Решение по делу № 8Г-16658/2020 [88-15599/2020] от 08.09.2020

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

Дело № 88-15599/2020

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    г. Кемерово    «22» октября 2020 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

    председательствующего     Дударёк Н.Г.,

    судей     Папушиной Н.Ю., Уфимцевой Н.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело № 22RS0066-01-2019-001318-02 по иску Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю к Администрации Железнодорожного района г. Барнаула, Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Янтарная» о признании действий незаконными, демонтаже контейнерной площадки, принятии решения о создании места накопления твердых коммунальных отходов по кассационной жалобе Администрации Железнодорожного района г. Барнаула на решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 28 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2020 г.

Заслушав доклад судьи Папушиной Н.Ю.,

установила:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Алтайскому краю (далее – Роспотребнадзор) обратилось в суд с иском к Администрации Железнодорожного района г. Барнаула (далее – Администрация), Обществу с ограниченной ответственностью Управляющая компания «Янтарная» (далее – ООО УК «Янтарная») о признании действий незаконными, демонтаже контейнерной площадки, принятии решения о создании места накопления твердых коммунальных отходов. В обоснование требований истцом указано, что управление многоквартирным домом по <адрес> в <адрес> осуществляет ООО «УК «Янтарная».

Контейнерная площадка для сбора и хранения твердых коммунальных отходов на прилегающей к указанному дому территории не организована. ООО УК «Янтарная» фактически эксплуатируется площадка для временного накопления отходов от многоквартирного дома по <адрес> в <адрес> за пределами земельного участка, принадлежащего собственникам многоквартирного жилого дома, которая не соответствует требованиям нормативно-технической документации (отсутствует площадка, отсутствует подъезд с твердым покрытием, нет ограждения), а также расположенная в охранной зоне инженерных сетей (тепловая сеть, газгольдерная). Исходя из заключения эксперта размещение контейнерной площадки для временного накопления отходов на земельном участке по <адрес> в <адрес> не представляется возможным. Экспертом определено ориентировочное местоположение контейнерной площадки, а именно размещение контейнерной площадки вне земельного участка по <адрес>, юго-восточнее земельного участка на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена.

Поскольку создание контейнерной площадки на обслуживаемой ООО УК «Янтарная» придомовой территории невозможно, правовые основания для возложения на управляющую компанию обязанности по созданию площадки на ином участке, не являющимся общедомовым имуществом, отсутствуют, обязанность по созданию площадки и внесению сведений об этом в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов возложена на орган местного самоуправления в лице Администрации.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Управление просило суд возложить на Администрацию обязанность принять решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена; направить в КЖКХ г. Барнаула решение по созданию места (площадки) накопления твердых бытовых отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес> для включения в реестр мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов; признать действия ООО УК «Янтарная» по использованию контейнерной площадки, расположенной между домами № и 112 по <адрес> в <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес> в г. Барнауле незаконным; возложить на ООО УК «Янтарная» обязанность с момента создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов от многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, на земельном участке, государственная собственность на который не разграничена, прекратить эксплуатацию контейнерной площадки, расположенной между домами № и 112 по <адрес> в <адрес> для временного накопления отходов от многоквартирного <адрес>, в нарушение санитарного законодательства, а именно: убрать два контейнера для сбора твердых бытовых отходов, расположенных между указанными домами.

Решением Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 28 февраля 2020 г. исковые требования удовлетворены.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2020 г. решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 28 февраля 2020 г. оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Администрации Железнодорожного района г. Барнаула изложена просьба об отмене обжалуемых судебных постановлений, как принятых с нарушением норм материального и процессуального права. Автор жалобы полагает, что судами неверно сделан вывод при определении обязанного лица по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов многоквартирного дома. Органом местного самоуправления могут быть созданы места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов только для собственного использования, обеспечения деятельности органов местного самоуправления и исполнения своих полномочий, но не для обеспечения жизнедеятельности жителей МКАД. Обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов для обслуживания МКД лежит на управляющей организации. Кроме того, судами не принят во внимание факт непринятия надлежащих мер по согласованию ООО УК «Янтарная» места (площадки) накопления ТКО.

В равной степени, по мнению заявителя, судами не учтены особенности исполнения расходных обязательств органом местного самоуправления, а также не установлен срок для исполнения постановленного решения.

В судебное заседание лица, участвующие в деле, будучи надлежащим образом извещенными о времени и месте рассмотрения дела, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, об отложении судебного разбирательства не просили. Учитывая разъяснения, данные в Обзоре по отдельным вопросам судебной практики, связанным с применением законодательства и мер по противодействию распространению на территории Российской Федерации новой коронавирусной инфекции (COVID-19) № 1, утв. Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 21 апреля 2020 г., принимая во внимание характер спора, руководствуясь статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ), судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения, исходя из следующего.

Согласно положениям части 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Правилами части 1 статьи 379.6 ГПК РФ определено, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Судами установлено, что многоквартирным домом по адресу: <адрес>, управляет ООО УК «Янтарная».

Сбор, хранение твердых бытовых отходов собственников помещений данного многоквартирного дома осуществляется на земельном участке за данным домом. Земельный участок не находится в собственности собственников многоквартирного дома, а относится к категории земель, собственность на которые не разграничена.

Согласно заключению эксперта ООО «Региональный Центр Оценки и Экспертизы» от ДД.ММ.ГГГГ фактически организованная площадка для временного накопления отходов многоквартирного дома по <адрес> в <адрес>, не соответствует требованиям нормативно-технической документации (отсутствует площадка, отсутствует подъезд с твердым покрытием, нет ограждения), а также расположена в охранной зоне инженерных сетей (тепловая сеть, газгольдерная). Исходя из вышеуказанных требований, дальнейшая эксплуатация контейнерной площадки на данном месте невозможна.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

На основании пункта 24 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» участие в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов относится к вопросам местного значения городского округа.

В силу части 4 статьи 13.4 Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации. Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестромест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно подпункту «д» пункта 11, подпункту «а» пункта 16 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. № 491, содержание общего имущества многоквартирного дома включает в себя сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме. Надлежащее содержание общего имущества в зависимости от способа управления многоквартирным домом обеспечивается собственниками помещений, в том числе и путем заключения договора управления многоквартирным домом с управляющей организацией.

Организации по обслуживанию жилищного фонда обязаны обеспечивать установку на обслуживаемой территории сборников для твердых отходов, своевременную уборку территории и систематическое наблюдение за ее санитарным состоянием, организацию вывоза отходов и контроль за выполнением графика удаления отходов. Мусоросборники всех типов должны устанавливаться на бетонированной или асфальтированной площадке, как правило, с ограждением из стандартных железобетонных изделий или других материалов с посадкой вокруг площадки кустарниковых насаждений (пункты 3.71, 3.7.4 Постановления Госстроя Российской Федерации от 27 сентября 2003 г. № 170 «Об утверждении Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда»).

В силу пункта 2.2.10 СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» содержание мест временного хранения отходов на территории многоэтажной жилой застройки производится лицами, осуществляющими управление многоквартирными домами; ответственность за содержание мусоросборников и территории, прилегающей к месту выгрузки отходов, несет организация, в ведении (управлении) которой находится дом.

В соответствии с пунктом 3 Правил обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, утв. постановлением Правительства Российской Федерации от 31 августа 2018 г. № 1039, места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов создаются органами местного самоуправления, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах.

Органы местного самоуправления создают места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов путем принятия решения в соответствии с требованиями правил благоустройства такого муниципального образования, требованиями законодательства Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, устанавливающего требования к местам (площадкам) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 2.4.1 Решения Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждение порядка участия органов местного самоуправления в организации деятельности по накоплению (в том числе раздельному накоплению), сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, захоронению твердых коммунальных отходов на территории города Барнаула» к полномочиям администраций районов города Барнаула относится принятие решений о создании мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула.

На основании пункта 2 Положения об организации деятельности органов местного самоуправления по созданию и согласованию создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов города Барнаула, утв. постановлением Администрации <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , администрация района города принимает решение о создании на подведомственной территории города места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Статьей 76 Устава городского округа – города Барнаула Алтайского края, принятого решением Барнаульской городской Думы от 28 февраля 2018 г. № 71, предусмотрено, что районные в городе администрации принимают решения о создании и согласовании создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, а также участвуют в определении схемы размещения и ведении реестра таких мест (площадок) в соответствии с законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами

Администрация района принимает решение о создании места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда обязанность по созданию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов лежит на других лицах, в порядке, установленном постановлением администрации города Барнаула, а также является уполномоченным органом в определении схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведении реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (пункты 7.1, 7.3 статьи. 15 Положения о Железнодорожном районе в городе Барнауле и Администрации Железнодорожного района города Барнаула, утв. решением Барнаульской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ ).

Удовлетворяя исковые требования, суды обеих инстанций пришли к выводу, что обязанность по принятию решения о создании места накопления отходов правомерно возложена на <адрес>, чью компетенцию входит реализация указанного полномочия.

Указанные выводы судов сделаны с соблюдением требований процессуального законодательства об оценке доказательств; нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 ГПК РФ при оценке доказательств судами допущено не было. Приведенные в обжалуемых судебных постановлениях суждения мотивированы и в кассационной жалобе по существу не опровергнуты, каких-либо нарушений норм материального или процессуального права со стороны судов не усматривается.

Доводы Администрации г. Барнаула о том, что ООО УК «Янтарная» не приняла надлежащих мер по согласованию места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов, противоречат материалам дела. Как установлено судами, ДД.ММ.ГГГГ управляющая компания подала заявку в орган местного самоуправления для согласования создания места (площадки) накопления твердых коммунальных отходов. Однако Администрация Железнодорожного района г. Барнаула не согласовала место размещения таковой.

Не могут служить основанием к отмене по сути верных судебных постановлений и доводы кассационной жалобы о том, что суды не указали срок, в течение которого должно быть исполнено решение суда.

На основании статьи 210 ГПК РФ решение суда приводится в исполнение после вступления его в законную силу, за исключением случаев немедленного исполнения, в порядке, установленном федеральным законом.

Поскольку судом первой инстанции принятое судебное постановление не обращено к немедленному исполнению, срок его исполнения определяется общими правилами о разумных сроках исполнения судебных актов и подлежит исчислению с момента предъявления исполнительного документа к взысканию.

Иные доводы о несогласии с выводами судов относятся к оценке доказательств и установлению фактических обстоятельств дела, а следовательно, не могут являться основанием для пересмотра судебных постановлений, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств над другими.

Кроме того, следует отметить, что принцип правовой определенности, являющийся гарантией верховенства права, предполагает, что стороны не вправе требовать пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений только в целях проведения повторного слушания и получения нового судебного постановления другого содержания. Иная точка зрения на то, как должно было быть разрешено дело, не может являться поводом для отмены или изменения вступившего в законную силу судебного постановления нижестоящего суда. Отклонение от данного принципа допустимо исключительно при наличии существенных и неоспоримых обстоятельств.

С учетом изложенного, принимая во внимание, что каких-либо доводов, свидетельствующих о допущенных по делу нарушениях норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, и оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных постановлений кассационная жалоба не содержит, судебная коллегия не находит оснований для её удовлетворения.

Руководствуясь статьями 390, 390.1 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Железнодорожного районного суда г. Барнаула от 28 февраля 2020 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 23 июня 2020 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Администрации г. Барнаула – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-16658/2020 [88-15599/2020]

Категория:
Гражданские
Статус:
Жалоба / представление ОСТАВЛЕНО БЕЗ УДОВЛЕТВОРЕНИЯ
Истцы
Управление роспотребнадзора
Ответчики
ООО УК Янтарная
Другие
Шлионский Давид Иосифович
Администрация города Барнаула
АО Барнаульская теплосетевая компания
ПОПОВ АЛЕКСАНДР АЛЕКСЕЕВИЧ
администрация Железнодорожного района города Барнаула
Комитет по строительству, архитектуре и развитию города Барнаула
Чернова Инна Юрьевна
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Судья
Папушина Н.Ю.- Судья ГР
Дело на странице суда
8kas.sudrf.ru
22.10.2020Судебное заседание
22.10.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее