Дело №2а-1891/2019
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 августа 2019 года г. Ростов-на-Дону
Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в составе:
судьи Рощиной В.С.,
при секретаре Мелащенко А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к административному ответчику Голотвиной Е.В. о взыскании недоимки по налогам и пени,
УСТАНОВИЛ:
Административный истец Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области обратилась в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением, сославшись на то, что Голотвина Е.В. является плательщиком налога на имущество физических лиц, должник оплату в счет погашения суммы налога не производил, в связи с чем начислена пеня в размере 1767,12 руб.. Также Голотвина Е.В. является плательщиком земельного налога, сумма налога за 2016 год составляет 3823 руб., уплата данного налога должна была быть произведена не позднее 01.12.2017, должник оплату в счет погашения суммы налога не производил, в связи с чем начислена пеня в размере 522,55 руб.. В адрес плательщика было направлено требование об уплате недоимки по налогам и пени, которое плательщиком не исполнено. Данное обстоятельство явилось основанием для обращения к мировому судье с заявлением о выдаче судебного приказа. Мировым судьей был вынесен судебный приказ, который определением мирового судьи от 10.01.2019 был отменен. На основании изложенного Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области просила суд взыскать с Голотвиной Е.В. пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 в размере 1767,12 руб., недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 3823 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период со 02.12.2017 по 11.12.2017 в размере 10,51 руб., со 02.12.2016 по 23.11.2017 в размере 512,04 руб., а всего в размере 6112,67 руб..
Явившаяся в судебное заседание представитель Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области Татаркина Е.Е., действующая на основании доверенности от 16.01.2019, уточнила размер заявленных административных исковых требований в связи с частичной оплатой ответчиком задолженности, просила суд удовлетворить административный иск в следующей редакции: «взыскать с Голотвиной Е.В. пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 в размере 781,49 руб., недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 3823 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период со 02.12.2017 по 11.12.2017 в размере 10,51 руб., со 02.12.2016 по 23.11.2017 в размере 258,09 руб., а всего в размере 4873,09 руб.».
Административный ответчик Голотвина Е.В. в судебное заседание не явилась, о дате, времени и месте рассмотрения дела, неоднократно извещалась судом надлежащим образом по известному адресу места жительства, подтвержденному адресной справкой ОАСР УВМ ГУ МВД России по РО, судебная корреспонденция возвращена в суд почтовым отделением с отметками «истек срок хранения».
При возвращении почтовым отделением связи судебных повесток и извещений с отметкой "за истечением срока хранения" следует признать, что в силу статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела в его отсутствие.
При указанных обстоятельствах суд признает административного ответчика надлежащим образом извещенным о времени и месте судебного заседания и не находит препятствий к рассмотрению дела в отсутствие не явившегося лица.
Суд, совещаясь на месте, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившегося административного ответчика на основании ч.2 ст. 289 КАС РФ.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, заслушав доводы представителя административного истца, суд пришел к следующему.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд, в том числе выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом.
Частью 2 ст. 286 КАС РФ административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии с правовой позицией, сформулированной в Определении Конституционного Суда РФ от 22.03.2012 № 479-О-О, законодательные правила направления и исполнения требования об уплате налога имеют юридическое значение для исчисления срока на обращение в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика причитающейся к уплате суммы налога. Заявление налогового органа может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Не может осуществляться принудительное взыскание налога за пределами сроков, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве. Требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Как следует из материалов дела, определением мирового судьи от 10.01.2019 судебный приказ о взыскании с ответчика указанной в иске налоговой недоимки был отменен.
Учитывая изложенное, настоящее административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций могло быть подано в суд до 11.07.2019.
При этом Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области обратилась в Советский районный суд г. Ростова-на-Дону с административным исковым заявлением 14.06.2019, то есть в установленный законодательством срок, а потому суд рассматривает данное административное исковое заявление по существу.
В силу ст. 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
Согласно п. 1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей.
В соответствии с п. 1 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
В соответствии со ст. 15 НК РФ к местным налогам относятся налог на имущество физических лиц и земельный налог.
В силу п. 1 ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
В соответствии с п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; жилое помещение (квартира, комната); гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершенного строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Материалами дела подтверждается, что административный ответчик с 26.03.2013 являлся собственником имущества, подлежащего налогообложению: жилые дома с КН № по адресу: <адрес>; с 08.07.2013 - жилые дома с КН № по адресу: <адрес>.
Согласно п. 1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено настоящим пунктом.
В соответствии с п. 1 ст. 389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), на территории которого введен налог.
Материалами дела также подтверждается, что административный ответчик с 14.06.2012 являлся собственником земельного участка, подлежащего налогообложению, находящегося по адресу: <адрес>, с КН №.
Таким образом, Голотвина Е.В. с 26.03.2013 являлась плательщиком налога на имущество физических лиц, с 14.06.2012 – плательщиком земельного налога.
В связи с неуплатой налогов в срок, административным истцом в соответствии со ст. 69, 70 НК РФ в адрес административного ответчика были высланы:
требование об уплате налога и пени № по состоянию на 24.11.2017, в котором указано на уплату налога на имущество физических лиц в размере 2924,15 руб., 6303 руб., срок уплаты не указан, на обязанность уплатить пени в размере 671,78 руб., 673,84 руб., 421,50 руб.; на уплату земельного налога в размере 3823 руб., срок уплаты не указан, на обязанность уплатить пени в размере 408,71 руб., 103,33 руб.,
требование об уплате налога и пени № по состоянию на 12.12.2017, в котором указано на обязанность уплатить земельный налог в размере 3823 руб., со сроком уплаты 01.12.2017, пени в размере 10,51 руб..
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
В требованиях были установлены сроки для оплаты налога и пени соответственно до 10.01.2018 и до 29.01.2018.
Сведения об уплате административным ответчиком взыскиваемой задолженности от лиц, участвующих в деле, в суд не поступили, доказательств оплаты задолженности в уточненном размере по налогам и пени ответчиком суду не представлено и материалы дела не содержат.
Учитывая изложенное, суд, проверив правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы, удовлетворяет заявленные уточненные административные исковые требования в части взыскания недоимки по земельному налогу за 2016 год в размере 3823 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период со 02.12.2017 по 11.12.2017 в размере 10,51 руб..
В части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 в размере 781,49 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога со 02.12.2016 по 23.11.2017 в размере 258,09 руб. суд отказывает по следующим основаниям.
В силу ст. 57 НК РФ при уплате налога и сбора с нарушением срока уплаты налогоплательщик уплачивает пени в порядке и на условиях, предусмотренных НК РФ.
Согласно п. 1 ст. 72 НК РФ пени являются способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов.
В соответствии со ст. 75 НК РФ пеней признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов, в том числе налогов, уплачиваемых в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм налога или сбора и независимо от применения других мер обеспечения исполнения обязанности по уплате налога или сбора, а также мер ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора, если иное не предусмотрено главами 25 и 26.1 настоящего Кодекса. Пеня за каждый день просрочки определяется в процентах от неуплаченной суммы налога или сбора. Процентная ставка пени принимается равной одной трехсотой действующей в это время ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Таким образом, обязанность по уплате пеней с учетом положений вышеуказанных законоположений, является не самостоятельной, а обеспечивающей (акцессорной) обязанностью, способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога. Пени подлежат принудительному взысканию в том же порядке, что и задолженность, на которую они начислены. Разграничение процедуры взыскания налогов и процедуры взыскания пеней недопустимо, поскольку дополнительное обязательство не может существовать отдельно от главного.
В соответствии с п. 2 ст. 52 НК РФ в случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление.
В силу п. 4 ст. 52 НК РФ налоговое уведомление может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления налогового уведомления по почте заказным письмом налоговое уведомление считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 69 НК РФ требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога. Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
В силу п. 6 ст. 69 НК РФ требование об уплате налога может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом, передано в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика. В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.
Согласно п. 6 ст. 6.1 НК РФ срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным и (или) нерабочим праздничным днем.
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на административного истца (ч. 4 ст. 289 КАС РФ).
Из расчета сумм пени следует, что пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 во взыскиваемом размере начислены на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2009 год в размере 2924,15 руб., за 2015 год в размере 6303 руб.; пени за несвоевременную уплату земельного налога со 02.12.2016 по 23.11.2017 во взыскиваемом размере начислены на недоимку по земельному налогу за 2015 год в размере 3823 руб., которые предметом требований не являются.
В соответствии с ч. ч. 1, 3, 4 ст. 12 Федерального закона от 28.12.2017 N 436-ФЗ "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации" установить, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по транспортному налогу, налогу на имущество физических лиц, земельному налогу, образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2015 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, числящиеся на дату принятия налоговым органом в соответствии с настоящей статьей решения о списании признанных безнадежными к взысканию недоимки и задолженности по пеням.
Решение о списании недоимки и задолженности по пеням и штрафам, указанных в частях 1 и 2 настоящей статьи, принимается налоговым органом без участия налогоплательщика по месту жительства физического лица (месту нахождения принадлежащего физическому лицу недвижимого имущества, транспортных средств, месту учета индивидуального предпринимателя) на основании сведений о суммах недоимки и задолженности по пеням, штрафам.
Учитывая изложенное, задолженность по пеням, начисленным на недоимку по налогу на имущество физических лиц за 2009 год, признается безнадежной к взысканию и подлежит самостоятельному списанию налоговым органом.
Кроме того, административным истцом в подтверждение заявленных требований в материалы дела не представлено доказательств начисления взыскиваемой пени, а именно не представлены требования об уплате налога на имущество физических лиц за 2015 год в размере 6303 руб., земельного налога за 2015 год в размере 3823 руб..
Из требования об уплате налога и пени № по состоянию на 24.11.2017 следует, что налог на имущество физических лиц в размере 6303 руб., земельный налог в размере 3823 руб. уплачен.
При этом в расчете сумм пени за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 не указаны сведения об уплате указанных выше налогов, что в свою очередь противоречит требованию об уплате налога и пени № по состоянию на 24.11.2017.
Таким образом, также доказательств принудительного взыскания недоимки в указанных размерах либо оплаты налогов с нарушением установленного законом срока административным истцом в дело не представлено, что исключает возможность взыскания с административного ответчика заявленных пеней, как не подтвержденных в установленном законом порядке.
Таким образом, административный истец не доказал обстоятельства для взыскания пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 в размере 781,49 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога со 02.12.2016 по 23.11.2017 в размере 258,09 руб..
В связи с чем в части взыскания пени за несвоевременную уплату налога на имущество физических лиц за период с 01.12.2015 по 23.11.2017 в размере 781,49 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога со 02.12.2016 по 23.11.2017 в размере 258,09 руб. суд отказывает.
Согласно п. 3 ст. 178 КАС РФ, п. 4 ч. 6 ст. 180 КАС РФ при принятии решения суд также решает вопросы о распределении судебных расходов, резолютивная часть решения суда должна содержать: указание на распределение судебных расходов.
Учитывая тот факт, что в силу пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ по данному административному делу Межрайонная ИФНС России №24 по Ростовской области освобождена от уплаты государственной пошлины, рассчитав государственную пошлину с учетом пп. 1 п. 1 ст. 333.19 НК РФ, суд на основании ч. 1 ст. 114 КАС РФ пришел к выводу о взыскании государственной пошлины с административного ответчика в размере 400 руб. в доход местного бюджета.
Принимая во внимание изложенное, руководствуясь ст. ст. 175-180, 290 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Административный иск Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области к административному ответчику Голотвиной Е.В. о взыскании недоимки по налогам и пени в уточненной редакции – удовлетворить частично.
Взыскать с Голотвиной Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, в пользу Межрайонной ИФНС России №24 по Ростовской области недоимку по земельному налогу за 2016 год в размере 3823 руб., пени за несвоевременную уплату земельного налога за период со 02.12.2017 по 11.12.2017 в размере 10,51 руб., а всего в размере 3833,51 руб..
В удовлетворении остальной части административного иска – отказать.
Взыскать с Голотвиной Е.В., проживающей по адресу: <адрес>, в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 400 руб..
Решение может быть обжаловано в Ростовский областной суд через Советский районный суд г. Ростова-на-Дону в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 13.08.2019.
Судья В.С.Рощина