РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Дело № 2-106/2024
УИД: 43RS0032-01-2024-000183-11
пгт. Санчурск 04 сентября 2024 года
Санчурский районный суд Кировской области в составе председательствующего судьи Швецовой Н.А.,
при секретаре Долгушевой Т.Н.,
с участием представителя истца МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и Кировской области Гомянина А.А.,
ответчика Патрушевой Н.В., представителя ответчика Шкляева С.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Межрайонного территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и Кировской области к Патрушевой Наталье Васильевне об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, занятой береговой полосой водного объекта, находящегося в федеральной собственности,
установил:
Межрайонное территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> (далее – МТУ Росимущества в Удмуртской Республике и <адрес>) обратилось в суд с иском к Патрушевой Н.В. об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, занятой береговой полосой водного объекта, находящегося в федеральной собственности. Требования мотивировали тем, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости на замеленный участок с кадастровым номером 43:28:360901:169, площадь. 400+/-7 кв.м, категории земель: земли населенных пунктов, вид размешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, расположенный по адресу: д. Русское Кубашево, <адрес>, ДД.ММ.ГГГГ зарегистрировано право собственности Патрушевой Натальи Васильевны (регистрационная запись № от ДД.ММ.ГГГГ).
Указанный земельный участок частично сформирован в границах береговой полосы водного объекта – р. Большая Кокшага, что подтверждается результатами камеральной работы КОГБУ «Вятский научно-технический информационный центр мониторинга и природопользования» (далее – КОГБУ «ВятНТИЦМП»)
Согласно письму КОГБУ «ВятНТИЦМП» от ДД.ММ.ГГГГ № в границах береговой полосы водного объекта – р. Большая Кокшага находится часть земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169 площадью 361,9 кв.м.
В силу ст. 8 Водного кодекса РФ, водный объект – река Большая Кокушага находится в федеральной собственности. Поскольку береговая полоса является неотъемлемой частью водного объекта, связана с ним территориально и функционально и составляет с ним единое целое как природный комплекс, то береговая полоса р. Большая Кокшага относится к федеральной собственности.
Образование спорного земельного участка с нарушением запретов, установленных нормами законодательства, нахождение части земельного участка, занятой береговой полосой водного объекта р. Большая Кокшага, в собственности ответчика влечет за собой нарушение интересов Российской федерации как собственника указанного имущества.
На основании изложенного, просит истребовать из чужого незаконного владения в собственность Российской Федерации часть земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169, занятой береговой полосой р. Большая Кокшага, площадью 361,9 кв.м., в координатах, указанных в схеме расположения земельного участка, составленной специалистом КОГБУ «ВятНТИЦМП».
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в части площади земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169 путем ее уменьшения с 400 кв.м. до 38,1 кв.м.
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в описании границ земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169 в части занятой береговой полосой р. Большая Кокшага.
В судебном заседании представитель истца – Гомянин А.А., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференцсвязи, на удовлетворении исковых требований настаивал. Дополнительно суду пояснил, что согласно возражений на исковое заявление, Ответчик указал, что спорный земельный участок был передан в собственность Турлову Н.М. на основании Постановления главы администрации Галицкого сельского Совета № от ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством на право собственности на землю, бессрочного пользования землей КВО № от ДД.ММ.ГГГГ. Нормы права, указанные в исковом заявлении, в тот период не действовали. На момент приватизации спорного земельного участка, находящегося в прибрежной полосе (ДД.ММ.ГГГГ), действующим законодательном, применимым к подобным сделкам, являлись земельный кодекс РСФСР и Водный кодекс РСФСР. Ответчик считает спорный земельный участок землями водного фонда. Законодатель закрепил, что земли по берегам водоемов являются частью (землями) водного фонда РСФСР, и эти земли являются частью водных объектов этого фонда (водоемов). Водные объекты могут быть переданы в пользование только предприятиям, учреждениям, организациям: этот перечень является закрытым и физические лица в него не входят. Более того, действующее на тот момент законодательство, не наделяло органы местного самоуправления правомочиями на предоставление земельных участков из земель водного фонда кому бы то ни было. Если имущество приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, собственник вправе обратиться с иском об истребовании имущества из незаконного владения приобретателя (статьи 301,302 ГК РФ). Оснований возникновения права на земельный участок у Ответчика нет, так как изначально участок был отчужден неуполномоченным лицом. В настоящее время земельный участок зарегистрирован как собственность ответчика. Ответчик узнал о нарушении из письма Прокуратуры, следовательно срок исковой давности не пропущен.
