Решение по делу № 21-65/2022 от 19.04.2022

№ 21-65/2022

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев протест помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. на решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гостюшева А.В. от 01 февраля 2022 года директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Помощником прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. в Верховный Суд Республики Алтай принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене указанного решения судьи, с указанием на его незаконность и необоснованность. Протест обоснован тем, что прокуратурой установлено нарушение директором МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М сроков оплаты выполненных работ по заключенному 01 июля 2021 года между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» и ФИО1 муниципальному контракту на проведение капитального ремонта спортивного зала в МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева». Неисполнение со стороны заказчика сроков оплаты по муниципальному контракту влечет как материальную, так и административную ответственность заказчика. Кроме того, ненадлежащее исполнение обязательств по исполненным контрактам влечет за собой грубое нарушение прав хозяйствующих субъектов на своевременную оплату выполненных услуг. Директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М являясь должностным лицом и заказчиком по муниципальному контракту имел возможность предвидеть и не допустить нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01 ноября 2021 года в ведении МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» имелись лимиты бюджетных обязательств в сумме 2738893,48 руб. Расходным расписанием от 01 ноября 2021 года Министерство образования и науки Республики Алтай отозвало предельный объем финансирования в размере 1175356,71 руб. Вместе с тем, директор школы не принял должных мер по оплате по муниципальному контракту в доли софинансирования из бюджета Кош-Агачского района – 9403,96 руб. (1%), а также в доли остатка лимитов бюджетных обязательств, после отзыва предельного объема финансирования Министерством образования и науки Республики Алтай в размере 258705,28 руб. Данное нарушение не может расцениваться как малозначительное.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав помощника прокурора Республики Алтай Туденеву Я.Н., поддержавшую доводы протеста, представителей Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гостюшева А.В. и Дымову А.Е., полагавших решение судьи подлежащим отмене, директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М., полагавшего решение судьи законным и обоснованным, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в числе прочего в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 названного Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 названного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в деятельности МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева», в ходе которой установлены нарушения ч.13.1 ст.34, ч.8 ст.30 указанного Закона.

Так, 01 июля 2021 года между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» в лице директора М и ФИО1. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева». Цена контракта составила 2 374 458 рублей. Пунктом 4.1 контракта Срок выполнения работ установлен до 15 сентября 2021 года, а пунктом 8.1 срок действия контракта установлен до 30 октября 2021 года.

В соответствии с п. 2.4 указанного выше муниципального контракта, оплата по контракту производится путем перечисления аванса в размере 50% от размера цены контракта в течение 10 рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком счета на аванс. Оставшаяся сумма по контракту (п.2.5.2) оплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания документов о приемке: акта выполненных работ, унифицированных форм № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» и документы на оплату (могут быть представлены счета, счета-фактуры, товарные накладные, универсальные передаточные документы).

Платежными поручениями и от 27 июля 2021 года, от 19 августа 2021 года Заказчик осуществил оплату аванса по муниципальному контракту на общую сумму 1187229,00 руб.

25 августа 2021 года между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» и ФИО2 заключен контракт об осуществлении строительного контроля.

15 сентября 2021 года стороны заключили дополнительное соглашение, согласно которому в п.4.1 контракта внесены изменения определены сроки выполнения работ: начало работ - с момента заключения муниципального контракта, окончание работ - 10 октября 2021 года.

21 октября 2021 года заказчиком подписаны акты приемки выполненных работ № КС-2 на суммы 1819,83 тыс. руб. и 307,79 тыс. руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат № КС-3 на сумму 2127625,01 руб., 21 октября 2021 года направлены для проверки в ФИО2

22 октября 2021 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту, которым уменьшена цена контракта до 2127 625,01 руб.

26 октября 2021 года документы о приемке выполненных работ получены директором М. и 27 октября 2021 года направлены для осуществления оплаты выполненных работ в МК «Централизованная бухгалтерия Управления образования МО «Кош-Агачский район».

26 ноября 2021 года платежными поручениями на сумму 307701,93 руб. и на сумму 632604,18 руб. Заказчиком осуществлен окончательный расчет.

В рамках проведенной проверки установлено, что Заказчиком по муниципальному контракту от 01 июля 2021 года оплата выполненных работ должна была быть произведена не позднее 18 ноября 2021 года, однако фактически окончательный расчет по муниципальному контракту произведен 26 ноября 2021 года, то есть на 5 рабочих дней позже срока, установленного п. 2.5.3 контракта.

По данному факту 30 ноября 2021 года прокурором Кош-Агачского района Республики Алтай в отношении должностного лица – директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай.

Выявленное нарушение послужило основанием для привлечения директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М. к административной ответственности по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы, судья районного суда принял решение об отмене указанного процессуального акта и прекращении производства по делу на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, при этом исходил из того, что вследствие неправильного оформления документов и при явном непрофессионализме исполнения должностных обязанностей сотрудников финансового отдела МО «Кош-Агачский район», директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» не может нести ответственность по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. М в свою очередь приняты исчерпывающие меры по оплате выполненных работ, в том числе путем взаимодействия с участниками бюджетного процесса.

Вместе с тем такие выводы нахожу несостоятельными.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статей 6, 12 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, в соответствии с которым должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу положений статьи 107 Федерального закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что нарушение сроков оплаты выполненных и принятых работ, поставленных товаров и выполненных услуг, влечет негативные последствия в виде подрыва авторитета и нарушении законных прав добросовестных поставщиков (подрядчиков), что может повлечь негативные последствия в виде взыскания штрафных санкций и дополнительных расходов средств муниципального бюджета. Кроме того, к негативным последствиям нарушения обязательств также необходимо отнести возможные понесенные убытки (в том числе упущенная выгода), другие имущественные или неимущественные права, на которые участники обязательства вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.

На основании приказа Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» от 18.12.2015 г. Маусумканов А.Е. назначен директором МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева». Дополнительным соглашением от 15.03.2018 г. к трудовому договору от 18.12.2015 г. трудовой договор продлен на неопределенный срок.

Согласно пункту 4 Устава МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» директор Учреждения осуществляет непосредственное управление и руководство Учреждением, является исполнительным органом Учреждения, осуществляет непосредственное руководство деятельностью Учреждения и подотчетен Учредителю. Директор действует на основе законодательства Российской Федерации и настоящего Устава, распоряжается имуществом и средствами Учреждения, в пределах определенных собственником; заключает договоры без согласования с собственником на суммы в пределах утвержденной сметы расходов; является распорядителем средств в пределах утвержденной сметы
расходов.

Действия (бездействие) директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М квалифицированы по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из обстоятельств, приведенных в протоколе по делу об административном правонарушении, а именно - нарушение должностным лицом установленных сроков оплаты товара, предусмотренного государственным контрактом.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

М утверждает, что им были приняты все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения ссылаясь при этом на то, что несвоевременная оплата по контракту произошла по вине третьих лиц – МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО «Кош-Агачский район», которая обслуживает школу согласно заключенного 17 января 2020 года договор между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» в лице директора М. (Заказчик) и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО «Кош-Агачский район» в лице начальника С (Исполнитель) об оказании услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Данный довод нахожу не состоятельным, М не представлены доказательства того, что М, принял исчерпывающие меры по соблюдению обязанности заказчика по оплате выполненных работ, судом не проверено в полном объеме, что с его стороны осуществлялся надлежащий контроль за работой Централизованной бухгалтерии по проведению своевременной оплаты произведенных работ по муниципальному контракту.

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО «Кош-Агачский район» выполняет работы по ведению бухгалтерского и налогового учета в интересах МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» на основании гражданско-правового договора и в случае нарушения его условий несет перед Заказчиком гражданско-правовую ответственность предусмотренную договором.

В соответствии с п.п. 6.1–6.4 указанного договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями договора. Если по вине Исполнителя Заказчик совершит административное или налоговое правонарушение, услуги признаются некачественными. Исполнитель возмещает Заказчику размер взысканных с последнего по решению суда штрафных санкций, предъявленных государственными органами РФ за период, в котором Исполнитель оказывал услуги Заказчику. В случае, если Заказчик будет привлечен к административной иди налоговой ответственности по вине Исполнителя, то последний обязан выплатить Заказчику неустойку в размере суммы штрафа, который был наложен на Заказчика.

Таким образом, директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М в силу ст. 2.4 КоАП РФ, является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и, в рамках своих должностных обязанностей выступил от имени учреждения как уполномоченное лицо по заключению муниципального контракта взяв на себя обязательства по надлежащему исполнению его условий, в том числе по соблюдению требований срока оплаты. Следовательно, ответственность за неисполнение условий указанного договора, не может нести иное лицо.

Таким образом, директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М как Заказчик обязан был соблюдать Федеральный закон N 44-ФЗ, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но судом не было проверено, были ли приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Совершенное М деяние является нарушением в сфере законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и необходимо было выяснить явилось ли это следствием отсутствия с его стороны надлежащего контроля за оплатой выполненных работ.

Таким образом, исходя из состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и установленных по делу обстоятельств, у суда отсутствуют основания считать, что вины должностного лица директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М в несвоевременной оплате договора не имеется, в связи с чем доводы, изложенные в протесте, нашли свое подтверждение, а выводы судьи районного суда являются несостоятельными, сделанными без учета и оценки всех обстоятельств дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы судьей не истек.

Учитывая вышеизложенное, решение судьи Кош-Агачского районного суда не может быть признано законным и обоснованным в связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи подлежит отмене с возвращением дела в Кош-Агачский районный суд Республики Алтай на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Протест помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. удовлетворить.

Решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Б.Е. Антух

№ 21-65/2022

РЕШЕНИЕ

28 апреля 2022 года г. Горно-Алтайск

Судья Верховного Суда Республики Алтай Антух Б.Е., рассмотрев протест помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. на решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением руководителя Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гостюшева А.В. от 01 февраля 2022 года директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 30 000 рублей.

Решением судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2022 года указанное постановление отменено, производство по делу прекращено на основании ч. 4 ст. 24.5 КоАП РФ.

Помощником прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. в Верховный Суд Республики Алтай принесен протест, в котором ставится вопрос об отмене указанного решения судьи, с указанием на его незаконность и необоснованность. Протест обоснован тем, что прокуратурой установлено нарушение директором МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М сроков оплаты выполненных работ по заключенному 01 июля 2021 года между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» и ФИО1 муниципальному контракту на проведение капитального ремонта спортивного зала в МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева». Неисполнение со стороны заказчика сроков оплаты по муниципальному контракту влечет как материальную, так и административную ответственность заказчика. Кроме того, ненадлежащее исполнение обязательств по исполненным контрактам влечет за собой грубое нарушение прав хозяйствующих субъектов на своевременную оплату выполненных услуг. Директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М являясь должностным лицом и заказчиком по муниципальному контракту имел возможность предвидеть и не допустить нарушения законодательства о контрактной системе, поскольку согласно отчету о состоянии лицевого счета получателя бюджетных средств на 01 ноября 2021 года в ведении МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» имелись лимиты бюджетных обязательств в сумме 2738893,48 руб. Расходным расписанием от 01 ноября 2021 года Министерство образования и науки Республики Алтай отозвало предельный объем финансирования в размере 1175356,71 руб. Вместе с тем, директор школы не принял должных мер по оплате по муниципальному контракту в доли софинансирования из бюджета Кош-Агачского района – 9403,96 руб. (1%), а также в доли остатка лимитов бюджетных обязательств, после отзыва предельного объема финансирования Министерством образования и науки Республики Алтай в размере 258705,28 руб. Данное нарушение не может расцениваться как малозначительное.

Изучив материалы дела, проверив доводы жалобы, заслушав помощника прокурора Республики Алтай Туденеву Я.Н., поддержавшую доводы протеста, представителей Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай Гостюшева А.В. и Дымову А.Е., полагавших решение судьи подлежащим отмене, директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М., полагавшего решение судьи законным и обоснованным, прихожу к следующему.

