РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 июля 2021 года
Куйбышевский районный суд города Иркутска в составе:
председательствующего судьи Глуховой Т.Н.,
при секретаре Сенченко Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-1187/2021 по административному иску Горлова Игоря Евгеньевича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о признании действий незаконными, взыскании денежной компенсации,
У С Т А Н О В И Л:
Горлов И.Е., отбывающий наказание в виде лишения свободы, обратился в суд с административным иском, измененным в порядке ст.46 КАС РФ, в котором просит:
- признать действия (бездействие) административного ответчика в части изъятия из его пользования личной не запрещенной (по Приложению № 1 к ПВР ИУ и Приложению № 2 к ПВР СИЗО) пластиковой посуды незаконными;
- признать действия (бездействие) административного ответчика в части изъятия из пользования Горлова И.Е. пластиковой посуды как создающие препятствия для употребления продуктов быстрого приготовления незаконными;
- признать нарушение ответчиком ч.ч. 3 и 8 ст.82 УИК РФ в части превышения отведенных полномочий, выходящих за рамки исполнения приказов Минюста РФ;
- признать нарушение ответчиком приказов Минюста РФ от 14.10.2005 №189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и от 16.12.2016 №295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" в части несоблюдения Приложения № 2 и № 1 к данным приказам и незаконного изъятия из его пользования незапрещенной пластиковой посуды;
- взыскать с административного ответчика в его пользу компенсацию в размере 20000 рублей;
- вынести частное определение в адрес СУ СК при прокуратуре РФ по Иркутской области по факту превышения административным ответчиком своих полномочий;
- признать действия сотрудников ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, которые изъяли у него при проведении обыска пластиковую посуду, незаконными и унижающими его человеческое достоинство, поскольку его обязывали соблюдать нормативно-правовой акт – Приложение № 1 к ПВР ИУ).
В обоснование требований административный истец указал, что вечером 25.11.2020 этапом из ФКУ ИК-18 ГУФСИН России по ЯНАО прибыл в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, где должен был содержаться на условиях отбывания им наказания в исправительном учреждении. При этом, согласно пункту 14 Приложения № 1 к ПВР ИУ осужденным не запрещается иметь при себе пластиковую посуду. Так же согласно абзацу 42 Приложения № 3 к ПВР СИЗО, в СИЗО разрешается иметь личную пластиковую посуду (тарелку, кружку, ложку) многоразового пользования. Однако при проведении обыска в СИЗО-1 пластиковая посуда у него была отобрана сотрудниками учреждения, поскольку все прибывшие в СИЗО обеспечиваются металлической посудой многоразового пользования. 26.11.2020 Горлов И.Е. подал на имя начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области Мокеева И.Р. заявление, в котором уведомил того, что в связи с неправомерностью действий сотрудников СИЗО вынужден отказаться от приёма пищи. Начальником СИЗО мер, направленных на решение этого вопроса, предпринято не было. Таким образом, полагает, что административный ответчик своими действиями (бездействием) создал ему препятствия в пользовании личной пластиковой посудой, в употреблении продуктов быстрого питания, а также проигнорировал его заявление о голодовке.
Указал так же, что незаконными действиями административного ответчика ему были причинены физические и нравственные страдания, поскольку он был лишен возможности употреблять свои личные продукты питания быстрого приготовления, а в целях восстановления своих прав был вынужден на 5 дней отказаться от приёма пищи и обращаться в различные органы. Кроме того, был вынужден изучить законодательство, регламентирующее вопросы обеспечения осужденных посудой и порядок обращения в суд. Он переживал, волновался, его страдания вызывали у него головные боли, бессонницу, потерю аппетита, чувство уязвимости и беззащитности перед произволом органов государственной власти.
В судебном заседании, организованном с использованием систем видеоконференц-связи, административный истец Горлов И.Е. на заявленных требованиях настаивал по основаниям, изложенным в административном иске и в измененном административном иске, просил удовлетворить их в полном объёме.
Представитель административных ответчиков ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области и ФСИН России Шарова А.А., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании просила в удовлетворении заявленных требований отказать в полном объёме, поддержала представленные суду письменные возражения, согласно которым права и законные интересы административного истца в период его содержания в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области нарушены не были, основания для денежной компенсации морального вреда отсутствуют.
Представитель заинтересованного лица начальника отдела по надзору за законностью исполнения уголовных наказаний прокуратуры Иркутской области Пислегина Р.А. – старший прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском процессе управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Лохова Е.Ю. просила в удовлетворении административного иска отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве. Пояснила, что при рассмотрении жалобы Горлова И.Е. соблюдены требования Федерального закона от 17 января 1992 года № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации», Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации, утвержденной приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 30 января 2013 года № 45, поскольку Горлов И.Е. в своем обращении, от 27.11.2020 ставил вопросы, относящиеся к компетенции органов уголовно-исполнительной системы, поэтому в соответствии с частью 3 статьи 8 названного Федерального закона № 59-ФЗ и пунктом 3.5 вышеуказанной Инструкции дата года обосновано должностным лицом прокуратуры в пределах своих полномочий направлено в вышестоящий по отношению к ФКУ СИЗО-1 орган – ГУФСИН России по Иркутской области для рассмотрения в порядке ведомственного контроля, с уведомлением об этом заявителя.
Выслушав пояснения участников процесса, допросив свидетеля Молокова С.В., исследовав материалы административного дела и оценив имеющиеся доказательства в их совокупности, суд приходит к следующему.
В силу ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 1 ч. 9 ст. 226 КАС РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление.
По смыслу приведенных норм, требования административного истца могут быть удовлетворены лишь при условии доказанности нарушения оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) его прав и законных интересов, при этом обязанность доказывания обстоятельств нарушения прав, свобод и законных интересов оспариваемыми решениями, действиями (бездействием) должностных лиц возлагается на лицо, обратившееся в суд (ч. 11 ст. 226 КАС РФ).
Согласно ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
В соответствии со ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно ст. 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В Российской Федерации в силу статьи 17 Конституции Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
Достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления. Никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию (ст. 21 Конституции Российской Федерации).
В соответствии со ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Порядок и условия содержания под стражей, гарантии прав и законных интересов лиц, которые в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации задержаны по подозрению в совершении преступления, а также лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, в отношении которых в соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, регулируются Федеральным законом от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений".
В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" содержание под стражей осуществляется в соответствии с принципами законности, справедливости, презумпции невиновности, равенства всех граждан перед законом, гуманизма, уважения человеческого достоинства, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, принципами и нормами международного права, а также международными договорами Российской Федерации и не должно сопровождаться пытками, иными действиями, имеющими целью причинение физических или нравственных страданий подозреваемым и обвиняемым в совершении преступлений, содержащимся под стражей (далее - подозреваемые и обвиняемые).
Согласно ст. 15 данного Закона в местах содержания под стражей устанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых и обвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнение задач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации. Обеспечение режима возлагается на администрацию, а также на сотрудников мест содержания под стражей, которые несут установленную законом ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение служебных обязанностей.
Приказом Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" установлены правила внутреннего распорядка в исправительных колониях, тюрьмах, лечебных исправительных учреждениях, а также лечебно-профилактических учреждениях и следственных изоляторах, выполняющих функции исправительных учреждений, в отношении соответственно находящихся в них осужденных и осужденных, оставленных для выполнения работ по хозяйственному обслуживанию; осужденных, в отношении которых приговор суда вступил в законную силу и которые, подлежат направлению в ИУ для отбывания наказания; осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое; осужденных к лишению свободы с отбыванием наказания в ИУ или тюрьме, оставленных в следственном изоляторе либо переведенных в СИЗО для участия в следственных действиях или судебном разбирательстве в качестве свидетеля, потерпевшего, подозреваемого, обвиняемого; осужденных на срок не свыше шести месяцев, оставленных в СИЗО-1 с их согласия.
Согласно разделу 2 приказа Минюста России от 16.12.2016 N 295 прием осужденных в ИУ осуществляется дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения больницы, тюрьмы) с участием оперативного работника ИУ, представителя отдела (группы) специального учета и медицинского работника. Во время приема осужденных администрация ИУ проверяет наличие личных дел и устанавливает их принадлежность прибывшим осужденным. После уточнения данных прибывшие в ИУ осужденные подвергаются личному обыску, а принадлежащие им вещи взвешиваются и досматриваются. Вещи и предметы, продукты питания, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать в соответствии с перечнем вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать (приложение N 1), а также вещи, предметы, продукты питания, превышающие 50 кг, изымаются в порядке, определенном в главе XI Правил. По результатам изъятия составляется соответствующий акт.
Решение об изъятии вещей сверх установленного веса принимается дежурным помощником начальника ИУ (дежурным помощником начальника колонии, лечебного исправительного учреждения, лечебно-профилактического учреждения (больницы, тюрьмы, следственного изолятора), а вещи, сдаваемые на склад для хранения, определяются осужденными.
Судом установлено, что Горлов И.Е. осужден приговором <данные изъяты> от <дата> по <данные изъяты> УК РФ к пожизненному лишению свободы с конфискацией имущества с отбыванием первых 5 лет лишения свободы в тюрьме, остального срока наказания – в исправительной колонии особого режима. Приговор вступил в законную силу <дата>.
Установлено так же, что Горлов И.Е. содержался в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области с 26.11.2020 (ночь с 25.11 по 26.11.2020) по 01.12.2020, следуя транзитом между исправительными учреждениями, в которых отбывал наказание.
По прибытию Горлова И.Е. в СИЗО был проведен его полный личный обыск и досмотр его личных вещей, количество которых превышало допустимый вес, установленный п.3 Примечания к Приложению № 1 «Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», утвержденных приказом Минюста России от 26.12.2017 №295, в связи с чем осужденным добровольно были сданы на склад учреждения лишние вещи, на которые была выдана квитанция №98847.
Из представленной суду копии квитанции №98847 от 25.11.2020 установлено, что на хранение от Горлова И.Е. поступила, в том числе, пластиковая посуда б/у. Под перечнем вещей Горловым И.Е. проставлена личная подпись, а так же им собственноручно написано: «С перечнем вещей согласен». По выезду из СИЗО Горловым И.Е. на квитанции собственноручно написано: «Всё получил, претензий нет».
Из справки об условиях содержания Горлова И.Е. в СИЗО-1 в период с 26.11.2020 по 01.12.2020, последний обеспечивался индивидуальной посудой из нержавеющей стали. После каждого приема пищи посуда подвергалась санитарной обработке с применением дезинфицирующих средств. В соответствии с п.248 ч.XIII приказа ФСИН России от 02.09.2016 № 696 «Об утверждении Порядка организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы» в следственных изоляторах, миски и ложки выдаются подозреваемым, обвиняемым и осужденным только на время приема пищи, после чего изымаются.
Жалоб на качественное состояние посуды, а также условия содержания от осужденного Горлова И.Е. в адрес администрации СИЗО-1 не поступало.
Согласно представленному суду журналу №858 (т.1) учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в режимном корпусе ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области (начат 17.02.2019, окончен 05.04.2021), за время содержания Горлова И.Е. в учреждении ни одного заявления или жалобы от него в адрес администрации СИЗО-1 зарегистрировано не было.
То же самое следует из справки врио начальника канцелярии ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области.
При этом, согласно данным базы ПТК «АКУС», в этот период Горловым И.Е. в закрытых конвертах были направлены следующие жалобы: №Г-151 от 27.11.2020 Уполномоченному по правам человека Тумашевой И.П.; № Г-152 от 27.11.2020 прокурору Иркутской области Пислегину Р.А.; № Г-153 от 27.11.2020 председателю ОНК Антипенко О.Н.; № Г-154 от 30.11.2020 помощнику начальника ГУФСИН России по Иркутской области по правам человека Молокову С.В.; № Г-155 от 30.11.2020 директору ФСИН Калащникову А.П.
Во исполнение статьи 16 Федерального закона от 15.07.1995 N 103-ФЗ, Министерство юстиции Российской Федерации 14 октября 2005 приказом N 189 утвердило Правила внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Согласно ст.9 УИК РФ одним из основных средств исправления осужденных является установленный порядок исполнения и отбывания наказания (режим).
В соответствии с ч. 7 ст. 76 УИК РФ для временного содержания осужденных, следующих к месту отбывания наказания либо перемещаемых из одного места отбывания наказания в другое, при исправительных учреждениях и следственных изоляторах могут создаваться транзитно-пересыльные пункты. Осужденные содержатся в транзитно-пересыльных пунктах на условиях отбывания ими наказания в исправительном учреждении, определенном приговором или определением суда либо постановлением судьи.
В соответствии с ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
При переводе в другое ИУ, освобождении осужденным разрешается брать с собой только личные вещи, продукты питания и предметы, приобретенные ими в установленном порядке.
Согласно ч.3 и 8 ст.82 УИК РФ, в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации. Перечень вещей и предметов, которые осужденным запрещается иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать, устанавливается Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений.
Количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей. Общий вес принадлежащих осужденному вещей и предметов, продуктов питания, за исключением находящихся на складе ИУ, не может превышать 36 кг.
Перечень вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденным запрещается изготавливать, иметь при себе, получать в посылках, передачах, бандеролях либо приобретать утвержден Приложением № 1 к Приказу Минюста России от 16.12.2016 N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений".
Исходя из указанного перечня, личная пластиковая посуда (тарелка, кружка, ложка) в перечень запрещенных к использованию осужденным предметов не входит.
Оценивая совокупность изложенного и представленные доказательства, суд находит подтвержденным факт сдачи Горловым И.Е. по его прибытии в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области пластиковой посуды, однако приемка Учреждением посуды на хранение была осуществлена в добровольном порядке, в совокупности с рядом иных вещей. Каких-либо претензий или возражений при принятии от Горлова И.Е. на хранение вещей осужденным выражено не было. Более того, с перечнем вещей, передаваемых на хранение, он был согласен, о чем собственноручно указал на квитанции. При получении вещей по выезду из СИЗО претензий от Горлова И.Е. так же не поступило.
Более того, согласно журналу учета предложений, заявлений и жалоб подозреваемых, обвиняемых и осужденных, содержащихся в режимном корпусе, за всё время пребывания в СИЗО (с 26.11.2020 (ночь с 25.11 по 26.11.2020) по 01.12.2020) Горловым И.Е. не было подано ни одной жалобы (обращения) в адрес администрации Учреждения.
Приложенная к административному иску административным истцом рукописная копия заявления в адрес начальника ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, датированного им 26.11.2020, в котором Горлов И.Е. просит выдать ему его личную пластиковую посуду, входящих или каких-либо других отметок, подтверждающих действительное направление заявления адресату, не содержит.
Вместе с тем, в этот период Горловым И.Е. в закрытых конвертах были направлены следующие жалобы: №Г-151 от 27.11.2020 Уполномоченному по правам человека Тумашевой И.П.; № Г-152 от 27.11.2020 прокурору Иркутской области Пислегину Р.А.; № Г-153 от 27.11.2020 председателю ОНК Антипенко О.Н.; № Г-154 от 30.11.2020 помощнику начальника ГУФСИН России по Иркутской области по правам человека Молокову С.В.; № Г-155 от 30.11.2020 директору ФСИН Калащникову А.П.
Как указывает административный истец, по результатам рассмотрения его обращений, ряд из них были оставлены без удовлетворения, однако на обращение №Г-154 от 30.11.2020 получен ответ №ОГ-39/ТО/1-3-181 от 26.01.2021 за подписью начальника ГУФСИН по Иркутской области, согласно которому не нашел подтверждения факт отказа Горлова И.Е. от приема пищи, однако иные факты жалобы нашли своё подтверждение и лица, допустившие нарушения, привлечены к ответственности.
Правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами регулирует Федеральный закон от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
Непосредственный контроль за деятельностью учреждений, исполняющих наказания и следственных изоляторов, осуществляют федеральный орган уголовно-исполнительной системы (ФСИН) и территориальные органы уголовно-исполнительной системы (ГУФСИН). Порядок этого контроля регламентирован частью 2 статьи 38 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года № 5473-1 «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы», Положением о ФСИН России, утвержденном Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года № 1314.
Из копии жалобы Горлова И.Е. в адрес помощника начальника ГУФСИН России по Иркутской области по соблюдению прав человека в УИС Молокова С.В. следует, что административный истец не согласен с тем, что по прибытии в СИЗО у него из пользования была изъята не запрещенная личная пластиковая посуда (тарелка, кружка, ложка) под предлогом того, что прибывших в изолятор обеспечивают алюминиевой посудой. В связи с неправомерностью действий администрации СИЗО им 26.11.2020 в адрес начальника СИЗО было подано заявление по факту нарушения его прав, в котором он так же уведомлял, что отказывается от приёма пищи до разрешения этого вопроса. Никаких действий по данному факту администрацией СИЗО предпринято не было, в связи с чем утром 27.11.2020 он подал 4 жалобы в органы по защите прав человека, однако и эти меры результатов не дали.
В ответе начальника ГУФСИН по Иркутской области на данное обращение № ОГ-39/ТО/1-3-181 от 26.01.2021 указано, что по результатам рассмотрения жалобы Горлова И.Е. была проведена проверка содержания указанной категории осуждённых в СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, выявлены отдельные нарушения установленного порядка отбывания наказания, лица, допустившие нарушения привлечены к ответственности. Отказов от принятия пищи в обозначенный период не зарегистрировано.
Допрошенный в судебном заседании в качестве свидетеля помощник начальника ГУФСИН России по Иркутской области Молоков С.В. суду показал, что подготавливал ответ на обращение Горлова. № ОГ-39/ТО/1-3-181 от 26.01.2021. В его должностные обязанности входит и входила на период получения жалобы Горлова проверка предполагаемых нарушений, указанных в обращениях осужденных. В данном случае проверка была проведена путем проведения визуального осмотра условий содержания осужденного и запросов материалов со склада изолятора по факту изъятия у Горлова пластиковой посуды. Показал, что в связи со сдачей Горловым пластиковой посуды для хранения на склад, нарушений его прав и законных интересов установлено не было. Факт голодовки проверкой подтвержден не был. Выявленные нарушения, на которые указано в ответе на жалобу Горлова, к предмету рассмотрения настоящего дела не относятся, а связаны с выявлением неточностей в оформлении информационных папок осужденных, которые содержались в камере совместно с Горловым. В ответе на жалобу Горлова сведения о выявленных нарушениях указаны для объективности, поскольку при выходе на проверку были проверены условия содержания не только Горлова, но и иных лиц. Все эти нарушения были сразу устранены во время проверки. В части изъятия у Горлова на хранение пластиковой посуды действия ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области являются законными.
Свидетель предупрежден судом об ответственности за дачу заведомо ложных показаний по ст.ст. 307, 308 УК РФ под подписку. Показания свидетеля не вызывают у суда сомнений, являются последовательными, согласуются с собранными по делу доказательствами. Какой-либо его личной либо иной заинтересованности в исходе дела не установлено, а поэтому оснований не доверять его показаниям у суда не имеется.
Судом так же установлено и не оспаривается административным истцом, что во время его нахождения в ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области он был обеспечен индивидуальной посудой из нержавеющей стали, после каждого приема пищи подвергающейся санитарной обработке с применением дезинфицирующих средств.
С учетом установленных в судебном заседании обстоятельств, суд не находит оснований для признания действий административного ответчика, связанных с приемом у Горлова И.Е. на временное хранение личной пластиковой посуды незаконным, как не находит и оснований для признания данного обстоятельства нарушающим права и законные интересы осужденного.
Поскольку административным истцом не представлено доказательств ненадлежащих условий его содержания, его доводы, изложенные в заявлении о ненадлежащих условиях содержания, незаконных действиях сотрудников ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, являются голословными и сами по себе не могут быть приравнены к унижающим человеческое достоинство по смыслу, вкладываемому в данное понятие ст. 3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Доказательств того, что в результате оспариваемых действий (бездействия) административного ответчика в период с 26.11.2020 по 01.12.2020 нарушены или оспорены права административного истца, свободы и его законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложены какие-либо обязанности, представлено не было.
Таким образом, в удовлетворении административного иска Горлова И.Е. в части признания действий (бездействия) ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области по изъятию у него личной пластиковой посуды как создающих препятствия для употребления продуктов быстрого приготовления незаконными, признании нарушения административным ответчиком ч.ч. 3 и 8 ст.82 УИК РФ в части превышения отведенных полномочий, выходящих за рамки исполнения приказов Минюста РФ, признании нарушения ответчиком приказов Минюста РФ от 14.10.2005 №189 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы" и от 16.12.2016 №295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений" в части несоблюдения Приложения № 2 и № 1 к данным приказам и незаконного изъятия из его пользования незапрещенной пластиковой посуды, признании действий сотрудников ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, которые изъяли у него при проведении обыска пластиковую посуду, незаконными и унижающими его человеческое достоинство, поскольку его обязывали соблюдать нормативно-правовой акт – Приложение № 1 к ПВР ИУ, надлежит отказать.
В соответствии со ст. 12.1 УИК РФ лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Согласно ч.1 ст.227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении не препятствует возмещению вреда в соответствии со статьями 1069 и 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации. Присуждение компенсации за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении лишает заинтересованное лицо права на компенсацию морального вреда за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Презумпция вины причинителя вреда предполагает, что доказательства отсутствия его вины должен представить сам ответчик. Потерпевший представляет доказательства, подтверждающие факт ненадлежащих условий содержания, размер причиненного вреда, а также доказательства того, что ответчик является причинителем вреда или лицом, в силу закона обязанным возместить вред.
Бремя доказывания наличия совокупности указанных выше обстоятельств, подлежит возложению на истца, ответчик, в случае несогласия с заявленными требованиями, обязан лишь доказать наличие обстоятельств, свидетельствующих об отсутствии вины.
На основании ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В нарушение указанных требований закона административным истцом доказательств ненадлежащих условий его содержания и незаконных действий административного ответчика не представлено, следовательно, основания для взыскания компенсации отсутствуют.
Оснований, предусмотренных ст. 1100 ГК РФ для удовлетворения заявленных требований, также не имеется.
С учетом изложенного, в удовлетворении административного иска Горлова И.Е. о взыскании денежной компенсации в размере 20000 рублей надлежит отказать.
Оснований для вынесения частного определения в адрес СУ СК по Иркутской области по факту превышения административным ответчиком своих полномочий не имеется.
Согласно положению ст. 103 КАС РФ судебные расходы состоят из государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением административного дела. Размер и порядок уплаты государственной пошлины устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Согласно ст.114 КАС РФ, судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета. Порядок и размер возмещения судебных расходов, понесенных судом в соответствии с настоящей статьей, устанавливаются Правительством Российской Федерации.
На основании изложенного и в связи с тем, что административный истец от уплаты госпошлины при подаче административного иска освобожден не был, с него, в соответствии с п.3 ч.1 ст.333.19 Налогового кодекса РФ, в доход федерального бюджета надлежит взыскать государственную пошлину в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180, 226, 227.1 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного иска Горлова Игоря Евгеньевича к ФКУ СИЗО-1 ГУФСИН России по Иркутской области, ФСИН России о признании незаконными действий по изъятию пластиковой посуды, взыскании компенсации, - отказать.
Взыскать с Горлова Игоря Евгеньевича в доход федерального бюджета госпошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Иркутский областной суд через Куйбышевский районный суд города Иркутска в течение одного месяца со дня принятия мотивированного решения.
Мотивированный текст решения принят 13.08.2021
Председательствующий Т.Н. Глухова