Дело № 2а-26/2021
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Резолютивная часть решения оглашена 20 января 2021 года.
Мотивированное решение изготовлено 21 января 2021 года
20 января 2021 года с. Нюксеница
Нюксенский районный суд Вологодской области в составе:
Председательствующего - судьи Арсентьева Н.И.,
С участием прокурора Нюксенского района Свистунова Д.А.,
При секретаре Осекиной М.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению прокурора Нюксенского района к администрации Нюксенского муниципального района о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности принять меры к организации обустройства ограничивающих пешеходных ограждений,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Нюксенского района Вологодской области обратился в суд с иском к администрации Нюксенского муниципального района о признании незаконным бездействия ответчика и возложении обязанности принять меры к организации обустройства ограничивающих пешеходных ограждений пешеходного перехода. В обоснование заявленных требований указал, что по жалобе ОМВД России по Нюксенскому району прокуратурой района проведена проверка исполнения ответчиком требований законодательства о безопасности дорожного движения. Администрация Нюксенского муниципального района осуществляет дорожную деятельность в отношении дорог и улиц с.Нюксеница. Ограничивающие пешеходные ограждения на тротуарах, проходящих вдоль детских учреждений, предусмотрены положениями ГОСТ 52289-2019 «Технические средства организации дорожного движения», однако на пешеходном переходе по адресу: с. Нюксеница, на ул. Мира д. 4, расположенном рядом с образовательным учреждением БОУ «Нюксенская СОШ», они отсутствуют. За указанное нарушение администрация привлекалась к административной ответственности, в адрес ответчика вносилось представление об устранении причин и условий, способствующих возникновению угрозы безопасности дорожного движения, требования представления остались невыполненными. Необходимость установления защитных ограждений будет обеспечивать безопасность граждан, в том числе детей, при переходе проезжей части дороги по пешеходным переходам. Ссылаясь на положения законодательства РФ, просил признать незаконным бездействие администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области, выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения в части организации обустройства ограждения пешеходного перехода по адресу: с. Нюксеница, ул. Мира, возле дома № 4 и обязать ответчика в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации обустройства ограждения на вышеуказанном пешеходном переходе.
В судебном заседании прокурор Нюксенского района Свистунов Д.А. заявленные требования по доводам искового заявления поддержал в полном объеме, просил удовлетворить. По существу указал, что в прокуратуру района поступило обращение ОМВД России по Нюксенскому району о непринятии ответчиком мер к устранению угрозы безопасности дорожного движения при эксплуатации пешеходного перехода по адресу: с. Нюксеница, ул. Мира, возле дома № 4. Проведенной проверкой изложенные в обращении обстоятельства подтвердились, что послужило основанием для обращения в суд. Администрация района ссылается на недостаток денежных средств и отсутствие информации по ограждениям пешеходных переходов в проекте организации дорожного движения, однако приоритетом в обеспечении безопасности дорожного движения является жизнь и здоровье граждан, при этом проект организации дорожного движения должен соответствовать требованиям действующего законодательства РФ.
Представитель ответчика по доверенности Антюфеева Е.С. исковые требования признала. По существу пояснила, что полномочия по осуществлению дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них передано на уровень района в 2020 году. Отсутствие возможности обустройства на пешеходном переходе ограничивающих пешеходных ограждений вызвано недостатком денежных средств. Вместе с тем, за истекший год администрация района провела мероприятия по финансированию муниципальной программы «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории района», на реализацию которой в 2021 году запланированы денежные средства в размере 250 тысяч рублей. Внесение представления ГИБДД по существу исковых требований и отсутствие принятых мер по обустройству ограждений пешеходного перехода подтвердила, с заявленными сроками по организации исполнения требований была согласна.
Заслушав участников процесса, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно п. 1 ст. 39 КАС РФ, прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания оспариваемого решения, действия(бездействия) незаконным необходимо совокупное наличие двух условий: нарушение оспариваемым решением, действием(бездействием) прав, свобод и законных интересов административного истца и не соответствие принято решения, действия(бездействия) закону или иному нормативному правовому акту.
Прокурор района просил суд признать незаконным бездействия ответчика в части отсутствия организации обустройства на пешеходном переходе ограничивающих пешеходных ограждений и возложении обязанности принять меры к организации их обустройства.
В соответствии с пунктом 5 части 1, частью 5 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации отнесена к вопросам местного значения муниципального района.
Согласно пункту 6 статьи 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность включает в себя деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
В силу пункта 6 статьи 13 вышеуказанного закона к полномочиям органов местного самоуправления в области использования дорог и осуществления автомобильной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
На основании статьи 17 указанного федерального закона, содержание автомобильных дорог - это комплекс мер по поддержанию надлежащего технического состояния автомобильной дороги, оценки ее технического состояния, а также по организации и обеспечению безопасности дорожного движения.
В силу статьи 1, 3 и 12 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения является приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности. Ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог, проводимых с участием соответствующих органов исполнительной власти. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 20 декабря 2019 г. N 1425-ст утвержден и введен в действие с 01 апреля 2020 года ГОСТ Р 52289-2019 «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств». Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества граждан, охрану окружающей среды.
Пунктом 8.1.29 ГОСТ Р 52289-2019 установлено, что ограничивающие пешеходные ограждения применяют: перильные на газонах шириной 1 м и менее, отделяющих проезжую часть от тротуара (при отсутствии сплошной посадки кустарника по ГОСТ Р 52766), или тротуарах - на протяжении не менее 50 м в каждую сторону:1) от всех регулируемых наземных пешеходных переходов; 2) нерегулируемых наземных пешеходных переходов, расположенных на участках дорог или улиц: проходящих вдоль детских учреждений; местах концентрации ДТП, связанных с наездом на пешехода; где интенсивность пешеходного движения превышает 1000 чел./ч на одну полосу тротуара при разрешенной остановке или стоянке транспортных средств и 750 чел./ч при запрещенной остановке или стоянке. Аналогичные требования были установлены ранее п.8.1.27 ГОСТ Р 52289-2004. «Национальный стандарт Российской Федерации. Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств», утратившим действие с 01.04.2020 года.
В судебном заседании установлен факт бездействия администрации Нюксенского района Вологодской области в части организации обустройства ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходном переходу по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница, что подтверждается следующим.
В пользовании ответчика имеется проект организации дорожного движения по ул. Мира с. Нюксеница, утвержденный РОВД в 2011 году, тогда как его корректировка должна проводиться не реже одного раза в три года. На схеме движения пешеходный переход возле дома № 4 по ул. Мира с. Нюксеница нанесен в противоречие с фактически существующим местом его размещения, ограничивающие пешеходные ограждения на нем не предусмотрены.
05 октября 2020 года в адрес ответчика было направлено представление ОМВД России по Нюксенскому району об устранении нарушений действующих правил, стандартов и норм в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, в числе которого указано на отсутствие ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходном переходе по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница.
Письмом от 03.11.2020 года № 3486 администрация Нюксенского муниципального района предоставила ОМВД России по Нюксенскому району информацию об отсутствии ограждений пешеходного перехода в действующем проекте организации дорожного движения, необходимости внесения в него изменений в 2021 году с последующим проведением работ по обустройству ограждения.
За несоблюдение требований по обеспечению безопасности дорожного движения при содержании дорог, в том числе отсутствие дорожного ограждения у пешеходного перехода на ул. Мира с. Нюксеница, вблизи образовательного учреждения, постановлением Нюксенского районного суда от 02 июля 2020 года администрация Нюксенского муниципального района привлечена к административной ответственности по части 1 ст. 12.34 КоАП РФ к штрафу в размере 100000 рублей.
03 декабря 2020 года (должность) ОГИБДД по Нюксенскому району Б.А.Н. проведена проверка состояния улично-дорожной сети с. Нюксеница, в ходе которой подтверждено отсутствие ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходном переходе по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница.
В судебном заседании свидетель Б.А.Н. показал, что вопрос о возможности установки ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходном переходе по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница обсуждался с представителями администрации района неоднократно. Указанный недостаток представители администрации района мотивировали отсутствием денежных средств. Подъехать к школе со стороны центральной части села Нюксеница возможно только по ул. Мира, вдоль которой исторически сложился путь движения пешеходов, в том числе учащихся школы. Пешеходы следуют с левой стороны дороги по ходу движения к школе, затем пересекают проезжую часть дороги по ул. Мира и направляются к зданию школы.
Письмом от 30.12.2020 года № 4309 администрация Нюксенского муниципального района предоставила в адрес истца информацию об отсутствии ограждений пешеходного перехода в действующем проекте организации дорожного движения, необходимости внесения в него изменений в 2021 году с последующим проведением работ по обустройству ограждения при наличии финансирования.
Постановлением администрации Нюксенского муниципального района от 15.10.2018 № 289 утверждена муниципальная программа «Формирование законопослушного поведения участников дорожного движения на территории Нюксенского района на 2019-2030 годы» ожидаемым результатом которой является снижение доли дорожно-транспортных происшествий. Пунктом 2.9 Программы предусмотрено мероприятие по приведению в соответствие с действующим законодательством улично-дорожной сети района. Выпиской из решения Представительного Собрания Нюксенского муниципального района от 18.12.2020 № 70 подтверждается направление на реализацию мероприятий Программы в 2021 году денежных средств в размере 250 000 рублей.
Согласно статье 5 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения.
В силу части 4 статьи 6 вышеуказанного закона органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
Доказательств, которые могли бы с достоверностью свидетельствовать об отсутствии установленных нарушений действующего законодательства, ответчиком в материалы дела не представлено.
Бездействие ответчика в части организации обустройства ограничивающих пешеходных ограждений на пешеходном переходе по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница не соответствует требованиям вышеприведенного законодательства РФ, нарушает права граждан на безопасное дорожное движение, сохранение их жизни и здоровья, в связи с чем является незаконным.
В качестве способа защиты нарушенных прав ст. 11 Гражданского кодекса РФ предусмотрена судебная защита.
Статьей 12 Гражданского кодекса РФ одним из способов защиты гражданских прав предусмотрено присуждение к исполнению обязанности в натуре.
Судом установлено, что пешеходный переход на ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница расположен напротив БОУ ВО «Нюксенская СОШ», в жилой зоне населенного пункта с активным движением транспорта, в силу своего возраста дети нуждаются в пристальном внимании за их поведением при движении по дорогам, в соблюдении ими правил движения по пешеходным переходам, необходимостью принятия мер к возможности перехода проезжей части дороги в строго установленном месте.
Оценивая установленные в судебном заседании фактические обстоятельства дела в совокупности с доказательствами, представленными сторонами в условиях состязательности процесса, суд приходит к выводу, что требования прокурора Нюксенского района Вологодской области являются законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Восстановление прав неопределенного круга лиц на сохранение жизни и здоровья при движении по пешеходному переходу на ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница возможно выполнить путем возложения на ответчика обязанности принять меры по организации обустройства на пешеходном переходе по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница ограничивающих пешеходных ограждений.
Доводы ответчика об отсутствии ограждения в проекте организации дорожного движения, изложенные в письменных возражениях, противоречат фактическим обстоятельствам дела и требованиям действующего законодательства в виду следующего.
Положениями ст. 16, 18 Федерального закона от 29.12.2017 № 443-ФЗ «Об организации дорожного движения в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», приказом Минтранса России от 30.07.2020 N 274, распоряжением Правительства РФ от 04.11.2017 № 2438-р «Об утверждении перечня документов по стандартизации, обязательное применение которых обеспечивает безопасность дорожного движения при его организации на территории Российской Федерации» разработка, последующее утверждение и соответствие проекта организации дорожного движения требованиям законодательства в области обеспечения безопасности дорожного движения возложены на органы местного самоуправления. В случае несоответствия проекта организации дорожного движения требованиям национальных стандартов, в данный документ должны быть внесены изменения.
Довод представителя ответчика об отсутствии денежных средств на реализацию мероприятий по установке ограничивающих пешеходных ограждений не может служить основанием к отказу в удовлетворении иска, поскольку действующее законодательство не связывает реализацию полномочий органом местного самоуправления с наличием у них для этого финансовой возможности. В силу ст. 139,140 Бюджетного кодекса РФ органы местного самоуправления вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, осуществлять муниципальные заимствования, инициировать привлечение межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
В соответствии со ст. 227 КАС РФ в случае удовлетворения административного иска об оспаривании решения, действия (бездействия) и необходимости совершения ответчиком каких-либо действий, суд указывает срок устранения таких нарушений.
Требуемый прокурором срок, в течение которого вышеуказанные действия должны быть произведены ответчиком, является разумным и соответствует объему возложенных на ответчика обязанностей, направлен на обеспечение безопасности обучающихся БОУ ВО «Нюксенская СОШ» к очередному учебного году.
Учитывая, что административному ответчику для исполнения настоящего решения необходимо время, суд полагает целесообразным определить срок для исполнения решения суда в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Согласно п. 19 ч. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, освобождаются: государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов или ответчиков. С учетом изложенного, государственная пошлина с ответчика не взыскивается.
Руководствуясь ст.ст. 175-180,227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования прокурора Нюксенского района удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Нюксенского муниципального района Вологодской области выразившееся в непринятии мер по обеспечению безопасности дорожного движения на ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница в части отсутствия организации обустройства на пешеходном переходе ограничивающих пешеходных ограждений.
Обязать администрацию Нюксенского муниципального района Вологодской области в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу принять меры по организации обустройства на пешеходном переходе по ул. Мира возле дома № 4 с. Нюксеница ограничивающих пешеходных ограждений.
Составление мотивированного решения отложить до 21 января 2021 года.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Вологодский областной суд через Нюксенский районный суд в течение месяца со дня вынесения мотивированного решения суда.
Судья Н.И. Арсентьев