Дело №2а-345/2019
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
13 марта 2019 года
Сафоновский районный суд <адрес>
В составе:
председательствующего (судьи): Дроздова С.А.,
при секретаре : Катинас М.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Геркави С. Р. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в приеме и рассмотрении дополнительно представленных документов на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять новое решение по предоставлению единовременной социальной выплаты,
УСТАНОВИЛ:
Геркави С.Р. обратилась в суд с вышеуказанным административным иском к ФСИН Р., ссылаясь на то, что решением комиссии административного ответчика от дд.мм.гггг (протокол № ххх) ей отказано в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в связи с отсутствием обязательных документов, предусмотренных соответствующими Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 г. № 369. При этом, данное решение явилось предметом рассмотрения в Ленинском районном суде <адрес> и вступившим в законную силу судебным постановлением от дд.мм.гггг в удовлетворении исковых требований к ФСИН Р. о признании за ней права на получение указанной выплаты отказано. В этой связи, дд.мм.гггг в адрес комиссии ФСИН Р. ею были направлены недостающие документы и заявление с просьбой об их приобщении к ранее заведенному учетному делу, а также принятии нового решения по предоставлению спорной выплаты. Однако в повторном рассмотрении учетного дела было отказано по причине вступившего в законную силу решения Ленинского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг (дело № ххх). Считая данный отказ необоснованным, просит признать незаконным бездействие ФСИН Р., выразившееся в отказе принять и рассмотреть на заседании соответствующей комиссии дополнительно представленные документы, а также принять новое решение по предоставлению единовременной социальной выплаты.
В судебном заседании Геркави С.Р. и ее представитель Еронова Е.А. административный иск поддержали.
Представитель ФСИН Р. В. А.В. заявленные требования не признал, ссылаясь на отсутствие у административного ответчика предусмотренных законом оснований для приема и рассмотрения дополнительно представленных административным истцом документов после принятого в отношении Геркави С.Р. решения об отказе в предоставлении единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив его письменные материалы, суд приходит к следующему.
Согласно части 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ "О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 283-ФЗ, Закон) определено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с денежным довольствием сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее - сотрудники), обеспечением жилыми помещениями, медицинским обеспечением сотрудников, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органах Российской Федерации (далее - учреждения и органы), членов их семей и лиц, находящихся (находившихся) на их иждивении, а также с предоставлением им иных социальных гарантий.
В соответствии с положениями статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012 N 283-ФЗ сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее 10 лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах (часть 1).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров; проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения; является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеет иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма либо принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти; проживает в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения; проживает в общежитии; проживает в смежной неизолированной комнате либо в однокомнатной квартире в составе двух семей и более независимо от размеров занимаемого жилого помещения, в том числе, если в состав семьи входят родители и постоянно проживающие с сотрудником и зарегистрированные по его месту жительства совершеннолетние дети, состоящие в зарегистрированном браке (часть 3).
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих с ним членов его семьи (часть 5).
Сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий (часть 8).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты определяются Правительством Российской Федерации (часть 6).
Во исполнение указанной нормы закона постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369 утверждены Правилами предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее – Правила).
Согласно названным Правилам, единовременная социальная выплата предоставляется по решению руководителя федерального органа исполнительной власти или уполномоченного им руководителя, которое оформляется приказом с указанием размера единовременной социальной выплаты, рассчитанного на день принятия соответствующего решения.
К федеральным органам исполнительной власти в целях настоящих Правил относятся Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба исполнения наказаний и Федеральная таможенная служба (пункт 3).
Пунктом 5 Правил установлено, что в целях постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудник представляет в комиссию по рассмотрению вопросов предоставления единовременных социальных выплат для приобретения или строительства жилого помещения заявление, в котором указываются сведения о совместно проживающих с ним членах его семьи, а также о лицах, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и указывается, что ранее ему во всех местах прохождения государственной службы, в том числе в учреждениях и органах, единовременные выплаты (субсидии) в целях приобретения (строительства) жилого помещения не предоставлялись. К заявлению прилагаются, в том числе, следующие документы:
- копии документов, удостоверяющих личность сотрудника и членов его семьи (паспортов, свидетельств о рождении детей, свидетельства о рождении сотрудника, если совместно с сотрудником проживают его родители, являющиеся собственниками или нанимателями по договору социального найма жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником) (подпункт «а»);
- копии свидетельств о регистрации по месту пребывания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи (в случае если у сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи отсутствует регистрация по месту жительства либо фактическое место проживания сотрудника и (или) совместно проживающих с ним членов его семьи не соответствует месту постоянной регистрации) (подпункт «б»);
- копия свидетельства о заключении (расторжении) брака - при состоянии в браке (расторжении брака) (подпункт «д»);
- выписки из домовых книг, копии финансовых лицевых счетов с мест жительства сотрудника и совместно проживающих членов его семьи за последние 5 лет до подачи заявления либо заменяющие их документы. В случаях если по независящим от сотрудника обстоятельствам указанные документы не могут быть получены, представляются документы, подтверждающие невозможность их получения (подпункт «з»);
- документы, подтверждающие наличие или отсутствие в собственности сотрудника и проживающих совместно с ним членов его семьи жилых помещений (подпункт «и»);- копия договора социального найма жилого помещения, в котором проживает сотрудник (если сотрудник проживает в жилом помещении, занимаемом по договору социального найма) (подпункт «к»).
Копии документов, указанные в пункте 5 настоящих Правил, должны быть заверены в установленном порядке или представлены с предъявлением оригиналов документов (пункт 6).
На основании заявления и документов, указанных в пункте 5 настоящих Правил, комиссия в 3-месячный срок со дня их подачи принимает решение о постановке сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона, либо об отказе в постановке на указанный учет. О принятом комиссией решении сотрудник уведомляется в письменном виде в течение 1 месяца со дня принятия указанного решения (пункт 7).
В случае, если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12).
В соответствии с абзацем вторым пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2013 г. N 369 "О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации" приказом ФСИН России от 16 октября 2014 г. N 550 утвержден Порядок формирования и работы комиссий учреждений и органов уголовно-исполнительной системы по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы (далее - Порядок).
Согласно названному Порядку в целях своевременного, полного и объективного рассмотрения вопросов предоставления сотрудникам и гражданам единовременной выплаты в учреждениях и органах УИС создаются следующие комиссии: комиссия ФСИН Р., комиссии территориальных органов ФСИН Р., комиссии образовательных организаций ФСИН Р. (пункт 6).
При этом, комиссии осуществляют принятие документов для получения единовременной выплаты и их проверку на предмет соответствия перечню, определенному в Правилах, а также установленному порядку их оформления, принятие решений о постановке сотрудников и граждан на учет для получения единовременной выплаты, отказе в указанной постановке на учет и снятии с него.
В целях выполнения возложенных на них функций комиссии вносят директору ФСИН Р., начальнику территориального органа ФСИН Р., образовательной организации ФСИН Р. соответственно предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты (пункт 7).
Комиссия принимает одно из следующих решений: о постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; об отказе в постановке сотрудника, гражданина на учет для получения единовременной выплаты; о внесении директору ФСИН Р., начальнику территориального органа ФСИН Р., образовательной организации ФСИН Р. предложения о предоставлении единовременной выплаты сотрудникам и гражданам из числа лиц, состоящих на учете для получения единовременной выплаты; о снятии сотрудника, гражданина с учета для получения единовременной выплаты (пункт 17).
В приложении N 1 к Порядку утвержден рекомендуемый образец заявления (рапорта) для принятия на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
Таким образом, из содержания приведенных нормативных положений в их взаимосвязи следует, что необходимыми условиями для реализации права на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудником, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, являются нуждаемость в жилом помещении, а также отсутствие совершения им намеренных действий, повлекших ухудшение жилищных условий, то есть действий, приведших к искусственному созданию нуждаемости в жилом помещении и, соответственно, возникновению оснований претендовать на получение единовременной социальной выплаты. Если такие действия были сотрудником совершены, то он может быть принят на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты, но не ранее чем через пять лет со дня совершения таких действий.
Соответственно, наличие таких условий для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты определяется комиссией на основании приложенных к заявлению документов, перечисленных в пункте 5 Правил, обязанность по предоставлению которых, возложена на сотрудника. При этом органам ФСИН Р. не предоставлено право запрашивать, а сотрудникам - право представлять документы для постановки на такой учет по своему усмотрению взамен тех документов, которые предусмотрены Правилами и Порядком.
Несоблюдение сотрудником установленных Правилами и Порядком требований при обращении в соответствующий орган для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты, как препятствующее определению его нуждаемости в жилом помещении, дает право комиссии для отказа в постановке сотрудника на такой учет.
В случае такого отказа, сотрудник не лишен возможности вновь обратиться в соответствующий орган с заявлением о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в порядке, установленном названными нормативными актами, предоставив при этом, перечень необходимых документов, который ими определен.
При этом, действующим правовым регулированием не предусмотрена возможность пересмотра принятого решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты в случае поступления дополнительно представленных документов.
Согласно части 2 статьи 64 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Вступившим с законную силу решением Ленинского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг, а также материалами дела установлено, что дд.мм.гггг в комиссию УФСИН Р. по <адрес> Геркави С.Р. подан рапорт на имя директора ФСИН Р. о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения с составом семьи из двух человек, включая дочь Геркави Е.Ю.
дд.мм.гггг указанной комиссией принято решение о направлении документов Геркави С.Р. в соответствующую комиссию ФСИН Р. по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы единовременной социальной выплаты.
Решением комиссии ФСИН Р., оформленным протоколом № ххх от дд.мм.гггг, Геркави С.Р. отказано в постановке на учет для получения указанной выплаты со ссылкой на положения п.п. 5 и 12 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 N 369, поскольку заявитель не представил документы, содержащие информацию о ранее имевшихся жилых помещениях, вследствие чего, отсутствует возможность установить факт ухудшения жилищных условий дочерью заявителя.
Вышеназванным решением Ленинского районного суда <адрес> от дд.мм.гггг исковые требования Геркави С.Р. к ФСИН Р., УФСИН Р. по <адрес> о признании незаконным решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, признании права на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилья, принятии на учет для получения единовременной выплаты оставлены без удовлетворения.
После принятого судом данного решения, дд.мм.гггг Геркави С.Р. направила в адрес председателя комиссии ФСИН Р. «недостающие» документы с просьбой рассмотреть их повторно и принять решение о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты, в чем ей отказано, поскольку дд.мм.гггг комиссией принято решение (протокол № ххх) об отказе в постановке на учет, правомерность которого подтверждена судебным постановлением от дд.мм.гггг.
Таким образом, данных, свидетельствующих о том, что после принятого решения об отказе в постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты Геркави С.Р. в установленном действующим правовым регулированием порядке повторно обратилась с соответствующим заявлением (рапортом) о постановке на такой учет, предоставив при этом, перечень необходимых документов, который определен Правилами, не имеется.
При таких установленных по делу обстоятельствах, суд находит, что оснований для удовлетворения заявленных административным истцом требований не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175-180, 227-228 КАС РФ,
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Геркави С. Р. к Федеральной службе исполнения наказаний о признании незаконным бездействия, выразившегося в отказе в приеме и рассмотрении дополнительно представленных документов на получение единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, возложении обязанности принять новое решение по предоставлению единовременной социальной выплаты - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Смоленский областной суд через Сафоновский районный суд в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий Дроздов С.А.