Ответчик Патрушева Н.В. и ее представитель Шкляев С.Ю. исковые требования не признали.
Представитель Шкляев С.Ю. показал, что Истец указывает, что спорный земельный участок образован и передан в собственность Ответчика с нарушением запретов, установленных нормами законодательства. В силу ч. 2 ст. 167 ГК РФ, при недействительности сделки каждая из сторон обязана возместить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре возместить его стоимость. Однако, как следует из заявленных истцом требований, иск заявлен об истребовании части земельного участка из чужого незаконного владения, что является виндикационным иском. Доказательств того, что спорный земельный участок, существующий в натуре определенной площади и в определенных границах, с зарегистрированными правами на него у Российской Федерации, незаконно выбыл из владения Российской Федерации или помимо ее воли в результате незаконных действий местных органов исполнительной власти или иных лиц, Истцом в настоящее дело не представлено.
Заявляя указанные требования, истец не только ставит под сомнение законность образования земельного участка ранее учтенного как объекта права в 1992 году с постановкой его на кадастровый учет, а также решение органа исполнительной власти о передаче его в собственность первоначальному собственнику, но и не оспаривает зарегистрированное право на него ответчика.
Спорный земельный участок был передан в собственность бесплатно Турлову Н.М. в 1992 году с согласованием границ в 1998 году, поэтому нормы права, введенные после возникновения правоотношений в отношении спорного земельного участка не могут быть применены.
Статья 27 Земельного кодекса РФ, предусматривающая ограничения оборотоспособности земельных участков, не относит земельные участки, расположенные в водоохраной зоне или прибрежной защитной полосе, непосредственно к землям, изъятым из оборота или ограниченным в обороте.
Следовательно, земельное законодательство не содержит ограничений на передачу в собственность земельных участков, которые расположены в водоохраной зоне.
Как следует из ч.4 ст. 97 ЗК РФ, в пределах земель природоохранного назначения вводится особый правовой режим использования земель, ограничивающий или запрещающий виды деятельности, которые несовместимы с основным назначением этих земель. Земельные участки в пределах этих земель не изымаются и не выкупаются у собственников земельных участков.
Формирование земельных участков в <адрес> и в том числе участков входящих в прибрежную полосу р. Большая Кокшага, проводилось при непосредственном участии и контроле Государственного комитета РСФСР по земельной реформе и в соответствии с требованиям действовавшего на тот момент законодательства. Положения Водного кодекса РСФСР о том, что земельные участки, находящиеся в прибрежной зоне водоемов, не могут быть предоставлены в собственность граждан, либо подлежат изъятию в собственность Российской Федерации в Водном кодексе отсутствовали.
В 1998 году действовало Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении положения о водоохранных зонах водных объектов и прибрежных защитных полосах». В п.18 Постановления указано, что установление водоохранных зон не влечет за собой изъятия земельных участков у собственников земель. Землевладельцев, землепользователей или запрета на совершение сделок с земельными участками, за исключением случаев предусмотренных законом.
Считают, что истцом пропущен срок исковой давности для подачи иска по заявленным требованиям. Общий срок исковой давности составляет три года.
Согласно содержащейся в материалах дела Выписки из ЕГРН № КУВИ-001/2023-134793582 о ДД.ММ.ГГГГ, земельный участков как объект права, был поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Истцу о том, что земельный участок находится в собственности предыдущего собственника, а границы в пределах береговой линии, было известно еще в 1998 году, в момент согласования Государственным Комитетом РФ по землеустройству границ принадлежащего ему земельного участка. А также, впоследствии, по результатам межевых работ, связанных с уточнением местоположения спорного земельного участка на основании схемы расположения земельного участка, утвержденного Главой администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Следовательно Истцом пропущен срок для обращения в суд.
В настоящее время не имеется федерального закона, который устанавливает прямой запрет на приватизацию земельных участков, расположенных в водоохраной зоне. Действующее законодательство не устанавливает ограничений для передачи в собственность земельных участков только на том основании, что они расположены в водоохраной зоне или прибрежной защитной полосе водного объекта.
Заявленные истцом требования не только нарушают законные права собственника на владение принадлежащим ему имуществом, но и противоречат основополагающим принципам, заложенным в Конституции РФ. Никто не может быть лишен своего имущества, иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Госкомимущество России, а в последующем Министерство имущественных отношений Российской Федерации и Росимущество не могли не быть осведомлены о принятии органами исполнительной власти Актов об образовании и предоставлении в 1993 году земельного участка Турлову Н.М., а также о согласовании границ спорного земельного участка в прибрежной полосе р. Большая Кокшага в 1998 году с Государственным комитетом Российской Федерации с указанием на нахождение его в прибрежной полосе р. Большая Кокшага, однако за судебной защитой не обращались. Таким образом, срок исковой давности по заявленным Истцом требованиям истек более 20 лет назад.
На основании изложенного в исковых требованиях просят отказать.
Привлеченный в дело в качестве третьего лица Патрушев Ю.А. исковые требования не признал.
Представитель третьего лица Отдела водных ресурсов по <адрес> Камского бассейнового водного управления Федерального агентства водных ресурсов, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился, представителем по доверенности Дудиным Д.В. представлен письменный отзыв, в котором просил рассмотреть дело в отсутствие их представителя, указал, что река Большая Кокшага находится в федеральной собственности, сведения о местоположении ее береговой линии (границах водного объекта), границах водоохраной зоны и прибрежной защитной полосы внесены в ГВР в соответствии с проектом «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Большая Кокшага с притоками Мамокша, Меленка и Ваштранга в границах <адрес>».
Земельный участок с кадастровым номером 43:28:360901:169 частично находится в границах береговой полосы р. Большая Кокшага, предназначенной для общего пользования, что является нарушением статьи 6 Водного кодекса РФ и статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации.
В соответствии с определением Верховного Суда Российской федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-ЭС15-13877 земельные участки, располагающиеся в береговой полосе водного объекта, находящегося в собственности Российской Федерации, также находятся в собственности Российской федерации; распоряжаться такими земельными участками администрации муниципальных образований не в праве. Исковые требования МТУ Росимущесва в Удмуртской Республике и <адрес> считает законными и подлежащими удовлетворению.
Представитель третьего лица Министерства охраны окружающей среды <адрес>, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по <адрес>, извещенного о времени и месте судебного заседания надлежащим образом, в суд не явился.
Представитель третьего лица администрации Санчурского муниципального округа <адрес> в судебное заседание не явился, просит рассмотреть дело в их отсутствие, решение оставляют на усмотрение суда.
Заслушав объяснения представителя истца, ответчика и его представителя, третьих лиц, исследовав представленные письменные доказательства, суд приходит к следующему.
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, на территории Санчурского муниципального округа <адрес> протекает река Большая Кокшага. На ее берегу расположена <адрес>.
В 1992 году земельный участок с кадастровым номером 43:28:360901:169 был передан в собственность бесплатно Турлову Н.М. на основании свидетельства на право собственности на землю, бессрочного (постоянного) пользования землей от ДД.ММ.ГГГГ КВО №, выданное администрацией Галицкого сельского совета.
Из свидетельства о праве на наследство по закону № следует, что ДД.ММ.ГГГГ земельный участок с кадастровым номером 43:28:360901:169 перешел в собственности Мизгиревой Ф.Н..
Из свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ <адрес> следует, что на основании договора купли-продажи земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ земельный участок перешел в собственность Павлычева В.И.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ Патрушева Н.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером №, на основании договора купли-продажи земельного участка и жилого дома от ДД.ММ.ГГГГ, право которой зарегистрировано ДД.ММ.ГГГГ, регистрационная запись №. 43-43-13/416/2010-566.
Данный земельный участок находится на землях населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования – для ведения личного подсобного хозяйства, его общая площадь составляет 400+/-7 кв.м., местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка, с почтовым адресом: <адрес>, д. Русское Кубашево.
Указанный земельный участок был поставлен на государственный кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно письму КОГБУ «ВятНТИЦМП» от ДД.ММ.ГГГГ № в границах береговой полосы водного объекта – р. Большая Кокшага находится часть земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169 площадью 361,9 кв.м. (из 400 кв.м.).
Координаты земельного участка, занятого береговой полосой определены в соответствии с со схемой земельного участка, составленной специалистом КОГБУ «ВятНТИЦМП» в системе координат МСК-43, 1 зона:
точка 1.1: Х - 404163,64, У -1230348,26
точка 3.1: Х – 404140,75, У – 1230357,25
точка 4: Х – 404133,44, У – 1230345,27
точка 5: Х - 404136,89, У – 1230341,5
точка 6: Х – 404144,37, У – 1230338,11
точка 7: Х – 404145,68, У – 1230340,97
точка 1: Х – 404156,57, У – 1230336,48
точка 1.1: Х - 404163,64, У -1230348,26
Установлено, что при определении границ земельного участка с кадастровым номером № в его состав, помимо распределяемых земель, частично вошли земли, занимаемые береговой полосой водного объекта общего пользования – река Большая Кокшага.
В границах береговой полосы водного объекта – река Большая Кокшага находится 361,9 кв.м земельного участка с кадастровым номером №. В системе координат МСК-43 установлены координаты поворотных точек частей данных земельных участков, расположенных в названных границах.
Данные выводы основаны на сведениях КОГБУ «ВятНТИЦМП» и проекта «Определение границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос на реке Большая Кокшага с притоками Мамокша, Меленка и Ваштранга в границах <адрес>.
В частности, названным проектом в соответствии со статьями 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации были определены ширина водоохраной зоны и ширина прибрежной защитной полосы на реке Большая Кокшага.
Согласно информации Отдела водных ресурсов по <адрес> Камского БВУ, земельный участок с кадастровым номером 43:28:360901:169 частично находится в границах береговой полосы р. Большая Кокшага, предназначенной для общего пользования, что является нарушением статьи 6 ВК РФ и статьи 27 ЗК РФ.
Между лицами, участвующими в деле, отсутствуют договорные отношения или отношения, связанные с последствиями недействительности сделки, спор о возврате имущества собственнику подлежит разрешению по правилам статей 301, 302 ГК РФ (п. 34 совместного постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав»).
Статьей 301 ГК РФ предусмотрено, что собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения.
Согласно п.1 ст.302 ГК РФ, если имущество возмездно приобретено у лица, которое не имело права его отчуждать, о чем приобретатель не знал и не мог знать (добросовестный приобретатель), то собственник вправе истребовать это имущество от приобретателя в случае, когда имущество утеряно собственником или лицом, которому имущество было передано собственником во владение, либо похищено у того или другого, либо выбыло из их владения иным путем помимо их воли.
Как разъяснено в п. 39 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, по смыслу п.1 ст. 302 ГК РФ собственник вправе истребовать свое имущество из чужого незаконного владения независимо от возражения ответчика о том, что он является добросовестным приобретателем, если докажет факт выбытия имущества из его владения или владения лица, которому оно было передано собственником, помимо их воли.
Как следует из материалов дела, на момент формирования и передачи в собственность спорного земельного участка порядок использования земель водного фонда определялся законодательством РСФСР.
Согласно ст.3 Водного кодекса РСФСР 1972 года в соответствии с Конституцией СССР и Конституцией РСФСР воды являются государственной собственностью - общим достоянием всего советского народа. Воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.
На основании ст.4 Водного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с Основами водного законодательства Союза ССР и союзных республик все воды (водные объекты) в РСФСР входят в состав единого государственного водного фонда. Единый государственный водный фонд включает реки, озера, водохранилища, другие поверхностные водоемы и водные источники, а также воды каналов и прудов.
Одновременно с Водным кодексом РСФСР и Основами водного законодательства СССР действовал Земельный кодекс РСФСР, утвержденный ВС РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ №, устанавливающий исключительную собственность государства на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.
Статьями 3 и 91 Земельного кодекса РСФСР от ДД.ММ.ГГГГ закреплены государственная собственность на землю и отнесение набережных к землям общего пользования.
В соответствии с положениями ст. 95 Земельного кодекса РСФСР земли, занятые водоемами, а также земли, выделенные под полосы отвода (по берегам) водоемов отнесены к землям водного фонда.
Аналогичные положения содержатся в действующих нормативных правовых актах.
В соответствии со ст.3 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ водное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области использования и охраны водных объектов в целях обеспечения прав граждан на чистую воду и благоприятную водную среду; поддержания оптимальных условий водопользования; качества поверхностных и подземных вод в состоянии, отвечающем санитарным и экологическим требованиям; защиты водных объектов от загрязнения, засорения и истощения; предотвращения или ликвидации вредного воздействия вод, а также сохранения биологического разнообразия водных экосистем. Цели водного законодательства Российской Федерации реализуются на основе принципа устойчивого развития (сбалансированного развития экономики и улучшения состояния окружающей природной среды).
В соответствии со ст.11 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ к поверхностным водоемам относятся озера, водохранилища, болота и пруды. Обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу и являются составной частью земельного участка.
