. Александрова

О.В. Агеев

33-748/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Николаева Нина Александровна
Ответчики
Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по ЧР
Другие
БУ «Первая Чебоксарская городская больница им. П.Н. Осипова
ООО «Медик»
Чебоксарский филиал ФГАУ «НМИЦ «МНТК «Микрохирургия глаза» Федорова»
БУ ЧР «Республиканская клиническая больница»
Суд
Верховный Суд Чувашской Республики - Чувашии
Судья
Александрова А. В.
Дело на странице суда
vs.chv.sudrf.ru
11.01.2023Передача дела судье
06.02.2023Судебное заседание
10.02.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.02.2023Передано в экспедицию
06.02.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее