Дело № Председательствующий – судья ФИО2
УИД 32RS0027-01-2021-003318-22
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-2002/2022
г. Брянск 26 июля 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Сокова А.В.
судей областного суда Фроловой И.М., Ильюхиной О.Г.,
при секретаре ФИО3,
с участием прокурора ФИО4,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе истца ФИО1, апелляционному представлению заместителя прокурора <адрес> ФИО5 на решение Советского районного суда <адрес> ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу по исковому заявлению ФИО1 к Юго-Западному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о восстановлении на работе.
Заслушав доклад судьи Фроловой И.М., объяснения ФИО1, его представителя ФИО25, представителя ответчика Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6, заключение прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО4, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратился в суд с иском к Юго-Западному межрайонному управлению государственного автодорожного надзора ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН УФО) о восстановлении на работе, в обоснование которого указал, что приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ, он был назначен на должность государственной гражданской службы государственного инспектора в отдел контроля международных автомобильных перевозок Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по <адрес> ФСНСТ).
Приказом Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по <адрес> ФСНСТ) №-К от ДД.ММ.ГГГГ, ему был присвоен классный чин - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса. Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №-К от ДД.ММ.ГГГГ, он был переведён и назначен на должность государственной гражданской службы государственного инспектора отдела транспортного контроля. Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №-К от ДД.ММ.ГГГГ ему был присвоен классный чин - референт государственной Гражданской службы Российской Федерации 2-го класса.
Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №-К от ДД.ММ.ГГГГ ему был присвоен классный чин - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 -го класса.
Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) № от ДД.ММ.ГГГГ, за многолетний и добросовестный труд в системе контроля и надзора транспортно-дорожного комплекса брянской области, он был награждён Почётной грамотой.
ДД.ММ.ГГГГ, за подписью начальника управления Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), ему было вручено уведомление о сокращении замещавшей им должности государственной гражданской службы государственного инспектора отдела транспортного контроля Юго-Западного МУГАДН ЦФО (<адрес>), а уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ ему были предложены вакансии главного специалиста-эксперта (отдел контроля и надзора за обращением лекарственных средств и медицинских изделий) Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес>, вакансии главного специалиста-эксперта (финансово-экономический отдел) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, и главного специалиста-эксперта (отдел организационно-контрольной работы, информатизации и обеспечения информационной безопасности) Территориального отдела Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
От выше предложенных вакансий он отказался, поскольку эти вакансии не подходили его образованию (специальности, квалификации) и опыту работы.
ДД.ММ.ГГГГ, посредством другого уведомления за подписью начальника управления Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), ему была предложена для замещения должность государственной гражданской службы государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по <адрес> Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на что он выразил своё согласие, но с предоставлением жилья, командировочных и транспортных расходов, однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, также за подписью начальника управления Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в Сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), ему было сообщено о том, что жильё, командировочные и транспортные расходы Юго-Западное МУГАДН ЦФО не предоставляет.
Приказом №-к «О расторжении служебного контракта с работником и увольнении» от ДД.ММ.ГГГГ Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), он был уволен ДД.ММ.ГГГГ.
Полагал, что его увольнение, в связи с сокращением замещавшей им должности государственной гражданской службы государственного инспектора отдела транспортного контроля Юго-Западного МУГАДН ЦФО (<адрес>) является незаконным и необоснованным, что привело к нарушению ответчиком его трудовых прав. Нарушение выражено в том, что при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией, данные обстоятельства не были учтены работодателем.
Просил суд восстановить его в прежней должности государственного инспектора отдела транспортного контроля государственной гражданской службы Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора ЦФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>).
Решением Советского районного суда г. Брянска 23 декабря 2021 г. в удовлетворении исковых требований ФИО1 к Юго-Западному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о восстановлении на работе отказано.
В апелляционной жалобе истец ФИО1 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права, с неверным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.
В апелляционном представлении заместителя прокурора <адрес> ФИО5 просит решение суда отменить как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование своих доводов указывает, что при увольнении вопрос наличия преимущественного права у ФИО1 перед другими сотрудниками не обсуждался, кроме того из представленных доказательств, можно сделать вывод о том, что истец имел преимущественно право на оставление в данной должности.
Начальник Юго-Западного МУГАДН УФО ФИО7 в своих возражениях на апелляционную жалобу и апелляционное представление просит решение суда оставить без изменения, а апелляционную жалобу без удовлетворения.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы в порядке ст.327.1 ГПК РФ, представление прокурора, заслушав объяснения ФИО1, его представителя ФИО25, прокурора гражданско-судебного отдела прокуратуры <адрес> ФИО4, поддержавших доводы апелляционной жалобы и представления, представителя ответчика Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта ФИО6, возражавшего против удовлетворения жалобы и представления, судебная коллегия приходит к следующему.
Разрешая спор по существу и отказывая ФИО1 в удовлетворении заявленных исковых требований о признании незаконным и отмене приказа об увольнении, восстановлении на государственной службе, взыскании морального вреда, суд первой инстанции, оценив представленные в дело доказательства, руководствовался положениями ст. 31, п. 8.2 ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации", ст.179 Трудового кодекса Российской Федерации, и исходил из того, процедура увольняемого не нарушена, в связи с чем у ответчика имелись предусмотренные законом основания для увольнения истца по пункту 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.04.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"; предусмотренный законом порядок увольнения, в том числе в части предложения истцу вакантных должностей, был соблюден; наличие у истца, имеющего по сравнению с иными государственными служащими более низкие результаты профессиональной служебной деятельности, преимущественного права оставления на работе не установлено.
В силу положений абз. 2 ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, а также позиции Пленума Верховного Суда РФ, изложенной в п. 42 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 22 июня 2021 г. № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции», судебной коллегией приобщена справка о заработной плате.
Отношения, связанные с поступлением на государственную гражданскую службу Российской Федерации, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) федерального государственного гражданского служащего регулируются Федеральным законом от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее - Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ) (статья 2).
Согласно части 7 статьи 11 Трудового кодекса Российской Федерации на государственных служащих действие трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права, распространяется с особенностями, предусмотренными федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации о государственной службе.
В соответствии с пунктом 30 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации», при рассмотрении дел о восстановлении в должности гражданских служащих, уволенных в связи с ликвидацией государственного органа или сокращением должностей гражданской службы, следует руководствоваться положениями статей 31, 33 и 38 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Согласно пункту 4 части 1 статьи 33 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ общим основанием прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы является расторжение служебного контракта по инициативе представителя нанимателя (часть 7 статьи 27 и статьи 37 настоящего Федерального закона).
В силу пункта 8.2 части 1 статьи 37 данного Федерального закона служебный контракт может быть расторгнут представителем нанимателя, а гражданский служащий освобожден от замещаемой должности гражданской службы и уволен с гражданской службы в случае сокращения должностей гражданской службы в государственном органе.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 27.07.2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа государственно-служебные отношения с гражданским служащим продолжаются в случае предоставления гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, с его письменного согласия иной должности гражданской службы в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, либо в другом государственном органе с учетом:
1) уровня его квалификации, профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки;
2) уровня его профессионального образования и стажа гражданской службы (государственной службы иных видов) или работы (службы) по специальности, направлению подготовки при условии получения им дополнительного профессионального образования, соответствующего направлению деятельности по данной должности гражданской службы.
Согласно части 2 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" о предстоящем увольнении в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа гражданский служащий, замещающий сокращаемую должность государственной гражданской службы в государственном органе или должность государственной гражданской службы в упраздняемом государственном органе, предупреждается представителем нанимателя персонально и под роспись не менее чем за два месяца до увольнения.
В соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" представитель нанимателя государственного органа, в котором сокращаются должности гражданской службы, или государственного органа, которому переданы функции упраздненного государственного органа, обязан в течение двух месяцев со дня предупреждения гражданского служащего об увольнении предложить гражданскому служащему, замещающему сокращаемую должность гражданской службы в государственном органе или должность гражданской службы в упраздняемом государственном органе, все имеющиеся соответственно в том же государственном органе или в государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантные должности гражданской службы с учетом категории и группы замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы, уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки, а в случае отсутствия таких должностей в указанных государственных органах может предложить вакантные должности гражданской службы в иных государственных органах в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.
Частью 6 статьи 31 этого же федерального закона предусмотрено, что в случае отказа гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы, в том числе в другом государственном органе, при сокращении должностей гражданской службы или упразднении государственного органа гражданский служащий освобождается от замещаемой должности гражданской службы и увольняется с гражданской службы. В этом случае служебный контракт прекращается при сокращении должностей государственной гражданской службы в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 данного федерального закона и при упразднении государственного органа в соответствии с пунктом 8.3 части 1 статьи 37 этого же закона.
Из системного толкования части 1 и части 5 статьи 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" следует, что представитель нанимателя обязан предлагать гражданскому служащему в случае сокращения замещаемой им должности гражданской службы все имеющиеся в государственном органе вакантные должности в рамках той категории и группы, в которую включалась замещаемая им должность, с учетом уровня его квалификации, профессионального образования, стажа гражданской службы или работы (службы) по специальности, направлению подготовки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 19 сентября 2013 г. № 822 в соответствии с частью 5 статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ утверждены Правила предоставления государственному гражданскому служащему в случае отсутствия вакантных должностей в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, вакантной должности государственной гражданской службы в иных государственных органах (далее - Правила).
Согласно пункту 2 Правил при отсутствии вакантных должностей государственной гражданской службы, отвечающих требованиям части 1 статьи 31 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации», в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или государственном органе, которому переданы функции упраздненного государственного органа, кадровая служба указанных органов не позднее чем за 30 дней до дня предстоящего увольнения государственного гражданского служащего в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы или упразднением государственного органа осуществляет поиск вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах, в том числе посредством официального сайта федеральной государственной информационной системы "Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации", с учетом категории и группы замещаемой государственным гражданским служащим должности государственной гражданской службы, области и вида его профессиональной служебной деятельности, уровня его квалификации, профессионального образования и стажа государственной гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки.
Уведомление о предложении государственному гражданскому служащему вакантных должностей государственной гражданской службы в иных государственных органах с приложением списка этих вакантных должностей, подписанное представителем нанимателя или уполномоченным им лицом, вручается кадровой службой государственному гражданскому служащему под роспись не позднее чем за 25 дней до дня предстоящего увольнения в связи с сокращением должностей государственной гражданской службы в государственном органе, в котором сокращаются должности государственной гражданской службы, или с упразднением государственного органа (пункт 4 Правил).
Освобождение гражданского служащего от замещаемой должности гражданской службы и увольнение его с гражданской службы в связи с сокращением должности гражданской службы или упразднением государственного органа допускается только в случае отказа гражданского служащего от предложенной ему для замещения иной должности государственной гражданской службы, в том числе в другом государственном органе.
Приведенное правовое регулирование государственно-служебных отношений с гражданским служащим при сокращении должностей гражданской службы в государственном органе или при упразднении государственного органа направлено на обеспечение реализации права граждан на равный доступ к государственной гражданской службе, создание эффективно действующего государственного аппарата и обеспечение поддержания высокого уровня отправления государственной гражданской службы.
Согласно ч. 4 ст. 31 Федерального закона "О государственной гражданской службе Российской Федерации" преимущественное право на замещение должности гражданской службы предоставляется гражданскому служащему, который имеет более высокую квалификацию, специальность, направление подготовки, соответствующие области и виду его профессиональной служебной деятельности, большую продолжительность стажа гражданской службы или работы по специальности, направлению подготовки и более высокие результаты профессиональной служебной деятельности.Методическими рекомендациями по внедрению механизмов, обеспечивающих сохранение кадрового потенциала государственной гражданской службы при проведении организационно-штатных мероприятий в федеральных органах исполнительной власти, предусмотрены критерии и порядок оценки представителем нанимателя результатов профессиональной служебной деятельности служащего в случае сокращения в органе одной из нескольких должностей гражданской службы с одинаковым наименованием.
Судом установлено, что истец приказом №-К от ДД.ММ.ГГГГ был назначен на должность государственной гражданской службы государственного инспектора в отдел контроля международных автомобильных перевозок Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по <адрес> ФСНСТ).
Приказом Управления государственного автодорожного надзора по <адрес> Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (УГАДН по <адрес> ФСНСТ) №-К от ДД.ММ.ГГГГ истцу был присвоен классный чин - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 3-го класса.
Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №-К от ДД.ММ.ГГГГ истец был переведён и назначен на должность государственной гражданской службы государственного инспектора отдела транспортного контроля.
Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №-К от ДД.ММ.ГГГГ истцу был присвоен классный чин - референт государственной Гражданской службы Российской Федерации 2-го класса.
Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №-К от ДД.ММ.ГГГГ истцу был присвоен классный чин - референт государственной гражданской службы Российской Федерации 1 -го класса.
Приказом Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) №.74 от ДД.ММ.ГГГГ за многолетний и добросовестный труд в системе контроля и надзора транспортно-дорожного комплекса брянской области, истец был награждён Почётной грамотой.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством транспорта Российской Федерации издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому внесены изменения в схемы размещения территориальных органов Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, Федерального агентства воздушного транспорта, Федерального агентства железнодорожного транспорта, утвержденные приказом Министерства транспорта Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, согласно приложениям № к настоящему приказу. Согласно приложению № Юго-Западному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) установлена предельная численность работников (единиц) 124.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ года о проведении организационно-штатных мероприятий. Приказано сократить штатную численность Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта со 138 до 124 единиц должностей. Подготовить проект изменений в штатное расписание и проект штатного расписания в соответствии с утвержденной численностью и фондом оплаты труда и направить на согласование в Федеральную службу по надзору в сфере транспорта. Направить уведомление в профсоюзный комитет Управления о предстоящем сокращении, в службу занятости. Письменно уведомить всех работников управления о предстоящем высвобождении в связи с сокращением штатной численности под роспись не менее чем за два месяца до даты увольнения.
ДД.ММ.ГГГГ начальником Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>) издан приказ № от ДД.ММ.ГГГГ о создании комиссии по сокращению штатной численности, согласно которому создана комиссия по сокращению штатной численности работников управления со сроком полномочий до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по вопросам сокращения штатной численности государственных гражданских служащих Юго-Западное МУГАДН ЦФО, согласно протоколу заседания указанной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ решено утвердить список государственных гражданских служащих, подлежащих в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе), где под номером 3 поименован ФИО1
ДД.ММ.ГГГГ направлено уведомление председателю Общественной организации Первичной профсоюзной организации Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, о проведении организационно-штатных мероприятий по высвобождению работников в количестве 14 должностей в срок до ДД.ММ.ГГГГ, с указанием списка государственных служащих, подлежащих увольнению, в том числе и истце ФИО1 В уведомлении указаны предлагаемые должности.
ДД.ММ.ГГГГ за подписью начальника управления Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), истцу было вручено уведомление о сокращении замещавшей им должности государственной гражданской службы государственного инспектора отдела транспортного контроля Юго-Западного МУГАДН ЦФО (<адрес>).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии по вопросам сокращения штатной численности государственных гражданских служащих Юго-Западное МУГАДН ЦФО, согласно протоколу заседания указанной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ решено не позднее чем за 30 дней до предстоящего увольнения предложить вакансии сокращаемым государственным гражданским служащим. В течение двух рабочих дней со дня ознакомления с уведомлением сокращаемые государственные гражданские служащие обязаны представить в отдел кадровой службы, кадров и правового обеспечения Юго-Западное МУГАДН ЦФО заявление с просьбой направить анкету в государственный орган, в котором ими выбрана вакантная должность, или отказаться от предложенных вакансий.
Информация о предстоящем сокращении и высвобождении работников подана в учреждение занятости населения.
ДД.ММ.ГГГГ истцу были предложены вакансии главного специалиста-эксперта (отдел контроля и надзора за обращением лекарственных средств и медицинских изделий) Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по <адрес>, вакансии главного специалиста-эксперта (финансово-экономический отдел) Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Брянской, Смоленской и Калужской областям, и главного специалиста-эксперта (отдел организационно-контрольной работы, информатизации и обеспечения информационной безопасности) Территориального отдела Федеральной службы судебных приставов по <адрес>.
От выше предложенных вакансий он отказался, поскольку эти вакансии не подходили его образованию (специальности, квалификации) и опыту работы.
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание профсоюзного комитета ППО Юго-Западное МУГАДН ЦФО, которым дано согласие руководителю Юго-Западное МУГАДН ЦФО ФСНСТ на увольнение членов профсоюза, в том числе и истца.
Работодатель направлял запросы о предоставлении информации об имеющихся вакантных должностях государственной гражданской службы <адрес> в иных органах государственной власти <адрес>.
Согласно ответам УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Брянской таможни от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что не имеется вакантных должностей, которые могут быть предложены государственным гражданским служащим в связи с сокращением.
Из ответа Федеральной службы по ветеринарному надзору и фитосанитарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ №, следует, что объявлен конкурс на замещение вакантных должностей и по формированию кадрового резерва, имеют место быть квалификационные требования на должности государственной службы –наличие высшего профессионального образования по специальности, направлению подготовки «ветеринария», «аграномия».
ДД.ММ.ГГГГ, посредством уведомления за подписью начальника управления Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), истцу была предложена для замещения должность государственной гражданской службы государственного инспектора территориального отдела автотранспортного и автодорожного надзора по <адрес> Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта, на что он выразил своё согласие, но с предоставлением жилья, командировочных и транспортных расходов, однако уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ, также за подписью начальника управления Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в Сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), ему было сообщено о том, что жильё, командировочные и транспортные расходы Юго-Западное МУГАДН ЦФО не предоставляет.
Приказом №-к «О расторжении служебного контракта с работником и увольнении» от ДД.ММ.ГГГГ Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (Юго-Западное МУГАДН ЦФО) (<адрес>), истец уволен с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 8.2 части 1 статьи 37 Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (сокращение должностей гражданской службы в государственном органе),
С указанным приказом истец ознакомлен ДД.ММ.ГГГГ.
В день увольнения истцу выплачена заработная плата и выдана трудовая книжка.
В силу Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 17.03.2004 года N 2 "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации" при рассмотрении дела о восстановлении на работе лица, трудовой договор с которым расторгнут по инициативе работодателя, обязанность доказать наличие законного основания увольнения и соблюдение установленного порядка увольнения возлагается на работодателя.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.
При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным - при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.
Исходя из справки по штатному расписанию с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на контрольном пункте «Белые Берега» штатная численность государственных инспекторов составляла 18 человек. По штатному расписанию в отделе транспортного контроля значилось 54 единицы.
Как пояснил представитель ответчика в судебном заседании на контрольном пункте «Белые Берега» сокращены были 4 единицы из 9, замещавшие должности государственных инспекторов.
По утверждению ответчика при определении преимущественного права на оставление на работе, сравнительного анализа производительности труда и уровня квалификации: образование, стаж работы осуществлялись среди 14 государственных инспекторов отдела транспортного контроля, которые осуществляли служебную деятельность только на контрольном пункте «Белые Берега», а именно: ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО16, ФИО17, ФИО18, ФИО28, ФИО19, ФИО20
Определение преимущественного права оставления на работе ФИО1 среди государственных инспекторов, осуществлявших служебную деятельность в отделе транспортного контроля, в том числе на КП «Красный Камень, КП «Климово, КП «Погар» на заседании комиссии не рассматривались.
Кроме того, как пояснил в суде апелляционной инстанции представитель ответчика, должностной регламент федерального государственного гражданского служащего, замещающего должность государственного инспектора транспортного контроля Юго-Западного МУГАДН ЦФО является одинаковым для каждого государственного инспектора отдела транспортного контроля, кроме должностных регламентов государственных инспекторов отдела транспортного контроля, замещающих указанные должности ФИО21 и ФИО22 Данные обстоятельства нашли свое подтверждение при рассмотрении дела в судебном заседании.
Кроме того решение комиссии по сокращению истца надлежащим образом не мотивировано, поскольку из его содержания не ясно какими критериями комиссия руководствовалась и какие обстоятельства учитывала. В протоколе сведения по данному вопросу отсутствуют, комиссия рассматривала лишь вопросы сокращения должностей и принимала участие в обсуждении предварительного списка сокращаемых сотрудников.
С учетом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу, что оценивая заключение комиссии в совокупности с другими доказательствами, имеющимися в деле, полагает, что нарушена процедура проверки преимущественного права на оставлении на службы (ст.179 ТК РФ).
Судебная коллегия исходит из того, что юридически значимым для правильного разрешения спора является не только наличие вакантных должностей в организации в период со дня уведомления ФИО1 об увольнении до дня его увольнения с работы, но и исполнение ответчиком требований статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации о рассмотрении вопроса о преимущественном праве истца на оставление на работе с учетом образования, профессиональных качеств и уровня квалификации истца.
Таким образом, судебная коллегия пришла к выводу, что суд первой инстанции надлежащим образом не проверил соблюдение ответчиком процедуры увольнения истца с работы с точки зрения выполнения положений, определенных частями 1, 2 статьи 179 Трудового кодекса Российской Федерации, нарушив право ФИО1 на судебную защиту. Выводы суда первой инстанции, что работодатель, путем сравнения и оценки деловых качеств работников, в целях выявления лиц, обладающих профессиональными качествами более высокого уровня, и, исходя из интереса работодателя, направленного на продолжение трудовых отношений с наиболее квалифицированным и эффективно выполняющим трудовые обязанности работником, выполнил требования, предусмотренные статьей 179 Трудового кодекса Российской Федерации, статьи 31 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», судебная коллегия полагает необоснованными, поскольку суд проверял преимущественное право на оставление истца на работе при сокращении численности работников работодателем только в отношении 15 сотрудников, замещающих должности гражданских служащих на КП «Белые Берега», а не во всем отделе транспортного контроля.
Учитывая, что вопрос о преимущественном праве на оставление истца на работе при сокращении численности работников работодателем не рассматривался, отсутствие данного права у истца ответчиком допустимыми и достоверными доказательствами не подтверждено, увольнение истца не может быть признано законным.
При таких данных, выводы суда о соблюдении ответчиком требований, установленных ст. 179 ТК РФ, не могут быть признаны законными и обоснованными, поскольку не соответствуют обстоятельствам дела, основаны на неправильном применении норм материального права, в связи с чем решение суда подлежит отмене с принятием нового решения об удовлетворении исковых требований.
Суждение суда об отсутствии у ФИО1 преимущественного права на замещение должности гражданской службы должным образом не мотивировано, не содержит выводов о соблюдении представителем нанимателя предусмотренных вышеуказанными Методическими рекомендациями критериев и порядка оценки результатов профессиональной служебной деятельности истца как государственного служащего, а также сделано в отсутствие сравнительного анализа квалификации, специальности, направления подготовки, продолжительности стажа гражданской службы или работы по специальности и результатов профессиональной служебной деятельности всех государственных инспекторов отдела транспортного контроля Юго-Западного МУГАДН ЦФО, в котором имело место сокращение должности.
Поскольку работник находится в менее выгодном положении, сомнения в законности произведенного увольнения трактуются в пользу работника.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 60 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации "О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации", работник, уволенный без законного основания или с нарушением установленного порядка увольнения, полежит восстановлению на прежней работе.
ФИО1 подлежит восстановлению на работе в должности государственного инспектора отдела транспортного контроля Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с ДД.ММ.ГГГГ
Установив, что требования о взыскании среднего заработка за время вынужденного прогула ФИО1 в просительной части иска не заявлялись, судебная коллегия при принятии решения о признании увольнения незаконным приходит к выводу о необходимости разрешения вопроса о взыскании с ответчика в пользу истца среднего заработка за время вынужденного прогула, как правовых последствий незаконного увольнения.
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд определяет, какие обстоятельства имеют значение для дела, какой стороне надлежит их доказывать, выносит обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-либо из них не ссылались.
Представленный истцом расчет за время вынужденного прогула судебная коллегия не принимает как доказательство по делу, поскольку он не соответствует ст.139 ТК РФ.
Поскольку ответчиком и не сделан расчет среднего заработка за время вынужденного прогула, то суд апелляционной инстанции произвел расчет самостоятельно.
Расчет производится в соответствии ст. 139 Трудового кодекса Российской Федерации.
Согласно представленной ответчиком справке среднедневной заработок истца составляет 1 340,14 руб. (296 171,88 руб.(фактически начисленная заработная плата)/221 дн.(фактически отработанные дни).
Приказ о прекращении трудового договора был издан ДД.ММ.ГГГГ с прекращением трудового договора ДД.ММ.ГГГГ Вынужденный прогул для истца с ДД.ММ.ГГГГ по день объявления резолютивной части апелляционного определения ДД.ММ.ГГГГ составил 307 рабочих дня.
Средний заработок за время вынужденного прогула составит <данные изъяты> руб. (1 340,14 руб.х307 количество рабочих дней за время вынужденного прогула).
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 328-329 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Советского районного суда г. Брянска от 23 декабря 2021 г. отменить и вынести новое решение.
Исковые требования ФИО1 к Юго-Западному межрегиональному управлению государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта о признании приказа об увольнении незаконным и восстановлении в должности удовлетворить.
Восстановить ФИО1 в должности государственного инспектора отдела транспортного контроля Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта с ДД.ММ.ГГГГ
Взыскать с Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта в пользу ФИО1 средний заработок за время вынужденного прогула в сумме <данные изъяты> руб.
Апелляционное определение в части восстановления ФИО1 в должности государственного инспектора отдела транспортного контроля Юго-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора Центрального федерального округа Федеральной службы по надзору в сфере транспорта подлежит немедленному исполнению.
Настоящее апелляционное определение вступает в законную силу с момента его принятия и может быть обжаловано в Первый кассационный суд общей юрисдикции через Советский районный суд <адрес> в течение трех месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий |
А.В. Соков |
|
|
Судьи |
И.М. Фролова |
О.<адрес> |
Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.