УИД 60RS0002-01-2021-004888-11
Судья Рудин Д.Н. Дело № 12-3/2022
(дело № 5-3437/2021)
ПСКОВСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД
Р Е Ш Е Н И Е
17 января 2022 года г.Псков
Судья Псковского областного суда Малыгина Г.В.,
при секретаре Мищанчук М.В.,
рассмотрев жалобу <М.> на постановление судьи Великолукского городского суда Псковской области от 22 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении <М.>, (дд.мм.гг.) года рождения,
У С Т А Н О В И Л:
постановлением судьи Великолукского городского суда Псковской области от 22 ноября 2021 года <М.> признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 1000 рублей.
В жалобе, поданной в Псковский областной суд, <М.> ставит вопрос об отмене состоявшегося постановления и прекращении производства по делу в связи с отсутствием события административного правонарушения, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ.
В обоснование жалобы указывает, что отсутствие у гражданина средства индивидуальной защиты органов дыхания (маски) и перчаток не может рассматриваться как нарушение режима повышенной готовности, поскольку в таком случае граждане должны обеспечиваться средствами индивидуальной и коллективной защиты органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями согласно Правил поведения, обязательных для исполнения гражданами и организациями при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417.
Также указывает, что гигиенические маски ГОСТ 12.4.011-89 не отнесены к средствам индивидуальной защиты органов дыхания. Полагает требование о ношении гигиенической маски в общественных местах незаконным, так же как и приобретение гигиенических масок за свой счет.
Кроме того, указывает, что на дату, указанную в постановлении по делу об административном правонарушении, он был здоров, заболевание коронавирусной инфекцией (COVID-19) у него не установлено, документы, ограничивающие его передвижение, не получал, общественной опасности не представлял.
В судебное заседание <М.> и должностное лицо ОМВД России по городу Великие Луки, составившее протокол об административном правонарушении, при надлежащем извещении не явились, и поскольку в деле имеются почтовые уведомления о вручении им судебных извещений, жалоба рассматривается в их отсутствие. Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, оснований для отмены или изменения постановления не нахожу. Невыполнение правил поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 6.3 настоящего Кодекса, образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, и влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до тридцати тысяч рублей. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей среде и материальных потерь в случае их возникновения. В силу подпункта «а» пункта 1 статьи 11 указанного Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера. В соответствии с пунктом 1.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 02 марта 2020 года № 5 "О дополнительных мерах по снижению рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV)" высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации (руководителям высшего исполнительного органа государственной власти субъектов Российской Федерации) предписывается с учетом складывающейся эпидемиологической ситуации в регионе и прогноза ее развития своевременно вводить ограничительные мероприятия. Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих, утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 01 декабря 2004 года № 715 "Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих". Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2020 года № 66 коронавирусная инфекция (2019-nCoV) внесена в Перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные для исполнения гражданами и организациями правила поведения при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (подпункт "а.2" пункта "а" статьи 10 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ (в редакции от 01 апреля 2020 года) "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера"). Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417 (далее - Правила). В подпункте «в», «г» пункта 4 указанных Правил закреплено, что при угрозе возникновения или возникновении чрезвычайной ситуации гражданам запрещается осуществлять действия, создающие угрозу собственной безопасности, жизни и здоровью; осуществлять действия, создающие угрозу безопасности, жизни, здоровью, санитарно-эпидемиологическому благополучию иных лиц, находящихся на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, или в зоне чрезвычайной ситуации. В силу вышеуказанных норм федерального законодательства, делегирующих полномочия высшим должностным лицам субъектов Российской Федерации по предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций, связанных с рисками распространения новой коронавирусной инфекции, распоряжением Администрации Псковской области от 05 марта 2020 года № 133-р с 05 марта 2020 года на территории Псковской области в целях снижения рисков завоза и распространения новой коронавирусной инфекции (2019-nCoV), а также в целях организации и проведения мероприятий, направленных на предупреждение завоза и распространения, своевременное выявлению и изоляцию лиц с признаками новой коронавирусной инфекции введён режим повышенной готовности Псковской областной – территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на территории Псковской области, а указом Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ "О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Псковской области в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)" на территории Псковской области введены ограничительные мероприятия (карантин). Подпунктом «е» подпункта 4 пункта 2 указа Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ (в редакции, действовавшей на дату правонарушения) в период действия ограничительных мероприятий (карантина) установлена обязанность гражданносить одноразовые маски, или многоразовые маски, или респираторы для защиты органов дыхания в общественном транспорте (в том числе в легковом такси), в местах приобретения товаров (в том числе на территориях рынков, ярмарок, торговых центров, торгово-развлекательных центров), в местах выполнения работ, оказания услуг (в том числе в спортивно-развлекательных центрах, объектах предприятий общественного питания, за исключением времени приема пищи), в лифте, на работе (при одновременном нахождении в помещении более одного гражданина), в иных общественных местах (в случае невозможности соблюдения социальной дистанции до других граждан, предусмотренной подпунктом "а" настоящего подпункта), за исключением случаев, когда настоящим указом, актами Главного государственного санитарного врача Российской Федерации разрешено нахождение граждан в общественном месте без масок. Судьёй Великолукского городского суда установлено, что 01 ноября 2021 года в 18 часов 45 минут <М.> находился в помещении магазина «Хороший», расположенного по адресу: Псковская область, г.Великие Луки, ул. Щорса, д.18/39, без средства индивидуальной защиты органов дыхания человека (медицинской маски, одноразовой или многоразовой маски), тем самым, не выполнил правила поведения при введении режима повышенной готовности на территории, на которой существует угроза возникновения чрезвычайной ситуации, установленные в подпункте «е» подпункта 4 пункта 2 указа Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ. Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными по делу доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 01 ноября 2021 года № 007245 (л.д.4), рапортом инспектора ОРППСП ОМВД России по г.Великие Луки Трояновского И.Б. от 01 ноября 2021 года (л.д.5), объяснением <М.> от 01 июля 2021 года (л.д.6), фотоснимком (л.д.9) и другими материалами дела, которым судьёй дана оценка на предмет допустимости и достоверности по правилам статьи 26.11 КоАП РФ. Таким образом, судья Великолукского городского суда при рассмотрении дела пришёл к обоснованному выводу о наличии в действиях <М.> состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ. Доводы жалобы о том, что гигиенические маски не являются средством индивидуальной защиты в соответствии с ГОСТом 12.4.011-89 «Межгосударственный стандарт. Система стандартов безопасности труда, Средства защиты работающих. Общие требования и классификация», введённым в действием Постановлением Госстандарта СССР от 27 октября 1989 года № 3222, подлежат отклонению, поскольку указанный ГОСТ распространяется на средства защиты работников от действия опасных и вредных производственных факторов, то есть не применяется в отношении средств индивидуальной защиты органов дыхания для защиты от воздействия вирусных или бактериальных инфекций. Доводы жалобы <М.> о не обеспечении его средствами индивидуальной защиты органами власти, также подлежат отклонению. Действующие Правила поведения, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 02 апреля 2020 года № 417, не предусматривают обязательного обеспечения органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления граждан средствами индивидуальной защиты при введении режима повышенной готовности. При этом в силу статьи 14 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" у организаций такая обязанность по принятию необходимых мер в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций возникает только в отношении работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения. Утверждение подателя жалобы о том, что на дату совершения административного правонарушения он был здоров и не создавал какой-либо опасности для окружающих, не является основанием для освобождения его от административной ответственности, поскольку обязанность граждан по ношению масок, респираторов в местах приобретения товаров указом Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ предусмотрена без каких-либо исключений. Иные приводимые в жалобе доводы не содержат правовых аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного постановления, и основаны на ошибочном толковании норм права. Несогласие заявителя с ограничительными мерами по противодействию распространения новой коронавирусной инфекции, установленными указом Губернатора Псковской области от 15 марта 2020 года № 30-УГ, к предмету рассмотрения по делу об административном правонарушении не относится, поскольку вопросы обжалования нормативно-правовых актов органов публичной власти рассматриваются в ином судебном порядке. Административное наказание назначено <М.> в пределах санкции части 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, с учетом характера совершенного им административного правонарушения и конкретных обстоятельств дела, при отсутствии отягчающих и смягчающих административную ответственность обстоятельств, является минимальным для данного вида наказания, а также соответствует предусмотренным частью 1 статьи 3.1 КоАП РФ целям административного наказания, связанным с предупреждением совершения новых административных правонарушений как лицом, привлеченным к административной ответственности, так и другими лицами. Процессуальных нарушений или обстоятельств, которые, в силу пунктов 2 - 4 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, могли бы являться основанием к отмене или изменению постановления судьи, по доводам настоящей жалобы не установлено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, судья Псковского областного суда
Р Е Ш И Л :
постановление судьи Великолукского городского суда Псковской области от 22 ноября 2021 года, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.6.1 КоАП РФ, в отношении <М.>, оставить без изменения, жалобу <М.> - без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано непосредственно в Третий кассационный суд общей юрисдикции.
Судья Псковского областного суда Г.В. Малыгина