Решение по делу № 2-673/2018 от 16.05.2018

Дело №2-673/2016

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Усинский городской суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Т.М.Брагиной,

при секретаре А.Ю.Шестопал,

рассмотрев в открытом судебном заседании 06 июня 2018 г. в г. Усинске Республики Коми гражданское дело по исковому заявлению Печорского природоохранного межрайонного прокурора в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» о возложении обязанности обеспечить уровень полезного использования (утилизации) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах ... месторождения, расположенного на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми, не более 95 % объема добытого попутного нефтяного газа,

У С Т А Н О В И Л :

Печорский природоохранный межрайонный прокурор обратился в суд с иском к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» c требованием о возложении обязанности обеспечить уровень полезного использования (утилизации) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах ... нефтяного месторождения, расположенного на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми, не более 95 % объема добытого попутного нефтяного газа.

В обоснование требований указывает, что Печорской природоохранной межрайонной прокуратурой проведена проверка соблюдения законодательства о недрах в части выполнения условий лицензионного соглашения ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» при проведении работ по разведке и добыче углеводородного сырья на ... месторождении за дд.мм.гггг. Проверкой установлено, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» получена лицензия ... на право проведения работ по добыче углеводородного сырья на ... месторождении. В дд.мм.гггг. Обществом допущены нарушения требований по рациональному использованию недр. Согласно сведений о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за дд.мм.гггг. год (форма №), указанные условия пользования недрами ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не исполнены – фактически объем утилизации попутного нефтяного газа составил ..., то есть, сожжено попутного газа больше, чем установлено действующим законодательством.

В судебном заседании помощник прокурора г.Усинска на исковых требованиях настаивал в полном объеме по основаниям, приведенным в обоснование иска.

Представитель ответчика Удот М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не оспаривала.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, представил отзыв на исковое заявление, считает требования, подлежащими удовлетворению.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующим выводам.

Сторонами не оспаривается, что ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» осуществляет деятельность по добыче нефти, газа и других полезных ископаемых, а также транспортировку нефти и нефтепродуктов и т.д.

Обществом получена лицензия на право проведения работ по добыче углеводородного сырья. (...

В дд.мм.гггг. Обществом допущены нарушения требований по рациональному использованию недр, а также условий утвержденного проектного документа: «Дополнение к технологической схеме разработки ... месторождения», утвержденного Протоколом № от дд.мм.гггг. Северно-Западной нефтегазовой секции ... в части утилизации попутного нефтяного газа.

Согласно сведений о выполнении условий пользования недрами при добыче углеводородного сырья за дд.мм.гггг. год (форма №), указанные условия пользования недрами ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» не исполнены – фактически объем утилизации попутного нефтяного газа составил ..., то есть, сожжено попутного газа больше, чем установлено действующим законодательством.

Вместе с тем, попутный нефтяной газ является важным сырьем для энергетики и химической промышленности. Содержащиеся в попутном нефтяном газе метан и этан используются для производства пластических масс и каучука, а более тяжелые элементы служат сырьем для производства ароматических углеводородов, высокооктановых топливных присадок и сжиженных углеводородных газов, в частности сжиженного пропан-бутан технического. Кроме того, экономически оправданным является использование попутного нефтяного газа для выработки электроэнергии.

Следовательно, ответчиком осуществляется нерациональное использование недр в пределах ... нефтяного месторождения с нарушением условий, предусмотренных лицензиями на пользование недрами и проектных документов, что в свою очередь влечет к сверхнормативным потерям при добыче полезного ископаемого (попутного нефтяного газа).

В соответствии с Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» недра являются частью земной коры, расположенного ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

В ч.1 ст.49 ГК РФ закреплено, что отдельными видами деятельности, перечень которых определяется законом, юридическое лицо может заниматься только на основании специального разрешения (лицензии).

Согласно требований ст.ст.7, 11 Закона от 21.02.1992 №2395-1 предоставление недр в пользование, в том числе предоставление их в пользование органами государственной власти субъектов Российской Федерации, оформляется специальным государственным разрешением в виде лицензии, включающей установленной формы бланк с Государственным гербом Российской Федерации, а также текстовые, графические и иные приложения, являющиеся неотъемлемой составной частью лицензии и определяющие основные условия пользования недрами.

Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.

На основании ст.12 Закона от 21.02.1992 №2395-1 лицензия и ее неотъемлемые составные части должны содержать условия выполнения установленных законодательством, стандартами (нормами, правилами) требований по охране недр и окружающей природной среды, безопасному ведению работ. Условия пользования недрами, предусмотренные в лицензии, сохраняют свою силу в течение оговоренных в лицензии сроков либо в течение всего срока ее действия. Изменения этих условий допускается только при согласии пользователя недр и органов, предоставивших лицензию, либо в случаях, установленных законодательством. Статьей 22 указанного Закона установлено, что пользователь недр обязан обеспечить соблюдение требований технических проектов, планов или схем развития горных работ, недопущение сверхнормативных потерь, разубоживания и выборочной отработки полезных ископаемых;

Аналогичные требования закреплены в п.3 Правил охраны недр (утверждены Постановлением Федерального горного и промышленного надзора от 06.06.2003 №71).

Обеспечение полноты геологического изучения, рационального комплексного использования и охраны недр в соответствии с п.3 ст.23 Закона от 21.02.1992 №2395-1 является основным требованием по рациональному использованию недр.

Рациональное использование природных ресурсов в силу закона (ст.3 Федерального закона от 10.01.2002 №№7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст.3 Федерального закона от 04.05.1999 №96-ФЗ «Об охране атмосферного воздуха») является необходимым условием обеспечения благоприятной окружающей среды, экологической безопасности и направлено на недопущение необратимых последствий загрязнения атмосферного воздуха для окружающей среды.

Согласно ст. 35 Закона от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах» основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение рационального использования минерально-сырьевой базы и охраны недр в интересах нынешнего и будущего поколений народов Российской Федерации.

Обязанность природопользователей при эксплуатации объектов нефтегазодобывающих производств предусматривать эффективные меры сбора нефтяного (попутного) газа установлена ч.2 ст.46 Федерального закона «об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ.

В соответствии со ст.54 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана озонового слоя атмосферы от экологически опасных изменений обеспечивается посредством регулирования нормативными правовыми акта Правительства РФ производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой атмосферы, в соответствии с международными договорами России, общепризнанными принципами и нормами международного права, а также законодательством РФ.

В целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами, вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов, образующихся при сжигании попутного нефтяного газа Правительством РФ принято Постановление №1148 от 08.11.2012 «Об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа» вместе с «Положением об особенностях исчисления платы за выбросы загрязняющих веществ, образующихся при сжигании на факельных установках и (или) рассеивании попутного нефтяного газа», согласно которому в целях предотвращения загрязнения атмосферного воздуха выбросами вредных (загрязняющих) веществ и сокращения эмиссии парниковых газов целевой показатель сжигания попутного нефтяного газа установлено предельно допустимое значение показателя сжигания на факельных установках и (или) рассеивания попутного нефтяного газа в размере не более 5% объема добытого попутного нефтяного газа.

Согласно п. 7.5.1 ГОСТ Р 53713-2009 «Месторождения нефтяные и газовые Правила разработки» утвержденного и введенного в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 15.12.2009 № 1166-ст, система использования попутного газа, включая объекты утилизации газа, должны обеспечивать уровень его использования не менее 95 %.

Пунктом 13 Положения о подготовке, согласовании и утверждении, технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, по видам полезных ископаемых и видам пользования недрами (утв. Постановлением Правительства РФ от 03.03.2010 № 118) установлено, что в проектную документацию на разработку месторождений углеводородного сырья в обязательном порядке включаются мероприятия по обеспечению использования и утилизации попутного нефтяного газа.

Как следует из вводной части Методических указаний (МУ 2.2.5.2810-10. 2.2.5. Химические факторы производственной среды. Организация лабораторного контроля содержания вредных веществ в воздухе рабочей зоны предприятий основных отраслей экономики), утвержденных Роспотребнадзором 28.12.2010, повышенные концентрации вредных веществ в воздухе предприятий могут вызвать не только отклонения в состоянии здоровья, а при определенной длительности и интенсивности воздействия привести к развитию профессиональных заболеваний (интоксикаций) и увеличению профессионально обусловленной заболеваемости; строение химических веществ, их физико-химические свойства обусловливают поведение ядов в организме и основные проявления их действия на организм; в числе лидирующих мест по удельному весу накопленных профессиональных заболеваний находится нефтедобыча.

В нарушение указанных требований закона предприятием ООО «Лукойл-Коми» не выполняются требования проектных документов при осуществлении работ по добыче углеводородного сырья при разработке ... нефтяного месторождения, расположенного в ...

    Заслушав стороны, исследовав материалы дела, суд считает требования истца подлежащими удовлетворению.

В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ, ст. 333.19 НК РФ с ответчика подлежит взысканию госпошлина в доход бюджета МО ГО «Усинск»,

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Печорского природоохранного межрайонного прокурора, поданного в защиту интересов неопределенного круга лиц, к ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» об обеспечении обязанности обеспечить уровень полезного использования (утилизации) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах ... нефтяного месторождения, расположенного на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми, не более 95 % объема добытого попутного нефтяного газа, - удовлетворить.

Обязать ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в срок до дд.мм.гггг. обеспечить уровень полезного использования (утилизации) попутного нефтяного газа, добываемого в пределах ... нефтяного месторождения, расположенного на территории МО ГО «Усинск» Республики Коми, не более 95 % объема добытого попутного нефтяного газа.

Взыскать с ООО «ЛУКОЙЛ-Коми» в доход муниципального образования городского округа «Усинск» государственную пошлину в размере ...) рублей.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Полное мотивированное решение изготовлено 09.06.2018.

Председательствующий                Т.М.Брагина

2-673/2018

Категория:
Гражданские
Истцы
Печорская природоохранная межрайонная прокуратура
Ответчики
ООО "Лукойл-Коми"
Другие
Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Республике Коми
Суд
Усинский городской суд Республики Коми
Дело на странице суда
usinsksud.komi.sudrf.ru
17.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
17.04.2020Передача материалов судье
17.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.04.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
17.04.2020Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
17.04.2020Изучение поступившего ходатайства/заявления
17.04.2020Судебное заседание
17.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
17.04.2020Дело оформлено
17.04.2020Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее