Дело №
УИД №
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
«13» мая 2021 года город Тында
Тындинский районный суд Амурской области в составе
председательствующего судьи Крегеля А.А.,
при секретаре Донских А.В.,
с участием представителя истца Лапаева А.В. – Поповой Г.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Лапаева <данные изъяты> к администрации г. Тынды о признании права собственности на жилой дом,
УСТАНОВИЛ:
Лапаев А.В. обратился в суд с настоящим исковым заявлением, указав в его обоснование, что 25 августа 2008 г. между муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды» и Лапаевым А.В. был заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому он взял в аренду земельный участок, общей площадью 1 204 кв.м, из земель населенных пунктов территории г. Тынды с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома. В 2020 г. он закончил строительство двухэтажного жилого дома, на указанном земельном участке. При возведении дома были допущены нарушения градостроительных норм в части увеличения расстояния от фронтальной границы земельного участка до основного строения до 19,15 м, уменьшения расстояния от восточной границы земельного участка до основного строения до 1,74 м, от южной границы до 1,30 м. 25 ноября 2020 г. Лапаев А.В. обратился в администрацию г. Тынды с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства. 25 января 2021 г. ему было отказано в заявлении на основании несоблюдения положенных отступов, установленных абзацем «б.6.1» подп. б. п. 1 ч. 1 ст. 36 нормативного правового акта города Тынды от 15 декабря 2015 г. № 44-НПА «О правилах землепользования и застройки города Тынды (городского округа)», принятого решением Тындинской городской Думы от 15 декабря 2015 № 344-Р-ТГД-У1 (далее – Правила).
Ссылаясь на то, что в досудебном порядке оформить права не представляется возможным, Лапаев А.В. просит суд признать за ним права собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 279,2 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1 204 кв.м, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство индивидуального жилого дома, находящийся по адресу: <адрес>.
В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области (далее – Управление Росреестра по Амурской области), Шендецкий <данные изъяты>.
В судебном заседании представитель истца – Попова Г.Л. настаивала на удовлетворении заявленных требований по доводам иска.
В судебное заседание истец Лапаев А.В., представитель ответчика администрации г. Тынды, представитель третьего лица Управления Росреестра по Амурской области надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Представитель третьего лица Управления муниципальным имуществом и земельных отношений администрации г. Тынды и третье лицо Шендецкий А.М. ходатайствовали о рассмотрении дела в свое отсутствие. Судом, в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ определено о рассмотрении дела при указанной явке.
Согласно письменному отзыву администрации г. Тынды, администрация не возражает против удовлетворения иска при отсутствии возражений со стороны собственника земельного участка с кадастровым номером 28:06:010804:484 (Шендецкий А.М.) и соблюдения требований СП4.13130 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям».
Из содержания письменного отзыва Управления муниципального имущества земельных отношений администрации г. Тынды следует, что Управление не возражает против удовлетворения исковых требований истца, при наличии на то законных оснований.
Согласно письменным возражениям третьего лица, Шендецкий А.М. считает иск не подлежащим удовлетворению, поскольку построенный истцом дом расположен непосредственно возле границы его земельного участка. Ссылаясь на требования СНиП 30-02-97, указывает, что расстояние от границ земельного участка должно составлять не менее 5 м. Истцом построен жилой дом на расстоянии 1,3 м. Кроме того, расстояние жилого дома истца от его дома должно составлять не менее 10 м. В случае удовлетворения исковых требований истца его земельный участок будет фактически непригоден для строительства на нем жилого дома, поскольку ширина выделенного ему земельного участка составляет 24 м. - 10 метров от жилого дома истца и 10 м. до границы его земельного участка предоставляют ему возможность построить дом с шириной не более 4 м, что фактически невозможно. В связи с чем просит отказать в удовлетворении иска.
Выслушав пояснения представителя истца, исследовав представленные письменные доказательства и дав им юридическую оценку, исходя из требований ст. 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, в 2008 г. Лапаев А.В. обратился в администрацию г. Тынды с заявлением о предоставлении земельного участка для строительства индивидуального жилого дома.
25 августа 2008 г. между муниципальным учреждением «Комитет по управлению муниципальным имуществом г. Тынды» и Лапаевым А.В. был заключен договор аренды земельного участка №, согласно которому Лапаев А.В. получил в аренду земельный участок, общей площадью 1204 кв.м, из земель населенных пунктов территории г. Тынды с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, для строительства индивидуального жилого дома, предоставленный Постановлением мэра г. Тынды № от 25 августа 2008 г., срок аренды был установлен с 04 августа 2008 г. по 03 августа 2018 г. 04 мая 2016 г. договор аренды был пролонгирован до 04 августа 2028 г.
28 января 2016 г. был подготовлен межевой план в результате выполнения кадастровых работ, в связи с уточнением границ и площади. Кадастровые работы были выполнены за счет собственных средств Лапаева А.В.
На основании межевого плана отделом архитектуры и градостроительства администрации г. Тынды был подготовлен градостроительный план для строительства индивидуального жилого дома, утвержденный постановлением мэра г. Тынды от 12 июля 2016 г. №, ООО «Проектстройинвест» была разработана схема планировочной организации земельного участка с кадастровым номером №.
26 июля 2016 г. Лапаевым А.В. было получено разрешение на строительство индивидуального жилого дома № по адресу: <адрес>.
В 2020 г. Лапаев А.В. возвел двухэтажный жилой дом общей площадью 279,2 кв.м.
Факт строительства дома участниками спора не оспаривался.
Подключение истцом коммуникации: электроэнергии, тепловодоснабжения, водоотведения, подтверждается договором холодного водоснабжения № от 01 октября 2020 г. с ООО «КСБ», актом выполнения технических условий ЖДК-Энергоресурс № от 06 июня 2018 г. по подключению к системе тепловодоснабжения жилого дома по <адрес>, договором № от 20 июля 2015 г. об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям.
С момента постройки индивидуального жилого дома по настоящее время истец его эксплуатирует и несет расходы по его содержанию.
ДД.ММ.ГГГГ Лапаев А.В. обратился в администрацию г. Тынды с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства.
25 января 2021 г. Лапаеву А.В. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров в связи с несоблюдением положенных отступов, установленных абзацем «б.6.1» подп. б п. 1 ч. 1 ст. 36 Правил. В частности при возведении жилого дома были допущены нарушения градостроительных норм в части увеличения расстояния от фронтальной границы земельного участка до основного строения до 19,15 м, уменьшения расстояния от восточной границы земельного участка до основного строения до 1,74 м, от южной границы до 1,30 м.
Как следует из искового заявления, перед началом строительства жилого дома Лапаев А.В. не был ознакомлен с требованиями градостроительного законодательства, разрешение на нарушение расстояния от дома до границы соседнего участка не было зафиксировано в письменном виде. На начальной стадии строительства соседи не предъявляли никаких жалоб.
Ссылаясь на то, что в досудебном порядке оформить права не представляется возможным, Лапаев А.В. обратился в суд с настоящим иском к администрации г. Тынды о признании за ним права собственности на возведенный жилой дом.
В силу абз. 1 п. 1 ст. 218 ГК РФ право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.
Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Гражданин приобретает право собственности на недвижимое имущество с момента государственной регистрации.
Порядок государственной регистрации прав на недвижимое имущество и основания отказа в регистрации этих прав устанавливаются в соответствии с настоящим Кодексом законом о регистрации прав на недвижимое имущество (п. 6 ст. 131 ГК РФ).
Согласно ст. 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления.
Анализ вышеприведенных положений закона применительно к спорным правоотношениям позволяет суду прийти к выводу о невозможности удовлетворения заявленных Лапаевым А.В. требований по следующим причинам.
Судом было установлено, что 25 января 2021 г. Лапаеву А.В. было отказано в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров в связи с несоблюдением положенных отступов, установленных абзацем «б.6.1» подп. б п. 1 ч. 1 ст. 36 Правил, поскольку при возведении жилого дома были допущены нарушения градостроительных норм в части увеличения расстояния от фронтальной границы земельного участка до основного строения до 19,15 м, уменьшения расстояния от восточной границы земельного участка до основного строения до 1,74 м, от южной границы до 1,30 м.
Данное постановление администрации г. Тынды Лапаевым А.В. не обжаловалось, а значит, является законным и действующим.
Из содержания указанной нормы ст. 36 Правил следует, что в состав жилых зон включаются следующие территориальные зоны, границы которых установлены на карте градостроительного зонирования города Тынды (городского округа): зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1). Параметры застройки, установленные для данной территориальной зоны: расстояние между фронтальной границей участка и основным строением - до 6 м; минимальное расстояние от границ земельного участка до строений, а также между строениями от границ соседнего участка до основного строения - 3 м; хозяйственных и прочих строений - 1 м; открытой стоянки - 1 м; отдельно стоящего гаража - 1 м; от основных строений до отдельно стоящих хозяйственных и прочих строений - в соответствии с требованиями «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест».
В настоящее время «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест» утратил силу на территории Российской Федерации в связи с изданием Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 04 декабря 2020 г. №.
Вместе с тем, как обоснованно указывал в своих письменных возражениях на иск третье лицо Шендецкий А.М., в настоящее время существуют требования СНиП 30-02-97, которые дублируют указанные выше утратившие силу СанПиНы.
В частности утвержденные приказом Минстроя России от 14 октября 2019 г. № 618/пр «Об утверждении СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения» (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» (далее – СНиП 30-02-97), свод правил в п. 6.7 раздела 6 устанавливает, что минимальные расстояния до границы соседнего участка должны быть: от садового (или жилого) дома – 3 м; отдельно стоящей хозяйственной постройки (или части садового жилого дома) с помещениями для содержания скота и птицы – 4 м; других хозяйственных построек – 1 м; стволов высокорослых деревьев – 3 м, среднерослых – 2 м; кустарника – 1 м.
Анализ вышеприведенных норм права применительно к рассматриваемому спору позволяет суду сделать вывод, что расстояние между возведенным истцом строением и границей участка, смежным соседом которого является Шендецкий А.М., составляет менее 3 м., на что указывает в своих возражениях третье лицо, и что признает сам истец в своем иске и не оспаривалось представителем истца в судебном заседании.
Установление данного факта, позволяет суду прийти к выводу, что возведенный Лапаевым А.В. объект капитального строительства: индивидуальный жилой дом общей площадью 279,2 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1 204 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, возведен с нарушением градостроительных норм, в частности ст. 36 нормативного правового акта города Тынды от 15 декабря 2015 г. № 44-НПА «О правилах землепользования и застройки города Тынды (городского округа)», а также п. 6.7 раздела 6 свода правил «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения», утвержденного приказом Минстроя России от 14 октября 2019 г. № 618/пр.
Поскольку разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства Лапаеву А.В. администрацией г. Тынды не было выдано, суд не обладает специальными познаниями в области градостроительства и возведения объектов строительства, суд не подменяет собой орган, осуществляющий государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав, а построенный объект возведен с нарушением требований закона (ст. 218 ГК РФ), оснований для удовлетворения требований Лапаева А.В. суд не усматривает.
В силу ст. 67 ГПК РФ право оценки доказательств принадлежит суду, рассматривающему дело, который осуществляет её по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, при этом суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности, и отражает результаты оценки доказательств в решении с приведением мотивов, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими.
Представленные истцом к своему иска доказательства, в частности: справка о среднерыночной стоимости объекта недвижимости от 24 февраля 2021 г.; фотографии возведенного дома; разрешение на строительство от 26 июля 2016 г.; договор аренды земельного участка от 25 августа 2008 г. № с дополнительными соглашениями и приложениями к нему; постановление мэра г. Тынды от 25 августа 2008 г.; постановления администрации г. Тынды от 11 апреля 2016 г., от 04 мая 2016 г., от 12 июля 2016 г., от 25 января 2016 г.; градостроительный план земельного участка; технический паспорт на жилой дом; акт выполнения технический условий ЖДК-энергоресурс от 06 июня 2018 г. №; договор об осуществлении технологического присоединения к электрическим сетям № от 20 июля 2015 г.; договор холодного водоснабжения от 01 октября 2020 г. с приложениями; схема планировочной организации земельного участка 2016 г.; межевой план; заявление Лапаева А.В. о выделении земельного участка от 17 июня 2006 г.; заявление от 29 марта 2016 г.; заключение отдела архитектуры, капитального строительства и градостроительства администрации г. Тынды от 26 марта 2021 г., от 01 декабря 2020 г.; проект границ земельного участка 2008 г.; схема расположения земельного участка 2015 г.; выписка из ЕГРН от 04 декабря 2020 г.; заключение о результатах общественных обсуждений от 13 января 2021 г. – не опровергают выводов суда о том, что объект капитального строительства возведен с нарушением требований закона, и не позволяют суду прийти к выводу о признании его законным.
Исследованные судом доказательства подтверждают факт того, что объект капитального строительства – индивидуальный жилой дом общей площадью 279,2 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1 204 кв.м, с кадастровым номером №, находящийся по адресу: <адрес>, физически построен, однако они не подтверждают обстоятельств того, что он построен законно, с соблюдением требований действующего законодательства.
Истец в своем иске указывает, что в досудебном порядке оформить права на дом не представляется возможным.
Однако суд не может согласиться с такими суждениями истца.
После устранения недостатков указанных в постановлении администрации г. Тынды от 25 января 2021 г. об отказе Лапаеву А.В. в предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, получении такого разрешения, получении разрешения на ввод объекта в эксплуатацию, Лапаев А.В. сможет зарегистрировать право собственности на объект недвижимости в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Амурской области, в соответствии с порядком, установленным Федеральным законном от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости».
Таким образом, вопреки доводам истца возможность зарегистрировать право собственности на вновь созданный объект недвижимости Лапаевым А.В. не утеряно.
В связи с вышеизложенным суд приходит к выводу о необходимости отказа в удовлетворении исковых требований Лапаева А.В. к администрации г. Тынды о признании за Лапаевым А.В. права собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 279,2 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1 204 кв.м, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство индивидуального жилого дома, находящийся по адресу: <адрес>.
Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Лапаева <данные изъяты> к администрации г. Тынды о признании за Лапаевым <данные изъяты> права собственности на индивидуальный жилой дом общей площадью 279,2 кв.м, расположенный на земельном участке площадью 1 204 кв.м, с кадастровым номером № категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование – под строительство индивидуального жилого дома, находящийся по адресу: <адрес> – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Амурский областной суд через Тындинский районный суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий судья А.А. Крегель
Решение в окончательной форме изготовлено судом 20 мая 2021 года.