12RS0016-01-2023-000760-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Козьмодемьянск 01 апреля 2024 года
Горномарийский районный суд Республики Марий Эл в составе судьи Шаховой К.Г., при секретаре судебных заседаний Пронюшкиной М.Н.,
с участием истца Ошаевой А.Г.,
представителя ответчика нотариуса Космодемьянского нотариального округа адвоката Кожевниковой Л.А. – Казукова С.А.,
представителя ответчика Азариашвили Е.Н. – адвоката Меркуловой Е.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ошаевой А.Г. к Азариашвили Е.Н., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней Азариашвили С.И., нотариусу Козьмодемьянского нотариального округа о признании недействительными свидетельств о праве на наследство по закону, признании права собственности на квартиру и земельный участок в порядке наследования,
установил:
Ошаева А.Г. обратилась в суд с иском к Азариашвили И.М., нотариусу Козьмодемьянского нотариального округа Республики Марий Эл о признании недействительными свидетельства о праве на наследство по закону, выданного 18 июля 2023 года и удостоверенного нотариусом Козьмодемьянского нотариального округа 18 июля 2023 года №-н/12-2023-2-469, свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ и удостоверенного нотариусом Горномарийского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ №, 12-01/186247, дополнительного свидетельства о праве на наследство по закону, выданного ДД.ММ.ГГГГ и удостоверенного нотариусом Горномарийского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ №, 186271, признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес> в порядке наследования после смерти ФИО3 за ФИО4, в после смерти ФИО4 – за Ошаевой А.Г.
В обоснование иска указано, что в результате неправомерных действий нотариуса по оформлению наследства после смерти ФИО3, отца истицы, вопреки установленному порядку при пропуске срока принятия наследства, наследнику ФИО9 были выданы свидетельства о праве на наследство в виде 1/6 доли в праве собственности на указанную квартиру и 1/3 доли в праве собственности на земельный участок в СТ «Заводской Садовод». Не согласившись с определением долей в наследстве умершего ФИО3, истец обратилась в суд с изложенными требованиями
В ходе судебного разбирательства ввиду смерти ответчика ФИО8, умершего после принятия к производству суда иска Ошаевой А.Г., к участию в деле в качестве его правопреемников привлечены принявшие наследство супруга Азариашвили Е.Н. и несовершеннолетняя дочь ФИО2
В суде истец Ошаева А.Г. исковые требования поддержала, настаивала на их удовлетворении, заявив, что после смерти отца ФИО3 ее сестра ФИО9 наследство не принимала, поскольку заявление нотариусу подано ею по истечении установленного законом шестимесячного срока. При этом истец и ее покойная мать ФИО4 были введены в заблуждение нотариусом относительно порядка обращения наследников за принятием наследства.
Ответчики Азариашвили Е.Н., несовершеннолетняя ФИО2, нотариус Козьмодемьянского нотариального округа в суд не явились, направили своих представителей адвоката Меркулову Е.Е., Казукова С.А., которые поддержали доводы, изложенные в отзывах на иск, заявив о пропуске истцом срока давности обращения в суд с изложенными требованиями, котрый следует исчислять с момента получения истцом оспариваемых свидетельств о праве на наследство по закону и свидетельства о регистрации права собственности на спорные объекты недвижимости.
Выслушав участников судебного заседания, изучив письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 2 статьи 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В состав наследства входят принадлежавшие наследодателю на день открытия наследства вещи, иное имущество, в том числе имущественные права и обязанности (пункт 1 статьи 1112 ГК РФ).
Согласно статьям 1113, 1114 ГК РФ наследство открывается со смертью гражданина. Днем открытия наследства является день смерти гражданина.
В силу статьи 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону имеет место, когда и поскольку оно не изменено завещанием, а также в иных случаях, установленных настоящим Кодексом
Наследники по закону призываются к наследованию в порядке очередности, предусмотренной статьями 1142-1145 и 1148 ГК РФ. Наследники каждой последующей очереди наследуют, если нет наследников предшествующих очередей, то есть если наследники предшествующих очередей отсутствуют, либо никто из них не имеет права наследовать, либо все они отстранены от наследования (статья 1117), либо лишены наследства (пункт 1 статьи 1119), либо никто из них не принял наследства, либо все они отказались от наследства (статья 1141 ГК РФ).
Согласно статье 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии со статьей 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен был его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось. При этом принятие наследства одним или несколькими наследниками не означает принятия наследства остальными наследниками.
Статья 1153 ГК РФ предусматривает способы принятия наследства путем фактического вступления во владение наследственным имуществом или подачей нотариальному органу по месту открытия наследства заявления о принятии наследства.
Судом установлено, что истец Ошаева А.Г. приходится дочерью ФИО3, умершему ДД.ММ.ГГГГ.
