Судья: Демидович Г.Ф. Дело № 2-1820/2021
Докладчик: Мащенко Е.В. Дело №33-3727/2022
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:
Председательствующего Белик Н.В.
Судей Мащенко Е.В., Бутырина А.В.
При секретаре Давиденко Д.О.
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Новосибирске 12 апреля 2022 года дело по апелляционной жалобе представителя Министерства обороны Российской Федерации на решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым признано за Обух Галиной Тимирбаевной в порядке приватизации право собственности на жилое помещение - <адрес>, общей площадью 54,81 кв.м., жилой площадью 31,1 кв.м., расположенную на 16 этаже жилого <адрес>.
Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Мащенко Е.В., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Обух Г.Т. обратилась в суд с иском к Департаменту жилищного обеспечения Министерства обороны РФ, Министерству обороны РФ, ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ, ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации.
В обоснование заявленных требований указала, что на основании решения Департамента жилищного обеспечения МО РФ № от ДД.ММ.ГГГГ о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, с наймодателем ФГУ "Востокрегионжилье" МО РФ <адрес>, был заключен договор социального найма № от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру находящуюся в федеральной собственности по адресу: <адрес>, на семью из трех человек.
На основании договора социального найма в настоящее время по данному адресу зарегистрированы и проживают она, дочь - П.М.В., О.А.С. снят с регистрационного учета по месту жительства ДД.ММ.ГГГГ, в связи со смертью. В настоящее время право на приватизацию жилья ею и членами семьи не использовалось.
При обращении в МКУ <адрес> «ГЖА» с заявлением о приватизации им был дан отказ, поскольку право муниципальной собственности <адрес> на жилое помещение, расположенное по адресу <адрес> не зарегистрировано. П.М.В. отказалась от участия в приватизации. С учетом вышеизложенного, истец просила признать за ней право собственности в порядке приватизации на <адрес>.
Определением Первомайского районного суда <адрес>^ произведена замена ответчика ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ на его правопреемника ФГАУ «Центральное управление жилищно-социальной инфраструктуры (комплекса)» Министерства обороны РФ филиал «ВОСТОЧНЫЙ».
Заочным решение Первомайского районного суда <адрес> от 15.07.2021г. исковые требования были удовлетворены, за истицей признано право собственности в порядке приватизации на спорное жилое помещение.
От ФКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства Обороны Российской Федерации поступило заявление об отмене заочное решения.
Определением суда от 07.10.2021г. заочное решение было отменено, производство по делу возобновлено.
Судом постановлено вышеуказанное решение, с которым представитель Министерства обороны Российской Федерации не согласен, просит решение суда отменить и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных истцом требований.
В обоснование апелляционной жалобы указано, что спорное жилое помещение является федеральной собственностью и закреплено на праве оперативного управления за ФГКУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Обращает внимание на то, что согласие на приватизацию спорного жилого помещения может дать только собственник, однако истец документально не подтвердил факта обращения к собственнику спорного жилого помещения по вопросу его приватизации.
Считает, что законодательный порядок предоставления жилых помещений на условиях социального найма четко определен, при этом каких-либо положений, позволяющих в случае нарушения порядка отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду отнести такое жилое помещение к жилищному фонду социального использования и признать за гражданами право собственности в порядке приватизации, законодательство Российской Федерации не содержит.
В судебное заседании лица участвующие в деле не явились. Представителей не направили, извещены надлежащим образом. В порядке ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в их отсутствие. ФГАУ Центральное Управление «Жилищно-социальной инфраструктуры комплекса», направил заявление о рассмотрении дела в отсутствии представителя.
Исследовав материалы дела, проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в соответствии с ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.
Судом установлено, что О.А.С. проходил военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается послужным списком (л.д.14-21). То есть более 20 лет. Согласно выписке из приказа № от ДД.ММ.ГГГГ выслуга лет в Вооруженных Силах Российской Федерации составляет 30 лет 10 месяцев 01 день (л.д 37).
ДД.ММ.ГГГГ ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ вынесено решение № о предоставлении О.А.С. по договору социального найма жилое помещение в виде трехкомнатной квартиры, общей площадью 54,8 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> (л.д.111).
ДД.ММ.ГГГГ подписан договор социального найма с О.А.С. о передаче помещения находящегося по адресу: <адрес> Состав семьи при вселении: супруга - Обух Галина Тимирбаевна, дочь – П.М.В. (л.д.34).
Из представленного в материалы дела договора социального найма № от 14.08.2012г. следует, что Министерство Обороны РФ, действующее от именно собственника жилого помещения РФ, именуемое наймодатель, с одной стороны, и О.А.С., с именуемый наниматель, с другой стороны, заключили договор социального найма жилого помещения, на основании которого спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, передано нанимателю в бессрочное владение и пользование на основании извещения Департамента жилищного обеспечения МО РФ о распределении жилого помещения по договору социального найма. Договор подписан от лица МО РФ по доверенности от 20.01.2012г. начальником 4-го отдела ФКУ «Восточное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, сроком действия 1 год. (л.д.34)
Трехкомнатная квартира кадастровый №, общей площадью 54,8 кв.м., расположенная по адресу: <адрес> находится в собственности Российской Федерации и закреплена на праве оперативного управления ФГКУ «Специальное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации, что подтверждается выпиской из ЕГРН (л.д.32).
Согласно ответу Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ в реестре федерального имущества <адрес> по адресу: <адрес> не числится (л.д.7).
Согласно ответу МКУ «ГЖА» от ДД.ММ.ГГГГ в реестре муниципального имущества <адрес> по адресу: <адрес> не числится (л.д.31).
О.А.С. обращался в ФГУ «Востокрегионжилье» Министерства обороны РФ с заявлением о передаче ему занимаемого по договору социального найма жилого помещения в собственность в порядке приватизации, однако получил отказ и разъяснение, что реализация данного права осуществляется в судебном порядке (л.д. 30).
Согласно свидетельству о смерти О.А.С. умер ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № (л.д.119).
Истица Обух Г.Т. является супругой О.А.С., что подтверждается свидетельством о заключении брака I-СП № (л.д.118), которая была вселена в спорную квартиру как член семьи нанимателя О.А.С.
На момент обращения с иском в суд в спорной квартире зарегистрированы истица Обух Г.Т. (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время) и ее дочь П.М.В. (с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время), О.А.С. был снят с регистрационного учета в связи со смертью что подтверждается выпиской из домовой книги (л.д.39).
Дочь Писарева Мария Валерьевна отказалась от участия в приватизации <адрес> в <адрес>. Отказ от участия в приватизации нотариально удостоверен К.Н.С., временно исполняющей обязанности нотариуса нотариального округа <адрес> Б.Е.А. (л.д.12).
Обух Г.Т. ранее не реализовала свое право на приватизацию жилого помещения, о чем свидетельствуют представленные истцом в материалы дела доказательства. (л.д. 8, 112, 115, 116-117).
Разрешая заявленные требования по существу и приходя к выводу об их удовлетворении, суд первой инстанции, исследовав и оценив представленные сторонами доказательства, проанализировав установленные по результатам исследования доказательств фактические обстоятельства настоящего дела, руководствуясь положениями Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в РФ", Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом», исходил из того, что истец приобрела права пользования спорным жилым помещением на условиях договора социального найма после смерти супруга, ранее право на бесплатную приватизацию жилья не использовала, спорная квартира относится к жилищному фонду, подлежащему приватизации.
Данные выводы суда, по мнению судебной коллегии, являются правильными, основанными на собранных по делу и правильно оцененных доказательствах, соответствуют нормам действующего законодательства.
Судебная коллегия не соглашается с доводами жалобы заявителя об отсутствие у истца права на приобретение спорного жилого помещения в собственность в порядке приватизации, подлежат отклонению в силу следующего.
В соответствии с ч. 1 ст. 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно ст. 217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
При приватизации государственного и муниципального имущества, предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" (далее - Закон "О приватизации"), приватизация жилых помещений - это бесплатная передача в собственность граждан Российской Федерации на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде.
Граждане Российской Федерации, имеющие право пользования жилыми помещениями государственного или муниципального жилищного фонда на условиях социального найма, вправе приобрести их на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего, с согласия всех имеющих право на приватизацию данных жилых помещений совершеннолетних лиц и несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (ст. 2 Закона "О приватизации").
Согласно ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде один раз.
В пункте 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 8 (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) "О некоторых вопросах применения судами Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" указано, что требования граждан о бесплатной передаче жилого помещения в общую собственность всех проживающих в нем лиц либо в собственность одного или некоторых из них (в соответствии с достигнутым между этими лицами соглашением) подлежат удовлетворению независимо от воли лиц, на которых законом возложена обязанность по передаче жилья в собственность граждан, так как ст. 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" наделила граждан, занимающих жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда по договору социального найма, правом с согласия всех проживающих совершеннолетних членов семьи и проживающих с ними несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в общую собственность (долевую или совместную).
Исходя из смысла преамбулы и ст. 1, 2 Закона о приватизации жилищного фонда РФ гражданам не может быть отказано в приватизации занимаемых ими жилых помещений на предусмотренных этим законом условиях, если они обратились с таким требованием.
Согласно статье 4 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в аварийном состоянии, в общежитиях, в домах закрытых военных городков, а также служебные жилые помещения, за исключением жилищного фонда совхозов и других сельскохозяйственных предприятий, к ним приравненных, и находящийся в сельской местности жилищный фонд стационарных учреждений социальной защиты населения.
В силу ст. 6 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Согласно п. 2 ст. 19 ЖК РФ, в зависимости от формы собственности жилищный фонд подразделяется на частный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц; государственный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации); муниципальный жилищный фонд - совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям.
Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1624 установлено, что "Министерство обороны Российской Федерации (Минобороны России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области, а также уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в сфере управления и распоряжения имуществом Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Министерству обороны Российской Федерации организаций".
Согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом", Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений, акциями открытых акционерных обществ, созданных в результате приватизации находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации федеральных государственных унитарных предприятий, акции которых находятся в федеральной собственности.
Право военнослужащих на жилище установлено п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", согласно которому государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в порядке и на условиях, установленных данным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
В силу абз. 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" в редакции Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ, (в ред. Федеральных законов от ДД.ММ.ГГГГ N 141-ФЗ, от ДД.ММ.ГГГГ N 225-ФЗ) военнослужащим - гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях в соответствии со ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более предоставляются жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно на основании решения федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Порядок признания указанных лиц нуждающимися в жилых помещениях и порядок предоставления им жилых помещений в собственность бесплатно определяются Правительством Российской Федерации.
Удовлетворяя исковые требования о признании за Обух Г.Т. право собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд обоснованно исходил из того, что Обух Г.Т. является супругой О.А.С., которому спорное жилое помещение было предоставлено по договору социального найма, как военнослужащему в установленном порядке в период его службы, решение о предоставление жилого помещения по договору социального найма и договор социального найма спорного жилого помещения на день предъявления настоящего иска приобрели юридическую силу и никем не оспорены, недействительными не признаны.
Истец была вселена в спорную квартиру как член семьи нанимателя О.А.С., приобрела право пользования жилым помещением на условиях договора социального найма после смерти супруга, сведений о том, что ранее истец участвовала в приватизации жилья, не представлено, собственником спорного жилого помещения является Российская Федерация.
Сведений о том, что занимаемое истцом жилое помещение приватизации не подлежит исходя из положений ст. 4 Закона о приватизации, в материалах дела не имеется, каких-либо доказательств тому, что спорная квартира была предоставлена супругу истца в качестве служебного жилого помещения, находится на территории закрытого военного городка, ответчиками по правилам ст. 56 ГПК РФ не представлено, как и равно, не представлено доказательств придания иного статуса данной квартире в установленном законом порядке.
При таких обстоятельствах, не установив законных препятствий для приватизации жилого помещения, руководствуясь нормой ст. 2 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что у Обух Г.Т. возникло право на приватизацию занимаемого жилого помещения.
Действующим законодательством не урегулирован порядок реализации функций по передаче квартир в собственность граждан-военнослужащих в порядке приватизации, однако отсутствие норм законодательства, регулирующих вопрос о передаче жилых помещений в собственность граждан, вселившихся в жилые помещения в установленном законом порядке на основании договора социального найма не может служить основанием для ограничения их прав, гарантированных Конституцией Российской Федерации и вышеприведенными нормами материального права подлежащего применению к возникшим между сторонами спорным правоотношениям.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшим до 01.11.2020г., утверждены Правила предоставления военнослужащим – гражданам Российской Федерации, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными помещениями, жилых помещений в собственность бесплатно.
Согласно указанных Правил, жилые помещения в собственность бесплатно предоставляются военнослужащим-гражданам, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более либо общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, признанными нуждающимися в жилых помещениях, а также военнослужащим, не обеспеченным на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1768 "Об утверждении Правил признания военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, нуждающимися в жилых помещениях, формы выписки из решения о предоставлении жилого помещения, находящегося в федеральной собственности, в собственность бесплатно, формы акта приема-передачи жилого помещения и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", вступившим в силу с 01.11.2020г. предусмотрен новый порядок принятия решений о предоставлении жилого помещения военнослужащим, нуждающихся в жилых помещениях. Ст. 4 ГК РФ предусмотрено, что Акты гражданского законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения их в действие. Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом. По отношениям, возникшим до введения в действие акта гражданского законодательства, он применяется к правам и обязанностям, возникшим после введения его в действие. Отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 настоящего Кодекса.
Судебная коллегия вопреки позиции апеллянта соглашается с выводом суда о том, что, новые правила, установленные с ДД.ММ.ГГГГ к спорным правоотношениям не применяются.
Доводы апелляционной жалобы основываются на ошибочном толковании норм материального права. Оснований для иной оценки представленных доказательств и иного применения норм материального права не имеется. Суд с достаточной полнотой исследовал обстоятельства дела. Значимые по делу обстоятельства судом установлены правильно. Судом была дана надлежащая правовая оценка всем представленным сторонами доказательствам по делу в соответствии со ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ. Выводы суда соответствуют установленным обстоятельствам.
Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса РФ безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Первомайского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Министерства обороны Российской Федерации, без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи