дело № 33а-3353/2021 судья Тюрина О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 октября 2021 года г.Тула
Судебная коллегия по административным делам Тульского областного суда в составе:
председательствующего Юрковой Т.А.,
судей Исаковской Э.Л., Голомидовой И.В.,
при секретаре Кузнецовой И.А.,
с участием прокурора прокуратуры Тульской области Лазукиной О.Г.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе административного ответчика Сергеева Ю.В. на решение Щекинкого районного суда Тульской области от 02 июня 2021 года по делу по административному исковому заявлению ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области об установлении административного надзора и административных ограничений в отношении Сергеева Ю.В..
Заслушав доклад судьи Исаковской Э.Л., судебная коллегия
установила:
Федеральное казённое учреждение Исправительная колония №7 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Тульской области (далее - ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области) обратилось в суд с административным исковым заявлением к Сергееву Ю.В. об установлении административного надзора и административных ограничений. В обоснование требований указало, что Сергеев Ю.В. отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области по приговору мирового судьи судебного участка № 70 Советского судебного района г.Тулы от 01.09.2020, к которому по совокупности приговоров частично присоединено неотбытое наказание по приговору Пролетарского районного суда г.Тулы от 05.03.2018, за преступление, совершенное при опасном рецидиве преступлений. За время отбывания наказания в исправительном учреждении характеризуется положительно, имеет 3 поощрения, взысканий не имеет, вину по приговору признал полностью. Срок отбывания наказания истекает 31 августа 2021 года.
В соответствии со ст.3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» он относится к лицам, в отношении которых должен быть установлен административный надзор.
Административный истец просил суд установить административный надзор осужденному Сергееву Ю.В. на срок погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда г. Тулы от 05.03.2018 - 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с установлением административных ограничений в виде: обязательной явки после освобождения из мест лишения свободы три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением работы в ночное время суток.
В судебное заседание представитель административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом.
В судебном заседании административный ответчик Сергеев Ю.В., участвующий в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, административные исковые требования признал частично, не возражал против установления ему административного ограничения в виде обязательной явки после освобождения из мест лишения свободы в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации, просил не устанавливать ему административное ограничение в виде запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением работы в ночное время суток, ссылаясь на то, что проживает с гражданской женой и ее двумя малолетними детьми, ночной покой которых будет нарушать указанное ограничение.
Решением Щекинского районного суда Тульской области от 02.06.2021 административное исковое заявление ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области удовлетворено, Сергееву Ю.В. установлен административный надзор сроком на 8 лет, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания, с исчислением срока административного надзора со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания.
В отношении Сергеева Ю.В. установлены административные ограничения в виде: обязательной явки после освобождения из мест лишения свободы три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением работы в ночное время суток.
В апелляционной жалобе административный ответчик Сергеев Ю.В. выражает несогласие с решением, считает его незаконным, необоснованным, постановленным при неправильном определении обстоятельств, имеющих значение для дела, а также и несоответствии выводов суда фактическим обстоятельствам. Просит его изменить, исключив из него установление административного ограничения в виде запрещения пребывания вне жилого и иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в ночное время с 22 до 06 часов, за исключением работы в ночное время суток. Установить административный надзор сроком на один год и административное ограничение в виде одной обязательной явки после освобождения из мест лишения свободы в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации.
На данную апелляционную жалобу административным истцом и прокурором, участвующим в деле, поданы возражения, в которых они выражают согласие с постановленным по административному делу решением суда первой инстанции.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции не явился представитель административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области и административный ответчик Сергеев Ю.В. о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом в соответствии со статьей 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации заказными письмами.
Также в соответствии с частью 7 статьи 96 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации сведения о судебном заседании размещены на официальном сайте Тульского областного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно пункту 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю. Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 39 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 сентября 2016 года N 36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации" бремя доказывания того, что судебное извещение или вызов не доставлены лицу, участвующему в деле, по обстоятельствам, не зависящим от него, возлагается на данное лицо (часть 4 статьи 2, часть 1 статьи 62 КАС РФ).
Судебные извещения административному ответчику своевременно направлены по почте в виде заказного письма и не получены Сергеев Ю.В. по обстоятельствам, зависящим от него, в связи с чем, он считается извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.
Судебная коллегия в соответствии со ст.150 КАС РФ рассмотрела административное дело по апелляционной жалобе в отсутствие извещенных о времени и месте судебного заседания надлежащим образом и не просивших об отложении судебного разбирательства представителя административного истца ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области, административного ответчика Сергеева Ю.В.
Проверив материалы дела в соответствии со ст.308 КАС РФ, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав заключение прокурора прокуратуры Тульской области Лазукиной О.Г., полагавшей решение Щекинского суда Тульской области от 02.06.2021 законным и обоснованным, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
Основания и порядок установления административного надзора за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы, предусмотрены главой 29 КАС РФ, а также Федеральным законом от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы».
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст.3 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
В отношении указанных выше лиц, не требуется дополнительных условий установления административного надзора, предусмотренных ч. 3 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ.
На основании представленных доказательств судом установлено, что Сергеев Ю.В. приговором Пролетарского районного суда г.Тулы от 05.03.2018 осужден за совершение, преступлений предусмотренных п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ, ст.324 УК РФ по совокупности приговоров в виде лишения свободы сроком на 3 года 4 месяца, с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима. Преступления совершены ответчиком в вечернее время суток при опасном рецидиве.
Постановлением Щекинского районного суда Тульской области от 30.04.2020 неотбытая часть наказания в виде лишения свободы заменена на более мягкий вид наказания в виде исправительных работ на 10 месяцев 13 дней с удержанием 15 % из заработной платы в доход государства.
Однако, 04.06.2020 Сергеев Ю.В. вновь совершил преступление, предусмотренное ч.3 ст.30, ч.1 ст.158 УК РФ, за которое отбывает наказание в ФКУ ИК-7 УФСИН России по Тульской области по приговору мирового судьи судебного участка № 70 Советского судебного района г.Тулы от 01.09.2020 сроком на 1 год.
Таким образом, усматривается, что ответчик склонен к совершению правонарушений.
Согласно характеристике представленной администрацией исправительного учреждения Сергеев Ю.В. характеризуется положительно, имеет 3 поощрения, взысканий не имеет, вину по приговору признал полностью.
Частью ст.15 УК РФ предусмотрено, что преступление, предусмотренное п. «а» ч.3 ст.158 УК РФ относится к категории тяжких.
В п.«г» ч.3 ст.86 УК РФ указано, что в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления, судимость погашается по истечению восьми лет после отбытия наказания.
Удовлетворяя требования об установлении административного надзора в отношении административного ответчика, суд указал, что из содержания приговора Пролетарского районного суда г.Тулы от 05.03.2021 следует, что Сергеев Ю.В., осужден за совершение преступлений в условиях опасного рецидива преступлений, одно из которых относится к категории тяжких.
После отбытия наказания по приговору приговору мирового судьи судебного участка № 70 Советского судебного района г.Тулы от 01.09.2020 у Сергеева Ю.В. сохраняется неснятая и непогашенная судимость по приговору Пролетарского районного суда г.Тулы от 05.03.2021, что является основанием для установления в отношении него административного надзора.
При таких обстоятельствах выводы суда о наличии предусмотренных п. 2 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» оснований для установления в отношении Сергеева Ю.В. административного надзора являются правильными, а требования исправительного учреждения – обоснованными.
В силу части 1 статьи 4 Федерального закона N 64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории, обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
Согласно ч.8 ст.272 КАС РФ при разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда о необходимости применения к Сергееву Ю.В. административных ограничений в виде: обязательной явки после освобождения из мест лишения свободы три раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания для регистрации; запрещения пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания, в период с 22 часов до 06 часов, за исключением работы в ночное время суток.
Перечень административных ограничений, установленных в отношении Сергеева Ю.В., чрезмерным не является и соответствует положениям ст.4 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» и отвечает обстоятельствам и степени опасности совершенного Сергеевым Ю.В. преступления, способствуют предупреждению совершения им и других преступлений и правонарушений, оказанию на него профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, а также будут способствовать его социальной адаптации.
Статьёй 5 Федерального закона РФ от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы» регламентированы сроки установления административного надзора. Такой срок в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 Федерального закона №64-ФЗ (то есть имеющего непогашенную судимость за совершение преступления при опасном рецидиве преступлений) устанавливается на срок, установленный срока, истекшего после отбытия наказания (пункт 2 часть 1 статья 5).
Срок административного надзора исчисляется в отношении лица, указанного в ч.1 ст.3 настоящего Федерального закона, при наличии основания, предусмотренного п.1 ч.3 ст.3 настоящего Федерального закона, и лиц, указанных в ч.2 и 2.1 ст.3 настоящего Федерального закона, со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или пребывания (п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 6 апреля 2011 года №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобождёнными из мест лишения свободы»).
Таким образом, суд первой инстанции правомерно, с учётом действующего законодательства, установил Сергееву Ю.В. административный надзор на срок, определенный для погашения судимости по приговору Пролетарского районного суда г.Тулы от 05.03.2018, то есть на 8 лет, исчисляемый со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства или месту пребывания, поскольку Сергеев Ю.В. осужден за совершение тяжкого преступления при опасном рецидиве преступлений.
Несогласие Сергеева Ю.В. с назначенным сроком административного надзора не может повлечь изменение решения суда первой инстанции, поскольку возможность уменьшения данного срока законом не предусмотрена.
В части 3 статьи 55 Конституции РФ закреплено, что права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты прав и законных интересов других лиц.
В соответствии с п.22 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 года №15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», административные ограничения направлены на выявление и устранение причин и условий, способствующих совершению преступлений или административных правонарушений, а также оказание воспитательного воздействия на лиц в целях недопущения совершения указанных правонарушений или антиобщественного поведения. Установленные решением районного суда административные ограничения не ограничивает право поднадзорного лица на труд, получение образования, медицинской помощи и т.п.
Соглашаясь с выводом суда о необходимости применения к Сергееву Ю.В. административных ограничений в виде пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания в период времени с 22:00 до 06:00 часов, за исключением работы в ночное время суток и явки три раз в месяц в органы внутренних дел, судебная коллегия полагает, что данные административные ограничения установлены с учетом данных, характеризующих личность административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенного им преступления, конкретных обстоятельств преступления, соответствуют достижению задач административного надзора и необоснованными не являются.
Установление административного надзора для предупреждения совершения правонарушений и оказания профилактического воздействия на лиц, освобождаемых или освобожденных из мест лишения свободы согласуется с нормой частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Доказательств, свидетельствующих о том, что установленные административные ограничения влекут нарушение прав административного ответчика, последним не представлено. Установленный в отношении Сергеева Ю.В. административный надзор является временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
Судебная коллегия обращает внимание, что в силу ч. 2 ст. 9 Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобождаемыми из мест лишения свободы», разъяснений, данных в пунктах 28, 31 вышеназванного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16.05.2017 № 15 суд в течение срока административного надзора на основании заявления органа внутренних дел или поднадзорного лица либо его представителя с учетом сведений, характеризующих личность поднадзорного лица, в том числе о соблюдении им административных ограничений и выполнении предусмотренных Законом обязанностей и иных заслуживающих внимания обстоятельств, может частично отменить административные ограничения (ограничение), а также по истечении не менее половины установленного судом срока административного надзора досрочно прекратить административный надзор.
Таким образом, Сергеев Ю.В. не лишен права в установленном законом порядке обратиться за решением вопроса о частичной отмене административных ограничений, а также о досрочном прекращении административного надзора.
Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые в рамках рассмотрения административного иска и оценки доводов в обоснование заявленных административных исковых требований не проверены и не учтены судом первой инстанции и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права.
Выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, а также на нормах материального права, регулирующих спорные правоотношения.
Материалы дела свидетельствуют о том, что предусмотренные ст.310 КАС РФ основания для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке отсутствуют.
Руководствуясь ст.308,309 КАС РФ, судебная коллегия
определила:
решение Щекинкого районного суда Тульской области от 02 июня 2021 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу административного ответчика Сергеева Ю.В. - без удовлетворения.
В соответствии с частью 2 статьи 318, частью 1 статьи 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кассационная жалоба (представление) может быть подана в Первый кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий
Судьи