Дело № 2а-3614/2019
64RS0046-01-2019-004524-94
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 сентября 2019 года г.Саратов
Судья Ленинского районного суда г.Саратова Милованов А.С., при секретаре Абасове Г.А., с участием представителей административного истца Бочковой О.В. и Марковой М.А., административного ответчика Низбековой И.А., заинтересованного лица Александрова Н.В., рассмотрев материалы административного дела по административному иску Общества с ограниченной ответственностью «СЭПО-ЗЭМ» к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда и Заключения государственного инспектора труда,
установил:
ООО «СЭПО-ЗЭМ» обратилось в Ленинский районный суд г.Саратова с административным иском в котором просит признать незаконным и отменить Предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в саратовской области ФИО6 от 20 августа 2019 г. №-И/1 и Заключение государственного инспектора от 20 августа 2019 г.
В обоснование административного иска указано, что по результатам проверки, проведенной 20 августа 2019 г. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО6 истцу выдано предписание № с указанием перечня мероприятий необходимых для проведения и установлен срок для выполнения предписания до 30 августа 2019 г.
Указанное предписание административный истец считает незаконным. 21 февраля 2019 г. в ООО «СЭПО-ЗЭМ» произошел несчастный случай с укладчиком-упаковщиком Александровым Н.В. Распоряжением руководителя службы охраны труда и промышленной безопасности от 21 февраля 2019 г. № была создана комиссия в составе пяти человек для расследования несчастного случая.
По итогам расследования несчастный случай, произошедший с Александровым Н.В., квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством. Основаниями для данного вывода явились следующие обстоятельства установленные в ходе расследования: Александров Н.В. самовольно покинул рабочее место, после чего конвейер был остановлен. Покинув рабочее место Александров Н.В. направился в кабинет мастера, находящийся на расстоянии 18 метров, однако упал в пути следования. Условия труда Александрова Н.В. соответствуют всем предъявляемым требованиям. По мнению административного истца причиной падения Александрова Н.В. является падение из-за имеющегося у него заболевания. По результатам расследования несчастного случая составлен акт № от 05 марта 2019 г. В период времени с 22 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г. главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО5 по жалобе Алексангдрова Н.В. проведено дополнительное расследование, по итогам которого установлено, что несчастный случай с Александровым Н.В. квалифицируется как не связанный с производством, не оформляется актом по форме Н-1 и не подлежит учету в ООО «СЭПО-ЗЭМ». Провести судебно-медицинское исследование в рамках расследования несчастного случая на производстве административному истцу не представилось возможным, т.к. он лишен возможности получить медицинские документы на Александрова Н.В.
В судебном заседании представители административного истца доводы административного иска поддержали в полном объеме, дали пояснения аналогичные указанным в иске, просили иск удовлетворить.
Административный ответчик возражала против удовлетворения заявленных истцом требований. Полагала, что оспариваемое предписание является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Заинтересованное лицо возражало против удовлетворения административного иска. Указал, что несчастный случай произошел с ним в рабочее время в цеху, который является его основным местом работы, он действительно отошел от конвейера, для решения производственных вопросов – т.к. нужно было потребовать дополнительную упаковочную тару.
Суд, выслушав стороны, допросив свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пункта 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. При этом как указано в пункте 2 той же статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В силу статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу положений ст. 227 Трудового кодекса Российской Федерации расследованию и учету в соответствии с настоящей главой подлежат несчастные случаи, происшедшие с работниками и другими лицами, участвующими в производственной деятельности работодателя (в том числе с лицами, подлежащими обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний), при исполнении ими трудовых обязанностей или выполнении какой-либо работы по поручению работодателя (его представителя), а также при осуществлении иных правомерных действий, обусловленных трудовыми отношениями с работодателем либо совершаемых в его интересах.
На основании ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, для расследования несчастного случая работодатель (его представитель) незамедлительно образует комиссию в составе не менее трех человек. В состав комиссии включаются специалист по охране труда или лицо, назначенное ответственным за организацию работы по охране труда приказом (распоряжением) работодателя, представители работодателя, представители выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников, уполномоченный по охране труда. Комиссию возглавляет работодатель (его представитель), а в случаях, предусмотренных настоящим кодексом, должностное лицо соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности.
В соответствии с ч. 9 ст. 229 Трудового кодекса Российской Федерации, расследование несчастного случая, происшедшего в результате катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проводится комиссией, образуемой и возглавляемой работодателем (его представителем), с обязательным использованием материалов расследования катастрофы, аварии или иного повреждения транспортного средства, проведенного соответствующим федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, органами дознания, органами следствия и владельцем транспортного средства.
Согласно ст. 229.1 ТК РФ расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили легкие повреждения здоровья, проводится комиссией в течение трех дней. Расследование несчастного случая (в том числе группового), в результате которого один или несколько пострадавших получили тяжелые повреждения здоровья, либо несчастного случая (в том числе группового) со смертельным исходом проводится комиссией в течение 15 дней.
В соответствии с положениями ст. 229.2 ТК РФ при расследовании каждого несчастного случая комиссия (в предусмотренных настоящим Кодексом случаях государственный инспектор труда, самостоятельно проводящий расследование несчастного случая) выявляет и опрашивает очевидцев происшествия, лиц, допустивших нарушения требований охраны труда, получает необходимую информацию от работодателя (его представителя) и по возможности объяснения от пострадавшего.Конкретный перечень материалов расследования определяется председателем комиссии в зависимости от характера и обстоятельств несчастного случая.
В силу статьи 229.3 ТК РФ государственный инспектор труда при выявлении сокрытого несчастного случая, поступлении жалобы, заявления, иного обращения пострадавшего (его законного представителя или иного доверенного лица), лица, состоявшего на иждивении погибшего в результате несчастного случая, либо лица, состоявшего с ним в близком родстве или свойстве (их законного представителя или иного доверенного лица), о несогласии их с выводами комиссии по расследованию несчастного случая, а также при получении сведений, объективно свидетельствующих о нарушении порядка расследования, проводит дополнительное расследование несчастного случая в соответствии с требованиями настоящей главы независимо от срока давности несчастного случая. Дополнительное расследование проводится, как правило, с привлечением профсоюзного инспектора труда, а при необходимости - представителей соответствующего федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности, и исполнительного органа страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя). По результатам дополнительного расследования государственный инспектор труда составляет заключение о несчастном случае на производстве и выдает предписание, обязательное для выполнения работодателем (его представителем).
Государственный инспектор труда имеет право обязать работодателя (его представителя) составить новый акт о несчастном случае на производстве, если имеющийся акт оформлен с нарушениями или не соответствует материалам расследования несчастного случая. В этом случае прежний акт о несчастном случае на производстве признается утратившим силу на основании решения работодателя (его представителя) или государственного инспектора труда.
Согласно статье 230 ТК РФ по каждому несчастному случаю, квалифицированному по результатам расследования как несчастный случай на производстве и повлекшему за собой необходимость перевода пострадавшего в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, на другую работу, потерю им трудоспособности на срок не менее одного дня либо смерть пострадавшего, оформляется акт о несчастном случае на производстве по установленной форме в двух экземплярах, обладающих равной юридической силой, на русском языке либо на русском языке и государственном языке республики, входящей в состав Российской Федерации.
В акте о несчастном случае на производстве должны быть подробно изложены обстоятельства и причины несчастного случая, а также указаны лица, допустившие нарушения требований охраны труда. В случае установления факта грубой неосторожности застрахованного, содействовавшей возникновению вреда или увеличению вреда, причиненного его здоровью, в акте указывается степень вины застрахованного в процентах, установленная по результатам расследования несчастного случая на производстве.
После завершения расследования акт о несчастном случае на производстве подписывается всеми лицами, проводившими расследование, утверждается работодателем (его представителем) и заверяется печатью (при наличии печати).
Работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве обязан выдать один экземпляр утвержденного им акта о несчастном случае на производстве пострадавшему (его законному представителю или иному доверенному лицу), а при несчастном случае на производстве со смертельным исходом - лицам, состоявшим на иждивении погибшего, либо лицам, состоявшим с ним в близком родстве или свойстве (их законному представителю или иному доверенному лицу), по их требованию. Второй экземпляр указанного акта вместе с материалами расследования хранится в течение 45 лет работодателем (его представителем), осуществляющим по решению комиссии учет данного несчастного случая на производстве. При страховых случаях третий экземпляр акта о несчастном случае на производстве и копии материалов расследования работодатель (его представитель) в трехдневный срок после завершения расследования несчастного случая на производстве направляет в исполнительный орган страховщика (по месту регистрации работодателя в качестве страхователя).
Согласно п. 27 постановления Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 24 октября 2002 года № 73 «Об утверждении форм документов, необходимых для расследования и учета несчастных случаев на производстве, и положения об особенностях расследования несчастных случаев на производстве в отдельных отраслях и организациях» содержание акта формы Н-1 (Н1-ПС) должно соответствовать выводам комиссии или государственного инспектора труда, проводивших расследование несчастного случая на производстве.
В акте подробно излагаются обстоятельства и причины несчастного случая на производстве, а также указываются лица, допустившие нарушения установленных нормативных требований, со ссылками на нарушенные ими правовые нормы законодательных и иных нормативных правовых актов.
Как следует из материалов дела, 21 февраля 2019 г. примерно в 10 час. 15 мин. в помещении цеха № 435 ООО «СЭПО-ЗЭМ» произошел несчастный случай с укладчиком-упаковщиком Александровым Н.В., который при ходьбе допустил падение. Распоряжением руководителя службы охраны труда и промышленной безопасности от 21 февраля 2019 г. № была создана комиссия в составе пяти человек для расследования несчастного случая.
По итогам расследования несчастный случай, произошедший с Александровым Н.В., квалифицирован как несчастный случай, не связанный с производством. Основаниями для данного вывода явились следующие обстоятельства установленные в ходе расследования: Александров Н.В. самовольно покинул рабочее место, после чего конвейер был остановлен. Покинув рабочее место Александров Н.В. направился в кабинет мастера, находящийся на расстоянии 18 метров, однако упал в пути следования. Условия труда Александрова Н.В. соответствуют всем предъявляемым требованиям. По мнению административного истца причиной падения Александрова Н.В. является падение из-за имеющегося у него заболевания. По результатам расследования несчастного случая составлен акт № от 05 марта 2019 г. В период времени с 22 марта 2019 г. по 17 апреля 2019 г. главным государственным инспектором труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО5 по жалобе Александрова Н.В. проведено дополнительное расследование, по итогам которого установлено, что несчастный случай с Александровым Н.В. квалифицируется как не связанный с производством, не оформляется актом по форме Н-1 и не подлежит учету в ООО «СЭПО-ЗЭМ».
20 августа 2019 г. государственным инспектором труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО6 истцу выдано предписание № с указанием перечня мероприятий необходимых для проведения и установлен срок для выполнения предписания до 30 августа 2019 г. и заключение.
Согласно табеля учета рабочего времени и пояснениям сторон 21 февраля 2019 г. для Александрова Н.В. являлся рабочим днем, при этом согласно режиму работы участка упаковки представленного истцом периодом работы являлся с 08 час. 30 мин. до 10 час. 30 мин.
Следовательно, падение Александрова Н.В. произошло в рабочее время в цеху, который является его непосредственным местом работы, а, следовательно, произошедший с Александровым Н.В. несчастный случай является несчастным случаем на производстве, и в соответствии с положением об особенностях расследования несчастных случаев на производстве подлежит расследованию с составлением акта формы Н-1.
Фактически доводы административного истца сводятся к утверждениям о том, что причиной падения Александрова Н.В. явились его грубая неосторожность и наличие у него заболевания.
При таких обстоятельствах Предписание государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в саратовской области ФИО6 от 20 августа 2019 г. № и Заключение государственного инспектора от 20 августа 2019 г. составлены уполномоченным на их составление лицом, в пределах её компетенции, соответствуют требованиям законодательства и основаны на результатах проведенной проверки, а, следовательно, требования истца не подлежат удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск Общества с ограниченной ответственностью «СЭПО-ЗЭМ» к Государственной инспекции труда в Саратовской области о признании незаконным и отмене предписания государственной инспекции труда и Заключения государственного инспектора труда – оставить без удовлетворения.
Отменить обеспечительные меры принятые определением суда от 30 августа 2019 г. в виде приостановления Предписания государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Саратовской области ФИО6 от 20 августа 2019 г. №
На решение Ленинского районного суда г. Саратова может быть подана апелляционная жалоба в Саратовский областной суд через Ленинский районный суд г. Саратова в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение суда изготовлено 30 сентября 2019 г.
Судья