Согласно ст.20 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ водные объекты общего пользования - водные объекты, находящиеся в общедоступном, открытом пользовании. Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, а также обособленные водные объекты, находящиеся в муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, если в водоохранных, экологических или иных интересах законодательством Российской Федерации не предусмотрено иное. Обособленные водные объекты, находящиеся в собственности граждан или юридических лиц, в установленном порядке могут использоваться как водные объекты общего пользования только при условиях регистрации данного ограничения права собственности на обособленные водные объекты в едином государственном реестре и выплаты вознаграждения собственнику. Полоса суши вдоль берегов водных объектов общего пользования (бечевник) предназначается для общего пользования. Каждый вправе (без использования транспорта) пользоваться бечевником для передвижения и пребывания у водного объекта общего пользования, в том числе рыболовства и причаливания плавательных средств. Ширина бечевника не может превышать 20 метров.
В силу ст.34 Водного кодекса РФ от ДД.ММ.ГГГГ в Российской Федерации устанавливается государственная собственность на водные объекты. Муниципальная и частная собственность допускается только на обособленные водные объекты. Изменение русла реки или иное изменение местоположения водного объекта не влечет изменения формы и вида собственности на водный объект, если иное не следует из указанного кодекса.
Как указано в статье 35 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ, все водные объекты, а также обособленные водные объекты (замкнутые водоемы), не находящиеся в муниципальной собственности, собственности граждан и юридических лиц, являются государственной собственностью. В государственной собственности находятся водные объекты, принадлежащие на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и водные объекты, принадлежащие на праве собственности субъектам Российской Федерации (собственность субъектов Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации в рамках своей компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Водные объекты, находящиеся в государственной собственности, не подлежат передаче в собственность муниципальным образованиям, гражданам и юридическим лицам.
В соответствии со статьей 36 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ водные объекты признаются федеральной собственностью Правительством Российской Федерации по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации.
Статьей 40 Водного кодекса Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что в собственности граждан и юридических лиц могут находиться обособленные водные объекты (замкнутые водоемы) - небольшие по площади и непроточные искусственные водоемы, не имеющие гидравлической связи с другими поверхностными водными объектами. Предельные размеры обособленных водных объектов определяются земельным законодательством Российской Федерации.
Согласно части 5 статьи 7 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 73-ФЗ «О введении в действие Водного кодекса Российской Федерации», под земельными участками, в границах которых расположены пруд, обводненный карьер, понимаются земельные участки, в состав которых входят земли, покрытые поверхностными водами, в пределах береговой линии.
В соответствии со статьей 102 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) к землям водного фонда относятся земли, занятые водными объектами, земли водоохранных зон водных объектов, а также земли, выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов, гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Занятые находящимися в государственной или муниципальной собственности водными объектами в составе водного фонда земельные участки отнесены к землям, ограниченным в обороте, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (подпункт 3 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с п.2 ст.27 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей на момент формирования спорного земельного участка) земельные участки, отнесенные к землям, изъятым из оборота, не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством (абз.1). Земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами (абз.2).
Согласно п/п.3 п.5 ст.27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки, в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, а в силу п.8 ст.27 этого же Кодекса запрещается приватизировать земельные участки в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом Российской Федерации.
В силу пп.1 п.1, п.2 ст.102 Земельного Кодекса РФ к землям водного фонда относятся земли, покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.
В соответствии с п.2 ч.2, ч.3 ст.5 Водного кодекса РФ водотоки (реки, ручьи, каналы) относятся к поверхностным водным объектам, которые состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии.
Согласно ч.6 ст.6 Водного кодекса РФ полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров.
В соответствии с ч.1 ст.8 Водного кодекса РФ водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).
Исключением из этого правила является нахождение в собственности субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица пруда, обводненного карьера, расположенных в границах земельного участка, принадлежащего на праве собственности субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу, если иное не установлено федеральными законами (ч.2 ст.8 ВК РФ).
Согласно ч.4 ст.65 Водного кодекса РФ водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира ( ч.1). В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности (ч.2).
Сведения о водоохранных зонах и прибрежных защитных полосах включаются в государственный водный реестр (п.8 ч.4 ст.31 ВК РФ).
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила определения местоположения береговой линии (границы водного объекта), случаев и периодичности ее определения, в соответствии с п.14 которых местоположение береговой линии (границы водного объекта) считается определенным со дня внесения сведений о местоположении береговой линии (границы водного объекта) в Единый государственный реестр недвижимости.
В силу п.2 Правил под определением местоположения береговой линии (границы водного объекта) в настоящих Правилах понимается установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) или уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Согласно п.3 Правил установление местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется не реже одного раза в 25 лет, а также в случаях: а) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) изменилось в результате естественных процессов руслоформирования, воздействий антропогенного характера и стихийных бедствий; б) если местоположение береговой линии (границы водного объекта) необходимо для установления границ водоохранной зоны и (или) границ прибрежных защитных полос соответствующего водного объекта.
В соответствии с п.4 Правил уточнение местоположения береговой линии (границы водного объекта) осуществляется в случаях: а) осуществления распоряжения водным объектом или его частью; б) в иных случаях при необходимости повышения точности установленного местоположения береговой линии (границы водного объекта).
Исходя из вышеуказанных требований закона, в 1993 году на момент формирования спорного земельного участка ответчика, водные объекты и их береговые полосы не могли предоставляться в частную собственность, в том числе и в составе земельных участков.
Исследованными в судебном заседании документами подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспариваются факт наложения земельного участка с кадастровыми номерами № на водный объект – река Большая Кокшага и его береговую полосу.
Таким образом, границы спорного земельного участка должны быть приведены в соответствие с императивными требованиями законодательства.
Отсутствие в Государственном водном реестре и в Едином государственном реестре недвижимости сведений о береговой линии реки Большая Кокшага на момент формирования спорного участка и на момент рассмотрения дела судом первой инстанции, о законности включения в состав участка части береговой полосы и водного объекта реки Большая Кокшага не свидетельствует.
Виндикация части участка не приведет к невозможности использования данного участка.
Доводы ответчика и его представителя суд считает несостоятельными, поскольку как указывалось выше, как на момент формирования спорного земельного участка ответчика, так и в настоящее время водные объекты и их береговые полосы не могли предоставляться в частную собственность, в том числе и в составе земельных участков. Образование после истребования части земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169 площадью менее минимального установленного размера не противоречит нормам действующего законодательства, так как это положение распространяется на вновь предоставляемые земельные участки.
Также ответчиком и его представителем заявлено ходатайство о применении срока исковой давности.
В соответствии со ст.208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования собственника или иного владельца об устранении всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения не были соединены с лишением владения (статья 304).
Следовательно, срок исковой давности истцом не пропущен.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению.
При этом суд считает необходимым истребовать из незаконного владения Патрушевой Н.В. по координатам характерных точек границ часть земельного участка с кадастровым номером №, находящихся в границах водного объекта – Река Большая Кокшага, соответственно площадью 361,9 кв.м., в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес>.
Координаты земельного участка определены в соответствии со схемой земельного участка, составленной специалистом КОГБУ «ВятНТИЦМП» в системе координат МСК-43, 1 зона:
точка 1.1: Х - 404163,64, У -1230348,26
точка 3.1: Х – 404140,75, У – 1230357,25
точка 4: Х – 404133,44, У – 1230345,27
точка 5: Х - 404136,89, У – 1230341,5
точка 6: Х – 404144,37, У – 1230338,11
точка 7: Х – 404145,68, У – 1230340,97
точка 1: Х – 404156,57, У – 1230336,48
точка 1.1: Х - 404163,64, У -1230348,26
В силу п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» решение суда является основанием для внесения изменений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).
Руководствуясь статьями 194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в удмуртской Республике и <адрес> к Патрушевой Наталье Васильевне об истребовании из чужого незаконного владения части земельного участка, занятой береговой полосой водного объекта из незаконного владения в собственность Российской Федерации - удовлетворить.
Истребовать из чужого незаконного владения Патрушевой Натальи Васильевны в собственность Российской Федерации в лице Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Удмуртской Республике и <адрес> часть земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169, занятой береговой полосой реки Большая Кокшага, площадью 361, 9 кв.м., в системе координат МСК -43, 1 зона:
точка 1.1: Х - 404163,64, У -1230348,26
точка 3.1: Х – 404140,75, У – 1230357,25
точка 4: Х – 404133,44, У – 1230345,27
точка 5: Х - 404136,89, У – 1230341,5
точка 6: Х – 404144,37, У – 1230338,11
точка 7: Х – 404145,68, У – 1230340,97
точка 1: Х – 404156,57, У – 1230336,48
точка 1.1: Х - 404163,64, У -1230348,26
Внести изменения в Единый государственный реестр недвижимости в описание границ земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169, изменив сведения о координатах границ и характерных поворотных точках земельного участка с кадастровым номером 43:28:360901:169 в части, занятой береговой полосой реки Большая Кокшага.
Взыскать с Патрушевой Натальи Васильевны в доход Муниципального образования Санчурский муниципальный округ Кировской области государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Кировский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Санчурский районный суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения суда.
Судья Н.А. Швецова
Мотивированное решение вынесено 09 сентября 2024 года.