РЈРР” 69RS0019-01-2020-000216-81 дело в„– 2-2/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
03 февраля 2021 года п. Максатиха
Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,
при помощнике судьи Кощуг М.В.,
с участием:
Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А.,
представителя ответчика - администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Белякова А.Н.,
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулиной Е.А.,
ответчика Батарина А.Б.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ Рї. Максатиха Тверской области материалы гражданского дела в„– 2-2/2021 РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Тверского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», Батарину Рђ.Р‘., Ермолаевой Р.Рђ. Рѕ возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования.
Р’ обоснование исковых требований указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство» Рё органов местного самоуправления Максатихинского района Тверской области РїСЂРё обращении СЃ отходами РЅР° территории Максатихинского района Тверской области. Установлено, что региональным оператором РћРћРћ «ТСАХ» Рё РћРњРЎРЈ Максатихинского района Тверской области работа РїРѕ ликвидации несанкционированных свалок РЅР° территории района надлежащим образом РЅРµ организована, мероприятия РІ области охраны окружающей среды Рё благоустройства должным образом РЅРµ проводятся. РџРѕ состоянию РЅР° декабрь 2019 Рі. согласно информации РћРћРћ «ТСАХ» РЅР° территории Максатихинского района расположено 10 несанкционированных свалок. Прокуратурой 10.12.2019 Рі. внесено представление, РїРѕ результатам рассмотрения которого региональным оператором планировалась активизация работы РІ данном направлении. РџРѕ состоянию РЅР° 19.05.2020 Рі. указанные свалки РЅР° территории Максатихинского района Тверской области РЅРµ ликвидированы. Свалки РІ Максатихинском районе расположены территории Зареченского сельского поселения Рё Малышевского сельского поселения. Согласно соглашению РѕС‚ 19.04.2018 Рі., заключенному между Министерством строительства Рё жилищно-коммунального хозяйства Рё РњРЈРџ «Тверьспецавтохозяйство» (реорганизовано РІ РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство»), СЃ 01.01.2019 Рі. РћРћРћ «ТСАХ» принимает РЅР° себя выполнение функций регионального оператора РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами. Ссылаясь РЅР° законодательство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области охраны окружающей среды, регулирующего обращение СЃ отходами производства Рё потребления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёС‚: обязать РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области произвести работы РїРѕ ликвидации следующих свалок, расположенных РЅР° территории Зареченского сельского поселения: СЃ правой стороны автодороги <данные изъяты> РїРѕ направлению РІ Максатиху РїСЂРё въезде РІ <адрес>; РІ <данные изъяты>, координаты свалки в„–; РІ районе <адрес>, координаты свалки в„–, в„– Обязать РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области произвести работы РїРѕ ликвидации следующих свалок: РІ районе Рґ<адрес>, координаты свалки <адрес>; РІ районе <адрес>, координаты свалки в„–, в„–. ОбязатьООО «Тверьспецавтохозяйство» Батарина Рђ.Р‘., Ермолаеву Р.Рђ. произвести работы РїРѕ ликвидации свалки, расположенной РЅР° территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области между Рґ<адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– (координаты в„–).
В судебном заседании Тверской межрайонный природоохранный прокурор Сердюков В.А. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил обязать ответчиков произвести работы по ликвидации свалок, расположенных на территории Максатихинского района и указанных в исковом заявлении от 14.12.2020 года в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Беляков А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных к сельскому поселению.
Ответчик Батарин А.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что он является сособственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> О наличии свалки на его земельном участке стало известно в ноябре 2020 года. Он в органы полиции подал заявление с просьбой провести проверку и установить лиц, которые выбрасывают строительный мусор на земельном участке, находящимся в его собственности.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулина Е.А. просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Ответчик Ермолаева Р.Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ прибыла, представила возражения, РІ которых сообщила, что использует принадлежащий ей РЅР° праве собственности земельный участок СЃ кадастровым номером в„– надлежащим образом, Рє административной ответственности Р·Р° ненадлежащее использование участка РЅРµ привлекалась, свалку РЅРµ осуществляла Рё РЅРµ давала разрешения РЅР° её размещение, просила рассмотреть дело РІ её отсутствие.
Представитель Зареченского сельского поселения Максатихинского района в судебное заседание не прибыл, заместитель главы поселения просила рассмотреть дело без участия представителя, ранее глава муниципального образования Зянкявичус А.А. в возражениях просила в удовлетворении исковых требований к поселению отказать.
Рные участники судебного процесса, извещенные Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства РІ соответствии СЃ С‡. 2.1 СЃС‚. 113 ГПК Р Р¤ надлежащим образом, СЃСѓРґ Рѕ причинах неявки РЅРµ известили, уважительных причинах неявки РЅРµ представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом положений ст. 6-1 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, являющихся участниками судебного разбирательства и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Конституции России каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ).
Территории муниципальных образований, как указано в ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ ( "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на территории Зареченского и Малышевского сельских поселений Максатихинского района расположены свалки твердых коммунальных отходов, находящиеся: между <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>; в районе <адрес>; в районе <адрес> с соответствующими координатами.
Собственниками земельного участка СЃ кадастровым номером в„– являются Батарин Рђ.Р‘., Ермолаева Р.Рђ. (С‚. 1 Р».Рґ. 148-154).
Земельный участок, на части которого в <адрес> расположена свалка ТКО, категория земель не установлена, межевание не проводилось, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1 л.д. 71).
Земельный участок, на части которого в районе <адрес> расположена свалка ТКО, категория земель не установлена, межевание не проводилось, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1 л.д. 87).
Земельный участок, на части которого в районе <адрес> расположена свалка ТКО, относится к землям государственного лесного фонда Малышевского участкового лесничества, межевание не проводилось (т. 1 л.д. 181).
Земельный участок, на части которого в районе <адрес> расположена свалка ТКО относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 99).
Как следует из акта обследования территории от 01.12.2020 г. свалка ТКО с правой стороны автодороги № <данные изъяты> по направлению в Максатиху при въезде в <адрес>, отсутствует (т. 2 л.д. 10-13).
В соответствии с соглашением от 19.04.2018 г., заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и ООО «Тверьспецавтохозяйство», с 01.01.2019 г. ООО «ТСАХ» принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, поскольку РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 42 Р—Рљ Р Р¤ собственники земельных участков обязаны РЅРµ допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель Рё почв Рё РёРЅРѕРµ негативное воздействие РЅР° земли Рё почвы, осуществлять мероприятия РїРѕ охране земель, РІ соответствии СЃ Рї. 18 Правил обращения СЃ твердыми коммунальными отходами собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов СЃ региональным оператором, обязанность РїРѕ ликвидации свалки, расположенной между <адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, должна быть возложена РЅР° собственников этого земельного участка Батарина Рђ.Р‘., Ермолаеву Р.Рђ.
Пунктом 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 установлена обязанность регионального оператора заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Р’ пункте 17 Правил установлена обязанность регионального оператора РІ течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка, ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Ртим же пунктом предусмотрено право регионального оператора обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ требованием Рѕ взыскании понесенных расходов.
Таким образом, поскольку свалки в <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, вопреки требованиям п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Тверьспецавтохозяйство» не ликвидированы, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов должна быть возложена на регионального оператора.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ не относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Указанные вопросы местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на администрации Зареченского и Малышевского сельских поселений Максатихинского района Тверской области обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворению не подлежат.
Поскольку Тверской межрайонный природоохранный прокурор требования к администрации Максатихинского района Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству лесного хозяйства Тверской области не заявлял, вопрос о возложении на указанные органы обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, судом не рассматривался.
Принимая решение и устанавливая срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, суд учитывает природные и климатические условия территории, где необходимо ликвидировать несанкционированные свалки, необходимость выполнения соответствующих работ, удаленность и место нахождения свалок, а также тот факт, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный Тверским межрайонным природоохранным прокурором срок, ответчиками суду не представлено.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Тверского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», Батарину Рђ.Р‘., Ермолаевой Р.Рђ. Рѕ возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Батарина Рђ.Р‘., Ермолаеву Р.Рђ. РІ течение шести месяцев СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу произвести работы РїРѕ ликвидации свалки, расположенной РЅР° территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области между <адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– (координаты в„–).
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области:
- в <адрес>, координаты свалки №;
- в районе <адрес>, координаты свалки №.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области:
- в районе <адрес>, координаты свалки №;
- в районе д<адрес>, координаты свалки №.
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства отказать.
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора о проведении работ по ликвидации свалки, расположенной на территории Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области с правой стороны автодороги № <данные изъяты>» по направлению в Максатиху при въезде в <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021 года.
РЈРР” 69RS0019-01-2020-000216-81 дело в„– 2-2/2021
РЕШЕНРР•
РМЕНЕМ Р РћРЎРЎРЙСКОЙ ФЕДЕРАЦРР
03 февраля 2021 года п. Максатиха
Максатихинский межрайонный суд Тверской области в составе:
председательствующего судьи Москалева Ю.Н.,
при помощнике судьи Кощуг М.В.,
с участием:
Тверского межрайонного природоохранного прокурора Сердюкова В.А.,
представителя ответчика - администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Белякова А.Н.,
представителя Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулиной Е.А.,
ответчика Батарина А.Б.,
рассмотрев РІ открытом судебном заседании РІ Рї. Максатиха Тверской области материалы гражданского дела в„– 2-2/2021 РїРѕ РёСЃРєРѕРІРѕРјСѓ заявлению Тверского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», Батарину Рђ.Р‘., Ермолаевой Р.Рђ. Рѕ возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства,
РЈРЎРўРђРќРћР’РР›:
Тверской межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с настоящим исковым заявлением.
В процессе рассмотрения дела прокурор неоднократно уточнял исковые требования.
Р’ обоснование исковых требований указано, что Тверской межрайонной природоохранной прокуратурой проведена проверка деятельности регионального оператора РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство» Рё органов местного самоуправления Максатихинского района Тверской области РїСЂРё обращении СЃ отходами РЅР° территории Максатихинского района Тверской области. Установлено, что региональным оператором РћРћРћ «ТСАХ» Рё РћРњРЎРЈ Максатихинского района Тверской области работа РїРѕ ликвидации несанкционированных свалок РЅР° территории района надлежащим образом РЅРµ организована, мероприятия РІ области охраны окружающей среды Рё благоустройства должным образом РЅРµ проводятся. РџРѕ состоянию РЅР° декабрь 2019 Рі. согласно информации РћРћРћ «ТСАХ» РЅР° территории Максатихинского района расположено 10 несанкционированных свалок. Прокуратурой 10.12.2019 Рі. внесено представление, РїРѕ результатам рассмотрения которого региональным оператором планировалась активизация работы РІ данном направлении. РџРѕ состоянию РЅР° 19.05.2020 Рі. указанные свалки РЅР° территории Максатихинского района Тверской области РЅРµ ликвидированы. Свалки РІ Максатихинском районе расположены территории Зареченского сельского поселения Рё Малышевского сельского поселения. Согласно соглашению РѕС‚ 19.04.2018 Рі., заключенному между Министерством строительства Рё жилищно-коммунального хозяйства Рё РњРЈРџ «Тверьспецавтохозяйство» (реорганизовано РІ РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство»), СЃ 01.01.2019 Рі. РћРћРћ «ТСАХ» принимает РЅР° себя выполнение функций регионального оператора РїРѕ обращению СЃ твердыми коммунальными отходами. Ссылаясь РЅР° законодательство Р РѕСЃСЃРёР№СЃРєРѕР№ Федерации РІ области охраны окружающей среды, регулирующего обращение СЃ отходами производства Рё потребления РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂ РїСЂРѕСЃРёС‚: обязать РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области произвести работы РїРѕ ликвидации следующих свалок, расположенных РЅР° территории Зареченского сельского поселения: СЃ правой стороны автодороги <данные изъяты> РїРѕ направлению РІ Максатиху РїСЂРё въезде РІ <адрес>; РІ <данные изъяты>, координаты свалки в„–; РІ районе <адрес>, координаты свалки в„–, в„– Обязать РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», администрацию Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области произвести работы РїРѕ ликвидации следующих свалок: РІ районе Рґ<адрес>, координаты свалки <адрес>; РІ районе <адрес>, координаты свалки в„–, в„–. ОбязатьООО «Тверьспецавтохозяйство» Батарина Рђ.Р‘., Ермолаеву Р.Рђ. произвести работы РїРѕ ликвидации свалки, расположенной РЅР° территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области между Рґ<адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– (координаты в„–).
В судебном заседании Тверской межрайонный природоохранный прокурор Сердюков В.А. уточненные исковые требования поддержал по изложенным в заявлении основаниям, просил обязать ответчиков произвести работы по ликвидации свалок, расположенных на территории Максатихинского района и указанных в исковом заявлении от 14.12.2020 года в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу.
Представитель ответчика - администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Беляков А.Н. возражал против удовлетворения исковых требований, заявленных к сельскому поселению.
Ответчик Батарин А.Б. возражал против удовлетворения исковых требований, указал, что он является сособственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> О наличии свалки на его земельном участке стало известно в ноябре 2020 года. Он в органы полиции подал заявление с просьбой провести проверку и установить лиц, которые выбрасывают строительный мусор на земельном участке, находящимся в его собственности.
Представитель Министерства имущественных и земельных отношений Тверской области Бородулина Е.А. просила отказать в удовлетворении требований, заявленных к Министерству, поддержала доводы, изложенные в возражениях.
Ответчик Ермолаева Р.Рђ. РІ судебное заседание РЅРµ прибыла, представила возражения, РІ которых сообщила, что использует принадлежащий ей РЅР° праве собственности земельный участок СЃ кадастровым номером в„– надлежащим образом, Рє административной ответственности Р·Р° ненадлежащее использование участка РЅРµ привлекалась, свалку РЅРµ осуществляла Рё РЅРµ давала разрешения РЅР° её размещение, просила рассмотреть дело РІ её отсутствие.
Представитель Зареченского сельского поселения Максатихинского района в судебное заседание не прибыл, заместитель главы поселения просила рассмотреть дело без участия представителя, ранее глава муниципального образования Зянкявичус А.А. в возражениях просила в удовлетворении исковых требований к поселению отказать.
Рные участники судебного процесса, извещенные Рѕ времени Рё месте судебного разбирательства РІ соответствии СЃ С‡. 2.1 СЃС‚. 113 ГПК Р Р¤ надлежащим образом, СЃСѓРґ Рѕ причинах неявки РЅРµ известили, уважительных причинах неявки РЅРµ представили.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, а также с учетом положений ст. 6-1 ГПК РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие лиц, являющихся участниками судебного разбирательства и извещенных о времени и месте судебного заседания.
Выслушав участников судебного процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 Конституции России каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" направлен на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду.
Отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (ст. 22 Федерального закона № 52-ФЗ).
Территории муниципальных образований, как указано в ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.
В соответствии со ст. 42 ЗК РФ собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны, в том числе не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы, осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ ( "Об отходах производства и потребления" сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами; накопление, сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов осуществляются в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что на территории Зареченского и Малышевского сельских поселений Максатихинского района расположены свалки твердых коммунальных отходов, находящиеся: между <адрес> на земельном участке с кадастровым номером № в <адрес>; в районе <адрес>; в районе <адрес> с соответствующими координатами.
Собственниками земельного участка СЃ кадастровым номером в„– являются Батарин Рђ.Р‘., Ермолаева Р.Рђ. (С‚. 1 Р».Рґ. 148-154).
Земельный участок, на части которого в <адрес> расположена свалка ТКО, категория земель не установлена, межевание не проводилось, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1 л.д. 71).
Земельный участок, на части которого в районе <адрес> расположена свалка ТКО, категория земель не установлена, межевание не проводилось, относится к земельным участкам, государственная собственность на которые не разграничена (т. 1 л.д. 87).
Земельный участок, на части которого в районе <адрес> расположена свалка ТКО, относится к землям государственного лесного фонда Малышевского участкового лесничества, межевание не проводилось (т. 1 л.д. 181).
Земельный участок, на части которого в районе <адрес> расположена свалка ТКО относится к категории земель сельскохозяйственного назначения (т. 1 л.д. 99).
Как следует из акта обследования территории от 01.12.2020 г. свалка ТКО с правой стороны автодороги № <данные изъяты> по направлению в Максатиху при въезде в <адрес>, отсутствует (т. 2 л.д. 10-13).
В соответствии с соглашением от 19.04.2018 г., заключенным между Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Тверской области и ООО «Тверьспецавтохозяйство», с 01.01.2019 г. ООО «ТСАХ» принимает на себя выполнение функций регионального оператора по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Таким образом, поскольку РІ соответствии СЃРѕ СЃС‚. 42 Р—Рљ Р Р¤ собственники земельных участков обязаны РЅРµ допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель Рё почв Рё РёРЅРѕРµ негативное воздействие РЅР° земли Рё почвы, осуществлять мероприятия РїРѕ охране земель, РІ соответствии СЃ Рї. 18 Правил обращения СЃ твердыми коммунальными отходами собственник земельного участка обязан самостоятельно обеспечить ликвидацию места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов или заключить РґРѕРіРѕРІРѕСЂ РЅР° оказание услуг РїРѕ ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов СЃ региональным оператором, обязанность РїРѕ ликвидации свалки, расположенной между <адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„–, должна быть возложена РЅР° собственников этого земельного участка Батарина Рђ.Р‘., Ермолаеву Р.Рђ.
Пунктом 8 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 № 1156 установлена обязанность регионального оператора заключать договоры на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
Как указано в п. 16 Правил в случае обнаружения региональным оператором места складирования твердых коммунальных отходов, объем которых превышает 1 куб. метр, на земельном участке, не предназначенном для этих целей и не указанном в соглашении, региональный оператор обязан в течение 5 рабочих дней уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка, орган местного самоуправления и орган, осуществляющий государственный экологический надзор, об обнаружении места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов, уведомить любым способом, позволяющим получить подтверждение доставки такого уведомления, собственника земельного участка о необходимости ликвидации места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов в течение 30 дней после получения уведомления и направить ему проект договора на оказание услуг по ликвидации выявленного места несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов.
Р’ пункте 17 Правил установлена обязанность регионального оператора РІ течение 30 дней после отправления уведомления собственнику земельного участка, ликвидировать место несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов. Ртим же пунктом предусмотрено право регионального оператора обратиться РІ СЃСѓРґ СЃ требованием Рѕ взыскании понесенных расходов.
Таким образом, поскольку свалки в <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, в районе <адрес>, вопреки требованиям п. 17 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами ООО «Тверьспецавтохозяйство» не ликвидированы, обязанность по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых коммунальных отходов должна быть возложена на регионального оператора.
В соответствии с п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
В соответствии с п. 18 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского поселения относятся, в том числе участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
К вопросам местного значения сельского поселения в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ не относятся вопросы участия в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению) и транспортированию твердых коммунальных отходов.
Указанные вопросы местного значения на территориях сельских поселений решаются органами местного самоуправления соответствующих муниципальных районов.
При таких обстоятельствах требования прокурора о возложении на администрации Зареченского и Малышевского сельских поселений Максатихинского района Тверской области обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворению не подлежат.
Поскольку Тверской межрайонный природоохранный прокурор требования к администрации Максатихинского района Тверской области, Министерству имущественных и земельных отношений Тверской области, Министерству лесного хозяйства Тверской области не заявлял, вопрос о возложении на указанные органы обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства, судом не рассматривался.
Принимая решение и устанавливая срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда, суд учитывает природные и климатические условия территории, где необходимо ликвидировать несанкционированные свалки, необходимость выполнения соответствующих работ, удаленность и место нахождения свалок, а также тот факт, что доказательств, объективно подтверждающих невозможность исполнения решения суда в указанный Тверским межрайонным природоохранным прокурором срок, ответчиками суду не представлено.
Право прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц предусмотрено ст. 45 ГПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198, 206 ГПК РФ, суд
Р Р• РЁ Р Р›:
Рсковые требования Тверского межрайонного природоохранного РїСЂРѕРєСѓСЂРѕСЂР° Рє администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, РћРћРћ «Тверьспецавтохозяйство», Батарину Рђ.Р‘., Ермолаевой Р.Рђ. Рѕ возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства удовлетворить частично.
Обязать Батарина Рђ.Р‘., Ермолаеву Р.Рђ. РІ течение шести месяцев СЃ момента вступления решения СЃСѓРґР° РІ законную силу произвести работы РїРѕ ликвидации свалки, расположенной РЅР° территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области между <адрес> РЅР° земельном участке СЃ кадастровым номером в„– (координаты в„–).
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области:
- в <адрес>, координаты свалки №;
- в районе <адрес>, координаты свалки №.
Обязать Общество с ограниченной ответственностью «Тверьспецавтохозяйство» в течение шести месяцев с момента вступления решения суда в законную силу произвести работы по ликвидации свалки, расположенной на территории Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области:
- в районе <адрес>, координаты свалки №;
- в районе д<адрес>, координаты свалки №.
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора к администрации Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области, администрации Малышевского сельского поселения Максатихинского района Тверской области о возложении обязанности устранить нарушения природоохранного законодательства отказать.
В удовлетворении исковых требований Тверского межрайонного природоохранного прокурора о проведении работ по ликвидации свалки, расположенной на территории Зареченского сельского поселения Максатихинского района Тверской области с правой стороны автодороги № <данные изъяты>» по направлению в Максатиху при въезде в <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Тверской областной суд через Максатихинский межрайонный суд Тверской области в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий
Решение в окончательной форме принято 08 февраля 2021 года.