Дело <№ скрыт>а-340/2021
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
<адрес скрыт> 07 октября 2021 г.
Ахтынский районный суд Республики Дагестан в составе:
председательствующего судьи Селимова Б. С.,
при секретаре ФИО4,
с участием административного истца ФИО1, его представителя по доверенности адвоката ФИО7 рассмотрев в открытом судебном заседании в селе Ахты административное дело по административному исковому заявлению ФИО1 к Призывной комиссии отдела Военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и <адрес скрыт>ов Республики Дагестан, отделу Военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и <адрес скрыт>ов Республики Дагестан, Военному комиссариату Республики Дагестан о признании незаконным решения о выдаче справки взамен военного билета и обязании выдать военный билет,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с административным иском к Призывной комиссии отдела Военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и <адрес скрыт>ов Республики Дагестан, отделу Военного комиссариата Ахтынского, Рутульского и <адрес скрыт>ов Республики Дагестан, Военному комиссариату Республики Дагестан о признании незаконным решения о выдаче справки взамен военного билета и обязании выдать военный билет, указывая, что он состоит на воинском учете в Военном комиссариате Ахтынского, Рутульского и <адрес скрыт>ов Республики Дагестан. В период с сентября 2011 года по июнь 2015 года обучался в ФГБОУ «Дагестанский государственный технический университет», в связи с чем ему была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу. С момента постановки на воинский учет по настоящее время он проживал и проживает в РД, <адрес скрыт>. Со дня окончания отсрочки от призыва на военную службу вплоть до достижения им возраста 27 лет он каких-либо повесток о необходимости явиться в военный комиссариат не получал, при этом, истец по своей инициативе проходил в военкомате медкомиссии и от их прохождения не уклонялся. ДД.ММ.ГГГГ, Призывной комиссией <адрес скрыт> он зачислен в запас как не прошедший военную службу по призыву не имея на то законных оснований с выдачей справки взамен военного билета. В отношении него призывной комиссией не совершалось никаких действий, направленных на проведение мероприятий по призыву на военную службу, повестки о необходимости в отдел военного комиссариата ему не направлялись. Он не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам.
Административный истец ФИО1 и его представитель ФИО7 в судебном заседании иск поддержали и просили суд удовлетворить его в полном объеме по доводам административного искового заявления.
Представители административных ответчиков: Призывной комиссии Отдела Военного комиссариата РД по Ахтынскому, Рутульскому и <адрес скрыт>х, Отдела Военного комиссариата РД по Ахтынскому, Рутульскому и <адрес скрыт>х, Военного комиссариата Республики Дагестан, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, представителей с надлежащим образом оформленной доверенностью на участие в административном деле в соответствии со ст.ст.56-57 КАС РФ не направили, в связи с чем суд считает возможным рассмотреть дело без их участия.
Представитель Военного комиссариата Республики Дагестан по доверенности от 02.02.2021г. ФИО5 в письменных возражениях от ДД.ММ.ГГГГ считает требования ФИО1 необоснованными, т.к. при вынесении решения для призывной комиссии юридически значимым и подлежащим выяснению по делу обстоятельством служит, является ли административный истец лицом, не прошедшим службу и не имевшим освобождения от призыва либо отсрочку после 01.01.2014г. Доводы истца о том, что военный комиссариат его не призывал, повесток и других извещений не направлял, не имеют правового значения по делу, поскольку для применения положений ч.1.1 ст.28 Закона не требуется факта незаконного уклонения гражданина от прохождения военной службы. Просит в удовлетворении иска отказать.
Выслушав явившиеся в судебное заседание стороны, изучив материалы дела, суд считает административные исковые заявления ФИО1 подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч.1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее- орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из материалов дела, в т.ч. личного дела призывника, ФИО1., следует, что административный истец состоит на учете в отделе Военного комиссариата РД по Ахтынскому, Рутульскому и <адрес скрыт>м.
В дело представлен диплом ФГБОУ «Дагестанский государственный технический университет» от 30.06.2015г., согласно которому административный истец в 2011-2015г.г. обучался в ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный технический университет» по очной форме обучения, что предоставляло ему право на отсрочку от призыва на военную службу (окончил ВУЗ в 2015г.).
ДД.ММ.ГГГГ административный истец ФИО1 достиг возраста 27 лет.
06.07.2021г. Призывной комиссией <адрес скрыт> вынесено решение о зачислении ФИО1 в запас по достижению возраста 27 лет как не прошедшего военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п.1.1 ст.28 ФЗ <№ скрыт>).
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее также Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ N53) воинская обязанность граждан Российской Федерации предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
Согласно положениям ч. 1.1 ст. 28 названного Федерального закона при зачислении в запас граждан, подлежавших призыву на военную службу и не прошедших ее до достижения ими возраста 27 лет (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным пунктами 1 и 2, пунктом 4 статьи 23, статьей 24 настоящего Федерального закона, либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, определяются Положением о призыве на военную службу. Граждане, указанные в абзаце первом настоящего пункта, или лица, уполномоченные этими гражданами представлять их интересы в отношениях с призывными комиссиями, иными участниками отношений, регулируемых законодательством о воинской обязанности и военной службе, осуществляющие свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации, вправе присутствовать на заседании призывной комиссии, на котором рассматривается вопрос о вынесении заключения призывной комиссии о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, представлять призывной комиссии соответствующие документы и заявлять ходатайства о приобщении этих документов к протоколу заседания призывной комиссии. При этом оповещение граждан об указанном заседании осуществляется соответствующим военным комиссариатом в порядке, установленном Положением о призыве на военную службу.
В силу положений п. 1 ст. 52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53 запас Вооруженных Сил Российской Федерации создается из числа граждан, в том числе не прошедших военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии по достижении ими возраста 27 лет.
Согласно п. 34 раздела III Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. N663, регламентирующего порядок и условия признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, при зачислении в запас граждан, не прошедших до достижения ими возраста 27 лет военную службу по призыву (за исключением граждан, не прошедших военную службу по призыву по основаниям, предусмотренным п. п. 1 и 2, подпунктом "в" пункта 3, пунктом 4 статьи 23 и статьей 24 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", либо в связи с отменой призывной комиссией субъекта Российской Федерации решения нижестоящей призывной комиссии), призывная комиссия на основании документов воинского учета, хранящихся в отделе (муниципальном) (личное дело призывника, учетно-алфавитная книга), а для граждан, не состоявших на воинском учете, на основании справок соответствующих отделов (муниципальных) выносит заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований. Такое заключение выносится, если гражданин не проходил военную службу, не имея на то законных оснований, начиная с ДД.ММ.ГГГГ, при этом состоял (обязан был состоять) на воинском учете и подлежал призыву на военную службу.
Заседание призывной комиссии по рассмотрению вопроса о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, проводится, как правило, не реже одного раза в месяц и считается правомочным, если на нем присутствует более половины членов призывной комиссии.
Заключение принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов призывной комиссии, о чем в тот же день производится запись в протоколе заседания призывной комиссии и учетно-алфавитной книге призывников. Протокол подписывается председателем призывной комиссии и ее членами.
Председатель призывной комиссии объявляет заключение гражданину, в отношении которого оно принято, и по заявлению гражданина в течение 5 дней со дня обращения вручает ему копию заключения либо направляет ее заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении по адресу, указанному в заявлении гражданина, или по месту его жительства либо пребывания, если в заявлении не указан адрес (п. 35 указанного Положения).
В соответствии с решением призывной комиссии о зачислении гражданина, достигшего возраста 27 лет, в запас и вынесенным в отношении него заключением начальник отдела (муниципального) обязан оформить соответствующие документы. При этом гражданину назначается срок явки в отдел (муниципальный) для получения документов воинского учета (п. 36 названного Положения).
Из анализа названных законоположений следует, что при зачислении в запас условием для признания состоящего на воинском учете гражданина, достигшего возраста 27 лет, не прошедшим военную службу по призыву, при отсутствии на то законных оснований, является наличие в документах воинского учета данных о не прохождении им военной службы без законных на то оснований после ДД.ММ.ГГГГ до достижения возраста 27 лет.
Между тем, таких данных в отношении административного истца в юридически значимый период времени, то есть с ДД.ММ.ГГГГ до достижения возраста 27 лет, административным ответчиком суду представлено не было.
В силу ст. 31 ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование и профессиональный психологический отбор, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы (п.1). Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. Повестки вручаются гражданам работниками военного комиссариата или по месту работы (учебы) гражданина руководителями, другими ответственными за военно-учетную работу должностными лицами (работниками) организаций. В повестках должны быть указаны правовые последствия невыполнения гражданами изложенных в них требований. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата (п.2). В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации (п.4).
В соответствии с положениями ст.26 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы (п.1). На мероприятия, связанные с призывом на военную службу, граждане вызываются повестками военного комиссариата (п.3). Порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.4).
На основании п.7 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 663, вручение повесток призывникам производится под расписку работниками отделов (муниципальных) органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют отделы (муниципальные) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке.
Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва.
При подготовке данного административного дела к судебному разбирательству судом ответчикам было предложено представить доказательства в обоснование своих возражений относительно заявленных административных исковых требований. Также судом административным ответчикам были направлены письменные запросы с требованием представить все имеющие значение для дела доказательства.
В соответствии с ч.2 ст.62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия).
Согласно представленным материалам на имя ФИО1 была направлена повестка о явке в отдел Военного комиссариата РД по Ахтынскому, Рутульскому, <адрес скрыт>м на 09 час. 00 мин. ДД.ММ.ГГГГ. Данная повестка получена лично под роспись ФИО1
Однако какие-либо доказательства получения ФИО1 других повесток, а также иного его оповещения о необходимости явки в военный комиссариат, в материалах дела не имеются. Сам ФИО1 факт его извещения о явке в военный комиссариат и уклонения от явки категорически отрицает.
Какие-либо повестки, извещения о необходимости явки в военный комиссариат для отправки на военную службу по призыву, в частности в период осеннего призыва 2020 года (предшествующего достижению административным истцом 27-возраста), либо на 06.07.2021г., когда принято решение (заключение) о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, административными ответчиками суду не представлены.
Представитель административного истца ФИО7 в судебном заседании отрицал факт уклонения ФИО1 от получения извещений из военного комиссариата, либо проживания не по адресу регистрации.
Сведений о привлечении ФИО1 к уголовной либо административной ответственности за уклонение от призыва, от прохождения мероприятий по призыву на срочную военную службу, материалы дела не содержат и дополнительно суду не представлены.
Учитывая изложенные выше обстоятельства, суд приходит к выводу, что административными ответчиками не представлены надлежащие доказательства, свидетельствующие о принятых мерах по извещению призывника ФИО1 о мероприятиях по призыву и о его уклонении от явки в военный комиссариат по вызовам, связанным с осуществлением мероприятий по призыву и по направлению на срочную военную службу. Оспариваемое решение приняты без его участия и без законных оснований. Каких-либо оснований для невыдачи административному истцу военного билета с выдачей ему справки взамен военного билета, судом по представленным доказательствам не установлено.
Письменные ходатайства о признании доказательств недопустимыми и исключении их, оформленные в соответствии с ч.2 ст.61 КАС РФ с привидением оснований, сторонами в суд не представлены.
При таких обстоятельствах административное исковое заявление ФИО1 подлежит удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.1,26,28,31,52 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Положением о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 11.11.2006г. N663, ст.ст.175-180, 218,219, 227 КАС РФ, суд,
РЕШИЛ:
административное исковое заявление ФИО1 удовлетворить.
Признать незаконным решение Призывной комиссии отдела Военного комиссариата Республики Дагестан по Ахтынскому, Рутульскому и <адрес скрыт>м Республики Дагестан, оформленное протоколом <№ скрыт> от ДД.ММ.ГГГГ о признании ФИО1 не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, и зачислении его в запас.
Признать незаконным выданную административному истцу справку взамен военного билета 0088621 от ДД.ММ.ГГГГ
Обязать Призывную комиссию отдела Военного комиссариата Республики Дагестан по Ахтынскому, Рутульскому и <адрес скрыт>м и отдел Военного комиссариата Республики Дагестан по Ахтынскому, Рутульскому и <адрес скрыт>м выдать ФИО2 военный билет.
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Дагестан через Ахтынский районный суд Республики Дагестан в течение одного месяца со дня его вынесения в окончательной форме.
Председательствующий судья Б. С. Селимов
Резолютивная часть решения суда вынесена на компьютере в совещательной комнате 07.10.2021г.
Решение суда в окончательной форме изготовлено на компьютере ДД.ММ.ГГГГ.