Решение по делу № 33-4300/2024 от 05.04.2024

Судья Иванникова О.И. Дело № 33-4300/2024 (№ 2-3605/2023)

УИД 22RS0013-01-2023-003807-64

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

7 мая 2024 года г. Барнаул

Судебная коллегия по гражданским делам Алтайского краевого суда в составе:

председательствующего

судей

при помощнике судьи

Белодеденко И.Г.,

Ильиной Ю.В., Амана А.Я.,

Кувалаки И.Е.,

рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края на решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ по делу

по иску прокурора <адрес> в интересах Щ.В.А. к Министерству здравоохранения Алтайского края, краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Центральная городская больница, <адрес>» о взыскании расходов на приобретение лекарственных средств, компенсации морального вреда.

Заслушав доклад судьи Амана А.Я., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

В ходе проведенной прокуратурой <адрес> проверки, по обращению Щ.В.А., инвалида 2 группы, о необеспечении его лекарственным препаратом, было установлено, что истец состоит на диспансерном учете в КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» с диагнозом: хроническая обструктивная болезнь легких IV степени с выраженными клиническими симптомами с частыми обострениями, бронхиальная астма смешанная тяжелой степени тяжести, частично контролируемая, пневмосклероз, хроническое легочное сердце, субкомпенсация; сопутствующий диагноз: сахарный диабет 2 тип, гипертоническая болезнь II стадии, неконтролируемая артериальная гипертензия, риск 4 (высокий), первичная открытоугольная глаукома.

Щ.В.А. в соответствии с Федеральным законом РФ от ДД.ММ.ГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» (далее по тексту – Закон № 178-ФЗ) имеет право на бесплатное обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препараторами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты.

Заключением врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая поликлиника ***» от ДД.ММ.ГГ *** Щ.В.А. рекомендованы лекарственные препараты, в том числе, лекарственный препарат «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат». Аналогичный препарат рекомендован пульмонологом ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая поликлиника ***» ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ Щ.В.А. обратился в КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» для получения рецепта на получение лекарственного препарата «<данные изъяты>», однако рецепт на указанный препарат выписан не был.

ДД.ММ.ГГ КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» направлено ходатайство в Министерство здравоохранения Алтайского края об обеспечении истца указанным лекарственным препаратом.

ДД.ММ.ГГ врачебной комиссией КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» принято решение, что Щ.В.А. показан лекарственный препарат «<данные изъяты>

ДД.ММ.ГГ ходатайство рассмотрено и одобрено Министерством здравоохранения Алтайского края.

Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, а также перечень лекарственных препаратов для медицинского применения и минимального ассортимента лекарственных препаратов, необходимых для оказания медицинской помощи, в который включен лекарственный препарат «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат».

Вместе с тем, Министерством здравоохранения Алтайского края своевременно не была произведена закупка жизненно необходимого Щ.В.А. лекарственного препарата, а КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» - своевременно не выписаны рецепты на получение указанного лекарственного средства.

Щ.В.А. лекарственный препарат ««Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат» в связи с отказом в бесплатном предоставлении приобретался самостоятельно. Всего на приобретение лекарственных препаратов истцом потрачено 12860 руб.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения с настоящим иском в суд, в котором прокурор просил взыскать с Министерства здравоохранения Алтайского края, КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» в пользу истца расходы, затраченные им на приобретение лекарственных средств в сумме 12860 руб., компенсацию морального вреда в размере 50 000 руб.

Решением Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу Щ.В.А. взысканы расходы на приобретение лекарств в сумме 12860 руб., компенсация морального вреда в размере 5000 руб.

В остальной части иска отказано.

В апелляционной жалобе ответчик Министерство здравоохранения Алтайского края просит решение суда отменить в части удовлетворения исковых требований о взыскании морального вреда, принять в данной части новое решение об отказе в удовлетворении требований. Жалоба мотивирована тем, что решение суда в части взыскания компенсации морального вреда не отвечает разъяснениям, изложенным в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГ *** «О практике применения судами норм о компенсации морального вреда».

Так суд, удовлетворяя исковые требования в части взыскания компенсации морального вреда, ограничился лишь установлением факта необеспечения истца необходимым лекарственным препаратом в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ, при этом без учета того обстоятельства, что надлежащим образом оформленное ходатайство на обеспечение данным препаратом поступило в Министерство лишь ДД.ММ.ГГ, а до ДД.ММ.ГГ пациент был обеспечен лекарственными препаратами «Спирива Репсимат» и «Репсифорб» в рамках альтернативно назначенной ему терапии. У суда отсутствовали основания для удовлетворения требований о взыскании компенсации морального вреда, поскольку Министерство не бездействовало, меры к закупке необходимого препарата были приняты.

Закупка лекарственных препаратов для льготных категорий граждан осуществляется Министерством в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее по тексту – Закон № 44-ФЗ) по заявкам, сформированным учреждениями здравоохранения с учетом потребности на год в рамках финансирования, выделенного пропорционально количеству населения, имеющего льготы по лекарственному обеспечению. ДД.ММ.ГГ была организована закупочная процедура на поставку указанного лекарственного средства, ДД.ММ.ГГ заключен контракт на поставку вышеуказанного препарата. После поставки указанного препарата по рецепту, выписанному Щ.В.А. ДД.ММ.ГГ, истец был обеспечен необходимым ему лекарственным препаратом. Таким образом, отсутствуют виновные действия со стороны Министерства, что исключает возможность компенсации морального вреда.

Также судом не учтено, что Щ.В.А. в период с ДД.ММ.ГГ по ДД.ММ.ГГ с жалобами на ухудшение состояния здоровья не обращался, что также свидетельствует об отсутствии оснований для удовлетворения иска в части взыскания компенсации морального вреда.

В письменных возражениях на апелляционную жалобу прокурор <адрес> Алтайского края просил решение суда оставить без изменения.

В суде апелляционной инстанции представитель Министерства здравоохранения Алтайского края К.Н.Е. доводы жалобы поддержал, прокурор Д.К.А. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы.

Иные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, о времени и месте рассмотрения гражданского дела извещены надлежаще, соответствующая информация размещена на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», об уважительности причин неявки судебную коллегию не уведомили, что в силу ч.3 ст.167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является основанием рассмотрения гражданского дела в отсутствие этих лиц.

Исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены или изменения решения суда.

В соответствие со статьей 7 Конституции Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений (часть 1 статьи 41 Конституции Российской Федерации).

Таким образом, здоровье как неотъемлемое и неотчуждаемое благо, принадлежащее человеку от рождения и охраняемое государством, Конституция Российской Федерации относит к числу конституционно значимых ценностей, гарантируя каждому право на охрану здоровья, медицинскую и социальную помощь.

Нормативным правовым актом, регулирующим отношения в сфере охраны здоровья граждан в Российской Федерации, является Федеральный закон от ДД.ММ.ГГ № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее Федеральный закон № 323-ФЗ).

В силу статьи 4 Федерального закона №323-ФЗ охрана здоровья в Российской Федерации основывается на ряде принципов, одним из которых является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий.

К числу таких прав относится право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, а также на получение платных медицинских услуг и иных услуг, в том числе в соответствии с договором добровольного медицинского страхования (части 1, 2 статьи 19 Федерального закона № 323-ФЗ).

Статьей 29 Федерального закона № 323-ФЗ определены виды и способы обеспечения охраны здоровья граждан. В частности, организация охраны здоровья осуществляется путем обеспечения определенных категорий граждан Российской Федерации лекарственными препаратами, медицинскими изделиями и специализированными продуктами лечебного питания в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 5 части 1 статьи 29 Федерального закона № 323-ФЗ).

На основании пункта 8 части 1 статьи 6.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, сформированным в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств", по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 6.2).

Программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов утверждена постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГ ***.

Федеральной программой, в частности, установлены: перечень видов, форм и условий медицинской помощи, оказание которой осуществляется бесплатно, перечень заболеваний и состояний, оказание медицинской помощи при которых осуществляется бесплатно, категории граждан, оказание медицинской помощи которая осуществляется бесплатно, а также требования к территориальным программам государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в части определения порядка и условий предоставления медицинской помощи, критериев доступности и качества медицинской помощи.

В разделе V Федеральной программы предусмотрено, что обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно, осуществляется за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

Пунктом 2 статьи 16 Федерального закона № 323-ФЗ к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья отнесены: разработка, утверждение и реализация программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, профилактики заболеваний, организация обеспечения граждан лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, а также участие в санитарно-гигиеническом просвещении населения.

В силу частью 1 статьи 81 Федерального закона № 323-ФЗ органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании, в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Согласно п. 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой, сформированный в объеме не менее, чем это предусмотрено перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемым Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ N 61-ФЗ "Об обращении лекарственных средств.

В соответствии с разделом V Постановления Правительства Алтайского края от ДД.ММ.ГГ *** «Об утверждении Территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов» за счет средств краевого бюджета осуществляется: обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты и медицинские изделия в соответствии с законодательством Российской Федерации отпускаются по рецептам врачей бесплатно; обеспечение лекарственными препаратами в соответствии с перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные препараты отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.

В соответствии с разделом II Положения о Министерстве здравоохранения Алтайского края, утвержденного Указом Губернатора Алтайского края от ДД.ММ.ГГ ***, Минздрав Алтайского края осуществляет разработку и реализацию программ развития здравоохранения, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения; льготное лекарственное обеспечение граждан в соответствии с действующим законодательством; оказание отдельным категориям граждан социальной услуги по обеспечению лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов.

Из приведенных нормативных положений федерального законодательства и регионального законодательства Алтайского края в их системной взаимосвязи следует, что одним из принципов охраны здоровья граждан в Российской Федерации является соблюдение прав граждан в сфере охраны здоровья и обеспечение реализации этих прав государственными гарантиями. К числу таких гарантий относится оказание гражданам, страдающим заболеваниями, государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг, в состав которого входит обеспечение за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (в данном случае за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации – Алтайского края) лекарственными препаратами по медицинским показаниям.

Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что Щ.В.А. является инвали<адрес> группы по общему заболеванию, ему установлен диагноз: хроническая обструктивная болезнь легких IV степени, с выраженными клиническими симптомами с частыми обострениями, бронхиальная астма смешанная тяжелой степени тяжести, частично контролируемая, пневмосклероз, хроническое легочное сердце, субкомпенсация; сопутствующий диагноз: сахарный диабет 2 тип, гипертоническая болезнь II стадии, неконтролируемая артериальная гипертензия, риск 4 (высокий), первичная открытоугольная глаукома, энцефалопатия сложного генеза сосудистая, дисметаболическая.

Заключением врачебной комиссии ГБУЗ <адрес> «Городская клиническая поликлиника ***» от ДД.ММ.ГГ *** Щ.В.А. рекомендованы лекарственные препараты, в том числе, лекарственный препарат «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат» (торговое наименование трелледжи эллипта) 30 доз по 1 дозе 1 раз в сутки.

Аналогичный препарат в такой же дозировке рекомендован пульмонологом ГБУЗ <адрес> «Городская поликлиника ***» ДД.ММ.ГГ.

ДД.ММ.ГГ Щ.В.А. обратился в КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>», предоставив вышеуказанное заключение пульмонолога для получения рецепта на получение лекарственного препарата «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат». Указанный препарат не был выписан, так как ранее это лекарственное средство не было включено в заявку в декабре 2022 года ввиду отсутствия данных о назначении препарата пациенту (в период с августа 2022 года до февраля 2023 года Щ.В.А. наблюдался в ГБУЗ НСО ГП ***). Пациенту было разъяснено о необходимости предоставить консультацию специалиста и заключение ВК для подтверждения необходимости применения препарата и проведения ВК для подачи ходатайства на обеспечение данным препаратом в отдел лекарственного обеспечения Министерства здравоохранения Алтайского края.

ДД.ММ.ГГ состоялось заседание ВК КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» (решение ***) по подбору Щ.В.А. альтернативной терапии на период ожидания препарата «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат», были назначены препараты «<данные изъяты>

Данные препараты выписаны ДД.ММ.ГГ, пациент обратился в аптеку за ними ДД.ММ.ГГ и был обеспечен по ДД.ММ.ГГ.

Согласно протоколу заседания ВК КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» от ДД.ММ.ГГ *** было принято решение ходатайствовать перед Минздравом Алтайского края о выделении лекарственного препарата «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат» для Щ.В.А. по 1 дозе в сутки, 30 доз.

На заседании ВК КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>» от ДД.ММ.ГГ *** было принято решение ходатайствовать перед Минздравом Алтайского края о выделении лекарственного препарата «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат» для Щ.В.А. по 1 дозе в сутки на 1 месяц – 30 доз (1 упаковка), на 10 месяцев – 300 доз (10 упаковок).

ДД.ММ.ГГ указанное ходатайство было направлено, а ДД.ММ.ГГ одобрено Министерством здравоохранения Алтайского края.

ДД.ММ.ГГ была организована закупочная процедура на поставку указанного лекарственного средства, ДД.ММ.ГГ состоялась процедура подведения итогов электронного аукциона, определен поставщик. ДД.ММ.ГГ был заключен государственный контракт *** на поставку необходимого Щ.В.А. лекарственного препарата. После поставки указанного препарата по рецепту, выписанному Щ.В.А. ДД.ММ.ГГ, истец был обеспечен необходимым ему лекарством ДД.ММ.ГГ.

Согласно ответу ГБУЗ НСО ГКП *** Щ.В.А. был обеспечен указанным препаратом по ДД.ММ.ГГ включительно.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ ***-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, в который включен лекарственный препарат «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат».

Разрешая заявленные требования суд, проанализировав представленные доказательства в совокупности, пришел к выводу о том, что поскольку обеспечение необходимым лекарственным препаратом не было проведено своевременно, что привело к необходимости самостоятельного приобретения препарата, то понесенные истцом материальные затраты подлежат возложению на Министерство здравоохранения Алтайского края, при этом суд исходил из того, что обязанность по обеспечению инвалида лекарственными препаратами законом возложена на данного ответчика, в связи с чем отказал в удовлетворении требований к КГБУЗ «Центральная городская больница, <адрес>».

Поскольку отсутствие обеспечения указанным лекарственным препаратом является следствием виновного поведения ответчика, отсутствие своевременного гарантированного обеспечения лекарственным препаратом, требующимся по жизненным показаниям не могло не причинять истцу физические и нравственные страдания, суд пришел к выводу об удовлетворении требования о взыскании с Министерства здравоохранения Алтайского края в пользу материального истца компенсации морального вреда, размер которой определил в размере 5 000 рублей.

Ответчиком Министерством здравоохранения Алтайского края решение суда обжалуется только в части взыскания компенсации морального вреда, в связи с чем в силу статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в остальной части решение суда судебной коллегией не проверяется.

Согласно пункту 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Законом обязанность возмещения вреда может быть возложена на лицо, не являющееся причинителем вреда.

Согласно статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.

Согласно пункту 1 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации, к числу нематериальных благ, принадлежащих гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемых и непередаваемых иным способом, отнесены в том числе жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, свобода передвижения.

Таким образом, посягательство на эти нематериальные блага является основанием для компенсации морального вреда.

На основании статьи 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.

Из разъяснений, изложенных в абзаце 3 пункта 37 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГ N 33 "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда", следует, что моральный вред, причиненный гражданину в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц, нарушающих имущественные права гражданина, исходя из норм статьи 1069 и пункта 2 статьи 1099 ГК РФ, рассматриваемых во взаимосвязи, компенсации не подлежит. Вместе с тем моральный вред подлежит компенсации, если оспоренные действия (бездействие) повлекли последствия в виде нарушения личных неимущественных прав граждан. Например, несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на получение мер социальной защиты (поддержки), социальных услуг, предоставляемых в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантий, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда, если указанные нарушения лишают гражданина возможности сохранять жизненный уровень, необходимый для поддержания его жизнедеятельности и здоровья, обеспечения достоинства личности.

Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности, условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами, учреждениями нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

С учетом приведенных обстоятельств, право определенных категорий граждан на такую меру социальной поддержки, как обеспечение лекарственными препаратами тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

Несвоевременное обеспечение истца препаратом «Вилантерол+Умеклидиния бромид+Флутиказона фуроат», привело к необходимости его самостоятельного приобретения и оплаты за счет собственных средств, что фактически лишило Щ.В.А. права на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи, что свидетельствует о нарушении его личного неимущественного права – права на здоровье.

Таким образом, принимая во внимание установленные судом первой инстанции обстоятельства и приведенные выше нормы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда в части взыскания компенсации морального вреда.

Ссылка в жалобе на тот факт, что Министерство не бездействовало и предпринимало меры к закупке необходимого истцу препарата в соответствии с требованиями Федерального закона от ДД.ММ.ГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», на законность принятого решения не влияет.

Государством регламентирован порядок реализации права инвалида на получение бесплатной медицинской помощи, при этом право истца на получение государственной социальной помощи в виде обеспечения его лекарственными препаратами не поставлено законом в зависимость от каких-либо нормативов и наличия финансирования.

Располагая сведениями с февраля 2023 года о нуждаемости истца в конкретном лекарственном препарате, включенном в Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения, и его отсутствии в аптечной сети на льготной основе, ответчик не предпринял достаточных и действенных мер для своевременного обеспечения инвалида необходимым ему по жизненным показаниям препаратом, рекомендованным ему для ежедневного применения.

Факт предоставления аналога лекарственного препарата не свидетельствует об отсутствии вины ответчика и не возлагает на материального истца обязанность по получению иного препарата, не рекомендованного врачебной комиссией.

Доводы апелляционной жалобы об отсутствии доказательств, свидетельствующих о причинении истцу вреда здоровью, несвоевременным обеспечением необходимым лекарственным препаратом, основанием для отмены решения являться не могут, поскольку сам факт длительного необеспечения истца необходимым по жизненным показаниям препаратом, мог поставить Щ.В.А. в опасность, а именно - осложнить течение его заболевания, что, безусловно, не могло не вызвать у истца нравственные страдания. Причинение бездействием ответчика вреда здоровью истца могло повлиять только на размер компенсации морального вреда.

Обеспечение истца лекарственным препаратом необходимым по жизненным показаниям спустя три месяца после обращения в медицинское учреждение нельзя признать обоснованным со ссылкой на необходимость соблюдения процедуры, предусмотренной Федеральным законом от ДД.ММ.ГГ № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Министерством здравоохранения Алтайского края не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что ответчиком предприняты все зависящие от него меры по надлежащему лекарственному обеспечению Щ.В.А. в рамках закупочных процедур, в том числе, по ускорению запроса ценовой информации и ускорению поставки по заключенному контракту.

Отсутствие возможности закупки необходимого лекарственного препарата в наиболее короткие сроки не свидетельствует об отсутствии вины Министерства, а напротив, указывает на ненадлежащую организацию процесса обеспечения лекарственными препаратами инвалида.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суд правильно определил обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора, дал им надлежащую правовую оценку, постановил законное и обоснованное решение. Все доказательства по делу судом оценены в соответствии с правилами статей 55, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Повода для их иной оценки судебная коллегия не усматривает. Доказательств, опровергающих выводы суда, заявителем в суд апелляционной инстанции не представлено.

Нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению данного дела, судом не допущено.

На основании изложенного судебная коллегия не находит оснований для изменения или отмены решения суда.

Руководствуясь ст.ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Бийского городского суда Алтайского края от ДД.ММ.ГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу ответчика Министерства здравоохранения Алтайского края - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено ДД.ММ.ГГ

33-4300/2024

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Прокурор города Бийска
Щербинин В.А.
Ответчики
Министерство здравоохранения Алтайского края
КГБУЗ Центральная городская больница, г.Бийск
Другие
Сапожникова Л.В.
ТО Росздравнадзора по Алтайскому краю
Тоболкина Зоя Борисовна
Суд
Алтайский краевой суд
Судья
Аман Алексей Яковлевич
Дело на сайте суда
kraevoy.alt.sudrf.ru
10.04.2024Передача дела судье
07.05.2024Судебное заседание
13.05.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
15.05.2024Передано в экспедицию
07.05.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее