Дело № 12-13/2019
РЕШЕНИЕ
г. Новороссийск 06 февраля 2019г.
Ленинский районный суд г. Новороссийска Краснодарского края в составе судьи Котовой В.А.,
при секретаре ФИО7.,
с участием представителей ООО1" -ФИО2, действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.,ФИО4., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по жалобе ООО1" (ООО1) на постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ №3о привлечении к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ,
у с т а н о в и л а:
Постановлением Департамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ №/ООО1" (далее ООО1)) привлечено к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 200 000 рублей.
Не согласившись с постановлением,представитель ООО1" ФИО3 подал жалобу, в которой просит постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО от 18.12.2018г. № о привлечении ООО1" к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ отменить, производство по делу прекратить, поскольку отсутствует событие административного правонарушения.А так же признать незаконным и отменить Представление Департамента Росприроднадзора по СКФОот 18.02.2018г. об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
В судебном заседании представители ООО1" -ФИО2 и ФИО4 поддержали доводы жалобы, настаивали на ее удовлетворении.
Выслушав лиц, участвующих в деле и исследовав материалы дела, суд находит жалобуподлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья должен проверить дело в полном объеме.
Согласно ч.1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, ООО1" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренногост. 8.2 КоАП РФ, поскольку Обществом в нарушение требований законодательства на территории структурного подразделения НПС» осуществляется накопление отходов на земельном участке в отсутствие мест накопления либо хранения отходов, которыесоответствуют критериям установленным Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 30.04.2003 № 80 «О введении в действие Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.1322-03» ООО1» и ст. 13.4 Федерального закона от 24.06.1998г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Закона № 89-ФЗ). В связи с чем, возникает угроза причинения вреда окружающей среде, а также угроза чрезвычайных ситуаций техногенного характера. А также,в нарушение ч. 2 ст. 11, ч. 2, ч. 4 ст. 18 Федерального закона от№ 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»ООО1» при разработке ПНООЛР для структурного подразделения НПС» не учтены такие виды отходов, как «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5% и более)» (3 класс опасности); покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные (4 класс опасности), и соответственно, нормативы образования отходов и лимитов на их размещение для данных видов отходов не установлены.
Между тем, суд считает указанные выводы ошибочными, не соответствующим нормам действующего законодательства.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению в частности: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, а также виновность лица в совершении административного правонарушения.
Как предусмотрено статьей 26.11 КоАП РФ судья, членыколлегиального органа, должностноелицо,осуществляющиепроизводство по делу обадминистративном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Так, статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами.
Правовые основы обращения с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду определяет Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее - Федеральный закон № 89-ФЗ).
В соответствии со ст. 1 названного Федерального закона отходами производства и потребления признаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Положениями Федерального закона «Об отходах производства и потребления» установлены требования и обязанности в сфере обращения с отходами производства и потребления, распространяющиеся как на хозяйствующих субъектов, в процессе деятельности которых образуются отходы, так и на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами.
Согласно ст. 11 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязаны проводить инвентаризацию (учет) отходов и объектов их размещения; предоставлять в установленном порядке необходимую информацию в области обращения с отходами.
В силу п. 1 ст. 19 Федерального закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов.
Исходя из положений указанных норм, обязанность по проведению инвентаризации отходов и объектов их размещения и представлению необходимой информации в области обращения с отходами возложена на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, эксплуатирующих предприятия, здания, строения, сооружения и иные объекты в связи с обращением с отходами; обязанность по учету образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученных от других лиц, а также размещенных отходов - на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, осуществляющих деятельность в области обращения с отходами (деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов).
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела, Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Северо-Кавказскому федеральному округу в целях выполнения пункта 10 перечня поручений протокола совещания у Заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Д.Н. Козака от 19.09.18 № ДК-П9-166пр, на основании приказа Департамента от ДД.ММ.ГГГГ № проводилась внеплановая выездная проверка в отношении ООО1».
По результатам проверки составлен Акт от ДД.ММ.ГГГГ №, вынесены: постановление от ДД.ММ.ГГГГ № о привлечении ООО1» к административной ответственности по ст. 8.2 КоАП РФ в виде административного штрафа в размере 200 000 (двести тысяч) рублей; представление от ДД.ММ.ГГГГ № об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Вместе с тем,как следует из материалов административного дела, на основании Проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) для нефтеперерабатывающей станции (далее-НПС) НПС линейной перекачивающей диспетчерской станции (далее - ЛПДС) -Незлобная» <адрес> управления магистральных нефтепроводов далее - ТРУМН) ООО1» приказом Департамента Росприроднадзора по СКФО от 27.05.2015г. № утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение, выдан документ об утверждении нормативов образования отходов и лимитов на их размещение 42000260-0.
В соответствии с ПНООЛР на НПО «Подкумок» организованы 7 площадок для временного накопления образующихся отходов, в том числе открытая бетонированная площадка с обвалованием, что подтверждается № на карте-схеме мест временного накопления отходов НПО «Подкумок» ПНООЛР для временного накопления металлолома.
В связи с проведением подрядными организациями в 2018 году работ по текущему, капитальному ремонту и техническому перевооружению объектов НПО Подкумок» ЛПДС «Незлобная» («2-х этажная пристройка НПО «Подкумок» ЛПДС Незлобная». Текущий ремонт», «Здание НПС» ЛПДС Незлобная». Текущий ремонт», «Здание ремонтно-эксплуатационного блока НПСПодкумок» ЛПДС «Незлобная». Текущий ремонт», «Резервуар РВС-3000 №6 НПСПодкумок». Техническое перевооружение») организовано накопление части металлолома на территории промышленной площадки на участке без твердого покрытия. Между тем на данном участке отсутствует почва.
Согласно ГОСТ 27593-88 «Почвы. Термины и определения» почвы - это самостоятельное естественноисторическое органоминеральное природное тело, возникшее на поверхности земли в результате длительного воздействия биотических, абиотических и антропогенных факторов, состоящее из твердых минеральных и органических частиц, воды и воздуха и имеющее специфические генетико-морфологические признаки, свойства, создающие для роста и развития растений соответствующие условия.
По данным инженерно - геологических изысканий, проведенных Филиалом АО «Гипротрубопровод» - «Самарагипротрубопровод» по объекту: «НПС- 2». Строительство резервуара противопожарного запаса воды V=3000 м3 2шт» в 2012 году, территория станции сложена из насыпных грунтов, относящихся к комплексу пород современных техногенных отложений, что подтверждается заключением к отчету Г.О.0000.14016-ЧТН/ГТП-00.000-И2.
Таким образом, суд приходит к выводу, что поскольку на территории промышленной площадки НПС» отсутствует почвенный покров, следовательно, требования действующего законодательства в части запрета сброса отходов на почву Обществом не нарушены.
Лом и отходы, содержащие незагрязненные черные металлы в виде кусков, в соответствии с экспертным заключением от 30.11.2018 отнесены к отходам 5 класса опасности, которые согласно ст. 4.1 Закон № 89-ФЗ являются неопасными отходами.
С ответственными лицами НПС ООО1», а также с ответственными лицами подрядной организации, осуществляющей строительно-монтажные работы на ПНС «Подкумок» проведеныразъяснительные работы о недопустимости нарушений требований СанПиН 2.1.7.1322-03 «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления», что подтверждается листом ознакомления ответственных лиц за обращение с отходами, письмом об ознакомлении с памяткой № ЧТН-04-24-04/14713 от 06.03.2017, письмом о направлении памятки № ЧТН-04-19-04/14713 от 04.05.2017 и письмом о соблюдении природоохранного законодательства № ЧТН-04-19-04/36632 от 31.10.2017.
В соответствии с ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 24.06.1998 И89-Ф3 «Об отходах производства и потребления» (далее - Закон № 89-ФЗ) применительно к индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы, устанавливаются нормативы образования отходов и лимиты на их размещение.
Нормативы образования отходов и лимиты на их размещение, порядок их утверждения применительно к хозяйственной и (или) иной деятельности индивидуальных предпринимателей, юридических лиц (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства), в процессе которой образуются отходы на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 5 статьи 18 Закона № 89-ФЗ).
Порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утвержден Приказом Минприроды России от 25.02.2015 № 50 «О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение» (далее - Порядок).
Согласно ч. 4 ст.18 Закона № 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе хозяйственной и (или) иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства) на объектах, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение (далее - ПНООЛР) в соответствии с методическими указаниями по их разработке, утверждаемыми уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Методические указания по разработке проектов нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, утверждены приказом Минприроды России от 05.08.2014 № 349 (далее - Методические указания).
В соответствии с Методическими указаниями (п. 9) в ПНООЛР приводятся обоснования предлагаемых нормативов образования конкретных видов отходов в среднем за год на основании нормативов образования отходов.
В соответствии с п. 4 Порядка проекты нормативов образования отходов разрабатываются индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами на основании расчетов и имеющихся данных об удельном образовании отходов при производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг.
Нормативы образования отходов служат для определения ожидаемых количеств образующихся отходов конкретных видов с учетом планируемых объемов производства продукции, выполняемых работ, оказания услуг.
Видео и фото материалами зафиксирован факт нахождения на территории промышленной площадки НПС» в районе площадки временного накопления металлолома тары из черных металлов, загрязненной лакокрасочными материалами в количестве 1 (одной) штуки, и там же, части от одной покрышки пневматических шин с металлическим кордом.
Раздел 2 ПНООЛР для НПС» ЛПДС «Незлобная» ТРУМН ООО1» содержит сведения о хозяйственной и иной деятельности НПС».
Поскольку на производственных участках НПС» окрасочные работы не проводятся, материалы для проведения окрасочных работ не предоставляются. Таким образом, в рамках хозяйственной деятельности структурного подразделения не может образовываться отход «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами».
В соответствии с п. 5 Порядка нормативы образования отходов и лимиты на их размещение утверждаются территориальными органами Росприроднадзора на основании комплекта обосновывающих расчетов, материалов и документов - проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, разрабатываемого индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, утвержденными Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
В случае выявления неточностей и (или) неполноты сведений, содержащихся в заявлении и проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, а также некомплектности проекта нормативов и лимитов на их размещение, разработанного индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами в соответствии с методическими указаниями, территориальные органы Росприроднадзора в течение 5 рабочих дней с даты их приема вручают индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам уведомление о необходимости устранения в течение 10 рабочих дней выявленных нарушений и (или) предоставления документов или направляют такое уведомление заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Кавказскому федеральному округу от 27.05.2018 № 1251 утверждены нормативы образования отходов и лимитов на их размещение юридическому лицу нефтеперекачивающей станции «Подкумок» ООО1», <адрес>.
ПНООЛР проверен территориальным органом Росприроднадзора на соответствие Методическим указаниям, на полноту сведений, содержащихся в нем, в том числе на соответствие выполняемых работ ожидаемым количествам образующихся отходов конкретных видов. Иную другую деятельность, не указанную в НПС» не осуществляет. Таким образом, при разработке ПНООЛР для структурного подразделения НПС» не было необходимости учитывать виды отходов «тара из черных металлов, загрязненная лакокрасочными материалами (содержание 5 % и более)», «покрышки пневматических шин с металлическим кордом отработанные».
При указанных обстоятельствах постановление о привлечении юридического лица ООО1» к административной ответственности принято при недоказанности обстоятельств, которые положены в основу выводов о вменяемом ООО1»правонарушении.
Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
В соответствии со ст. 24.5 КоАП РФ, производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению в случае отсутствия события административного правонарушения.
В пункте 20.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», указано, что представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения предусмотренные статьей 29.13 КоАП РФ (ответственность за невыполнение которых установлена статьей 19.6 КоАП РФ), в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
Из анализа ст. 29.13 КоАП РФ следует, что выносимое в соответствии с указанной нормой права представление неразрывно связано с процедурой рассмотрения конкретного дела об административном правонарушении, в ходе которого в соответствии с п. 7 ст. 26.1 Кодекса подлежат выяснению причины и условия совершения административного правонарушения.
Поскольку требования Представления от 18.12.2018 № 18-1657/ВП/434/4 вынесены на основании обстоятельств, отраженных в обжалуемом постановлении от 18.12.2018 №18-1657/ВП/434/3,суд считает Представление также подлежащим отмене.
Руководствуясь статьями 30.17 и 30.18 КоАП РФ,
решил:
Жалобу ООО1" (ООО1) на постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ № привлечении ООО1" (ООО1к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ - удовлетворить.
Постановление Департамента Росприроднадзора по СКФО от ДД.ММ.ГГГГ № ООО1" (ООО1) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ – отменить.
Производство по данному делу об административном правонарушении прекратить, на основании пункта 1 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Представление Департамента Росприроднадзора по СКФО№ ДД.ММ.ГГГГ об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения -отменить.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Ленинский районный суд г. Новороссийска в течение 10 суток со дня вручения или получения его копии.
Судья В.А.Котова