Решение по делу № 12-404/2020 от 10.08.2020

Дело № 12-404/2020

УИД 92RS0-83

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу

об административном правонарушении

16 декабря 2020 года Судья Балаклавского районного суда города Севастополя Зарудняк Н.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Балаклавского районного суда города Севастополя жалобу ООО «Севастопольский» на постановление о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ,

У С Т А Н О В И Л:

Постановлением начальником отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Керсановым А.А. от 22 июля 2020 года ООО «Севастопольский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, управляющий ООО «Севастопольский» Цымбалистый Т.Г. подал жалобу, в которой ставит вопрос о его отмене и прекращении производства по делу в связи с отсутствием состава правонарушения. В обоснование жалобы указывает, что как следует из постановления, поводом для составления протокола послужила проверка, проведённая в рамках контрольно-надзорного мероприятия, на основании решения о проведении проверки Севастопольской межрайонной природоохранной прокуратуры на принадлежащем ООО «Севастопольский» земельном участке сельскохозяйственного назначения. В ходе проверки было установлено, что данный земельный участок зарастает сорной растительностью на площади около 42 Га, отсутствуют следы проведения фитосанитарных и агротехнических мероприятий, общий процент зарастания земельного участка составляет 34%. Однако, представленные специалистам Департамента сельского хозяйства пояснения и возражения во время и после осмотра земельного участка, во внимание не приняты, действия, направленные на установление и подтверждение фактов, изложенных в постановлении, Департаментом не предпринимались. Обращает внимание на те обстоятельства, что материалами административного расследования установлена лишь сорная растительность (трава) на земельном участке, а поэтому аргумент о том, что залесенность и/или закустарненность земельного участка составляет свыше 15%, по мнению заявителя, не имеет никаких оснований. Также указывает, что в деле отсутствуют сведения о том, что земельный участок имеет вид разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства», а также доказательства того, что ООО «Севастопольский» не проводит работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы.

Настоящая жалоба подана ООО «Севастопольский» в установленный частью 1 статьи 30.3 КоАП РФ срок, в связи с чем подлежит рассмотрению по существу.

В судебном заседании представитель ООО «Севастопольский» Рачев Д.К. поддержал доводы жалобы и просил её удовлетворить по изложенным в ней основаниям. Помимо прочего, просил учесть, что ООО «Севастопольский» в период с 01 по 10 июля 2020 года проведены мероприятия по удалению карантинных растений путём скашивания и проведения культивации, в обоснование чего представил фото таблицу. Также обращал внимание на то, что ООО «Севастопольский» является субъектом малого и среднего предпринимательства, что подтверждено сведениями из соответствующего реестра.

Будучи надлежаще извещённым о месте и времени рассмотрения дела, представитель Департамента сельского хозяйства в судебное заседание не явился, уважительных причин неявки суду не сообщил, в связи с чем на основании пункта 4 части 2 статьи 30.6 КоАП РФ, считаю возможным рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Выслушав представителя ООО «Севастопольский», проверив на основании имеющихся в деле материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, суд приходит к выводу о его изменении в части вида назначенного административного наказания, исходя из следующего.

В соответствии со статьёй 24.1 КоАП РФ задачами производства по делу об административном правонарушении являются всестороннее, полное и объективное выяснение обстоятельств дела, разрешение его в соответствии с законом.

В силу статьи 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие либо отягчающие административную ответственность, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными Кодексом РФ об административных правонарушениях, объяснениями лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключением экспертов, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественных доказательств.

Согласно статье 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

В силу части 2 статьи 8.7 КоАП РФ административным правонарушением признается невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель.

Объектом указанного правонарушения выступают общественные отношения в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Объективную сторону данного правонарушения образует бездействие по выполнению установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду.

Субъектом правонарушения являются лица, обязанные соблюдать установленные законом требования и обязательные мероприятия. Субъективная сторона характеризуется виной.

Частью 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия; защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель; защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, а также защите растений и продукции растительного происхождения от вредных организмов (растений или животных, болезнетворных организмов, способных при определенных условиях нанести вред деревьям, кустарникам и иным растениям), ликвидации последствий загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и захламления земель.

В соответствии со статьёй 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом РФ, федеральными законами.

Согласно пункта 1 статьи 77 Земельного кодекса РФ землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населённого пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В статье 79 Земельного кодекса РФ установлено, что сельскохозяйственные угодья - пашни, сенокосы, пастбища, залежи, земли, занятые многолетними насаждениями (садами, виноградниками и другими), - в составе земель сельскохозяйственного назначения имеют приоритет в использовании и подлежат особой охране.

В силу статьи 8 Федерального закона от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» собственники, владельцы, пользователи, в том числе арендаторы, земельных участков обязаны: осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду; соблюдать нормы и правила в области обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения; представлять в установленном порядке в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; содействовать проведению почвенного, агрохимического, фитосанитарного и эколого-токсикологического обследований земель сельскохозяйственного назначения; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании; выполнять другие обязанности, предусмотренные законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешённым использованием способами, которые не должны причинить вред земле как природному объекту, в том числе приводить к деградации, загрязнению, захламлению земель, отравлению, порче, уничтожению плодородного слоя почвы и иным негативным (вредным) воздействиям хозяйственной деятельности.

Сорные растения (сорняки) в соответствии с ГОСТ 16265-89 – это дикорастущие растения, обитающие на сельскохозяйственных угодьях и снижающие величину и качество продукции, урожай всех сельскохозяйственных культур и ухудшающие его качество; благодаря хорошо развитой корневой системе способны поглощать воду и питательные вещества раньше, чем культурные растения; создают очаги распространения болезней и вредителей растений.

Согласно положениям пункта 15.1 «Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения», утверждённых Министром сельского хозяйства Российской Федерации 24 сентября 2003 года и Президентом Россельхозакадемии 17 сентября 2003 года, сорные растения иссушают почву, выносят из неё полезные микроэлементы (в среднем, азот - 46%, фосфор - 15%, калий - 39%), снижают температура почвы не менее чем на 2-4° С, что отрицательно влияет на активность почвенных микроорганизмов, процесс минерализации органических веществ в почве, являются местообитанием и временным источником питания многих вредителей сельскохозяйственных культур, распространителями грибковых и бактериальных болезней, выделяют в почву вредные вещества и вызывают другие негативные последствия для сельского хозяйства.

В соответствии с пунктом 9.4 «Методических указаний по проведению комплексного мониторинга плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения», утверждённых Министром сельского хозяйства Российской Федерации 24 сентября 2003 года, к признакам деградированных почв относятся в том числе: закустаренность лугов и пастбищ, неоднородность состояния растений.

Таким образом, в силу прямого указания действующего законодательства в сфере земельных отношений обязанность не допускать зарастание сельскохозяйственных угодий сорными растениями, деревьями и кустарниками и обязанность по проведению соответствующих мероприятий возложена на собственников, землевладельцев, землепользователей и арендаторов сельскохозяйственных земель.

Как следует из материалов дела, 25 мая 2020 года в рамках контрольно-надзорного мероприятия на основании решения о проведении проверки Севастопольского межрайонного природоохранного прокурора от 12 мая 2020 года сотрудниками Департамента сельского хозяйства города Севастополя совместно с сотрудниками межрайонной природоохранной прокуратуры осуществлена проверка на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащего на праве собственности ООО «Севастопольский», с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства», по документу «для ведения товарного сельскохозяйственного производства», площадью 123,8 га, по результатам анализа использования земель сельскохозяйственного назначения на территории города Севастополя, участок относится к виду угодий пашня.

В ходе проведения контрольно-надзорных мероприятий было выявлено, что земельный участок с кадастровым номером зарастает сорной растительностью на площади около 42 га (пырей ползучий, свинорой пыльчатый и другие), отсутствуют следы проведения фитосанитарных и агротехнических мероприятий, по участку размещены не демонтированные бетонные остатки сооружений. Процент зарастания земельного участка составляет 34% от общей площади. При проведении проверки осуществлялось фотографирование.

Из представленной в дело фото таблицы видно, что земельный участок с кадастровым номером имеет зарастание сорной растительностью и кустарниками, на нём размещены не демонтированные бетонные остатки сооружений.

В своих объяснениях от 25 мая 2020 года директор ООО «Севастопольский» Зоричева Г.Г. подтвердила тот факт, что на участке произрастает много травы.

Вышеуказанные обстоятельства послужили основанием для составления 10 июля 2020 года старшим инспектором отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя протокола об административном правонарушении в отношении ООО «Севастопольский» по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Постановлением начальника отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Керсанова А.А. от 22 июля 2020 года ООО «Севастопольский» привлечено к административной ответственности по части 2 статьи 8.7 КоАП РФ.

Факт совершения ООО «Севастопольский» указанного в постановлении административного правонарушения объективно подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: справкой Департамента сельского хозяйства Севастополя от 06 июня 2020 года по результатам проведения проверки в рамках контрольно-надзорного мероприятия на земельном участке сельскохозяйственного назначения с кадастровым номером , принадлежащего ООО «Севастопольский», с видом разрешённого использования «для сельскохозяйственного производства», площадью 123,8 га (участок относится к виду угодий пашня); протоколом об административном правонарушении от 10 июля 2020 года, достоверность и допустимость которых сомнений не вызывают.

Начальником отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Керсановым А.А. правильно установлены все фактические обстоятельства совершения описанного выше административного правонарушения, подлежащие доказыванию, дана надлежащая юридическая оценка бездействию ООО «Севастопольский», обоснованно сделан вывод о наличии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и виновности ООО «Севастопольский» в его совершении.

На ООО «Севастопольский», как на собственника указанного земельного участка, возложены обязанности выполнять установленные требования и обязательные мероприятия по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель. Однако, из материалов дела следует, что принадлежащий ООО «Севастопольский» земельный участок имеет зарастание сорной растительностью и кустарником, на нём размещены не демонтированные бетонные остатки сооружений.

Доказательств, подтверждающих выполнение ООО «Севастопольский» всех возложенных на него действующим законодательством мер для предотвращения правонарушения, как и доказательств отсутствия возможности и наличия объективных обстоятельств, препятствующих выполнению заявителем установленных законодательством обязанностей, суду не представлено.

Административное наказание в виде административного штрафа назначено должностным лицом в пределах санкции части 2 статьи 8.7 КоАП РФ, с учётом требований статей 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ. Нарушений норм материального и процессуального права допущено не было. Порядок и срок давности привлечения ООО «Севастопольский» к административной ответственности не нарушены.

Вместе с тем, в соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 РФ юридическим лицам, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 КоАП РФ, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 данной статьи.

Согласно части 2 статьи 3.4 КоАП РФ предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

С учётом взаимосвязанных положений части 2 статьи 3.4 и части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ возможность замены наказания в виде административного штрафа предупреждением допускается при наличии совокупности всех обстоятельств, указанных в части 2 статьи 3.4 КоАП РФ.

Из представленных в суд документов следует, что ООО «Севастопольский» включено в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, к административной ответственности привлекается впервые, допущенное правонарушение было устранено ООО «Севастопольский» самостоятельно и непосредственно после выявления нарушения. Каких-либо сведений о том, что от действий ООО «Севастопольский» наступил какой-либо вред жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, или причинён имущественный ущерб, ни протокол об административном правонарушении, ни обжалуемое постановление не содержат.

При таких обстоятельствах суд считает, что к ООО «Севастопольский» подлежит применению положение части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ, а назначенное ему наказание в виде штрафа замене на предупреждение.

Назначение ООО «Севастопольский» административного наказания в виде предупреждения в данной ситуации согласуется с его предупредительными целями (статья 3.1 КоАП РФ), соответствует принципам законности, справедливости, неотвратимости и целесообразности юридической ответственности.

Руководствуясь статьями 30.7, 30.8 КоАП РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Постановление начальника отдела государственного земельного надзора Управления по ветеринарному и фитосанитарному надзору Департамента сельского хозяйства города Севастополя Керсанова А.А. от 22 июля 2020 года ООО «Севастопольский» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 8.7 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде штрафа в размере 400 000 рублей, - изменить.

На основании части 1 статьи 4.1.1 КоАП РФ назначенное ООО «Севастопольский» административное наказание в виде административного штрафа заменить на административное наказание в виде предупреждения.

В остальной части постановление от 22 июля 2020 года оставить без изменения.

Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд в течение десяти суток со дня получения его копии.

Судья                                                                                           Н.Н. Зарудняк

12-404/2020

Категория:
Административные
Ответчики
ООО" Севастопольский"
Суд
Балаклавский районный суд Севастополя
Судья
Зарудняк Наталья Николаевна
Статьи

8.7

Дело на странице суда
balaklavskiy.sev.sudrf.ru
10.08.2020Материалы переданы в производство судье
12.08.2020Истребованы материалы
02.11.2020Поступили истребованные материалы
16.12.2020Судебное заседание
16.12.2020Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
29.12.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.12.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее