Решение по делу № 2-1627/2020 от 02.03.2020

                                                     2- 1627/2020

                                                                                  25RS0001-01-2020-001088-04

                                                               РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

13.10.2020                                                                                     г. Владивосток

             Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края

    в составе:

    председательствующего судьи         Лушер Т. А.,

    с участием прокурора Шляхова В.В., представителя ФГКУ Росгранстрой Бурлак Е.А.,

при помощнике: ВолгинойО.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Камчатского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному    учреждению « Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой), 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований АО « Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому АО, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю,АО УК «Аэропорты регионов» о возложении обязанности,

                                                 У С Т А Н О В И Л:

    прокурор обратился в суд    с названным иском к ответчикам, указав в обоснование требований, что в ходе проверки соблюдения требований законодательства    в сфере обустройства и функционирования пунктов    пропуска через государственную границу Российской Федерации выявлены нарушения требований вышеуказанного    законодательства.

Воздушный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Петропавловск-Камчатский (Елизово) (далее - ВПП Петропавловск-Камчатский), расположенный по адресу: <адрес>, открыт в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 1213-р и является действующим пунктом пропуска.

По результатам, проведенной на основании решения о проведении проверки исполнения законодательства в сфере обустройства и функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ от 23.04.2019, прокурорской проверки    при участии     представителя Владивостокского    филиала ФГКУ Росгранстрой выявлен    ряд нарушений, свидетельствующих о неисполнении ФГКУ Росгранстрой, находящегося    в ведении Минтранса РФ, возложенных на него функций, связанных с эксплуатацией и техническим оснащением зданий сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу    Российской Федерации, о чем составлен Акт от 30.04.2019г.

Воздушный пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Петропавловск-Камчатский не соответствует Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688, а также Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 № 701н.

Просит суд обязать Федеральное     государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ( юридический адрес: <адрес>, <адрес>, <адрес>) в воздушном грузо-пассажирском    постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную    границу Российской Федерации Петропавловск- Камчатский:

    - обеспечить наличие в пункте пропуска оборудования (печейинсинераторов) для сбора, хранения и уничтожения товаров, несоответствующих Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным)требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю и надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 № 317, для проведения ветеринарного контроля;

    -    оснастить оборудованием для уничтожения (утилизации) товаровживотного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади,багаже физических лиц и почтовых отправлениях, а также в товарных партиях;

    -    выделить и оборудовать помещения для временной изоляции лиц сподозрением на инфекционные болезни; для содержания задержанных лиц; для временно не пропущенных лиц; помещения (площадки) для карантинирования и передержки животных;

    -    выделить и оборудовать помещения для временной изоляции граждан с подозрением на особо опасные болезни, с отдельной приточно-вытяжнойвентиляцией с механическим побуждением;

    -    оборудовать санитарную стоянку, предназначенную для размещениявоздушного судна, на котором выявлен инфекционный больной, с асфальтовым покрытием с возможностью установки воздушного судна; обеспечением питьевой водой; эффективной системой сбора и утилизации отходов; искусственным освещением; заграждениями с предупреждающими надписями; биотуалетом;

    -    оборудовать специальные площадки и склады для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий в пункте пропуска; специальные помещения для безопасного хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, в том числе с холодильным оборудованием; санитарные площадки для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов и изделий; специальные площадкидля проведения герметизации грузов в поврежденной упаковке, а такжепоследующей дезинфекции грузовых единиц, со специализированной системой сбора и удаления образующихся опасных отходов,    в течение    одного года со дня вступления в силу решения суда.

    В дальнейшем, к участию в деле в качестве 3-его лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора привлечено АО УК «Аэропорты    регионов».

В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования, подтвердив     основания и доводы изложенные, представив письменные    пояснения на доводы ответчика, изложенные в отзыве     от 30.07.2020.

Основанием для предъявления настоящего      искового заявления в суд явилось длительное неисполнение ответчиком обязанности по оборудованию ВП Петропавловск-Камчатский в нарушение требований законодательства, в том числе: Единых типовых требований к оборудованию и материально- техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых при организации    государственного    контроля    в    пунктах    пропуска    через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688; Единых ветеринарных    (ветеринарно-санитарных)    требований,    предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317; Типовых требований к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», утвержденных приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 № 871; Типовых Сований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 № 701н.

Представитель ответчика в судебном заседании возражал против иска по доводам, изложенным в письменном отзыве, поскольку требования прокурора по обустройству ВПП Петропавловск-Камчатский могут быть осуществлены только в результате реконструкции либо строительства нового пункта пропуска.

АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово) получено положительное заключение государственной экспертизы на реализацию проекта - строительства нового пассажирского терминала в аэропорту Петропавловск-Камчатский (Елизово), в рамках концепции реализации проекта строительства нового пассажирского терминала предусмотрено строительство отдельного здания государственных контрольных органов, которое подлежит техническому перевооружению ФГКУРосгранстрой.

Правительство Российской Федерации в рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная границы Российской Федерации (2012-2024 года) приняло подпрограмму «Техническое перевооружение ВПП Петропавловск-Камчатский, (Елизово), Камчатский край», заказчиком проектных работ по которой является АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», а проектировщиком - ООО «СевЗапСпецСвязь». Период реализации подпрограммы -2021-2022 года, планируемый срок окончания работ -2022 г.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2012 №555-10 об утверждении ФЦП на 2012-2020 годы была предусмотрена реализация объекта в 2015-2016 г.г. с пропускной способностью 150 чел.в час. Однако, АО Аэропорты регионов (холдинг, в который входит АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово), осуществляющее строительство нового пассажирского терминала и нового отдельного здания государственных контрольных органов, заявило    об увеличении стоимости реализации проекта по причине увеличения проектной пропускной способности пункта пропуска до 600 пасс.час.

По причине длительных сроков разработки и согласования АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» проектной документации на техническое перевооружение пункта пропуска, Министерство транспорта РФ вынуждено осуществить корректировку Федеральной целевой программы, предусматривающее перенос сроков реализации мероприятий по техническому перевооружению на 2021-2022 г.г.

В настоящее время, АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» (АО УК Аэропорты регионов) выполняются мероприятия по разработке и согласованию проектной документации на техническое перевооружение пункта пропуска.

Проектная документация ФГКУ «Войсковая часть 43753» согласована, за исключением разделов проектной документации в части касающейся программно-технического комплекса паспортного контроля ПС ФСБ России.

В соответствии с п. 14. Постановления Правительства Российской Федерации №482 проектная документация на строительство, реконструкцию пункта пропуска, установку модульных (мобильных) комплексов, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, разрабатывается на основании технических заданий и требований к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, и согласовывается       с       федеральными       органами       исполнительной       власти, уполномоченными осуществлять контроль в пунктах пропуска.

Во исполнение данной нормы АО УК «Аэропорты регионов» согласовали проектную документацию с Государственными контрольными органами, находящимися в ВГШ Петропавловск-Камчатский (Елизово), в соответствии с Едиными типовыми требованиями к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденными Решением Комиссии Таможенного союза N 688 от 22 июня 2011 года, о чем свидетельствует ответ АО УК «Аэропорты регионов» на запрос ФГКУ Росгранстрой от 27.07.2020 г. №01-01-11/3 Юг. Более того, данным письмом АО Аэропорты регионов сообщило, что планируемый срок передачи строительной площадки под техническое перевооружение пункта пропуска - 1 квартал 2022 года.

Считает, что осуществляя проверку соблюдения норм требований законодательства на ВПП Петропавловск-Камчатский, истец не мог не знать о том, что ведется согласование проектной документации на основании Федеральной целевой программы «Техническое перевооружение ВПП Петропавловск-Камчатский», поскольку технические решения согласованы всеми государственными органами данном пункте пропуска еще в 2019 году.

В силу положений ст.2 ГПК РФ судебные акты не могут подменять собой решения органов власти, относящихся к их компетенции.

Просит отказать Камчатскому транспортному прокурору в удовлетворении исковых требований.

Представители третьих лиц в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены надлежащим образом, ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.

С учетом требования ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Выслушав пояснения сторон, исследовав материалы дела, оценив в совокупности     имеющиеся доказательства, суд находится заявленные    требования    обоснованными и подлежащими    удовлетворению, в силу следующего.

Согласно ст. 11 Закона Российской Федерации «О Государственной границе Российской Федерации» (далее - Закон РФ «О государственной границе РФ») пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных производится в установленных и открытых пунктах пропуска через Государственную границу.

В силу ст. 9 Закона РФ «О Государственной границе РФ» под пунктом пропуска через Государственную границу понимается территория (акватория) в пределах железнодорожной, автомобильной станции или вокзала, морского, речного порта, аэропорта, военного аэродрома, открытых для международных сообщений (международных полетов), а также иной специально выделенный в непосредственной близости от Государственной границы участок местности, где в соответствии с законодательством РФ осуществляется пропуск через Государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных. Пределы пунктов пропуска через Государственную границу и перечень пунктов пропуска через Государственную границу, специализированных по видам перемещаемых грузов, товаров и животных, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «О государственной границе РФ» открытие пункта пропуска через Государственную границу осуществляется после строительства (реконструкции), оборудования и принятия в эксплуатацию заинтересованным федеральным органом исполнительной власти соответствующих зданий, помещений, сооружений по проектам, согласованным с пограничными органами, а также таможенными и другими органами, участвующими в контроле в пункте пропуска через Государственную границу. При разработке указанных проектов должны предусматриваться помещения и сооружения, необходимые для организации пограничного и иных видов контроля. Проектирование, строительство (реконструкция) и оборудование помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу, осуществляются за счет средств федерального бюджета и иных источников финансирования, предусмотренных законодательством Российской Федерации (при условии передачи на безвозмездной основе помещений и сооружений для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пункте пропуска через Государственную границу).

Порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через Государственную границу, а также общие требования к строительству, реконструкции, оборудованию и техническому оснащению соответствующих зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемых в пунктах пропуска через Государственную границу, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу положений ст. 23 Федерального конституционного закона Российской Федерации «О Правительстве Российской Федерации», постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 02.02.2016 № 40 «Об упразднении Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации» федеральное государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» отнесено к ведению Минтранса России.

Согласно п. 1 Устава, утвержденного распоряжением Минтранса России от 23.06.2016 № СА-78-Р (далее - Устав), учредителем ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» является Российская Федерация, функции и полномочия учредителя Дирекции осуществляет Минтранс России.

Исходя из положений    п.1.2 вышеназванного Устава, Дирекция является федеральным государственным казенным учреждением, предназначенным для обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, обустройства места пересечения государственной границы РФ, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.

Полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении дирекции, согласно п. 1.6 Устава, осуществляет Минтранс России.

Согласно пункту 3.1 Устава ФГКУ Росгранстрой, целями и предметом деятельности является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации и технического оснащения зданий, помещений, сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу РФ, мест пересечения государственной границы РФ, объектов, необходимых для осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы РФ.

В целях реализации предмета деятельности Дирекция выполняет за счет средств федерального бюджета следующие виды деятельности: обеспечение эксплуатации и обслуживания объектов государственной границы, закрепленных в оперативном управлении Дирекции (п. 3.2.4); организация проведения работ по своевременному текущему ремонту зданий и сооружений, а также работ по их восстановительному и капитальному ремонту, реконструкции и техническому перевооружению (п. 3.2.5); обеспечение материально-технического снабжения для эксплуатации зданий и сооружений в пунктах пропуска, расположенных на государственной границе РФ, в местах ее пересечения (п. 3.2.6).

Постановлением Правительства РФ от 26.06.2008 № 482 утверждены Правила, регламентирующие порядок установления, открытия, функционирования (эксплуатации), реконструкции и закрытия пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации.

Воздушный грузо-пассажирский постоянный многосторонний пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации Петропавловск-Камчатский (Елизово) (далее - ВПП Петропавловск-Камчатский), расположенный по адресу: <адрес>, открыт в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 04.09.1995 № 1213-р и является действующим пунктом пропуска.

Приказом Росграницы от 10.02.2012 № 18-ОД «Об утверждении пределов воздушного грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации Петропавловск-Камчатский    (Елизово)    (Камчатский    край)»     определены пределы вышеназванного пункта пропуска.

Согласно паспорту ВПП Петропавловск-Камчатский, утвержденному 14.03.2017 в пункте пропуска осуществляют деятельность должностные лица Отделения пограничного контроля «Елизово-аэропорт» Пограничного управления ФСБ России по восточному арктическому району, таможенного поста Аэропорт Петропавловск-Камчатский Камчатской таможни, Отдела эпидемиологического надзора Управления Роспотребнадзора по Камчатскому краю, Отдела по ветеринарному и фитосанитарному надзору на государственной границе и транспорте Управления Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому автономному округу, осуществляющие пограничный, таможенный, санитарно-карантинный, ветеринарный и карантинный фитосанитарный контроль.

По результатам, прокурорской проверки Акт от 30.04.2019г., проведенной при участии     представителя Владивостокского    филиала ФГКУ Росгранстрой выявлен    ряд нарушений, свидетельствующих о неисполнении ФГКУ Росгранстрой, находящегося    в ведении Минтранса РФ, возложенных на него функций, связанных с эксплуатацией и техническим оснащением зданий сооружений,необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу    Российской Федерации, не соответствии Единым типовым требованиям к оборудованию и материально-техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации государственного контроля в пунктах пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, Классификации пунктов пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза и форме Паспорта пункта пропуска через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688, а также Типовым требованиям к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 № 701н, а именно:

вопреки п. 13 Единых типовых требований в ВПП Петропавловск-Камчатский отсутствует оборудование для сбора, хранения и уничтожения товаров, не соответствующих Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным)     требованиям,     предъявляемым     к     товарам,     подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 г. № 317, для проведения ветеринарного контроля.

В нарушение п. 18 Единых типовых требований в ВПП Петропавловск-Камчатский отсутствует оборудование для уничтожения (утилизации) товаров животного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади, багаже физических лиц и почтовых отправлениях, а также в товарных партиях.

В нарушение п. 27 Единых типовых требований в ВПП Петропавловск-Камчатский отсутствуют следующие помещения: помещения для временной изоляции лиц с подозрением на инфекционные болезни; помещения для содержания задержанных лиц; помещения для временно не пропущенных лиц; помещения (площадки) для карантинирования и передержки животных.

В соответствии с п. 95 приложения № 2 к постановлению Правительства РФ от 03.06.2011 № 442 «Об определении пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий», ВПП Петропавловск-Камчатский включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации пищевых продуктов, материалов и изделий из них.

Постановление Правительства Российской Федерации от 25.12.2007 № 930 содержит требования не только к строительству и реконструкции, но и к оборудованию функционирующих зданий, помещений и сооружений, необходимого для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля без исключения.

Во исполнение п. 2 Постановления Правительства РФ от 25.12.2007 № 930 федеральными органами исполнительной власти по согласованию с Росграницей утверждены типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимые для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, с учетом видов международного сообщения.

Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 № 701н утверждены Типовые требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, обходимых для организации санитарно-карантинного контроля в пунктах пуска через государственную границу Российской Федерации (далее - Типовые требования).

Вопреки п.п. 8, 10 Типовых требований, в пункте пропуска отсутствует помещение для временной изоляции граждан с подозрением на особо опасные болезни (далее - помещения для временной изоляции), оборудованное отдельной приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением.

В нарушение п.п. 13, 14 Типовых требований, в ВПП Петропавловск-Камчатский не оборудована санитарная стоянка, предназначенная для размещения воздушного судна, на котором выявлен инфекционный больной, с асфальтовым покрытием с возможностью установки воздушного судна; обеспечением питьевой водой; эффективной системой сбора и утилизации отходов; искусственным освещением; заграждениями с предупреждающими надписями; биотуалетом.

Вопреки п. 20 Типовых требований в пункте пропуска отсутствуют оборудованные специальные площадки и склады для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий в пункте пропуска; специальные помещения для безопасного хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, в том числе с холодильным оборудованием; санитарные площадки для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов и изделий; специальные площадки для проведения герметизации грузов в поврежденной упаковке, а также последующей        дезинфекции        грузовых        единиц,        оборудованные специализированной системой сбора и удаления образующихся опасных отходов.

Согласно п.п 4.5.5., 5.6.5.. 5.8. и 5.11.1 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 01.11.2007 № 734, Росграница осуществляет обеспечение функционирования (эксплуатации) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного    и    иных    видов    контроля    в    пунктах    пропуска    через государственную границу Российской Федерации, включая содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение (за исключением специального оборудования государственных контрольных органов) указанных зданий, помещений и сооружении, а также обеспечение функционирования (эксплуатации), содержание, ремонт, оборудование и техническое оснащение зданий, помещений и сооружений в местах пересечения государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.11.2007 № 734 на Росграницу возложены полномочия по обустройству государственной границы: создание, развитие, обеспечение деятельности пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и мест ее пересечения; реализация функции государственного заказчика: выработка и реализация государственной политики; нормативно-правовое регулирование; управление государственным имуществом и оказание государственных услуг в сфере обустройства государственной границы Российской Федерации.

В соответствии с п. 3 Указа Президента РФ от 02.02.2016 № 40 Министерство транспорта РФ является правопреемником упраздняемого Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации, в том числе по обязательствам, возникшим в результате исполнения судебных решений. Положением о Министерстве транспорта РФ, утверждённым Постановлением правительства РФ от 30.07.2004 № 395, закреплены полномочия, аналогичные указанным выше полномочиям Росграницы (п.п.1, 5.2.54 (10), 5.2.54(11). 5.5 (24). 5.5(25). 5.5(27)7,5.1 1(7).

Согласно п. 4 Положения о Федеральном агентстве по обустройству государственной границы РФ Федеральное агентство по обустройству государственной границы Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы и подведомственные организации.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 11.09.2008 № 1308-р в целях обеспечения выполнения функций, связанных с проектированием, строительством, реконструкцией, эксплуатацией и техническим оснащением зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, обустройства мест пересечения государственной границы Российской Федерации, а также осуществления федеральными органами исполнительной власти полномочий в сфере защиты и охраны государственной границы Российской Федерации создано федеральное государственное учреждение «Дирекция но строительству и эксплуатации объектов Росграницы» и отнесено к ведению Росграницы.

В соответствии со ст. 161 Бюджетного кодекса РФ, п. 1.6 Устава, Минтранс России в соответствии с Бюджетным кодексом РФ осуществляет полномочия главного распорядителя бюджетных средств в отношении Дирекции. Финансовое обеспечение ФГКУ Росгранстрой осуществляется за счет средств федерального бюджета на основании бюджетной сметы (п. -5.1 Устава).

Таким образом, Минтранс России, в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации осуществляет полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета, в том числе доводит до Дирекции лимиты бюджетных обязательств, утверждает бюджетную смету Дирекции, вносит в нее изменения, осуществляет контроль за целевым использованием средств федерального бюджета, выделяемых на обеспечение деятельности Дирекции, также другие бюджетные полномочия, установленные законодательством Российской Федерации.

Пунктом 2.1 Устава определено, что Дирекция является юридическим лицом, наделяется обособленным имуществом на праве оперативного управления, имеет лицевые счета, имеет самостоятельный баланс. Для достижения целей своей деятельности Дирекция от своего имени приобретает и осуществляет имущественные и личные неимущественные права, несет обязанности, выступает в качестве истца и ответчика в суде от своего имени в соответствии с законодательством.

При таких обстоятельствах, Министерство транспорта Российской Федерации в соответствии с бюджетными полномочиями, представленными ему, как главному распорядителю бюджетных средств, в том числе установленными ст. 158 Бюджетного кодекса РФ, в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств для функционирования ФГКУ Росгранстрой, вправе внести изменения в бюджетную смету, осуществить планирование соответствующих расходов бюджета, составить обоснования бюджетных ассигнований и распределить их.

Исходя из анализа совокупности положений нормативно-правовых актов, предусматривающих определенные требования к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного, санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу РФ, и целей, функций, прав и обязанностей ФГКУ Росгранстрой, регламентированных п. 3.1, 3.2., 4.4 Устава, следует, что непосредственной целью создания ФГКУ Росгранстрой является организация проектирования, строительства, реконструкции, эксплуатации технического оснащения зданий, помещений сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, для чего наделен рядом полномочий и самостоятельным балансом.

Основанием предъявления данного     иска явилось длительное неисполнение ответчиком обязанности по оборудованию ВП Петропавловск-Камчатский в нарушение требований законодательства, в том числе: Единых типовых требований к оборудованию и материально- техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых при организации    государственного    контроля    в    пунктах    пропуска    через таможенную границу Евразийского экономического союза, утвержденное Решением Комиссии Таможенного союза от 22.06.2011 № 688; Единых ветеринарных    (ветеринарно-санитарных)    требований,    предъявляемых к товарам, подлежащим ветеринарному контролю (надзору), утвержденных Решением Комиссии Таможенного союза от 18.06.2010 № 317; Типовых требований к оснащению и оборудованию санитарно-карантинных пунктов и учреждений, обеспечивающих деятельность санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации», утвержденных приказом Роспотребнадзора от 27.08.2012 № 871; Типовых Сований к оборудованию и техническому оснащению зданий, помещений и сооружений, необходимых для организации санитарно-карантинного контроля пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации, утвержденных приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 09.12.2008 № 701н.

Ответчик    не оспаривает, что по причине длительных сроков разработки и согласования АО «Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)» проектной документации на техническое перевооружение пункта пропуска, Министерство транспорта РФ вынуждено осуществить корректировку Федеральной целевой программы, предусматривающее перенос сроков реализации мероприятий по техническому перевооружению на 2021-2022 г.г.

Решение о проведении проверки исполнения законодательства в сфере обустройства и функционирования пунктов пропуска через государственную границу РФ было принято    ДД.ММ.ГГГГ, прокурорская проверка,    при участии     представителя Владивостокского    филиала ФГКУ Росгранстрой выявлен    ряд нарушений, свидетельствующих о неисполнении ФГКУ Росгранстрой, находящегося    в ведении Минтранса РФ, возложенных на него функций, связанных с эксплуатацией и техническим оснащением зданий сооружений, необходимых для организации пограничного, таможенного и иных видов контроля, осуществляемого в пунктах пропуска через государственную границу    Российской Федерации, о чем составлен Акт от 30.04.2019г.

Исковое заявление    поступило в Ленинский районный суд г.Владивостока 02.03.2020г.

Прокурор обоснованно указывает, что невыполнение требований вышеприведенных норм закона и нормативно-правовых актов, влечет возникновение (возможность возникновения) факторов, создающих угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц, поскольку пункт пропуска является местом пересечения государственной границы Российской Федерации, его несоответствие установленным требованиям может привести, в том числе к проникновению на территорию Российской Федерации зараженных товаров, а также людей, имеющих опасные заболевания, создавая угрозу заражения неопределенного круга лиц, пребывающих на территорию Камчатского края, а также принятием дополнительных мер по недопущению проникновения на территорию Российской Федерации пневмонии нового типа («нового коронавируса»).

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ гражданское судопроизводство осуществляется на основании равноправия и состязательности сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которых она основывает свои требования и возражения.

Согласно положениям ст. 67 ГПК РФ суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Никакие доказательства не имеют для суда заранее установленной силы. Суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

При таких обстоятельствах требования Камчатского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.

    С учетом положений ч. 2 ст. 206 ГПК РФ, а также учитывая объем ввезенных транспортных средств, суд считает необходимым    установить срок      исполнения решения суда в течение одного    года с момента вступления    решения суда в законную силу.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

                                                           Р Е Ш И Л:

исковые требования Камчатского транспортного прокурора в интересах Российской Федерации и неопределенного круга лиц к Федеральному государственному казенному    учреждению « Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» (ФГКУ Росгранстрой), 3-и лица, не заявляющие самостоятельных требований АО « Международный аэропорт Петропавловск-Камчатский (Елизово)», Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и Чукотскому АО, Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю,АО УК «Аэропорты регионов» о возложении обязанности, удовлетворить.

Обязать Федеральное     государственное казенное учреждение «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы» ( юридический адрес: <адрес>, <адрес> <адрес>, <адрес>) в воздушном грузо-пассажирском    постоянном многостороннем пункте пропуска через государственную    границу Российской Федерации Петропавловск- Камчатский:

    - обеспечить наличие в пункте пропуска оборудования (печейинсинераторов) для сбора, хранения и уничтожения товаров, несоответствующих Единым ветеринарным (ветеринарно-санитарным)требованиям, предъявляемым к товарам, подлежащим ветеринарному контролю и надзору), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 18 июня 2010 № 317, для проведения ветеринарного контроля;

    -    оснастить оборудованием для уничтожения (утилизации) товаровживотного и растительного происхождения, выявленных в ручной клади,багаже физических лиц и почтовых отправлениях, а также в товарных партиях;

    -    выделить и оборудовать помещения для временной изоляции лиц сподозрением на инфекционные болезни; для содержания задержанных лиц; для временно не пропущенных лиц; помещения (площадки) для карантинирования и передержки животных;

    -    выделить и оборудовать помещения для временной изоляции граждан с подозрением на особо опасные болезни, с отдельной приточно-вытяжнойвентиляцией с механическим побуждением;

    -    оборудовать санитарную стоянку, предназначенную для размещениявоздушного судна, на котором выявлен инфекционный больной, с асфальтовым покрытием с возможностью установки воздушного судна; обеспечением питьевой водой; эффективной системой сбора и утилизации отходов; искусственным освещением; заграждениями с предупреждающими надписями; биотуалетом;

    -    оборудовать специальные площадки и склады для временного хранения грузов, пищевых продуктов, материалов и изделий в пункте пропуска; специальные помещения для безопасного хранения пищевых продуктов и продовольственного сырья, в том числе с холодильным оборудованием; санитарные площадки для временного хранения задержанных в пункте пропуска пищевых продуктов, материалов и изделий; специальные площадкидля проведения герметизации грузов в поврежденной упаковке, а такжепоследующей дезинфекции грузовых единиц, со специализированной системой сбора и удаления образующихся опасных отходов,    в течение    одного года со дня вступления в силу решения суда.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Приморский краевой суд через Ленинский районный суд г. Владивостока в месячный срок с момента изготовления мотивированного решения суда.

Судья                                                               Т. А. Лушер

2-1627/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Камчатский транспортный прокурор
Ответчики
Федеральное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации обьектов Росграницы"
Другие
Управление Россельхознадзора по Камчатскому краю и ЧАО
Управление Роспотребнадзора по Камчатскому краю
АО "Международный аэропорт Петропавлевск-Камчатский (Елизово")
АО УК « Аэропорты регионов»
Суд
Ленинский районный суд г. Владивосток
Судья
Лушер Татьяна Анатольевна
Дело на странице суда
leninsky.prm.sudrf.ru
02.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
02.03.2020Передача материалов судье
03.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
03.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.03.2020Подготовка дела (собеседование)
20.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.04.2020Судебное заседание
08.06.2020Судебное заседание
22.06.2020Судебное заседание
30.07.2020Судебное заседание
13.10.2020Судебное заседание
13.10.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее