ЗАОЧНОЕ РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
<адрес> 05 декабря 2018 года
Ленинский районный суд <адрес> Республики в составе:
председательствующего судьи Дадакова С.С.,
при секретаре ФИО4,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> к ФИО1 о запрете эксплуатации автозаправочной станции,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> обратился в суд с иском к ФИО1 о запрете эксплуатации автозаправочной станции, обосновывая свои требования тем, что
<адрес> в октябре 2018 г. проведена проверка исполнения и соблюдения на взрывопожароопасном производственном объекте автозаправочной станции расположенной по адресу: Чеченская Республика, <адрес> (далее - АЗС), требований законодательства о промышленной и пожарной безопасности при осуществлении предпринимательской деятельности по розничной реализации потребителям моторного топлива, по результатам которой выявлены многочисленные нарушения требований названного законодательства, требующие принятие действенных мер, направленных на их устранение.
Проверкой установлено, что на АЗС организована розничная реализация жидкого и газомоторного топлива (сжиженный углеводородный газ) с использованием для временного хранения СУГ размещенного надземно резервуара, который является оборудованием, работающим под избыточным давлением 1,6 мегопаскаля, и в силу п. 2 приложения 1 и п. 5 приложения 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ №) по уровню потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества относящихся к 111 классу опасности.
Собственником АЗС является индивидуальный предприниматель ФИО1.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ № к видам деятельности в области промышленной безопасности в том числе относится эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Согласно ст. 9 ФЗ № лица, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и т.д.
Вместе с тем, проведенная проверка показала, что:
- в нарушение ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» на эксплуатацию указанного опасного производственного объекта у ФИО1111. отсутствует лицензия;
- в нарушение требований ст. 9 ФЗ № и п. 6 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила безопасности автогазозаправочных станций газомоторного топлива», утвержденных приказом Ростехнадзора от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - ФНП №), у лиц, допущенных к работе на АЗС отсутствуют документы, подтверждающие, что они отвечают соответствующим квалификационным требованиям и не имеют медицинских противопоказаний к указанной работе, подготовка и аттестация в области промышленной безопасности в отношении указанных лиц не проводились, кроме того в нарушение названной статьи на АЗС отсутствуют нормативные правовые акты, устанавливающие требования промышленной безопасности, а также правила ведения работ на опасном производственном объекте;
- в нарушение требований ч. 2 ст. 2 ФЗ №, АЗС в государственном реестре опасных производственных объектов не зарегистрирована;
- в нарушение требований п. 8 ФНП № рабочие АЗС допущены к самостоятельной работе на объекте без проведения вводного и первичного инструктажей;
- в нарушение требований п. 11 ФНП № на АЗС не разработан план мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте;
- в нарушение требований п. 12 ФНП № на рабочем месте обслуживающего персонала (операторской АЗС) отсутствует технологическая схема, отражающая расположение резервуара, его номера, а также газопроводы, запорную и предохранительную арматуру;
- в нарушение требований п. 193 ФНП № работники АЗС не обеспечены спецодеждой, головными уборами и защитными очками необходимыми в том числе для слива СУГ из автоцистерны в резервуар (сосуд);
- в нарушение требований ст. 15 ФЗ № не осуществлено обязательное страхование гражданской ответственности за причинение вреда в результате аварии или инцидента на АЗС;
- в нарушение ч. 1 ст. 13 ФЗ № в отношении указанного выше оборудования, работающего под избыточным давлением (сосуда), а также здания и сооружений АЗС не проведена экспертиза промышленной безопасности;
- в нарушение п.п. «б» п. 218 Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила промышленной безопасности опасных производственных объектов, на которых используется оборудование, работающее под избыточным давлением», утвержденных приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от ДД.ММ.ГГГГ № (далее
- ФНП №) на АЗС не назначены специалисты, ответственные за осуществление производственного контроля за безопасной эксплуатацией оборудования под давлением, за исправное состояние и безопасную эксплуатацию оборудования под давлением;
- в нарушение требований п. 302 ФНП № и п. 10 ФНП № не разработаны производственные (например, инструкция по режиму работы и безопасному обслуживанию сосуда) и должностные инструкции, графики по техническому обслуживанию, текущему и капитальному ремонту;
- в нарушение требований п. 2.1 приложения № ФНП № и ФНП № на АЗС отсутствуют эксплуатационные журналы и иные документы по контролю состояния оборудования и выполнению работ по обеспечению его работоспособного состояния в процессе эксплуатации, а именно, документы фиксирующие результаты работ, проводимых сменным обслуживающим персоналом в процессе эксплуатации оборудования: графики проведения технического обслуживания, проверок и осмотров сосуда для хранения СУГ и иного технологического оборудования, приемки и сдачи смены, обхода (осмотра) оборудования и проверки исправности установленных в его составе устройств, а также сведения об устранении выявленных при этом замечаний и дефектов, например, сменный журнал, сменные (суточные) рапорты (ведомости), журнал дефектов и замечаний, выявленных при работе оборудования, и результатов их устранения, журналы проверки исправности предохранительных клапанов и (или) иных устройств (приборов) безопасности); документы отражающие (содержащие) сведения о факте и результатах проведения работ по техническому обслуживанию, плановым и внеплановым ремонтам оборудования (далее - ремонт), в том числе о датах начала и окончания ремонта, результатах осмотра оборудования до начала ремонта и после его окончания, перечень выполненных в ходе ремонта работ, о результатах контроля качества ремонта (в том числе примененных при этом методах контроля и видов испытаний), например, журналы по техническому обслуживанию и ремонту оборудования (ремонтные журналы сосудов, трубопроводов, а также журналы технического обслуживания и ремонта, настройки и проверки срабатывания приборов и устройств безопасности оборудования, отдельно установленных, либо находящихся в составе автоматизированной системы управления).
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ №) устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 ФЗ № руководители организаций в том числе обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны’;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила «О противопожарном режиме» (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
В ходе проведенной проверки установлено, что:
- в нарушение п. 455 Правил, АЗС не оснащена жесткой буксировочной штангой длиной не менее 3 метров для экстренной эвакуации горящего транспортного средства с территории автозаправочной станции;
- в нарушение п. 457 Правил, площадка для автоцистерны не оснащена 2 передвижными огнетушителями;
- в нарушение п. 478 Правил, отсутствует специальный журнал произвольной формы, для учета периодичности осмотра и перезарядки огнетушителей;
- в нарушение п. 482 Правил, пожарный щит не укомплектован немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем согласно приложению № к Правилам.
- в нарушение п. 6.32 СП 156.13130.2014, на АЗС отсутствуют системы молниезащиты, заземления и защиты от статистического электричества.
- в нарушение п. 6.37 СП 156.13130.2014, на АЗС отсутствует источник наружного противопожарного водоснабжения.
Указанные нарушения законодательства о пожарной и промышленной безопасности подтверждаются справкой помощника прокурора <адрес> ФИО5 от ДД.ММ.ГГГГ, справкой исполняющего обязанности начальника ОНД и ПР по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, сведениями из Кавказского Управления Ростехнадзора, а также фотоматериалами произведенными в ходе прокурорской проверки.
Эксплуатация указанного выше взрывопожароопасного производственного объекта при наличии приведенных нарушений законодательства характеризуется значительной степенью общественной опасности, которая выражается в возможности возникновения пожара, взрыва и иных чрезвычайных ситуаций, способных привести к причинению вреда жизни и здоровью неопределённого круга потребителей, в том числе работников АЗС, повреждению и уничтожению имущества, принадлежащего как гражданам, так и иным лицам.
Например, в июне 2018 г. на принадлежащей индивидуальному предпринимателю ФИО6 автогазозаправочной станции, расположенной в <адрес> муниципального района, вследствие нарушения требований ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» и ФЗ «О пожарной безопасности» произошло возгорание с последующим взрывом, в результате которого 5 человек получили телесные повреждения в виде ожогов различной степени тяжести. Кроме этого, получили повреждения нежилое строение общей площадью 450 кв. метров, 18 легковых автомобилей и 4 цистерны с горюче-смазочными материалами.
Кроме того, сам ФИО1111. был ранее осужден по ч. 1 ст. 238 УК РФ Ленинским районным судом <адрес> (приговор от ДД.ММ.ГГГГ), за оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности при эксплуатации вышеуказанной АЗС.
В силу требований ч. 1 ст. 7 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки и утилизации был безопасен для жизни, здоровья потребителя, окружающей среды, а также не причинял вред имуществу потребителя. Требования, которые должны обеспечивать безопасность товара (работы, услуги) для жизни и здоровья потребителя, окружающей среды, а также предотвращение причинения вреда имуществу потребителя, являются обязательными и устанавливаются законом или в установленном им порядке.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Конституции РФ осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Согласно абз. 2 п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Статьей 1065 ГК РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
Гарантированное установленными государством мерами принуждения исполнение требований законодательства может быть достигнуто посредством обращения прокурора в суд с соответствующим иском и последующего исполнения судебного акта.
В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО7 уточнил исковые требования и просил суд запретить эксплуатацию автозаправочной станции, принадлежащей ФИО1, расположенную по адресу: Чеченская Республика, <адрес>, обязать ФИО1 произвести демонтаж автозаправочной станции, расположенной по адресу: Чеченская Республика, <адрес> за свой счет.
Ответчик ФИО1 в судебное заседание не явился, несмотря на то, что суд своевременно и надлежащим образом уведомил о дате, времени и месте рассмотрения дела.
Суд находит возможным, рассмотреть данное дело в порядке заочного производства.
Выслушав в судебном заседании пояснения прокурора, изучив материалы данного дела, суд находит необходимым удовлетворить заявленные требования.
Вышеуказанное подтверждается исследованными в судебном заседании справкой о результатах проверки деятельности объектов топливной промышленности, письмом начальника ОНД и ПР по <адрес> о выявленных нарушениях требований пожарной безопасности, письмом Ростехнадзор, приговором Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.
Часть 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации обязывает органы государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц, граждан и их объединения соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы.
В соответствии с ч. 1 ст. 6 ФЗ № к видам деятельности в области промышленной безопасности в том числе относится эксплуатация, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта.
Согласно ст. 9 ФЗ № лица, эксплуатирующие опасный производственный объект, обязаны:
соблюдать положения настоящего Федерального закона, других федеральных законов, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации, а также федеральных норм и правил в области промышленной безопасности; обеспечивать безопасность опытного применения технических устройств на опасном производственном объекте в соответствии с пунктом 3 статьи 7 настоящего Федерального закона;
допускать к работе на опасном производственном объекте лиц, удовлетворяющих соответствующим квалификационным требованиям и не имеющих медицинских противопоказаний к указанной работе;
обеспечивать проведение подготовки и аттестации работников в области промышленной безопасности;
заключать договор обязательного страхования гражданской ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельца опасного объекта за причинение вреда в результате аварии на опасном объекте и т.д.
Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № «О пожарной безопасности» (далее - ФЗ №) устанавливает, что обеспечение пожарной безопасности является одной из важнейших функций государства.
Согласно ст. 37 ФЗ № руководители организаций в том числе обязаны:
- соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны’;
разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности;
- содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению и т.д.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены правила «О противопожарном режиме» (далее - Правила), которые содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Проверкой установлено, что на АЗС организована розничная реализация жидкого и газомоторного топлива (сжиженный углеводородный газ) с использованием для временного хранения СУГ размещенного надземно резервуара, который является оборудованием, работающим под избыточным давлением 1,6 мегопаскаля, и в силу п. 2 приложения 1 и п. 5 приложения 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» (далее - ФЗ №) по уровню потенциальной опасности аварий на них для жизненно важных интересов личности и общества относящихся к 111 классу опасности.
Собственником АЗС является индивидуальный предприниматель ФИО1.
Статьей 1065 ГК РФ определено, что опасность причинения вреда в будущем может явиться основанием к иску о запрещении деятельности, создающей такую опасность.
В соответствии с ч. 1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц и, интересов Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199, 233-235 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
исковые требования прокурора <адрес> к ФИО1 о запрете эксплуатации автозаправочной станции, удовлетворить.
Запретить эксплуатацию автозаправочной станции, принадлежащей ФИО1, расположенную по адресу: Чеченская Республика, <адрес>.
Обязать ФИО1 произвести демонтаж автозаправочной станции, расположенной по адресу: Чеченская Республика, <адрес> за свой счет.
Ответчик вправе подать в Ленинский районный суд <адрес> заявление об отмене решения суда в течение семи дней со дня вручения ему копии этого решения.
Заочное решение может быть обжаловано сторонами также в апелляционном порядке в течение месяца по истечении срока подачи ответчиком заявления об отмене этого решения суда, а в случае, если такое заявление подано, то в течение месяца со дня вынесения определения суда об отказе в удовлетворении этого заявления.
Председательствующий С.С. Дадаков