Частью 1 статьи 7.32.5 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за нарушение должностным лицом заказчика срока и порядка оплаты товаров (работ, услуг) при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в том числе неисполнение обязанности по обеспечению авансирования, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон N 44-ФЗ).

Пунктом 1 части 13 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что в числе прочего в контракт включаются обязательные условия о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги.

Частью 13.1 статьи 34 Федерального закона N 44-ФЗ определено, что срок оплаты заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта должен составлять не более тридцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 названного Федерального закона, за исключением случаев, если иной срок оплаты установлен законодательством Российской Федерации, случая, указанного в части 8 статьи 30 названного Федерального закона, а также случаев, когда Правительством Российской Федерации в целях обеспечения обороноспособности и безопасности государства установлен иной срок оплаты.

Согласно части 1 статьи 94 Федерального закона N 44-ФЗ исполнение контракта включает в себя комплекс мер, реализуемых после заключения контракта и направленных на достижение целей осуществления закупки путем взаимодействия заказчика с поставщиком (подрядчиком, исполнителем) в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Федеральным законом, в том числе оплату заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, а также отдельных этапов исполнения контракта.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Кош-Агачского района проведена проверка исполнения требований Федерального закона от 05.04.2013 г. №44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" в деятельности МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева», в ходе которой установлены нарушения ч.13.1 ст.34, ч.8 ст.30 указанного Закона.

Так, 01 июля 2021 года между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» в лице директора М и ФИО1. заключен муниципальный контракт на выполнение работ по капитальному ремонту спортивного зала МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева». Цена контракта составила 2 374 458 рублей. Пунктом 4.1 контракта Срок выполнения работ установлен до 15 сентября 2021 года, а пунктом 8.1 срок действия контракта установлен до 30 октября 2021 года.

В соответствии с п. 2.4 указанного выше муниципального контракта, оплата по контракту производится путем перечисления аванса в размере 50% от размера цены контракта в течение 10 рабочих дней с даты предоставления Подрядчиком счета на аванс. Оставшаяся сумма по контракту (п.2.5.2) оплачивается путем перечисления денежных средств на расчетный счет Подрядчика в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты подписания документов о приемке: акта выполненных работ, унифицированных форм № КС-2 «Акт о приемке выполненных работ», № КС-3 «Справка о стоимости выполненных работ и затрат» и документы на оплату (могут быть представлены счета, счета-фактуры, товарные накладные, универсальные передаточные документы).

Платежными поручениями и от 27 июля 2021 года, от 19 августа 2021 года Заказчик осуществил оплату аванса по муниципальному контракту на общую сумму 1187229,00 руб.

25 августа 2021 года между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» и ФИО2 заключен контракт об осуществлении строительного контроля.

15 сентября 2021 года стороны заключили дополнительное соглашение, согласно которому в п.4.1 контракта внесены изменения определены сроки выполнения работ: начало работ - с момента заключения муниципального контракта, окончание работ - 10 октября 2021 года.

21 октября 2021 года заказчиком подписаны акты приемки выполненных работ № КС-2 на суммы 1819,83 тыс. руб. и 307,79 тыс. руб., справка о стоимости выполненных работ и затрат № КС-3 на сумму 2127625,01 руб., 21 октября 2021 года направлены для проверки в ФИО2

22 октября 2021 года между сторонами заключено дополнительное соглашение к муниципальному контракту, которым уменьшена цена контракта до 2127 625,01 руб.

26 октября 2021 года документы о приемке выполненных работ получены директором М. и 27 октября 2021 года направлены для осуществления оплаты выполненных работ в МК «Централизованная бухгалтерия Управления образования МО «Кош-Агачский район».

26 ноября 2021 года платежными поручениями на сумму 307701,93 руб. и на сумму 632604,18 руб. Заказчиком осуществлен окончательный расчет.

В рамках проведенной проверки установлено, что Заказчиком по муниципальному контракту от 01 июля 2021 года оплата выполненных работ должна была быть произведена не позднее 18 ноября 2021 года, однако фактически окончательный расчет по муниципальному контракту произведен 26 ноября 2021 года, то есть на 5 рабочих дней позже срока, установленного п. 2.5.3 контракта.

По данному факту 30 ноября 2021 года прокурором Кош-Агачского района Республики Алтай в отношении должностного лица – директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и направлено для рассмотрения в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Алтай.

Выявленное нарушение послужило основанием для привлечения директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М. к административной ответственности по ч.1 ст.7.32.5 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения жалобы, судья районного суда принял решение об отмене указанного процессуального акта и прекращении производства по делу на основании ч.4 ст.24.5 КоАП РФ, при этом исходил из того, что вследствие неправильного оформления документов и при явном непрофессионализме исполнения должностных обязанностей сотрудников финансового отдела МО «Кош-Агачский район», директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» не может нести ответственность по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. М в свою очередь приняты исчерпывающие меры по оплате выполненных работ, в том числе путем взаимодействия с участниками бюджетного процесса.

Вместе с тем такие выводы нахожу несостоятельными.

В соответствии со статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно статье 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в ходе рассмотрения дела об административном правонарушении выяснению подлежат наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Согласно статей 6, 12 Федерального закона N 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок, в соответствии с которым должностные лица заказчиков несут персональную ответственность за соблюдение требований, установленных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок.

В силу положений статьи 107 Федерального закона N 44-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Необходимо отметить, что нарушение сроков оплаты выполненных и принятых работ, поставленных товаров и выполненных услуг, влечет негативные последствия в виде подрыва авторитета и нарушении законных прав добросовестных поставщиков (подрядчиков), что может повлечь негативные последствия в виде взыскания штрафных санкций и дополнительных расходов средств муниципального бюджета. Кроме того, к негативным последствиям нарушения обязательств также необходимо отнести возможные понесенные убытки (в том числе упущенная выгода), другие имущественные или неимущественные права, на которые участники обязательства вправе рассчитывать в соответствии с законодательством и договором.

На основании приказа Управления образования администрации МО «Кош-Агачский район» от 18.12.2015 г. Маусумканов А.Е. назначен директором МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева». Дополнительным соглашением от 15.03.2018 г. к трудовому договору от 18.12.2015 г. трудовой договор продлен на неопределенный срок.

Согласно пункту 4 Устава МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» директор Учреждения осуществляет непосредственное управление и руководство Учреждением, является исполнительным органом Учреждения, осуществляет непосредственное руководство деятельностью Учреждения и подотчетен Учредителю. Директор действует на основе законодательства Российской Федерации и настоящего Устава, распоряжается имуществом и средствами Учреждения, в пределах определенных собственником; заключает договоры без согласования с собственником на суммы в пределах утвержденной сметы расходов; является распорядителем средств в пределах утвержденной сметы
расходов.

Действия (бездействие) директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М квалифицированы по части 1 статьи 7.32.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, исходя из обстоятельств, приведенных в протоколе по делу об административном правонарушении, а именно - нарушение должностным лицом установленных сроков оплаты товара, предусмотренного государственным контрактом.

В силу статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

М утверждает, что им были приняты все зависящие от него меры по недопущению данного нарушения ссылаясь при этом на то, что несвоевременная оплата по контракту произошла по вине третьих лиц – МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО «Кош-Агачский район», которая обслуживает школу согласно заключенного 17 января 2020 года договор между МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» в лице директора М. (Заказчик) и МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО «Кош-Агачский район» в лице начальника С (Исполнитель) об оказании услуг по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Данный довод нахожу не состоятельным, М не представлены доказательства того, что М, принял исчерпывающие меры по соблюдению обязанности заказчика по оплате выполненных работ, судом не проверено в полном объеме, что с его стороны осуществлялся надлежащий контроль за работой Централизованной бухгалтерии по проведению своевременной оплаты произведенных работ по муниципальному контракту.

МКУ «Централизованная бухгалтерия учреждений образования» МО «Кош-Агачский район» выполняет работы по ведению бухгалтерского и налогового учета в интересах МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» на основании гражданско-правового договора и в случае нарушения его условий несет перед Заказчиком гражданско-правовую ответственность предусмотренную договором.

В соответствии с п.п. 6.1–6.4 указанного договора в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения своих обязательств по договору стороны несут ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации и условиями договора. Если по вине Исполнителя Заказчик совершит административное или налоговое правонарушение, услуги признаются некачественными. Исполнитель возмещает Заказчику размер взысканных с последнего по решению суда штрафных санкций, предъявленных государственными органами РФ за период, в котором Исполнитель оказывал услуги Заказчику. В случае, если Заказчик будет привлечен к административной иди налоговой ответственности по вине Исполнителя, то последний обязан выплатить Заказчику неустойку в размере суммы штрафа, который был наложен на Заказчика.

Таким образом, директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М в силу ст. 2.4 КоАП РФ, является должностным лицом, осуществляющим организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции, и, в рамках своих должностных обязанностей выступил от имени учреждения как уполномоченное лицо по заключению муниципального контракта взяв на себя обязательства по надлежащему исполнению его условий, в том числе по соблюдению требований срока оплаты. Следовательно, ответственность за неисполнение условий указанного договора, не может нести иное лицо.

Таким образом, директор МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М как Заказчик обязан был соблюдать Федеральный закон N 44-ФЗ, за нарушение которого предусмотрена административная ответственность, но судом не было проверено, были ли приняты все зависящие от него меры по его соблюдению.

Совершенное М деяние является нарушением в сфере законодательства о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и необходимо было выяснить явилось ли это следствием отсутствия с его стороны надлежащего контроля за оплатой выполненных работ.

Таким образом, исходя из состава правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ и установленных по делу обстоятельств, у суда отсутствуют основания считать, что вины должностного лица директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М в несвоевременной оплате договора не имеется, в связи с чем доводы, изложенные в протесте, нашли свое подтверждение, а выводы судьи районного суда являются несостоятельными, сделанными без учета и оценки всех обстоятельств дела.

В соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных данным Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.

При таких обстоятельствах срок давности привлечения к административной ответственности по настоящему делу на момент рассмотрения жалобы судьей не истек.

Учитывая вышеизложенное, решение судьи Кош-Агачского районного суда не может быть признано законным и обоснованным в связи с допущенными по делу существенными нарушениями процессуальных требований, предусмотренных Кодексом РФ об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, поэтому решение судьи подлежит отмене с возвращением дела в Кош-Агачский районный суд Республики Алтай на новое рассмотрение.

Руководствуясь ст. ст. 30.7 - 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья,

РЕШИЛ:

Протест помощника прокурора Кош-Агачского района Яндиковой Н.Ю. удовлетворить.

Решение судьи Кош-Агачского районного суда Республики Алтай от 22 марта 2022 года по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 7.32.5 КоАП РФ в отношении директора МКОУ «Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева» М отменить, дело возвратить на новое рассмотрение в Кош-Агачский районный суд Республики Алтай.

Решение вступает в законную силу немедленно после вынесения, оно может быть обжаловано в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в порядке, предусмотренном ст. ст. 30.12 - 30.14 КоАП РФ.

Судья Верховного Суда

Республики Алтай Б.Е. Антух

21-65/2022

Категория:
Административные
Статус:
Отменено с возвращением на новое рассмотрение
Истцы
Прокурор Кош-Агачского района
Ответчики
директор МКОУ "Джазаторская СОШ им. М.И. Берсимбаева" Маусумканов А.Е.
Суд
Верховный Суд Республики Алтай
Судья
Антух Борис Евстафьевич
Статьи

7.32.05.4.5474735088646E-13

Дело на странице суда
vs.ralt.sudrf.ru
19.04.2022Материалы переданы в производство судье
28.04.2022Судебное заседание
28.04.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее