Дело № 2-399/2024
44RS0001-01-2023-004205-23
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
01 февраля 2024 года г. Кострома
Свердловский районный суд г. Костромы в составе председательствующего судьи Тележкиной О.Д. при секретаре Подкопаеве В.В. с участием ответчиков Бондаренко Т.Б., Комиссаровой В.В., представителя ответчиков Администрации г. Костромы, Управления муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы Тихомирова А.Н., рассмотрев гражданское дело по иску Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области к Тютневой Людмиле Борисовне, Романычевой Ирине Леонидовне, Горевой Юлии Николаевне, Мариничевой Надежде Валерьевне, ФИО28, Тулиной Евгении Игоревне, Комиссарову Алексею Владимировичу, Андриановой Наталье Валерьевне, Андрианову Сергею Сергеевичу, Комиссаровой Валентине Васильевне, Бондаренко Федору Вячеславовичу, Бондаренко Татьяне Борисовне, Жуковой Августе Ивановне, муниципальному образованию городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы, Управления муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы, Управления имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы о понуждении к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия,
УСТАНОВИЛ:
Инспекция по охране объектов культурного наследия Костромской области (далее Инспекция) обратилась в Свердловский районный суд г. Костромы с настоящим иском, в обоснование заявленных требований указала, что здание по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 25/18 является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.» (далее - Объект). Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры». Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 № 16294-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер 441410312190015. Описание памятника представлено в паспорте объекта культурного наследия от августа 1982 года, учетной карточке памятника от декабря 1982 года. В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости, собственниками помещений в Объекте являются: нежилое помещение 56 площадью 117,9 кв.м. (кадастровый номер №) находится в собственности Тютневой Людмилы Борисовны с <дата>; нежилое помещение 53 площадью 94,8 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Романычевой Ирины Леонидовны с <дата>; нежилое помещение 49 площадью 44,8 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Горевой Юлии Николаевны с <дата>; нежилое помещение 63 площадью 55,8 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Тютневой Людмилы Борисовны с <дата>; <адрес> площадью 24,2 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Земской Надежды Валерьевны (доля 1/5), ФИО29 (доля 4/5) с <дата>; <адрес> площадью 26,9 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Чирковой Евгении Игоревны с <дата>; <адрес> площадью 242 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Комиссарова Алексея Владимировича (доля 24/241, от <дата>, доля 24/241, от <дата>), Андриановой Натальи Валерьевны (доля 165/964, от <дата>), Андрианова Сергея Сергеевича (доля 55/964, от <дата>), Комиссаровой Валентины Васильевны (доля 72/241, от <дата>), Бондаренко Федора Вячеславовича (доля 22/241, от <дата>), Бондаренко Татьяны Борисовны (доля 22/241, от 20:04.2001), Жуковой Августы Ивановны (доля 22/241, от <дата>). В соответствии с пп. 14 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 73-ФЗ) 31.08.2023 проведены мероприятия по обследованию и фотофиксации Объекта. Актом технического состояния Объекта от 31.08.2023 установлено, что Объект, в том числе ограда по ул. Советская, требуют проведения работ по их сохранению. Заданий и разрешений на проведение работ в отношении Объекта инспекцией не выдавалось, проектная документация не представлялась и не согласовывалась. В свою очередь, Объект требует принятия безотлагательных мер по его сохранению. Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению. Уклонение от проведения работ по сохранению является неисполнением взятого ответчиками на себя обязательства перед обществом и государством по сохранению Объекта, имеющего историческую, архитектурную, градостроительную и эстетическую ценность и может привести к его утрате. Порядок проведения работ по сохранению объектов культурного наследия установлен ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ. В соответствии с п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. Согласно п. 6 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, к проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности. Непринятие собственниками мер к сохранению объекта культурного наследия выражается в непроведении собственниками работ по сохранению объекта культурного наследия в установленном законодательством порядке. Разрешительная и проектная документация на проведение работ по сохранению объекта инспекцией не выдавалась и не согласовывалась. Недостатки объекта культурного наследия отражены в акте технического состояния объекта культурного наследия от 31.08.2023 № 281/РП-2023, которым установлена необходимость проведения работ по сохранению объекта и ограды ул. Советской: цоколи и отмостки около них: цоколь кирпичный, оштукатурен, окрашен, наблюдаются разнохарактерные трещины, отслоения штукатурного и окрасочного слоев, разрушение кладки; стены наружные: основной объем дома усложен многочисленными разновысотными пристройками со стороны двора. Главный фасад - 14 осей проемов (первоначальная западная часть - 8 осей проемов). Оштукатурен и окрашен. Наблюдаются дефекты: отслоения штукатурного и окрасочного слоев, разнохарактерные трещины (преимущественно - правый фланг, в т.ч. декор над парадным входом), локальные потемнения окрасочного слоя. Колер разнохарактерный. Собственниками помещений первого этажа самовольно выполнены работы по окраске фасада в части, соответствующей принадлежащим помещениям. Размещены информационные вывески «Гардеробная», «Спорттур», «Русский Стандарт Банк». Дворовые фасады - побелены, композиции несимметричны, декор отсутствует. Имеются участки докомпановки кладки силикатным кирпичом. Наблюдается утрата окрасочного слоя, разнохарактерные трещины, деструкция кладки. На дворовом фасаде размещены наружные блоки системы кондиционирования и воздуховоды. Восточный фасад - глухой, выполняет роль брандмауэрной стены, на кирпичной кладке размещено граффити. Со стороны дворового фасада размещена информационная (рекламная) вывеска «Модная точка магазин»; внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура): состояние декора - неудовлетворительное, разрушение и утрата штукатурного и окрасочного слоя; дверные и оконные проемы, их заполнения: окна прямоугольной формы украшены рамочными наличниками (со стороны главного фасада). Оконные заполнения - разнохарактерные. Наблюдается рассыхание деревянных оконных рам и утрата окрасочного слоя. Со стороны дворового фасада в оконных проемах первого этажа установлены рольставни. Дверные полотна по ул. Советской - деревянные филенчатые, со стороны дворовых фасадов - металлические. Над входными группами установлены металлические зонты (покрытие - металл, профилированный лист), над входом в магазин «Модная точка» покрытие зонта - поликарбонат; сад, парк, двор, малые архитектурные формы, ворота и ограда, состояние территории: согласно техническому паспорту на объект недвижимости к зданию примыкают ворота металлические (прутья) в кирпичных столбах, забор из металлических прутьев на кирпичном цоколе в кирпичных столбах. Наблюдается трещина у основания кирпичного столба в месте примыкания к цоколю. В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы на объекте культурного наследия являются работами по сохранению объекта культурного наследия. Обследование объекта культурного наследия, необходимое для выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, по своей сути является научно-исследовательскими и изыскательскими работами. Соответственно, конкретный перечень работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливается лицензированной организацией по результатам проведенных научно-исследовательских и изыскательских работ. Производственные работы по сохранению объекта культурного наследия выполняются на основании проектной документации, разработанной лицензированной организацией и согласованной органом охраны объектов культурного наследия. Истец просил обязать Тютневу Людмилу Борисовну, Романычеву Ирину Леонидовну, Гореву Юлию Николаевну, Мариничеву (Земскую) Надежду Валерьевну, ФИО30 (в лице законного представителя Мариничевой Н.В.), Чиркову Евгению Игоревну, Комиссарова Алексея Владимировича, Андрианову Наталью Валерьевну, Андрианова Сергея Сергеевича, Комиссарову Валентину Васильевну, Бондаренко Федора Вячеславовича, Бондаренко Татьяну Борисовну, Жукову Августу Ивановну исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 25/18, в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, в том числе ограды по ул. Советская, в срок до 31.08.2024 (участие соразмерно занимаемой доле); организовать выполнение работ по сохранению Объекта, в том числе ограды по ул. Советская, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до 31.08.2025 (участие соразмерно занимаемой доле); установить информационную надпись на Объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в срок до 31.08.2024 (участие соразмерно занимаемой доле).
В ходе рассмотрения дела установлено, что ответчик Земская Н.В. на момент рассмотрения дела изменила фамилию на Маринину, ответчик Чиркова Е.И. – на Тулину.
К участию в деле соответчика привлечено муниципальное образование городской округ г. Кострома в лице Администрации г. Костромы, Управления муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы, Управления имущественных и земельных отношении Администрации г. Костромы, в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены ООО «УК «Комфортные условия», НО Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области, ООО «Стройреставрация».
Представитель Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области, уведомленной о рассмотрении дела, в судебном заседании не участвует, начальник Инспекции Голикова С.Е. просила рассматривать дело в отсутствие истца.
Представитель ответчиков Администрации г. Костромы, Управления муниципальным жилищным фондом администрации г. Костромы Тихомиров А.Н. требования не признал. Полагал, что заявленные сроки разработки проектной документации до 31.08.2024 и проведения работ до 31.12.2024 являются недостаточными для исполнения решения в случае удовлетворения требований, исходя из имеющейся практики. Срок проведения подобных работ занимает порядка 1,5 лет с момента вступления решения суда в законную силу.
Ответчик Комиссарова В.В. требования не признала. В ходе рассмотрения дела пояснила, что в доме проживает с 1981 года, еще до приватизации помещений дом находился в ненадлежащем состоянии, ремонт не производился. Под одинаковым адресом располагаются 4 дома, ранее их дом имел номер 25 А, все собственники помещений в их доме участвуют в деле в качестве ответчиков. В доме имеются нежилые помещения и квартиры №, комната № квартиры № не приватизирована, в ней проживает ФИО23 Полагала, что ненадлежащее состояние фасада является последствием выполнения некачественного ремонта крыши ООО «Стройреставрация» в 2016 году. Ремонт ограждения не находится в зоне ответственности собственников их дома.
Ответчик Бондаренко Т.Б. требования не признала. Пояснила, что в доме проживала с 1963 года. В доме длительное время не проводился ремонт. Он стал разрушаться, когда на 1 этаже предприниматели демонтировали перегородки, было выбито 6 дополнительных дверных проемов, очевидно, с согласия Инспекции. Был некачественный ремонт крыши. Дом разрушается не по вине жителей. Ремонт следует производить за счет средств фонда капитального ремонта. Ограда по ул. Советской относится к 4 домам, которые составляют объект культурного наследия, поэтому все собственники должны участвовать в ее содержании. Собрание собственников помещений, на котором выбрано непосредственное управление, проводилось на все 4 дома по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18.
Ответчик Управление имущественных и земельных отношений администрации г. Костромы в судебном заседании не участвует, извещены надлежащим образом, представитель Павлова А.А. просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В отзыве указала, что «Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.» по адресу: город Кострома, улица Советская, 25/18 с кадастровым номером 44:27:040109:94 (далее - Объект), является многоквартирным жилым домом. Указанный объект культурного наследия расположен на сформированном земельном участке площадью 491 кв.м., с кадастровым номером 44:27:040109:42 (дата постановки на кадастровый учет 24.12.2016), ограда по улице Советской, примыкающая к Объекту, расположена в пределах указанного земельного участка с кадастровым номером 44:27:040109:42, из чего можно сделать вывод о ее принадлежности к объекту культурного наследия. Ссылаясь на ст. 1 ЗК РФ, ст. 36 ЖК РФ, ст. ст. 47.2, 47.3, 56.1 Федерального закона №73-Ф3, просит об исключении Управления из числа ответчиков.
Ответчики Тулина Е.И., Тютнева Л.Б., Романычева И.Л., Горева Ю.Н., Мариничева (Земская) Н.В., ФИО31., Чиркова Е.И., Комиссаров А.В., Андрианова Н.В., Андрианов С.С., Бондаренко Ф.В., Жукова А.И. в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом.
В ходе рассмотрения дела Андрианова Н.В. иск не признала. Полагала, что ремонт дома должен производиться за счет уплаченных взносов на капитальный ремонт в НО Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области.
Тулина Е.И. иск не признала. Пояснила, что приобрела квартиру в 2020 году, при этом в техническом паспорте не содержалось информации об обременениях. Полагала, что собственники не в силах обеспечить содержание объекта культурного наследия, который изначально передан в ненадлежащем состоянии.
Третьи лица ООО «УК «Комфортные условия», НО Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области, ООО «Стройреставрация» извещены надлежащим образом, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ч. 3 ст. 44 Конституции РФ, каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры.
В соответствии с ч. 2 ст. 8 Конституции РФ в Российской Федерации признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.
Отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации регулируются Федеральным законом от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
В соответствии с данным Федеральным законом объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации представляют собой уникальную ценность для всего многонационального народа Российской Федерации и являются неотъемлемой частью всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации.
Согласно ст. 3 Федерального закона №73-ФЗ, к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее - объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятся объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.
К объектам культурного наследия в соответствии с настоящим Федеральным законом отнесены памятники - отдельные постройки, здания и сооружения с исторически сложившимися территориями.
Согласно п. 1 ст. 3.1 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, территорией объекта культурного наследия является территория, непосредственно занятая данным объектом культурного наследия и (или) связанная с ним исторически и функционально, являющаяся его неотъемлемой частью и установленная в соответствии с настоящей статьей.
Статьей 7 Федерального закона № 73-ФЗ гражданам Российской Федерации гарантируется обеспечение сохранности объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Одной из особенностей использования объекта культурного наследия является обременение пользователя таким объектом обязательствами по его сохранению.
В соответствии с положениями ст. 33 Федерального закона №73-ФЗ объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера (в случае, если интерьер объекта культурного наследия относится к его предмету охраны), нарушения установленного порядка их использования, незаконного перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий.
Согласно п. 1 ст. 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, и в соответствии с документацией, согласованной с соответствующим органом охраны объектов культурного наследия и при условии осуществления указанным органом контроля за проведением работ.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен (п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
Согласно ст. 47.2 Федерального закона №73-ФЗ, требования к сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, должны предусматривать консервацию, ремонт, реставрацию объекта культурного наследия, приспособление объекта культурного наследия для современного использования либо сочетание указанных мер. В отношении выявленного объекта культурного наследия устанавливаются требования (п. 1).
Состав (перечень) видов работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия, сроки (периодичность) проведения таких работ определяются соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, определенным п. 7 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия на основании составленного соответствующим органом охраны объектов культурного наследия акта технического состояния объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия с учетом вида данного объекта культурного наследия, его индивидуальных особенностей, физического состояния, функционального назначения и намечаемого использования объекта культурного наследия (п. 2).
Согласно ст. 47.3 Федерального закона №73-ФЗ, при содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия лица, указанные в п. 11 ст. 47.6 настоящего Федерального закона, лицо, которому земельный участок, в границах которого располагается объект археологического наследия, принадлежит на праве собственности или ином вещном праве, обязаны: осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии; не проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия; не проводить работы, изменяющие облик, объемно-планировочные и конструктивные решения и структуры, интерьер выявленного объекта культурного наследия, объекта культурного наследия, включенного в реестр, в случае, если предмет охраны объекта культурного наследия не определен; обеспечивать сохранность и неизменность облика выявленного объекта культурного наследия; соблюдать установленные ст. 5.1 настоящего Федерального закона требования к осуществлению деятельности в границах территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, особый режим использования земельного участка, водного объекта или его части, в границах которых располагается объект археологического наследия; не использовать объект культурного наследия; незамедлительно извещать соответствующий орган охраны объектов культурного наследия обо всех известных ему повреждениях, авариях или об иных обстоятельствах, причинивших вред объекту культурного наследия; не допускать ухудшения состояния территории объекта культурного наследия, включенного в реестр, поддерживать территорию объекта культурного наследия в благоустроенном состоянии (п. 1).
Собственник жилого помещения, являющегося объектом культурного наследия, включенным в реестр, или частью такого объекта, обязан выполнять требования к сохранению объекта культурного наследия в части, предусматривающей обеспечение поддержания объекта культурного наследия или части объекта культурного наследия в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и изменения предмета охраны объекта культурного наследия (п. 2).
В соответствии с п. 11 ст. 47.6 Федерального закона от 25.06.2002 №73-ФЗ, если иное не установлено настоящим пунктом, охранное обязательство подлежит выполнению физическим или юридическим лицом, которому объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, в том числе в случае, если указанный объект находится во владении или в пользовании третьего лица (третьих лиц) на основании гражданско-правового договора.
Согласно положениям ст. 210 ГК РФ, собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
В соответствии со ст. ст. 307, 309 ГК РФ, при установлении, исполнении обязательства и после его прекращения стороны обязаны действовать добросовестно, учитывая права и законные интересы друг друга, взаимно оказывая необходимое содействие для достижения цели обязательства, а также предоставляя друг другу необходимую информацию. Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно ст. 36 ЖК РФ, собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме, а именно: 1) помещения в данном доме, не являющиеся частями квартир и предназначенные для обслуживания более одного помещения в данном доме, в том числе межквартирные лестничные площадки, лестницы, лифты, лифтовые и иные шахты, коридоры, технические этажи, чердаки, подвалы, в которых имеются инженерные коммуникации, иное обслуживающее более одного помещения в данном доме оборудование (технические подвалы); 2) иные помещения в данном доме, не принадлежащие отдельным собственникам и предназначенные для удовлетворения социально-бытовых потребностей собственников помещений в данном доме, включая помещения, предназначенные для организации их досуга, культурного развития, детского творчества, занятий физической культурой и спортом и подобных мероприятий; 3) крыши, ограждающие несущие и ненесущие конструкции данного дома, механическое, электрическое, санитарно-техническое и другое оборудование (в том числе конструкции и (или) иное оборудование, предназначенные для обеспечения беспрепятственного доступа инвалидов к помещениям в многоквартирном доме), находящееся в данном доме за пределами или внутри помещений и обслуживающее более одного помещения; 4) земельный участок, на котором расположен данный дом, с элементами озеленения и благоустройства, иные предназначенные для обслуживания, эксплуатации и благоустройства данного дома и расположенные на указанном земельном участке объекты. Границы и размер земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, определяются в соответствии с требованиями земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности (ч. 1).
Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме (ч. 2).
Согласно ст. 39 ЖК РФ, собственники помещений в многоквартирном доме несут бремя расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме (ч. 1). Доля обязательных расходов на содержание общего имущества в многоквартирном доме, бремя которых несет собственник помещения в таком доме, определяется долей в праве общей собственности на общее имущество в таком доме указанного собственника (ч. 2). Правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации (ч. 3).
Судом установлено, что здание по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 25/18 является объектом культурного наследия регионального значения «Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.» (далее - Объект).
Объект поставлен под государственную охрану постановлением главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598 «Об объявлении находящихся на территории Костромской области объектов, имеющих историческую, культурную и научную ценность, памятниками истории и культуры» (в постановлении Объект значится по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25А).
Приказом Минкультуры России от 13.11.2015 № 16294-р Объект зарегистрирован в едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный №.
В паспорте объекта культурного наследия от августа 1982 г. и учетной карточке памятника от декабря 1982 г. памятник описан как 2-этажный кирпичный дом, перестроенный в формах стиля модерн, имеет сложную несимметричную относительно продольной оси композицию плана. Прямоугольное протяженное вдоль улицы «ядро» дома усложнено обширными пристройками со стороны двора. Разновидность основного объема и пристроек создает живописную композицию с севера (со двора), хотя с улицы выглядит компактно и монолитно.
Из Списка памятников истории и культуры Костромской области (Приложение к постановлению главы администрации Костромской области от 30.12.1993 № 598) следует, что Объект входит в состав памятника «Усадьба городская» (п. 191 Списка), который включает дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика) ул. Советская, 25А, флигель (земская сапожная фабрика) ул. Советская, 25Д, флигель (земская типография) ул. Советская, 25Г.
Кроме того, памятники «Усадьба городская» предусмотрены в п. 190 Списка – ворота ограды ул. Советская, д. 23, парк ул. Советская, д. 23; п. 192 Списка – дом жилой Волкова ул. Советская, д. 25Б.
Сотрудниками Инспекции 31.08.2023 составлен Акт технического состояния объекта культурного наследия № 281/РП-2023, согласно которого Объект, в том числе ограда по ул. Советская г. Костромы, требуют проведения работ по их сохранению. Цоколи и отмостки около них: цоколь кирпичный, оштукатурен, окрашен, наблюдаются разнохарактерные трещины, отслоения штукатурного и окрасочного слоев, разрушение кладки. Стены наружные: основной объем дома усложнен многочисленными разновысотными пристройками со стороны двора. Главный фасад - 14 осей проемов (первоначальная западная часть - 8 осей проемов). Оштукатурен и окрашен. Наблюдаются дефекты: отслоения штукатурного и окрасочного слоев, разнохарактерные трещины (преимущественно - правый фланг, в т.ч. декор над парадным входом), локальные потемнения окрасочного слоя. Колер разнохарактерный. Собственниками помещений первого этажа самовольно выполнены работы по окраске фасада в части, соответствующей принадлежащим помещениям. Размещены информационные вывески «Гардеробная», «Спорттур», «Русский Стандарт Банк». Дворовые фасады - побелены, композиции несимметричны, декор отсутствует. Имеются участки докомпановки кладки силикатным кирпичом. Наблюдается утрата окрасочного слоя, разнохарактерные трещины, деструкция кладки. На дворовом фасаде размещены наружные блоки системы кондиционирования и воздуховоды. Восточный фасад - глухой, выполняет роль брандмауэрной стены, на кирпичной кладке размещено граффити. Со стороны дворового фасада размещена информационная (рекламная) вывеска «Модная точка магазин». Крыша: кровельное покрытие рядовое металлическое, состояние удовлетворительное, по периметру здания выполнено устройство водосточной системы. Внешнее декоративное убранство (облицовка, окраска, украшения, карнизы, колонны, пилястры, лепнина, скульптура): правый фланг всего фасада с парадным флангом выделен ризалитом с фигурным аттиком. Широкие угловые лопатки и карниз из 2 рядов зубчиков обрамляют лепную аллегорическую композицию, расположенную вокруг верхнего окна. В высоком рельефе изображены орлиные крылья по сторонам колеса, струящиеся ленты связывают их с франкирующими оконный проем фигурами мужчины и женщины, символизирующими науку и ремесло. Состояние декора - неудовлетворительное, разрушение и утрата штукатурного и окрасочного слоя. Дверные и оконные проемы, их заполнения: окна прямоугольной формы украшены рамочными наличниками (со стороны главного фасада). Оконные заполнения - разнохарактерные. Наблюдается рассыхание деревянных оконных рам и утрата окрасочного слоя. Со стороны дворового фасада в оконных проемах первого этажа установлены рольставни. Дверные полотна по ул. Советской - деревянные филенчатые, со стороны дворовых фасадов - металлические. Над входными группами установлены металлические зонты (покрытие - металл, профилированный лист), над входом в магазин «Модная точка» покрытие зонта – поликарбонат. Сад, парк, двор, малые архитектурные формы, ворота и ограда, состояние территории: согласно техническому паспорту на объект недвижимости, к зданию примыкают ворота металлические (прутья) в кирпичных столбах, забор из металлических прутьев на кирпичном цоколе в кирпичных столбах. Наблюдается трещина у основания кирпичного столба в месте примыкания к цоколю.
До настоящего времени заданий и разрешений на проведение ремонтно-реставрационных работ в отношении Объекта Инспекцией не выдавалось, проектная документация на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия не представлялась и не согласовывалась. Заявлений о предоставлении соответствующих государственных услуг не поступало.
Из материалов дела следует, что Объект используется как многоквартирный жилой дом с нежилыми помещениями.
В соответствии с данными Единого государственного реестра недвижимости, собственниками помещений в Объекте, расположенном по адресу г. Кострома ул. Советская д. 25/18 являются: нежилое помещение 56 площадью 117,9 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Тютневой Людмилы Борисовны с <дата>; нежилое помещение 53 площадью 94,8 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Романычевой Ирины Леонидовны с <дата>; нежилое помещение 49 площадью 44,8 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Горевой Юлии Николаевны с <дата>; нежилое помещение 63 площадью 55,8 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Тютневой Людмилы Борисовны с <дата>; <адрес> площадью 24,2 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Земской Надежды Валерьевны (доля 1/5), ФИО10 (доля 4/5) с <дата>; <адрес> площадью 26,9 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Чирковой Евгении Игоревны с <дата>; <адрес> площадью 242 кв.м. (кадастровый №) находится в собственности Комиссарова Алексея Владимировича (доля 24/241, от <дата>, доля 24/241, от <дата>), Андриановой Натальи Валерьевны (доля 165/964, от <дата>), Андрианова Сергея Сергеевича (доля 55/964, от <дата>), Комиссаровой Валентины Васильевны (доля 72/241, от <дата>), Бондаренко Федора Вячеславовича (доля 22/241, от <дата>), Бондаренко Татьяны Борисовны (доля 22/241, от 20:04.2001), Жуковой Августы Ивановны (доля 22/241, от <дата>).
Согласно выписке из реестра муниципального имущества г. Костромы, жилое помещение по адресу г. Кострома ул. Советская д. 25/18 лит. А, кв. 50 ком. 3 общей площадью 30,9 кв.м. и часть мест общего пользования общей площадью 15,1 кв.м. внесены в реестр муниципальной собственности постановлением Главы самоуправления г. Костромы от 04.11.1996 № 3301.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 27.10.2023, здание с кадастровым номером 44:27:040109:94 по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18 имеет площадь 3454 кв.м., является многоквартирным домом кирпичным, имеет в своем составе помещения с кадастровыми номерами 44:27:040109:292 (квартира 71,7 кв.м.), 44:27:040109:428 (квартира 26,9 кв.м.), 44:27:040109:436 (нежилое 94,8 кв.м.), 44:27:040109:437 (квартира 242 кв.м.), 44:27:040109:454 (нежилое 117 кв.м.), 44:27:040109:502 (нежилое 44,8 кв.м.), 44:27:040109:506 (комната в квартире 24,2 кв.м.), 44:27:040109:510 (нежилое 55,8 кв.м.), 44:27:040109:532 (квартира 29,3 кв.м.), является выявленным объектом культурного наследия, представляющим историко-культурную ценность Памятник и Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.».
Из публичной кадастровой карты, выписки из ЕГРН от 23.01.2024 следует, что под МКД с кадастровым номером 44:27:040109:94 сформирован земельный участок с кадастровым номером 44:27:040109:42 площадью 1008+/-3 кв.м. адрес: г. Кострома, ул. Советская, д. 25А, который поставлен на кадастровый учет 24.12.2010, расположен в границах территории объекта культурного наследия регионального значения «Исторический центр г. Костромы, сер. XII-нач. ХХ в.». Границы земельного участка определены в соответствии с межевым планом от 10.12.2010, подготовленным кадастровым инженером ООО «Изыскатель» ФИО25 по заказу Департамента имущественных и земельных отношений Костромской области.
Как следует из ситуационного плана местности, представленного Управлением архитектуры и градостроительства Администрации г. Костромы, на земельном участке, сформированном под рассматриваемым многоквартирным домом, размещена часть ограждения (ворот) по ул. Советской, в остальной части данное сооружение размещено вне сформированного земельного участка на землях, государственная собственность на которые не разграничена, и примыкает к д. 23 по ул. Советская.
Согласно протоколу общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18 (общая площадь жилых и нежилых помещений указана 1987,2 кв.м.), принято решение о расторжении с 31.10.2020 договора управления многоквартирным домом с ООО «Комфортные условия», выборе способа управления многоквартирным домом непосредственное управление, заключении договора на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома с ООО «Комфортные условия».
22.10.2020 между ООО «Комфортные условия» и ФИО26, действующей от лица собственников МКД, заключен договор на оказание услуг по содержанию и ремонту общего имущества многоквартирного дома.
По информации НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области», в соответствии с Постановлением Администрации Костромской области №100-а от 26.03.2014 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы» дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18 был включен в региональную программу, фонд капитального ремонта формировался на счете регионального оператора. В дальнейшем, при корректировке региональной программы данный дом был исключен из региональной программы по признаку блокированной застройки. Капитальный ремонт общего имущества в доме №25/18 по ул. Советской в г. Костроме не проводился. Дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18 Лит. А включен в региональную программу Постановлением Администрации Костромской области от 27.07.2015 №274-а «О внесении изменений в Постановление Администрации Костромской области №100 от 26.03.2014». Формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». В 2016 году между НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области» и ООО «Стройреставрация» был заключен договор строительного подряда № 151/15 от 22.03.2016 по проведению капитального ремонта крыши. Претензий по качеству ремонта до настоящего времени к подрядчику не предъявлялось. Дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18 Лит. Г включен в региональную программу Постановлением Администрации Костромской области №100-а от 26.03.2014 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы». Формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». В 2016 году между НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области» и ООО «Стройреставрация» был заключен договор строительного подряда № 151/15 от 22.03.2016 по проведению капитального ремонта крыши. Претензий по качеству ремонта до настоящего времени к подрядчику не предъявлялось. Дом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18 Лит. Д включен в региональную программу Постановлением Администрации Костромской области №100-а от 26.03.2014 «Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Костромской области, на 2014-2043 годы». Формирование фонда капитального ремонта осуществляется на счете регионального оператора НО «Фонд капитального ремонта многоквартирных домов Костромской области». В 2016 году между НО «Фонд капитального ремонта МКД Костромской области» и ООО «Стройреставрация» был заключен договор строительного подряда № 162П/15 от 26.05.2016 по проведению капитального ремонта крыши. Претензий по качеству ремонта до настоящего времени к подрядчику не предъявлялось.
В силу п. 1 ст. 40 Федерального закона № 73-ФЗ сохранение объекта культурного наследия - меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования и включающие в себя научно-исследовательские; изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.
Согласно 45 Федерального закона № 73-ФЗ, работы по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия проводятся на основании задания на проведение указанных работ, разрешения на проведение указанных работ, выданных органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласованной соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, указанным в п. 2 настоящей статьи, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия за их проведением. В случае, если при проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, предоставляемого в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса Российской Федерации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами и государственного контроля (надзора) в области охраны объектов культурного наследия. Прием документов, необходимых для получения задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, и выдача задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия могут осуществляться через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (п. 1). Выдача задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, согласование проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия осуществляются: региональным органом охраны объектов культурного наследия – в отношении объектов культурного наследия регионального значения (пп. 2 п. 2). Задание на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия составляется с учетом мнения собственника или иного законного владельца объекта культурного наследия, включенного в реестр, выявленного объекта культурного наследия (п. 3). Лицо, осуществляющее разработку проектной документации, необходимой для проведения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, осуществляет научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением (п. 5). К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензию на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности (п. 6). После выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия лицо, осуществлявшее научное руководство проведением этих работ и авторский надзор за их проведением, в течение девяноста рабочих дней со дня выполнения указанных работ представляет в соответствующий орган охраны объектов культурного наследия, выдавший разрешение на проведение указанных работ, отчетную документацию, включая научный отчет о выполненных работах. Указанный орган утверждает представленную ему отчетную документацию в течение тридцати рабочих дней со дня ее представления в случае, если работы по сохранению объекта культурного наследия выполнены в соответствии с требованиями, установленными настоящей статьей. Состав и порядок утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия устанавливаются федеральным органом охраны объектов культурного наследия. Работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия, в том числе правилами проведения работ, при которых затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, утверждаемыми в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (п. 7). Приемка работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия осуществляется собственником или иным законным владельцем указанного объекта культурного наследия либо лицом, выступающим заказчиком работ по сохранению данного объекта культурного наследия, при участии соответствующего органа охраны объектов культурного наследия, выдавшего разрешение на проведение указанных работ. Обязательными условиями приемки работ являются утверждение соответствующим органом охраны объектов культурного наследия отчетной документации, предусмотренной п. 7 настоящей статьи, и выдача им акта приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия (п. 8). Акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия выдается лицам, указанным в п. 8 настоящей статьи, соответствующим органом охраны объектов культурного наследия, выдавшим разрешение на проведение указанных работ, в течение пятнадцати рабочих дней после дня утверждения отчетной документации в порядке, установленном настоящей статьей (п. 9). При проведении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, в результате которых изменились площадь и (или) количество помещений объекта культурного наследия, включенного в реестр, или выявленного объекта культурного наследия, его частей и качество инженерно-технического обеспечения, акт приемки выполненных работ по сохранению объекта культурного наследия является одним из документов, необходимых для принятия решения о выдаче разрешения на ввод такого объекта в эксплуатацию в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации (п. 10).
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации и Федерального закона № 73-Ф3, правомочия собственника объекта культурного наследия или его части обременены его обязанностью проводить работы по сохранению объекта культурного наследия в порядке, установленном законодательством об охране объектов культурного наследия.
Материалами дела подтверждено, что, несмотря на то, что рассматриваемый объект культурного наследия требует безотлагательных мер по сохранению, ответчиками не организовано проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Доводы ответчиков о необходимости проведения ремонта объекта за счет средств фонда капитального ремонта несостоятельны, поскольку средства фонда капитального ремонта подлежат целевому расходованию на проведение ремонта многоквартирных домов в соответствии с региональной программой капитального ремонта.
Предметом настоящего спора является выполнение мероприятий по сохранению объекта культурного наследия, которое осуществляется собственником или иным законным владельцем этого объекта.
При содержании и использовании объекта культурного наследия, включенного в реестр, в целях поддержания в надлежащем техническом состоянии без ухудшения физического состояния и (или) изменения предмета охраны данного объекта культурного наследия физическое или юридическое лицо, которым объект культурного наследия, включенный в реестр, принадлежит на праве собственности, обязаны осуществлять расходы на содержание объекта культурного наследия и поддержание его в надлежащем техническом, санитарном и противопожарном состоянии (п.п. 1 п. 1 ст. 47.3 Федерального закона № 73-ФЗ).
В случае, если объект культурного наследия, включенный в реестр, находится соответственно в федеральной собственности, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности и не передан на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления унитарному предприятию или учреждению либо не передан в безвозмездное пользование, от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования охранное обязательство подлежит выполнению федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления, уполномоченными на осуществление полномочий собственника соответствующего имущества (п. 11 ст. 47.6 Федерального закона № 73-ФЗ).
С учетом изложенного, заявленные требования к собственникам объекта культурного наследия суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению.
При этом часть ограды (ворот) по ул. Советская г. Костромы, находящаяся в пределах земельного участка МКД, в силу ст. 36 ЖК РФ относится к обществу имуществу собственников помещений МКД и подлежит сохранению за счет собственников помещений МКД, как и сам Объект.
Вместе с тем, суд находит убедительными доводы ответчиков, что часть ограды (ворот) по ул. Советская г. Костромы, расположенная за пределами границ земельного участка МКД, не относится к общему имуществу рассматриваемого МКД, и правовых оснований для возложения обязательств по ее сохранению на собственников помещений МКД не имеется.
Вопреки доводам иска, из паспорта объекта культурного наследия «Дом Голениных» и технического паспорта здания не усматривается, что ограда (ворота) являются частью данного Объекта (здания).
Согласно Положению об Управлении муниципальным жилищным фондом Администрации города Костромы, утвержденному Решением Думы города Костромы от 27.10.2022 N 189, 3. Управление осуществляет решение вопросов местного значения, исполнение отдельных государственных полномочий Костромской области, реализацию иных функций органов местного самоуправления города Костромы в сфере владения, пользования и распоряжения жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, учета муниципальных жилых помещений (п. 1 ч. 3 ст. 2). В сфере содержания и ремонта муниципальных жилых помещений Управление от имени города Костромы как собственника муниципальных жилых помещений принимает участие в надлежащем содержании и в ремонте общего имущества в многоквартирном доме, в котором находится муниципальное жилое помещение (п. 1 ч. 3 ст. 5).
Согласно Положению об Управлении имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы, утвержденному Постановлением Администрации города Костромы от 23.03.2015 N 604, Управление имущественных и земельных отношений Администрации города Костромы является функциональным органом Администрации города Костромы и осуществляет от имени города Костромы реализацию прав владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности города Костромы, в том числе земельными участками и водными объектами, распоряжение земельными участками, расположенными на территории города Костромы, государственная собственность на которые не разграничена (п. 1.2.1). Целью деятельности Управления является, помимо прочего, обеспечение во владении, пользовании и распоряжении муниципальным имуществом и земельными участками принципов эффективности, справедливости, публичности, открытости (пп. а п. 2.1.3).
При изложенных обстоятельствах обязательства по сохранению объекта культурного наследия, включая ограду в пределах земельного участка МКД, следует возложить на собственников помещений МКД, в том числе в отношении муниципального помещения – на Управление муниципального жилищного фонда Администрации г. Костромы.
Обязательства по сохранению части ограды за пределами земельного участка МКД, расположенной на землях, государственная собственность на которые не разграничена, следует возложить на Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы.
Ответчики для исполнения решения суда должны будут обратиться к соответствующим специализированным организациям по вопросам разработки проектной документации и собственно проведению работ по сохранению объекта культурного наследия.
При этом в распоряжении Инспекции имеется паспорт объекта культурного наследия, включающий в себя описание объекта и его особенности, исходя из которых соответствующая лицензированная организация имеет возможность провести необходимое исследование и разработать проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия.
Согласно ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов (ч. 1). В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Решение суда, обязывающее организацию или коллегиальный орган совершить определенные действия (исполнить решение суда), не связанные с передачей имущества или денежных сумм, исполняется их руководителем в установленный срок. В случае неисполнения решения без уважительных причин суд, принявший решение, либо судебный пристав-исполнитель применяет в отношении руководителя организации или руководителя коллегиального органа меры, предусмотренные федеральным законом (ч. 2). Суд по требованию истца вправе присудить в его пользу денежную сумму, подлежащую взысканию с ответчика на случай неисполнения судебного акта, в размере, определяемом судом на основе принципов справедливости, соразмерности и недопустимости извлечения выгоды из незаконного или недобросовестного поведения (ч. 3).
Суд находит разумным и справедливым, обеспечивающим возможность исполнения решения установление срока исполнения требований в части организации разработки и согласования в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, в том числе ограды по ул. Советская до 31.12.2024; в части выполнения работ по сохранению Объекта, в том числе ограды по ул. Советская - до 31.10.2025; в части установки информационной надписи на Объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) - до 31.10.2024, что соответствует характеру, объему и последовательности мероприятий по сохранению Объекта, балансу интересов сторон.
Согласно ст. 321 ГК РФ, если в обязательстве участвуют несколько кредиторов или несколько должников, то каждый из кредиторов имеет право требовать исполнения, а каждый из должников обязан исполнить обязательство в равной доле с другими постольку, поскольку из закона, иных правовых актов или условий обязательства не вытекает иное.
Согласно п. 1 ст. 322 ГК РФ, солидарная обязанность (ответственность) или солидарное требование возникает, если солидарность обязанности или требования предусмотрена договором или установлена законом, в частности при неделимости предмета обязательства.
В соответствии с ч. 2 ст. 207 ГПК РФ при принятии решения суда против нескольких ответчиков суд указывает, в какой доле каждый из ответчиков должен исполнить решение суда, или указывает, что их ответственность является солидарной.
В рассматриваемом случае обязательства по сохранению Объекта и ограды в пределах земельного участка МКД должны быть выполнены собственниками жилых и нежилых помещений совместно с несением каждым затрат пропорционально занимаемой доле в общем имуществе МКД.
Учитывая, что возложенные решением суда на ответчиков обязанности являются неделимыми, они подлежат исполнению солидарно. При отказе кого-либо из собственников от участия в исполнении обязательств соответствующие затраты могут быть впоследствии заявлены к взысканию понесшими их лицами в рамках отдельного иска.
Поскольку истец был освобожден от уплаты государственной пошлины при подаче иска, в соответствии со ст. 103 ГПК РФ в доход муниципального образования городского округа город Кострома следует взыскать государственную пошлину в размере 300 руб. солидарно с ответчиков, помимо органов местного самоуправления, освобожденных от уплаты госпошлины.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Инспекции по охране объектов культурного наследия Костромской области удовлетворить.
Обязать Тютневу Людмилу Борисовну, Романычеву Ирину Леонидовну, Гореву Юлию Николаевну, Мариничеву Надежду Валерьевну, ФИО32, Чиркову Евгению Игоревну, Комиссарова Алексея Владимировича, Андрианову Наталью Валерьевну, Андрианова Сергея Сергеевича, Комиссарову Валентину Васильевну, Бондаренко Федора Вячеславовича, Бондаренко Татьяну Борисовну, Жукову Августу Ивановну, Управление муниципальным жилищным фондом Администрации г. Костромы исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 25/18, в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению Объекта, в том числе ограды по ул. Советская в пределах земельного участка с кадастровым номером 44:27:040109:42 под многоквартирным домом, в срок до 31.12.2024 (участие соразмерно занимаемой доле); организовать выполнение работ по сохранению Объекта, в том числе ограды по ул. Советская в пределах земельного участка с кадастровым номером 44:27:040109:42 под многоквартирным домом, в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до 31.10.2025 (участие соразмерно занимаемой доле); установить информационную надпись на Объект в соответствии с согласованным в установленном порядке проектом (макетом) в срок до 31.10.2024 (участие соразмерно занимаемой доле).
Обязать Управление имущественных и земельных отношений Администрации г. Костромы исполнить обязательства в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия в отношении объекта культурного наследия регионального значения «Дом жилой Голениных (земская сапожная фабрика), нач. XIX в., нач. XX в.», расположенного по адресу: г. Кострома, ул. Советская, 25/18 в части ограды, расположенной за пределами земельного участка с кадастровым номером 44:27:040109:42 под многоквартирным домом по адресу: г. Кострома, ул. Советская, д. 25/18, на землях, государственная собственность на которые не разграничена, в натуре, а именно: организовать разработку и согласование в установленном законодательством порядке проектной документации на проведение работ по сохранению ограды по ул. Советская в срок до 31.12.2024; организовать выполнение работ по сохранению ограды по ул. Советская в соответствии с проектной документацией, разработанной и согласованной в установленном законодательством порядке, а также сдать работы по акту приемки выполненных работ, в срок до 31.10.2025.
Взыскать с Тютневой Людмилы Борисовны, Романычевой Ирины Леонидовны, Горевой Юлии Николаевны, Мариничевой Надежды Валерьевны, ФИО33, Чирковой Евгении Игоревны, Комиссарова Алексея Владимировича, Андриановой Натальи Валерьевны, Андрианова Сергея Сергеевича, Комиссаровой Валентины Васильевны, Бондаренко Федора Вячеславовича, Бондаренко Татьяны Борисовны, Жуковой Августы Ивановны солидарно в доход бюджета городского округа г. Кострома государственную пошлину 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Костромской областной суд через Свердловский районный суд города Костромы в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Судья О.Д. Тележкина
Мотивированное решение изготовлено 08.02.2024.