№ 16-65/2021 (№ 16-2625/2020)
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
г. Владивосток 19 марта 2021 года
Заместитель председателя Девятого кассационного суда общей юрисдикции Дорохов А.П., рассмотрев жалобу директора ООО «Экологический резерв» Репика Е.Е. на вступившее в законную силу постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Экологический резерв»,
у с т а н о в и л:
постановлением судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2020 года ООО «Экологический резерв» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статей 8.2 КоАП РФ, и подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
В жалобе, поданной в Девятый кассационный суд общей юрисдикции, директор ООО «Экологический резерв» Репик Е.Е. просит отменить вступивший в законную силу судебный акт, производство по делу прекратить в связи с недоказанностью обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Изучив материалы истребованного дела, доводы жалобы, прихожу к следующему.
Статьей 8.2 КоАП РФ (нормы, цитируемые в настоящем постановлении, приведены в редакции, действующей на момент возникновения обстоятельств, послуживших основанием для привлечения ООО «Экологический резерв» к административной ответственности) установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определены Федеральным законом от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах).
В соответствии со статьей 1 Федерального закона об отходах под отходами производства и потребления (далее также отходы) понимаются вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Законом.
Частью 2 статьи 11 Федерального закона об отходах установлено, что юридические лица и индивидуальные предприниматели при эксплуатации зданий, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны соблюдать федеральные нормы и правила и иные требования в области обращения с отходами.
Согласно части 1 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, радиоактивные отходы подлежат сбору, накоплению, утилизации, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В силу части 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» запрещается сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву.
Материалами дела установлено, что 4 июня 2019 года по адресу: <адрес>, ООО «Экологический резерв» при осуществлении деятельности по приему и переработке рыбных отходов от рыбы-белорыбицы, изготовления рыбной муки и ее продажи потребителям, от изготовления которой по прессово-сушильной схеме в качестве побочного продукта образуется рыбный подпресовый бульон, который относится к жидким отходам производства и включен в Федеральный классификационный каталог отходов (ФККО) под названием «Отходы из жироотделителей, содержащие животные жировые продукты» с кодом 3 01 195 23 39 4, IV класса опасности, в нарушение требований части 2 статьи 11 Федерального закона от 24 июня 1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления», частей 1, 2 статьи 51 Федерального закона от 10 января 2002 года № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», сбросило отходы производства – жидкие отходы (подпресовый бульон, в том числе с примесями твердых фракций в виде голов, костей рыб), образовавшиеся на предприятии ООО «Экологический резерв» при производстве кормовой муки из рыбных отходов и малоценных пород рыб на жиромучной установке А1-ИЖР, сначала в ливневый колодец ТЭЦ-2 по незаконно вмонтированной в бетонный лоток трубе, имеющей выход с производственной территории ООО «Экологический резерв», а затем, из-за засорения бетонного лотка, на почву территории расположенной в границах земельного участка: северный торец здания теплоизоляционных материалов стройдвора ТЭЦ-2 – северный склон к озеру Халактырское – граница территории ООО «Экологический резерв», расположенной по адресу: <адрес>. При этом указанная территория не включена в реестр объектов размещения отходов.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении ООО «Экологический резерв» дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, и привлечения его к административной ответственности.
Фактические обстоятельства дела подтверждаются собранными доказательствами: объяснением Сезоненко Н.А. от 14 августа 2019 года с приложенной к нему видеозаписью (т. 1 л.д. 98-100); объяснением Савченко М.В. от 29 июля 2019 года (т. 1 л.д. 125); объяснением Токарева В.П. от 29 июля 2019 года (т. 1 л.д. 129-130); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17 июля 2019 года № 02/09-19 (т. 2 л.д. 1-2) с приложенной к нему фототаблицей (т. 2 л.д. 3-4) и видеозаписью (т. 2 л.д. 5); служебной запиской начальника ООЭД филиала Камчатские ТЭЦ Токарева В.П. (т. 2 л.д. 7-8); протоколом испытаний от 11 июня 2019 года № 35 (т. 2 л.д. 9-10); фототаблицей (т. 2 л.д. 11-20); письмом директора филиала Камчатские ТЭЦ Лезина А.В. от 11 июня 2019 года № 07-1999 (т. 2 л.д. 21-22); актом обследования территории станции ТЭЦ-2 (т. 2 л.д. 23-24); фототаблицей (т. 2 л.д. 25-33); протоколом осмотра принадлежащих юридическому лицу помещений, территорий и находящихся там вещей и документов от 17 июля 2019 года № 01/09-19 (т. 2 л.д. 34-35) с приложенной к нему фототаблицей (т. 2 л.д. 36-38); планом-схемой места забора проб почвы (т. 2 л.д. 39); планом-схемой расположения котлована, свалок отходов (т. 2 л.д. 40); видеозаписью (т. 2 л.д. 41); протоколом об административном правонарушении от 3 апреля 2020 года № 02/09-19 (т. 2 л.д. 86-89) и иными материалами дела, которым дана оценка нижестоящими судебными инстанциями на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 КоАП РФ.
Доводы заявителя жалобы о том, что при рассмотрении дела судья городского суда вменил ООО «Экологический резерв» сброс отходов производства – жидкие отходы (подпресовый бульон, в том числе с примесями твердых фракций в виде голов, костей рыб), тем самым вышел за пределы объема вмененного юридическому лицу состава административного правонарушениям, опровергаются вышеуказанными доказательствами по делу, в силу чего подлежат отклонению.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 КоАП РФ.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Установленные по делу обстоятельства свидетельствуют о том, что ООО «Экологический резерв» имело возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, но им не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, судья Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края пришел к обоснованному выводу о совершении ООО «Экологический резерв» административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой установленных нижестоящей судебной инстанцией обстоятельств правовым основанием к отмене принятого по делу судебного акта не является.
Иные доводы заявителя жалобы не содержат аргументов, ставящих под сомнение законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, поскольку направлены на переоценку имеющихся в деле доказательств, которые были исследованы судьей городского суда при рассмотрении дела.
Нарушений норм процессуального закона, влекущих отмену обжалуемых судебных актов, в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Постановление о привлечении ООО «Экологический резерв» к административной ответственности вынесено судьей городского суда с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание ООО «Экологический резерв» назначено в пределах санкции статьи 8.2 КоАП РФ по правилам, установленным статьями 3.1, 3.5, 4.1 КоАП РФ.
Оснований для отмены либо изменения состоявшегося по делу судебного акта не имеется.
Руководствуясь статьями 30.12 - 30.18 КоАП РФ,
п о с т а н о в и л:
постановление судьи Петропавловск-Камчатского городского суда Камчатского края от 20 мая 2020 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.2 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «Экологический резерв» оставить без изменения, жалобу директора ООО «Экологический резерв» Репика Е.Е. без удовлетворения.
Заместитель председателя А.П. Дорохов