По материалам наследственного дела, после смерти ФИО3 открылось наследство, состоящее в том числе из 1/2 доли в праве собственности на квартиру общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, земельного участка с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, автомобиля марки <данные изъяты> года выпуска.
Наследство после смерти ФИО3, обратившись к нотариусу Горномарийского нотариального округа с заявлениями о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону, приняли относящиеся к наследникам первой очереди, дочери умершего ФИО9 и Ошаева А.Г., его супруга ФИО4
Указанным наследникам ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ выданы свидетельства о праве на наследство по закону по 1/3 доли каждому, состоящее из автомобиля марки <данные изъяты>, 1/2 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> земельного участка с кадастровым номером № по адресу: <адрес>
Пунктом 4 статьи 1152 ГК РФ предусмотрено, что принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Таким образом, обратившись в установленном порядке к нотариусу с заявлениями о выдаче свидетельств о праве на наследство по закону, ФИО5, ФИО9 и ФИО10 с 01 декабря 2005 года приобрели в долевую собственность спорные квартиру по 1/6 доли и земельный участок по 1/3 доли каждая.
Как следует из материалов наследственных дел № и №, после смерти ФИО9 ДД.ММ.ГГГГ ее наследство принял, обратившись к нотариусу Козьмодемьянского нотариального округа, наследник первой очереди сын ФИО11 Мать наследодателя ФИО4 от причитающейся ей в наследстве ФИО9 доли отказалась, о чем представила заявление от 27 апреля 2009 года.
ДД.ММ.ГГГГ после смерти ФИО11 ДД.ММ.ГГГГ посредством подачи заявления нотариусу наследство принял единственный наследник первой очереди - отец Азариашвили И.М.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО8 умер. По информации, предоставленной нотариусом Лосино-Петровского нотариального округа Московской области, к имуществу умершего ФИО8 заведено наследственное дело №, согласно материалам которого наследство путем подачи нотариусу соответствующих заявлений приняли супруга наследодателя Азариашвили Е.Н. и его несовершеннолетняя дочь ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ года рождения, тем самым указанные наследники приобрели право собственности на 1/6 доли в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> 1/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>.
ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО4, права на наследство которой состоящее, в том числе из 2/3 долей в праве собственности на квартиру по адресу: <адрес> 1/3 доли в праве собственности на земельный участок с кадастровым номером № по адресу: <адрес>, приобрела истец Ошаева А.Г., что подтверждается выданными ей ДД.ММ.ГГГГ свидетельствами, зарегистрированными под №, №.
Оспаривая права ответчика на наследственное имущество, истец ссылается на подачу ФИО9 после смерти ФИО3 заявления о выдаче свидетельства о праве на наследство с нарушением установленного законом шестимесячного срока, что, по мнению истца, влечет незаконность действий нотариуса по выдаче указанному наследнику свидетельства о праве на наследство по закону на спорное имущество и неправильное определение доли истца в этом имуществе.
Суд полагает приведенные доводы истца несостоятельными по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 1153 ГК РФ признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности, если наследник: вступил во владение или в управление наследственным имуществом; принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц; произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества; оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитающиеся наследодателю денежные средства.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 «О судебной практике по делам о наследовании» под совершением наследником действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства, следует понимать совершение предусмотренных пункте 2 статьи 1153 ГК РФ действий, а также иных действий по управлению, распоряжению и пользованию наследственным имуществом, поддержанию его в надлежащем состоянии, в которых проявляется отношение наследника к наследству как к собственному имуществу.
В качестве таких действий, в частности, могут выступать: вселение наследника в принадлежавшее наследодателю жилое помещение или проживание в нем на день открытия наследства (в том числе без регистрации наследника по месту жительства или по месту пребывания), обработка наследником земельного участка, подача в суд заявления о защите своих наследственных прав, обращение с требованием о проведении описи имущества наследодателя, осуществление оплаты коммунальных услуг, страховых платежей, возмещение за счет наследственного имущества расходов, предусмотренных статьей 1174 ГК РФ, иные действия по владению, пользованию и распоряжению наследственным имуществом. При этом такие действия могут быть совершены как самим наследником, так и по его поручению другими лицами. Указанные действия должны быть совершены в течение шестимесячного срока принятия наследства, установленного статьей 1154 ГК РФ.
В соответствии с пунктом 17 Методических рекомендаций по оформлению наследственных прав, утвержденных Правлением ФНП 28 февраля 2006 года и действовавших на момент возникновения спорных правоотношений, наследник вправе выбрать по своему усмотрению любой из способов принятия наследства: путем подачи соответствующего заявления нотариусу либо путем фактического принятия наследства (ст. 1153 ГК РФ). По желанию наследник может подать нотариусу заявление о принятии наследства, даже если он уже принял наследство фактически. При этом срок обращения за получением свидетельства о праве на наследство наследником, фактически принявшим наследство, как и наследником, принявшим наследство по заявлению, законом не ограничен (пункт 36 Методических рекомендаций).
Как следует из материалов наследственного дела ФИО3 №, данных в суде показания свидетеля ФИО12, работавшей нотариусом Горномарийского нотариального округа в 2006 году, ФИО9, обратившись к нотариусу с заявлением о выдаче свидетельства о праве на наследство по закону ДД.ММ.ГГГГ, представила документы, свидетельствующие о фактическом принятии ею в установленный статьей 1154 ГК РФ срок наследства умершего отца ФИО3: поквартирную карточку учета проживающих, согласно которой наследник была зарегистрирована по месту проживания наследодателя, паспорт транспортного средства и свидетельство о его регистрации в подтверждении нахождения указанного наследственного имущества в распоряжении наследника.
При таких обстоятельствах, вопреки доводам истца, у суда имеются все основания полагать, что ФИО9 наряду с Ошаевой А.Г. и ФИО4 в установленном законом порядке приняла наследство после смерти ФИО3, в связи с чем по заявлениям указанных наследников ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ были выданы свидетельства №, №, № о праве на наследство по закону в отношении спорных объектов недвижимости. Каких-либо нарушений закона, влекущих недействительность выданных наследникам ФИО3 свидетельств, при принятии ими наследства судом не установлено. Доказательств, свидетельствующих о допущенных остальными наследниками либо нотариусом при выдаче оспариваемых свидетельств злоупотреблениях, суду не представлено. В ходе судебного разбирательства довод истца о введении ее нотариусом в заблуждение относительно порядка принятия наследства, повлекшее нарушение наследственных прав истца, подтверждения не нашел.
Оценив сделанные в ходе судебного разбирательства заявления ответчиков об истечении срока исковой давности по заявленным требованиям, суд полагает их заслуживающими внимания.
В соответствии со статьей 195 ГК РФ исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
В силу пункта 1 статьи 196 ГК РФ общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 настоящего Кодекса. Если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права (пункт 1 статьи 200 ГК РФ).
Как следует из материалов дела, об обращении ФИО9 к нотариусу с заявлением о принятии наследства, т.е. об обстоятельствах, послуживших основанием для обращения в суд с требованием о признании свидетельств о праве на наследство недействительными, истец узнала, получив оспариваемые свидетельства №, №, №, № посредством выдачи доверенности ДД.ММ.ГГГГ ФИО4 еще в июне 2009 года. Однако в суд с иском об оспаривании этих свидетельств Ошаева А.Г. обратилась только ДД.ММ.ГГГГ, т.е. со значительным (более 14 лет) пропуском трехлетнего срока исковой давности, при этом не приведя уважительных причин, препятствовавших своевременной подаче настоящего иска. Между тем, истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (пункт 2 статьи 199 ГК РФ).
Учитывая, что у суда отсутствуют основания для признания недействительными свидетельств о праве на наследство по закону, выданных после смерти ФИО3, доли в наследстве последнего определены нотариусом с соблюдением прав всех принявших это наследство наследников (в том числе ФИО9), не подлежат удовлетворению и требования Ошаевой А.Г. о признании недействительным выданного ей свидетельства о праве на наследство ФИО4 от ДД.ММ.ГГГГ №, а также признании за истцом права индивидуальной собственности на спорные объекты недвижимости.
Исходя из выше изложенного, суд признает наличие предусмотренных законом оснований для приобретения в порядке наследования ответчиком Азариашвили Е.Н. и несовершеннолетней Азариашвили С.И. права собственности на доли в этом спорном имуществе, а значит, в удовлетворении исковых требований Ошаевой А.Г. следует отказать.
В соответствии с частью 1 статьи 98 ГПК РФ ввиду отказа в удовлетворении иска понесенные истцом расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
решил:
в удовлетворении исковых требований Ошаевой А.Г. к Азариашвили Е.Н., действующей в том числе в интересах несовершеннолетней Азариашвили С.И., нотариусу Козьмодемьянского нотариального округа о признании недействительными свидетельства о праве на наследство по закону, выданного и удостоверенного нотариусом Козьмодемьянского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ №, свидетельств о праве на наследство по закону, выданных и удостоверенных нотариусом Горномарийского нотариального округа ДД.ММ.ГГГГ №, №, ДД.ММ.ГГГГ №, №, признании права собственности на квартиру по адресу: <адрес> земельный участок с кадастровым номером №, расположенный по адресу: <адрес>, в порядке наследования после смерти ФИО3 за ФИО4, в после смерти ФИО4 – за Ошаевой А.Г. отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Марий Эл через Горномарийский районный суд в течение месяца дней со дня его принятия в окончательной форме.
Судья Шахова К.Г.
решение принято в окончательной форме 2 апреля 2024 г.